Перуница

» » Николай Рерих (История одной картины)

Художники » 

Николай Рерих (История одной картины)

Николай Рерих (История одной картины)

Николай Константинович Рерих (1874 - 1947). Картина: «Сходятся старцы» (1898). «...Сходились старцы — народоправный совет». Сошлись они «под вековой раскидистый дуб, к священному костру». Собрать их всех сюда могла только очень важная причина, от которой зависела судьба целого народа.

Николай Рерих (История одной картины)

Вот как раскрыл содержание этой картины сам художник, написав поэтическую былину:

За дальним Перуновым озером,
В заповедном от дедов урочище
Стоит над яром высокий дуб.
Любил Сварожич то дерево,
А славяне ильменские чтут его.
Место вокруг дуба утоптано.
Горит под дубом святой огонь,
К дубу сходятся родичи:
«Стоять ли земле без хозяина?»
Старцы земли Новагорода
Сойдутся под дубом раскидистым.
Ворон на дубе не каркает,
На небе заря разгорается —
Скоро Ярило покажется —
Засияет, блеснёт красно солнышко —
И проснётся земля Святорусская.

Рерих считал первейшим духовный смысл в живописи, и он оказался одним из первых вождей нового творческого сознания. Так как внешняя ткань каждого творческого образа полностью вытекает из его духа и сущности, он изображал не столько действие, сколько чувство, душевное состояние и душевное движение. В этом ему большую помощь оказало увлечение археологией. Занимаясь с юных лет раскопками, он как бы видит в глубь веков, и своё видение переносит на полотна. Все его первоначальные серии картин - «Поход», «Гонец», «Сходятся старцы» - являются замечательными комментариями к тому, что специалисты-археологи вычитывают из черепков, костяшек, монет, камешков, которые они достают из недр

Картина «Сходятся старцы» (1898, холст, масло, 155 х 280) является знаковой для своего времени. Она входит в известную серию художника «Славяне и варяги. (Из культурной жизни новгородских славян конца ХIХ века.)». На обороте холста стоит «№ 1», что позволяет считать картину первой в задуманной серии. Замысел этого цикла был поддержан и одобрен П. М. Третьяковым, купившим в 1897 году картину этого цикла «Гонец». По теме, колориту и живописной пластике картина «Сходятся старцы» является типичным образцом раннего творчества Н. К. Рериха. Первое появление этого произведения на выставке вызвало дискуссию в художественных кругах и прессе. В журнале «Искусство и художественная промышленность» была опубликована специально посвященная ей статья художника и критика М. Далькевича, в которой он охарактеризовал её как «сильное высокохудожественное произведение, свидетельствующее о крупном таланте автора» .

Работая над картиной «Сходятся старцы», Николай Константинович написал три эскиза, один из них был подарен брату Борису Константиновичу, другой находится в Государственном Русском музее, третий - в США (судьба его неизвестна).

Перед отправлением на выставку в Америку картина частично была переписана, и при этом был уничтожен идол. В каталоге картина сопровождалась былиной.

В 1904 году это полотно Н.К.Рериха, как и 74 других его творения, в числе картин других русских художников было отправлено на Всемирную выставку в Сент-Луис США. В 1906 году за долги комиссионера выставки Э. М. Грюнбальта экспонаты были распроданы с аукциона, среди них и упоминаемая работа Николая Константиновича.

В 1916 г. картина «Сходятся старцы» находилась в музее Сан-Франциско. В каком году и каким образом она исчезла из музея, не ясно.

Долгие годы судьба этой картины была неизвестна. О ней забыли. И вот недавно она неожиданно получила второе рождение. О том, как это случилось, рассказывает директор Музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке Даниэль Энтин: «Солнечным днём, несколько лет тому назад, один молодой человек ехал в трамвае по улицам калифорнийского города Оклэнд, лениво глядя в окно. В какой-то момент трамвай остановился, и молодой человек увидел из окна застеклённые стены склада, полного всевозможных предметов. Прямо за стеклянной стеной он мог рассмотреть оборотную сторону какой-то очень большой картины.

Что-то (он не знает, что) заставило его немедленно выйти из трамвая и поспешить на склад, чтобы попытаться взглянуть на картину. Он попросил разрешения и получил его. Подойдя к картине, он попытался отодвинуть её от стены, к которой она была прислонена. Вот как он сам описывает этот момент:

- Я наклонил картину, чтобы увидеть хотя бы один её угол, - и немедленно узнал "рериховский камень". Я был поражён, так как я всегда любил искусство Рериха, восхищался им и хорошо его знал. Когда я отодвинул от стены всю раму, я увидел огромное великолепное полотно на тему Древней Руси. Молодой человек пошёл к администратору и спросил, почему картина находилась на складе. Ответ был ещё более поразительным, нежели сама находка: "О, это всего-навсего мусор. Всё это пойдёт завтра утром на городскую свалку". Конечно, наш молодой человек пришёл в ужас и немедленно спросил, не может ли он каким-то образом приобрести эту картину. И, может быть, благодаря его улыбке, а может, почему-то иному, он получил картину. Он поехал домой, срочно сделал деревянную раму для своего автомобиля и вернулся, чтобы забрать картину домой.

Итак, этот молодой человек - его имя Тим Минси - волей судьбы оказался посредником, через которого произошло спасение картины "Сходятся старцы", очень важной и чрезвычайно ценной работы Н. К. Рериха. Он повесил её на стену своей гостиной. Полотно едва-едва поместилось на стене и своим присутствием подавляло всю комнату. Несколько месяцев спустя он начал чувствовать большое неудобство, картина доминировала над всей домашней жизнью его семьи, и он попытался каким-то образом либо продать, либо подарить её кому-то. Его усилия не пропали даром: он позвонил в наш музей, рассказал всю историю и спросил, не согласимся ли мы взять у него картину. Мы были вне себя от радости, узнав о таком открытии, и без колебания согласились принять картину, хотя и знали, что не сможем повесить её в нашем музее. Она была достаточно мала, чтобы пройти в дверь музея, но слишком велика, чтобы выставить её. Но, по крайней мере, мы участвовали в её спасении и могли попытаться сохранить её.

В то время послом России в ООН был Юлий Михайлович Воронцов, друг нашего музея и поклонник творчества Н. Рериха. Мы обратились к нему с предложением повесить на время картину в русской миссии при ООН, и он охотно согласился. Итак, полотно было доставлено из Калифорнии прямо в российскую миссию в Нью-Йорке. После этого мы пригласили необычного человека для реставрации картины "Сходятся старцы". Кирилл Михайлович Катков, происходивший из хорошо известной в дореволюционной России семьи издателей, был знаком с живописью Рериха всю свою жизнь. Будучи помощником Билибина в Париже после революции, он выработал свои собственные приёмы и технику как художник и как реставратор. После переезда в Соединённые Штаты он часто помогал нам в музее. Его понимание мышления и стиля Рериха было безошибочным, и для него реставрация рериховских картин была самым любимым делом.

Полотно было в ужасном состоянии. Масляная краска почти полностью отделилась от холста. К счастью, Рерих написал эту картину таким толстым слоем краски, что этот слой мог держаться сам по себе, без поддержки основы. Сейчас мы можем быть только благодарны ему за это!

Надо было заменить ветхий холст, перенести картину на новый холст и починить изношенные и порванные места. Всё это было сделано. У Каткова была возможность изучить ранние наброски и репродукции картины и таким образом восстановить те части её, которые были очень повреждены или даже совсем разрушены. Затем полотно было повешено на стене большого приёмного зала, где все посетители могли его видеть и восхищаться им.
Эта, написанная в тёмных тонах, драматичная картина, изображающая сход старейшин в лесу, оказывает сильнейшее влияние на всех, кто её видит. Мы можем только благодарить неведомые Силы, помогшие спасти её.
Мы, сотрудники Нью-Йоркского Музея Рериха, хотели бы надеяться на повторение этой необычной истории, так как по Соединённым Штатам рассеяны сотни картин Н. К. Рериха, и их местонахождение неизвестно. Они продавались частным коллекционерам в течение многих лет, начиная с продаж, совершённых самим Рерихом во время его пребывания здесь, и в последующие годы. Первые владельцы их умерли, и многие картины лежат в шкафах, гаражах, подвалах по всей стране. Конечно, ещё больше картин Рериха принадлежат людям, которые выставляют их в своих домах с большой гордостью. Есть также коллекции, переданные некоторыми из владельцев в дар общественным организациям, где широкая публика может их видеть. Но сама история имеющихся в Америке картин Н. К. Рериха является темой, достойной серьёзного исследования, книги или даже фильма, как и история всей деятельности Рериха и его заслуг перед миром. Мы уверены, что когда-нибудь всё это свершится».

Е. М. Величко
Статья заимствована
из журнала "Дельфис"
№ 3, 2005

http://www.perunica.ru/russkie_xudozhniki/7144-nikolay-rerih-istoriya-odnoy-kartiny.html  





Николай Рерих (История одной картины)

Категория: Художники

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера