Перуница

» » Когда обломился винт

Рукоделие » 

Когда обломился винт

Когда обломился винт

С трудом отворачиваемая (как, впрочем, и трудноввинчиваемая) крепежная деталь (винт или шпилька) грозит многими неприятностями, как мелкими, так и крупными. К последним можно смело отнести обрыв в теле детали части шпильки или винта, поскольку извлечение остатка метиза из резьбового отверстия или гнезда детали – дело очень «тонкое», требующее большой аккуратности.

Причин обрывов крепежных деталей может быть несколько: превышение крутящего момента затяжки; использование низкосортных резьбовых изделий; «прикипание» резьб детали и метиза вследствие коррозии или высокотемпературного нагрева и другие.

Обрывы крепежных деталей можно подразделить на три вида: первый – когда часть метиза, оставшаяся в теле детали, выступает над ее поверхностью; второй – когда обрыв крепежа произошел заподлицо с поверхностью детали; и, наконец, третий – когда обрыв шпильки или винта произошел ниже поверхности детали. Такое разграничение сделано потому, что каждый из этих видов обрывов метизов требует своего подхода в вопросе извлечения остатков.


Обрыв находится над поверхностью детали

Когда обломился винт
Обрыв метиза выше поверхности детали:
1 –деталь;
2 – остаток метиза;
3 – обжимные клещи

Если часть стержня оборвавшегося винта (шпильки) выступает над поверхностью детали (например, оторвалась одна головка метиза), то, пропитав предварительно за несколько раз резьбу в гнезде специальной жидкостью или, в крайнем случае, керосином и выждав время, еще можно попытаться вывернуть остаток метиза, используя соответствующие специальные захватывающие инструменты: обжимные клещи, трубный ключ, тиски и т.п.

Другой прием – приварить к торцу выступающей части пруток-рычаг и после пропитки резьбы жидкостью попытаться вывернуть остаток метиза.

Иногда такое сделать удается, если же нет, то придется использовать следующий способ извлечения остатка метиза из резьбового отверстия или гнезда – высверливание тела стержня до резьбы и выковыривание витков резьбы метиза из детали. Извлечь витки резьбы можно крючком из жесткой проволоки. Операцию желательно начинать снизу, там легче произвести первоначальное зацепление. К тому же еще не извлеченные верхние витки метиза предохранят от повреждения крючком резьбу детали. С небольшими особенностями этот способ применим и в двух следующих наиболее часто встречающихся на практике случаях обрыва крепежных деталей.


Обрыв заподлицо с поверхностью детали

Когда обломился винт
Обрыв метиза заподлицо с поверхностью детали:
1 –деталь; 2 – остаток метиза; 3 – кернер; 4 – стартовое сверло; 5 – финишное сверло; 6 – крючок

Пожалуй, это самый серьезный случай. Если есть возможность, надо запилить торец крепежной детали, чтобы он стал ровным и, определив поточнее его центр, сделать здесь глубокий керн. Затем сверлом, равным внутреннему диаметру резьбы метиза (или чуть меньше его), просверлить сквозное осевое отверстие в остатке. На самом метизе измерить внутренний диаметр резьбы очень непросто, поэтому, если есть доступ к отверстию, то лучше замерить его диаметр «в свету». Когда и это сделать невозможно, тогда нужно воспользоваться приведенной таблицей.

Резьба крепежной детали
МЗ
М4
М5
М6
М8
М10
М12
Диаметр финишного отверстия (сверла)
2,5
3,3
4,2
5,0
6,7
8,5
10,2

Когда диаметр стержня метиза достаточно большой, то операцию высверливания его тела лучше провести за несколько приемов, раз за разом увеличивая диаметр сверла до финишного. Если резьбовое отверстие и в детали сквозное, то рассверливание целесообразно начать с обратной стороны детали– торец крепежа там, наверняка, плоский, а зачастую в нем уже есть центровое отверстие, и тогда задача облегчается – делать керн в этом случае нет необходимости.


Обрыв находится ниже поверхности детали

Когда обломился винт
Обрыв метиза ниже поверхности детали и извлечение остатка метиза экстрактором:
1 – деталь; 2 – остаток метиза;
3 – втулка;
4 – сверло; 5 – экстрактор

Для высверливания, прежде всего, как и в предыдущем случае, надо сделать глубокий керн точно по оси крепежной детали. Задача эта непростая, тем более, что торец обычно неровный, а опилить его (сделать плоским) не представляется возможным. Но выход есть: надо подобрать соответствующую втулочку из обрезка трубки с наружным диаметром по диаметру гнезда и сверлом диаметром, равным проходному отверстию втулки, просверлить направляющее отверстие в обломке метиза. Затем сверлом, равным внутреннему диаметру резьбы (или чуть меньшим), рассверлить это отверстие. Остатки стержня (витки его резьбы) осторожно, чтобы не повредить резьбу детали, выковыривают из ее канавок. Если метиз обломился глубоко и витков резьбы отверстия (гнезда) достаточно, чтобы за них «зацепился» соответствующий метчик (чистовой), то остатки можно вырезать им, заодно и прокалибровав резьбу.

Во всех трех случаях облома крепежной детали, но, более всего, во втором и третьем случаях применимо с пользой новое приспособление, называемое в зарубежных справочниках экстрактором (вероятно, от латинского слова extractum – извлеченное). Продается оно в наборах по несколько штук для метизов с резьбами определенного интервала (например МЗ – Мб; Мб – М8; М8 – М12 и т.д.) в комплекте с соответствующими сверлами, а иногда и со втулками. Покупать набор с экстракторами под большую резьбу вряд ли целесообразно, так как обломить такие метизы очень непросто (если только с помощью трубы-рычага), скорее, на них сорвется резьба.

Когда обломился винт
Экстрактор для извлечения остатков крепежных деталей с правой резьбой

Сам экстрактор напоминает по виду метчик, но без продольных пазов. Рабочая часть у него коническая и имеет левую винтовую нарезку. При вворачивании экстрактора в отверстие, просверленное в остатке метиза (имеющего правую резьбу), происходит выворачивание последнего.
Начало операции такое же, как во втором и третьем случаях: накернивание центра, сверление осевого отверстия диаметром, соответствующим экстрактору, и затем работа экстрактором.

В завершение операции, даже при удачном извлечении остатка винта или шпильки, резьбовое отверстие детали необходимо прокалибровать восстановителем резьбы или чистовым метчиком.

Если же операция по удалению остатка прошла не совсем удачно и резьба в детали оказалась все-таки безнадежно испорченной, придется отверстие рассверлить и нарезать в нем резьбу чуть большего (ближайшую по ряду) диаметра, и использовать для крепежа другой соответствующий метиз.
Когда же такой выход из положения неприемлем и для соединения деталей необходима крепежная деталь с такой же резьбой, то можно сделать следующее. Рассверлив, как и в предыдущем случае отверстие (только на 8–10 миллиметров больше), нарезать в нем резьбу и ввернуть в него футорку – резьбовую втулку с прежней внутренней резьбой и наружной, соответствующей отверстию.

А.ПОЛИБИН
Моделист-Конструктор
№ 9/2003

http://www.motoizh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=209

http://www.perunica.ru/rukodelie/5232-kogda-oblomilsya-vint.html  





Когда обломился винт

Категория: Рукоделие

<
  • 1 300 комментариев
  • 394 публикации
23 сентября 2011 22:34 | #1

Искатель

0
  • Регистрация: 16.12.2009
 
Иногда, когда "закипает" гайка на болте или шпильки - бывает полезным нагреть детали (к примеру на камфорке плиты газовой) и резко сунуть это всё в ёмкость с водой. Резкий нагрев, охлаждение, а также водяные пары - дадут шанс отвернуть гайку.

<
  • 940 комментариев
  • 2 524 публикации
23 сентября 2011 22:49 | #2

svasti asta

0
  • Регистрация: 3.07.2009
 
Как в первом варианте облома получилось у меня, например, открутить одну шпильку, накрутив на неё гайку (резьбы хватило только-только) и сделать сверху пропил ножовкой до середины гайки, в пропил вставить плоскую железячку и вывернуть гаечным ключём. С другой такой шпилькой фокус не вышел, стала крошиться - из говна сделана(собсна, поэтому и обломилась, щас многое делают из этого материала bad ). Теперь вот думаю как её выкрутить grabli Вообще замечено, если гайка ни в какую не хочет откручиваться, в ней надо просверлить отверстие в доступном месте, хоть сверху, хоть сбоку. Видимо у неё таким образом снимается внутреннее напряжение, и без особых усилий она сходит

<
  • 169 комментариев
  • 0 публикаций
24 сентября 2011 07:41 | #3

ASTR 17

0
  • Регистрация: 22.08.2011
 
Цитата: svasti asta
Вообще замечено, если гайка ни в какую не хочет откручиваться, в ней надо просверлить отверстие в доступном месте, хоть сверху, хоть сбоку. Видимо у неё таким образом снимается внутреннее напряжение, и без особых усилий она сходит

Это происходит в случае если материал гайки меньше по твёрдости сопряженного с ней резьбового материала. В случае если материал гайки больше по твердости сопряженного материала, внутренние напряжения формируются в большей степени в сопряженной поверхности и сверлить гайку не будет считаться целесообразно.

