Борис Зворыкин

Борис Зворыкин

Борис Зворыкин родился 1 (13) октября 1872 года в Москве в купеческой семье. В 1892-1893 годах он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а позже, возможно, посещал занятия в С.-Петербургской Академии художеств. Ещё в юности, он увлёкся "русской темой", наиболее гармоничное художественное воплощение, которой было связано с творчеством Елены Поленовой, Виктора Васнецова и Сергея Малютина.

Любовь к русской старине – истории, легендам и фольклору, декоративно-прикладному искусству, иконописи и деревянному зодчеству, древней каллиграфии, орнаментике и книжной миниатюре – стала тем стержнем, на котором в дальнейшем строилась творческая судьба Зворыкина. С 1898 года Борис Зворыкин иллюстрировал и оформлял книги для московских и петербургских издательств И.Д. Сытина, А.И. Мамонтова, И.Н. Кнебеля, А.Ф. Маркса и А.А. Левинсона. В 1903 году в московском издательстве "Товарищество скоропечатни А.А. Левинсона" вышла с его иллюстрациями и в его же оформлении двенадцатистраничная книжка "Сказка о золотом петушке" А.С. Пушкина, ставшая первым опытом художника в области детской книги.






























Имя Бориса Зворыкина сегодня известно специалистам-книжникам и людям, увлекающимся искусством особенно эпохой XIX-XX веков. Но рядовому читателю, пожалуй, это имя ничего не скажет. Борис Зворыкин был одним из основоположников "русского стиля" в книжной иллюстрации и, пожалуй, лучший график-орнаменталист начала XX века. Самобытное творчество художника до недавних пор могло быть оценено лишь немногими знатоками-коллекционерами – счастливыми обладателями редких и дорогостоящих изданий, выпущенных в дореволюционной Москве да в эмигрантском Париже.

Причина такого забвения коренилась, с одной стороны, в изначально принятом этим художником сравнительно узком диапазоне творческой практики, ограниченном, по преимуществу, сферой книжной и прикладной графики, а с другой – в избранном им пути независимого построения художественной карьеры, выразившемся в последовательном неучастии в каких-либо "групповых стратегиях".

Зворыкин остался в стороне от таких этапных для отечественного искусства коллективных выступлений, как выставки Московского товарищества художников, "Мир искусства" и "Голубая роза". Сотрудничество Зворыкина в другом символистском органе – роскошном крупноформатном журнале "Золотое руно", этом детище московского мецената и художника Н. П. Рябушинского, оказалось эпизодическим и ограничилось несколькими виньетками, выполненными им в 1906-1909 годах. Все это привело к тому, что талантливый и оригинальный мастер был обойден вниманием газетно-журнальной критики, которая всегда влияла на общественную оценку значимости того или иного художественного явления.


Борис Зворыкин родился 1 (13) октября 1872 года в Москве в купеческой семье. В 1892-1893 годах он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а позже, возможно, посещал занятия в С.-Петербургской Академии художеств. Ещё в юности, он увлёкся "русской темой", наиболее гармоничное художественное воплощение, которой было связано с творчеством Елены Поленовой, Виктора Васнецова и Сергея Малютина. Любовь к русской старине – истории, легендам и фольклору, декоративно-прикладному искусству, иконописи и деревянному зодчеству, древней каллиграфии, орнаментике и книжной миниатюре – стала тем стержнем, на котором в дальнейшем строилась творческая судьба Зворыкина. С 1898 года Борис Зворыкин иллюстрировал и оформлял книги для московских и петербургских издательств И.Д. Сытина, А.И. Мамонтова, И.Н. Кнебеля, А.Ф. Маркса и А.А. Левинсона. В 1903 году в московском издательстве "Товарищество скоропечатни А.А. Левинсона" вышла с его иллюстрациями и в его же оформлении двенадцатистраничная книжка "Сказка о золотом петушке" А.С. Пушкина, ставшая первым опытом художника в области детской книги.

Стилистически эта работа перекликается с "Василисой Прекрасной" в оформлении Билибина, изданной годом ранее в Санкт-Петербурге "Экспедицией заготовления государственных бумаг" и справедливо считающейся одним из высших билибинских достижений в этом жанре. Сфера детской книги не заняла прочного места в творчестве Бориса Зворыкина и, в отличие от Билибина, чьи достижения здесь в 1900-е годы были весьма впечатляющими, он лишь эпизодически обращался к иллюстрированию сказок.

Творческие траектории этих двух художников (которые, впрочем, едва ли были близко знакомы друг с другом) на некоторое время разошлись. Основной областью приложения сил Зворыкина в эти годы стала прикладная графика, а также оформление историко-художественных альбомов, юбилейных и подарочных книг, настенных и настольных календарей.

В числе оформленных им книг можно назвать следующие: "Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси" (СПб., 1909; издание выпущено Санкт-Петербургской епархией), "Крепостничество и воля" (как значится на титуле – "роскошно иллюстрированное юбилейное издание в память 50-летия освобождения крестьянства", М., 1911), "В память столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года" (Стокгольм, 1912), юбилейный настенный календарь-альбом на 1912 год с рисунками по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" (М., 1912), памятная книга "Егорьевский городской голова Никифор Михайлович Бардыгин: 1872-1901" (М., 1912), подарочные издания "Летописный и лицевой изборник Дома Романовых" (М., 1913) и "Москва" (М., 1914). Книжные работы художника экспонировались на выставке "Искусство в книге и плакате", состоявшейся в Санкт-Петербурге зимой 1911/1912 года.


Борис Зворыкин был одним из самых заметных авторов рождественских и пасхальных поздравительных карточек. Получил он известность и как художник открытых писем, выполнив акварелью серии открыток на темы "Смутное время", "Нашествие Наполеона 1812 года", "Русские дети", "Русские былины", "Охота", а с 1914 года – на патриотические темы, воодушевлявшие граждан воюющей державы.

Последовательный приверженец и творец "русского стиля", Зворыкин был высоко оценен членами императорской фамилии, имевшей особое расположение к национальным художественным образам и формам. Он нередко привлекался для выполнения заказов Императорского двора – известны, например, исполненные им меню торжественных обедов в честь французских сенаторов и депутатов в Москве (1910) и в честь приезда в Россию британской торговой миссии (1912). В 1909-1912 годах художник участвовал в росписях кафедрального собора святого равноапостольного Александра Невского в Симферополе и Феодоровского Государева собора в Царском Селе, заслужив благодарность императора. Им был исполнен и титульный лист к выпущенному в 1915 году роскошному альбому "Феодоровский Государев собор в Царском Селе. Вып. 1: Пещерный храм во имя преп. Серафима Саровекого Чудотворца". Феодоровский собор был разорен большевиками после 1917 года, а затем сильно пострадал в Великую Отечественную войну (здание его было восстановлено в 1993 году). Симферопольский же собор был взорван в 1927 году, и только недавно начались работы по его восстановлению на прежнем месте.

В марте 1915 года Зворыкин, наряду с другими известными художниками (в их числе были Иван Билибин, Виктор Васнецов, Константин Маковский, Михаил Нестеров и Николай Рерих), а также архитекторами, искусствоведами, литераторами, государственными, общественными и церковными деятелями, стал учредителем "Общества возрождения художественной Руси" – организации, которая ставила целью "распространение в русском народе широкого знакомства с древним русским творчеством во всех его проявлениях и дальнейшее преемственное его развитие в применении к современным условиям".

Намеченную обширную программу этого общества, насчитывавшего к началу 1917 года почти триста членов, не удалось осуществить из-за революции – его последнее общее собрание состоялось за неделю до отречения императора Николая П.

В конце 1917 года Борис Зворыкин оформил Послание Поместного собора о восстановлении патриаршества – уникальный двадцатиметровый манускрипт, писанный от руки в стиле грамот XVII столетия и украшенный фигурами святых. Художник исполнил также эскиз патриаршей печати и оформил Личное послание патриарха Тихона главам зарубежных христианских церквей. В конце 1917 – начале 1918 года художник сотрудничал (одновременно с Сергеем Чехониным и Александром Бенуа) в детском альманахе "Творчество", где были опубликованы его иллюстрации к сказке Алексея Ремизова "Товарищи" (Кн. 1. Пг., 1917), и оформил книгу В. Волжанина "Древняя Русь в пословицах и поговорках" (Пг., 1917, 2-е изд.: 1919). Тогда же он проиллюстрировал для издательства И.Д. Сытина две книжки "сказочек" В.А. Смирнова – "Рождественский дед" и "Яга и Земляничка". В этих иллюстрациях он в наибольшей степени приблизился к "поленовской" манере, с характерными для нее четкими выразительными контурами, широкой заливкой пятен локального цвета и узнаваемыми приемами в изображении деталей пейзажа.


Борису Зворыкину не пришлось в поисках заработков отступиться от излюбленной тематики и эстетических идеалов. Правда, к началу 1920-х годов художественная мода претерпела существенные изменения, и "эпоха модерна" отошла в прошлое. Но "русская тема", хорошо усвоенная парижской публикой благодаря триумфу дягилевских сезонов, не только не вызывала отторжения, но оказалась востребованной как проявление остро чувствуемой ностальгии по разрушенному общественно-политическому и культурному укладу старой Европы. В 1922 году Борис Зворыкин исполнил красочные видовые иллюстрации и рисунки к книге "История Советов" Анри де Винделя, выпущенной Ж. Маковским. Несколько ранее началось его долговременное сотрудничество с издательством "Пьяцца", возглавляемым Л. Фрикателли. Для этого издательства он оформил книги "Москва и деревня в гравюрах и литографиях" Г.К. Лукомского (121), "Исповедь" М.А. Бакунина (1921), "Поэмы" А. де Мюссе (1927), а также изящные подарочные издания небольшого формата серии "Ex orient lux".

В 1925 году в издательстве "Пьяцца" вышла в его оформлении книжка "Золотой петушок и другие сказки". Здесь, в отличие от московского издания 1903 года (а также и от известного билибинского издания 1910 года), художник намеренно отошёл от объемной иллюзорности, превратив каждую из двадцати иллюстраций в изысканный многоцветный орнамент. Оформление титула, заставки, рамки и оборочные узоры в этой книге с большой определенностью восходят к традициям средневекового книжного оформления.


Следующим шагом и, возможно, вершинным достижением Бориса Зворыкина на избранном пути стала книга "Борис Годунов" А. С. Пушкина, выпущенная в том же издательстве в 1927 году. В этом издании художник демонстрирует, прежде всего, впечатляющее владение орнаментальным искусством. В числе других работ Бориса Зворыкина, выполненных за границей, следует назвать обложку и титульный лист к партитуре оперы М.П. Мусоргского "Сорочинская ярмарка", цветную обложку литературно-художественного альманаха "Москва", выпущенного в Берлине Ольгой Дьяковой (1926), акварельный пейзаж Красной площади к книге по географии СССР (Monmarchc М, Tillion E. Russie. U.R.S.S. Paris: Hachette, 1935).

В 1928 году художник участвовал в выставке "Роскошная книга 1923-1927" в Музее книги в Брюсселе.

В 1935 году его акварели, изображающие дореволюционные формы полков 1-й Гвардейской кавалерийской дивизии, были выставлены в книжном магазине "Librairie Generale" в Париже. В том же году вместе с членами общества "Икона", основанного десятью годами ранее во Франции художниками, знатоками и любителями русской иконописи, Зворыкин участвовал в выставке икон в храме Христа Спасителя в Аньере.

В конце 1930-х годов Борис Зворыкин перевёл на французский язык русские сказки "Снегурочка", "Василиса Прекрасная", "Марья Маревна" и "Жар-Птица" и сопроводил собственными иллюстрациями стилизованный рукописный текст. Этот альбом из четырех сказок художник, в надежде на его издание, подарил своему работодателю и покровителю Л. Фрикателли.

Борис Васильевич Зворыкин умер в начале 1942 года в оккупированном немцами Париже, в те же дни, когда, по странному стечению обстоятельств, в блокадном Ленинграде скончался его собрат по искусству Иван Яковлевич Билибин.

21 иллюстрация в большом разрешении - 14,5МБ


Категория: Художники

<
  • 245 комментариев
  • 4 публикации
30 апреля 2010 21:12 | #1
-1
  • Регистрация: 11.12.2009
 
Для праздника Христова не грех выпить чарочку простого

А на картинках явно детские лица.

<
16 мая 2010 12:41 | #2
Сильная Вода
0
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
картинки из деревенской жизни, не лишенные очарования...
(да, некоторые моменты можно было и опустить)


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Не зная броду, не суйся в ..."
Ответ:*