--------------------

<
  • 5 комментариев
  • 0 публикаций
24 сентября 2011 12:21 | #4

лесовик-охотник

0
  • Регистрация: 7.05.2011
 
Лучше использовать левое сверло, часто при высверливании обломок начинает выворачиваться сам т.к. и напряжение снялось и нагрелся

<
  • 517 комментариев
  • 12 публикаций
24 сентября 2011 21:11 | #5

Babayker

0
  • Регистрация: 25.03.2010
 
Я левых свёрел вообще в продаже не видел bq для меня это почти мифическое животное.
Если закипело - мочите в керосине, WD-40 (продают в автомагазинах) или в серной кислоте. Керосин имеет очень высокую способность смачивания (собственно вэдэшка тоже)и пролезет в любую щель, размягчая грязь и ржавчину.
Вообще по опыту бывает проще высверлить сразу под следующий в ГОСТе диаметр крепежа и нарезать резьбу, все эти ухищрения со стартовыми, финишными свёрлами, крючками и экстракторами.... Надо ещё учитывать где это взять всё, тот же экстрактор на рынке не найти, в магазинах тем более не видел, мб в специальных или под заказ, но стоить такое удовольствие будет огого, ради одного-двух винтов - бред. Если уж обломилось много, так деталь сразу можно выкидывать, либо запорешь пока сверлишь, либо исцарапаешь/расколешь пока возишься.
Кстати если отломился крепёж заподлицо, то можно взять сточенный отрезной круг, болгаркой напилить аккуратно шлиц и ударной отвёрткой выкрутить.

<
  • 940 комментариев
  • 2 524 публикации
24 сентября 2011 21:20 | #6

svasti asta

0
  • Регистрация: 3.07.2009
 
Цитата: Babayker
тот же экстрактор на рынке не найти

Всё там есть, я взял набор в автомагазине примерно за 70 р, правда ещё не юзал, а в другом строительном магазине видел набор за 200 с чем-то р.

<
  • 18 комментариев
  • 0 публикаций
24 сентября 2011 23:42 | #7

Arty

0
  • Регистрация: 30.10.2009
 
Экстрактор по другому называется шпильковерт. В свободной продаже в автомагазинам. Продаются как по одному, так и наборами.Цены приемлимые. А вот левых сверел да, нигде не видел.

<
  • 41 комментарий
  • 7 публикаций
24 сентября 2011 23:53 | #8

окунь

0
  • Регистрация: 14.06.2010
 
Если стальной обломок в алюминии, то можно начудить, сверло старается уйти в алюминий.

<
  • 940 комментариев
  • 2 524 публикации
25 сентября 2011 08:53 | #9

svasti asta

0
  • Регистрация: 3.07.2009
 
Цитата: Arty
Экстрактор по другому называется шпильковерт

Шпильковёрт это совсем другое - вот он:
Девайс крутой наверно, но стоит 500 рублей, вот тут всякие причендалы: http://avtocluch.ru/index.php?categoryID=181&sort=Price&direction=ASC

<
  • 202 комментария
  • 3 публикации
25 сентября 2011 20:42 | #10

198вшп

0
  • Регистрация: 13.04.2011
 
Превышение крутящего момента затяжки
Ха-ха-ха
А знаете как на наших заводах (нпз)обстоит дело с крутящим моментом затяжки:вот стоит установка на ремонте,вскрывается аппарат для внутрен осмотра(посмотрели ,почистили),приходят цеховые слесаря и начиют "болтить".Н-р,крышку теплообменника(ключи за 50 на гайки),начинают тянуть - сначала накидными ключами,потом кувалдой по ключам,потом труба метров 5 на ключ -рычаг и тянут.Прессуем - есть пропуск,опять тянут,но теперь за ключ цепляют за крюк крана"ивановца" и тянут.Какой на хер КРУТЯЩИЙ в жопу момент!А отчего это?А от того,что теплообменник 70-х годов и зеркало на корпусе в сколах и не каким стальным кольцом не стянешь.Выручает физ свойства металла:когда установка работает по теплообменнику херачет хрень с температурой за 200,при нагреве металл расширяется ,ну поняли короче.
P.S.:производство газовзрывопожароопасное практически в черте города.
Вот такие пироги у бабы Дуни

<
  • 77 комментариев
  • 1 публикация
26 сентября 2011 08:19 | #11

habanasailor

0
  • Регистрация: 18.01.2011
 
А левым сверлом все-таки частенько помогает, и есть они, и у меня, и в природе, и в народе... тоже.

<
  • 6 комментариев
  • 0 публикаций
3 октября 2011 12:21 | #12

vishnevetskij

0
  • Регистрация: 5.04.2010
 
Если не большая деталь ее можно поместить в посудину с уксусом. И через время свободно откручивается. Мне помогло.

<
  • 151 комментарий
  • 19 публикаций
11 февраля 2013 00:24 | #13

Окстись

0
  • Регистрация: 10.07.2009
 
Нормально экстракторы справляются, как-то из двигателя сорванный болт выкрутил=) счастью не было предела)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера