СССР: любовь, которую мы...

СССР: любовь, которую мы...

"Они стояли в подъездах, сидели на скамейках бульваров,
шли по улицам, взявшись за руки"
(Фрида Абрамовна ВИГДОРОВА, «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ», 1962)

Я люблю рассматривать картины советских художников. Всех. Плохих и хороших, известных и навсегда потерявших для истории свои имена. Можете назвать это ностальгией, тоской по утраченной родине. Но я называю это тоской по утраченной любви – той самой, большой и светлой, саму идею которой так и не смогли испортить даже самые отпетые арт-конъюнктурщики.

По той же причине я люблю перечитывать книги советских писателей. Самые любимые: Павел Нилин, Александр Вампилов, Василий Шукшин, Вера Панова, Фрида Вигдорова, Виктор Астафьев. Это были настоящие мастера – изысканная холодноватая насмешливость Нилина, изящная чуть отстраненная язвительность Вампилова, теплая домашняя ирония Шукшина, откровенная и такая очаровательная улыбка Пановой, милая интеллигентная наивность Вигдоровой, жадная древесная дикость Астафьева…

Читаешь, смотришь – и невозможно оторваться. Отточенная простота человеческих чувств – живая философия жизни. Обычные истории про обычных людей. И никакой набивший оскомину госзаказ на воспевание эпохальных строек, мартеновских печей, бригады комбайнеров и прочей теперь уже забавной чепухи уже не может затмить того простого и главного в соцреализме, что многие годы являлось для нас столь привычной составляющей нашей советской жизни и что теперь обернулось для нас почти недостижимой мечтой – идеи искренности, открытости, честности самой что ни на есть настоящей любви.

Нет, не все было так плохо в том самом соцреализме, над которым не потешался только ленивый. Да – инфантилизм и наивность художественных средств, да – идеализация и лакировка действительности, да – все это раздражало, и не столько потому, что расплодившимися бездарями доводилось порой до абсурда, сколько своими масштабами, принявшими в период брежневского застоя размер культурного бедствия.

Но вот прошли годы, и мы уже тоскуем по тому главному, что столь щедро давал нам затюканный неуместно продвинутыми критиками соцреализм – по душевному теплу, по светлому будущему, по тихому домашнему чуду, по гордому честному труду у воспетых мартеновских печей. Вечные ценности – пусть даже растиражированные литературными серостями – не терпят чернухи и порнухи (в самом широком, профессиональном смысле этого слова), они требуют пафоса.

Это потом пафос стараниями бездарностей обернется убогими клише. Это раньше пафос стараниями посредственностей был пошлостью. Ныне же пафос советского искусства превратился в историческую особенность, антикварную ценность.

Пафос любви в том числе. Его атрибуты незыблемы: заботливо наброшенный пиджак, робкое касание рук, румянец на девичьих щеках, девичья гордость, трепетный поцелуй, трепетный взгляд, букетик полевых цветов, непременное гуляние в парке, неукоснительное сидение на скамейке, непреложное катание в лодке, бесстрашное выявление недостатков на производстве. Да – в кривых, неумелых руках поденщиков все эти инструменты превращались в дешевку. И только настоящие мастера знали секрет изготовления настоящего пафоса…

***


"Он шел за руку с Зойкой маленькой. Ее пальцы угрелись в его руке, лежали, свернувшись уютно. Был расцвет их дружбы, еще ничем не омраченной, доверчивой. Их соединенные руки были спокойны. Так могли бы идти брат и сестра, полные взаимного понимания и доброжелательства". (Вера ПАНОВА. «СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ РОМАН». 1958)

***


Горобец. "Прогулка". 1948 г.

"Они шли и молчали. Иногда, поднимая голову, она видела рядом смуглый мальчишеский профиль, твердый подбородок, как будто давным-давно знакомую твердую линию губ. И она спрашивала себя: как я жила прежде?.." (Фрида Абрамовна ВИГДОРОВА, «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ», 1962.)

***


Гатов. "На реке", 1960 г.

"Севастьянов греб, она сидела напротив, опустив руку за борт в журчащую воду, оранжевую на закате.Оранжевая вода вскипала вокруг ее пальцев.Севастьянов смотрел на нее и греб неторопливыми сильными ударами. Кругом говорили, они двое по-прежнему пребывали в кольце молчания и отъединения.Над озаренной рекой темнел синий город, придвигаясь. И лицо ее было зажжено живым светом, раскинутым во всю ширь реки и неба". (Вера ПАНОВА. «СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ РОМАН». 1958.)

***


Щербаков Б.В. "Закат. В лодке". 1979 г.

"Парень катал на лодке белокурую похотливую девку — заходил выше дебаркадера, складывал лопашны, перебрасывал с кормы к себе на колени пассажирку и на глазах честного народа шарился губами меж подбородком и воротом цветастой девичьей блузки. На берегу кто плевался, кто причмокивал губами, кто цокал языком. Девица никакого внимания не обращала на народ, все порывистей курила сигарету, острыми ногтями выщипывала изо рта табак…" (Виктор Астафьев «Царь-рыба»)

***


"Она опять была секретарем цеховой комсомольской ячейки. И комсомольский групорг Добряков называл ее по-прежнему "Лугина". Но однажды, в середине дня, он подошел к ней, немного сконфуженный, и сказал:
- Понимаешь, какое дело... У меня два билета к Вахтангову. Я хотел с одним парнем пойти. Он болеет. Ты не пойдешь, Лугина?
Она деловито спросила:
- Деньги тебе когда отдавать за билет - сейчас или в получку?
- Да не надо мне, - сказал Добряков, покраснев. - Что я, торгую?
- Ну, а так я не пойду. Я тебе не барышня. Ты и в больницу мне сколько цветов перетаскал...
- Брось, брось! - сказал Добряков и покраснел еще сильнее".(Павел Нилин. «Варя Лугина и ее первый муж».1936.)

***


"Любовная буря надвигалась на него он не подозревал, ходил вольный, краснел, поймав на улице женский взгляд, несколько чопорно сторонился заигрываний толстенькой машинистки Ляли.
Такой независимый был он, чуточку одинокий среди парочек, которые норовили уединиться и целоваться. Он не хотел целоваться просто так без пламени, без мечты, без преодоления, во время киносеанса или за редакционной дверью; и потом выслушивать шуточки.Вышло будто он берег себя для бури, которая надвигалась.Ну что ж. Он рад, что вошел в этот циклон чистым". (Вера ПАНОВА. «СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ РОМАН». 1958.)

***


"На нём была старенькая, «бывшая в употреблении» военная шинель и пилотка; он хромал, и его можно было принять за раненого фронтовика, который скорее может достать для неё билет.Она подошла к нему, маленькая, худая, с большими заплаканными глазами, волоча чемодан, перепоясанный женским кушаком, и попросила помочь.
Они провели весь этот день вместе. Она рассказала ему, что её зовут Олей, что она осталась одна, совсем одна, что ей недавно исполнилось семнадцать. Отца её убили под Смоленском, а мать умерла несколько лет назад. Она только этой весной окончила школу и готовилась в медицинский институт, а теперь пробирается к тётке, которая живёт в Астрахани". (Александр ЧАКОВСКИЙ «СВЕТ ДАЛЁКОЙ ЗВЕЗДЫ». 1962.)

***


Шильников С. "Встреча"

"Егор был не по возрасту крупным в кости, по мужски степенен, и, встречаясь с ним, девки постарше порой оглядывали его совершенно иными взглядами, чем раньше, и в шутку называли «женишком», и он, смущаясь от этого, старался поскорее скрыться".(Петр Проскурин. «Песня берез».)

***


"Они шли по ночному парку, густому, как лес. Издали доносились голоса играющих, хохот и хлопанье в ладоши. Они шли медленно и молча. Он не знал, что сказать.
— Как тихо, сказал он.
— Да, сказала она.
— Теплый какой вечер, правда? спросил он.
— Да... отозвалась она.
Решился, взял ее за руку. Она не отняла. Покрепче сжал ее руку, она ответила пожатием... Повернулся к ней, посмотрел она подняла глаза навстречу. И когда он обнял ее за плечи, она прижалась к нему. Обнявшись, скрылись они в глубине парка". (Вера ПАНОВА "МАЛЬЧИК И ДЕВОЧКА" 1960.)

***


Пименов Ю.И. "Средь шума самосвалов". 1955 г.

"…Он повернул голову и вдруг узнал Вассу и побледнел.
Этого она от него не ожидала, она даже растерялась немного и несколько мгновений ничего не могла сказать. Она чувствовала на себе его взгляд, невольно и сразу ей открывшийся, как это и раньше бывало. Взгляд отразил его волнение, может быть внезапную радость, оттенок надежды, а впрочем, было скорее что-то мужественно-печальное в этом его взгляде. (Александр Александрович Фадеев. «Черная металлургия». 1954.)

***


"Пять лет назад на перроне маленькой станции я прощался с любимой девушкой. Мне было тогда восемнадцать лет, и я ехал в город учиться.
Единственный пассажирский поезд останавливался на этой станции глубокой ночью. И это было так кстати. Мы сидели на моем громоздком чемодане и говорили о будущем. О том, что мы будем любить друг друга всю жизнь, что я буду приезжать, что в разлуке будем писать письма, а через пять лет, окончив институт, я вернусь в наше село, и мы будем вместе. Повторяю, мне было тогда восемнадцать лет, и все то, что мы друг другу обещали, казалось мне нашим будущим".(Александр Вампилов "Моя любовь". Написан в начале 1960-х.)

***


"Он сел на скамейку, и оба разом замолчали. Стало неловко. Оба почувствовали эту неловкость и почему-то засмеялись. И Саша поняла, что общность взглядов у них полная. И еще Саша поняла, что любовь с первого взгляда бывает". (Фрида Абрамовна ВИГДОРОВА, «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ», 1962)

***


"Влюбленные сидели лицом друг к другу и чуть наклонив друг к другу головы. Молодой человек перебирал в своих руках ее пальчики. Никто не смог бы заподозрить их в том, что они ссорились вчера и могут поссориться завтра.(Александр Вампилов "На скамейке" 1958 г.)

***


Чуприна Н. "Школьные друзья". 1962 г.

"Она была юной, чистой, нежной.И молодой человек был свеж и чист, как снег в пяти километрах от города. На этот вечер молодой человек возлагал большие надежды сегодня он решил внести ясность в их отношения. И она сразу почувствовала, что сегодня состоится этот важный и немного страшный разговор, и с волнением ждала его начала".(Александр Вампилов "Шепот, робкое дыханье, трели соловья..." Написан в середине 1960-х)

***


К. Ломыкин. "Свидание". 1970 г.

"На дальней скамейке сидела девушка. Любоваться можно было издали, ни один художник не отказался бы от этого сюжета: потемневшая зелень аллеи, кое-где просвечивающий сквозь нее закат и на скамейке — девушка в светлом. Все это и казалось бы созданием художника-романтика, если бы не легкий ветерок, существующий только для того, чтобы оживлять картину едва заметным движением листвы".(Александр Вампилов "На скамейке" 1958 г.)

***


Вовчено В. "Первая любовь". 1971 г.

"И вот были сумерки, над головой шелестели деревья Нескучного сада, а под ногами шуршал песок дорожек. Его рука чуть приподнялась и опустилась. Затаившись, испуганная Саша ждала. И опять поднялась рука, рождая страх и надежду, робко, нежно коснулась Сашиной руки и, осмелев или, может, отчаявшись, крепко сжала Сашины пальцы.
Так вот чего она ждала! Так вот что ей было надо! И будто услышав, Андрей уже не отпускал ее руки. Они шли, как двое детей, по дорожкам сада, держась за руки, не глядя друг на друга, по новой, только что открывшейся им стране". (Фрида Абрамовна ВИГДОРОВА, «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ», 1962.)

***


Country Youth 60 Khoroshilov, Yevgeni Borisovich

"Саша взглянула на Андрея.
- Ты много раз влюблялся?
- Нет, нет, честное слово! - торопливо сказал Андрей. - В школе один раз, вот в эту самую Олю... Я любил ее довольно долго - до седьмого класса. А потом, в Оренбурге... Понимаешь, я бы, наверно, влюблялся, но один парень... Как бы это тебе поточнее сказать... Храбрый, умный, много старше меня. Я с ним очень дружил. Но он так говорил о девушках... Я не могу тебе повторить. Я знал, что это не правда, но у него не было другого разговора, особенно вечером. Он читать не любил. Танцы или вот этот разговор. Я был рад, когда уехал в часть. А потом в Москве, в академии, на первом курсе была вечеринка. И одна девушка мне немного понравилась. Но все напились и стали кричать ей: "Завлеки эту красну девицу" - это про меня. И она не рассердилась на них, а смеялась. И сказала: "Мне это раз плюнуть. Я таких, как он, пачками считаю". И я вдруг поверил во все разговоры". (Фрида Абрамовна ВИГДОРОВА, «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ», 1962.)

***


Костин М.А. "На балконе". 1960 г.

"Пригласив ее однажды в театр, он стал частенько приглашать ее в цирк, в кино. И она ходила с ним. Но не разрешала брать ее под руку".(Павел Нилин. «Варя Лугина и ее первый муж».1936.)

***


П. Зикунов. "Снова цветут каштаны". 1986 г.

"...И вот на учебник физики упал букетик ландышей. За решеткой двора стоял молодой летчик. Он смотрел на Сашу. Потом он поднял руку и стянул с головы пилотку, темные волосы рассыпались и упали на лоб. Из-под темных бровей смотрели глаза - коричневые, большие и теплые. Стояла ранняя весна, но лицо было обветренное, загорелое, и особенно белыми казались зубы, в мгновенной улыбке осветившие лицо". (Фрида Абрамовна ВИГДОРОВА, «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ», 1962)

***


Струлев Е. "Прощание", 1971 г.

"Никто не возьмет на себя смелость утверждать, что ссоры между влюбленными необходимы. Но с тем, что ссоры эти неизбежны, согласится всякий. Влюбленные ссорятся редко и часто, на мгновение и надолго, неожиданно и заранее обдуманно. Часто, затевая ссору, влюбленные уже предвкушают сладость примирения. Один мой приятель рассказывал, что самый лучший вечер в его жизни следовал за днем, в который он жестоко поссорился со своей возлюбленной. Они раздули ссору до бури, вырывающей из их душ любовь, и, чтобы не оскорбить друг друга, распрощались навсегда и разошлись по домам одинаково гордые и взволнованные. Поздно вечером они встретились. Она шла к нему, чтобы сказать, что она его ненавидит. С тем же спешил к ней и он". (Александр Вампилов "На скамейке". 1958)

***


Н.Гетман. "Влюбленные". 1976 г.

"Таежные парни промаргивались на свету, осматривались, принюхивались. Они на танцы еще не горазды, им бы по-ранешному — зажать цацу в оранжевом-то за баней иль меж поленниц. Да робеют пока, подходы изучают
«Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним...» — выбрасывал из круглой металлической пасти динамик, а под яром, по берегу, оплесканному мазутом, сплошь замусоренному стеклом, банками, щепой, обтирочным тряпьем, крепко обнявшись, плелись куда-то мужик с бабой и, не слыша никаких новых песен, во всю головушку ревели: «Я соперницу зарежу и соперника убью!.. А сама я, молодая, в Сибирь на каторгу пойду...»(Виктор Астафьев «Царь-рыба».)

***


Бирштейн М.А. "Белая ночь"

"Она стояла перед ним, сдвинув брови, сжав губы, маленькая и тихая. Испугавшись, не зная своей вины, он положил ей руки на плечи и - он сам не мог бы рассказать, как это случилось, - поцеловал ее. Поцеловал - и ужаснулся. Ужаснулся и поцеловал еще раз. Саша замерла". (Фрида Абрамовна ВИГДОРОВА, «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ», 1962)


"Оля подняла голову, и её губы оказались возле его губ... Это был их первый поцелуй. И тогда и Завьялов и Оля забыли о том, что они на войне, что лишь во второй раз в жизни видят друг друга и скоро должны расстаться, и неизвестно, сведёт ли их судьба вновь... Главное — они снова вместе и одни, одни во всём мире".(Александр ЧАКОВСКИЙ «СВЕТ ДАЛЁКОЙ ЗВЕЗДЫ». 1962.)


"Добряков все еще не знал, можно ли ему поцеловать Варю. А вдруг обидится? Она первая поцеловала его.Стало как-то тепло. Даже жарко стало.Добряков хотел расстегнуть воротник и в запальчивости необыкновенной оторвал три пуговицы". (Павел Нилин. «Варя Лугина и ее первый муж».1936.)


"Они пришли на пляж, держась за руки; потом побежали к морю, держась за руки; а потом мужчина вынес женщину из воды на руках, а она смеялась и неожиданно быстро поцеловала его. Весь пляж смотрел на эту пару, и мальчик тоже смотрел. Две женщины за спиной у мальчика сказали:
— Все-таки это безнравственно целоваться при посторонних.
— Смотреть противно.
Но смотреть было совсем не противно, женщины покривили душой.
Затейник сказал:
— Молодость это половина счастья, а любовь это его вторая половина, причем лучшая.
Женщина в китайском халате оторвалась от карт и сказала с улыбкой:
— Это еще вопрос, какая половина лучше".(Вера ПАНОВА «МАЛЬЧИК И ДЕВОЧКА». 1960.)


"Машина пристроилась к цепочке «Москвичей» и «Побед», медленно миновала два перекрестка, свернула на третьем и стала набирать скорость. На улицах света становилось все меньше и меньше, мимо скользнул последний огонек какой-то сторожки, и машина выскочила на пустое и ровное шоссе, рассекающее темный ночной лес.
Никитин не отрываясь смотрел Лиле в лицо. Неизвестно когда появившаяся луна стремительно прыгала по верхушкам ближних деревьев, резала их темные силуэты или летела по воздуху. Лиля следила за ней, широко раскрыв глаза, с каким-то наивным вниманием, и по лицу ее то и дело бешено струились тени. Шоссе чуть свернуло в сторону, луна стала отставать. Лиля, чтобы видеть ее, невольно потянулась в сторону Никитина, и тот, не в силах уже больше выдержать, взял ее за плечи и два раза поцеловал в губы.
— Разверните машину! — звонким, срывающимся от негодования и обиды голосом скомандовала Лиля.
Шофер усмехнулся и сбавил ход.
— Вы слышали? — повторила Лиля.
— Лиля, послушайте... — тихо начал Никитин.
— Я с вами больше не разговариваю, — быстро перебила она, — я вас больше не знаю".(Александр Вампилов "Глупости". 1959.)

Наталья Воронцова-Юрьева


Категория: СССР

<
  • 1 051 комментарий
  • 21 публикация
8 декабря 2011 23:32 | #1
-2
  • Регистрация: 18.11.2011
 
советские художники нифига не радуют, как в изобразительном искусстве так и в плане идеи

По крайней мере из выше представленных работ

<
  • 4 комментария
  • 0 публикаций
9 декабря 2011 00:33 | #2
+1
  • Регистрация: 23.01.2010
 
Хочется выразить соболезнования Varulv. Если представленные тексты и картины никаких ассоциаций не вызывают, значит Любовь не посещала. По-моему советские нравственные установки были глубоко ошибочны, исходя из того, что Любовь бывает у всех. Это вообще то не так и делало несчастными и ущербными тех у кого Любви не было и не предвиделось. Правда в настоящее время они отыгрались. Теперь принято считать, что Любви не бывает, а есть хороший секс. Это тоже не правда. Она по-прежнему есть, но не у всех. И эти картины и тексты как раз о ней. Кто её переживал когда-либо у того сразу затрагивается какая-то стуна в душе. Кто ничего о ней не знает, тому трудно объяснить.

<
  • 167 комментариев
  • 0 публикаций
9 декабря 2011 03:54 | #3
0
  • Регистрация: 22.08.2011
 
Хорошая подборка. Сентиментальность - это цвет палитры доброты. Без отдельных цветов Доброта не полная, а выщербленная.

--------------------

<
  • 128 комментариев
  • 12 публикаций
9 декабря 2011 14:35 | #4
0
  • Регистрация: 26.10.2011
 
griel,
100% согласен

<
  • 17 комментариев
  • 0 публикаций
10 декабря 2011 10:44 | #5
0
  • Регистрация: 8.09.2011
 
Ну ребята, вы меня конечно простите, но такое впечатление, что это какие-то студенческие работы. За исключением двух-трех. Просто было задание нарисовать парня и девушку. Вот и старались кто во что горазд. Как открытки какие-нибудь - еще потянет. Но на произведения искусства. на мой взгляд, слабовато.
Мне очень нравятся художники советского периода. Не те картины выставил автор.

<
  • 12 комментариев
  • 0 публикаций
10 декабря 2011 18:04 | #6
0
  • Регистрация: 1.07.2011
 
Папа Карло, так ведь автор и не утверждает, что это произведение высокого искусства. Зато эти картины точно передают дух той эпохи, трогательность отношений между мужчиной и женщиной, от которых ныне почти ничего не осталось. griel, поддерживаю.

<
  • 1 051 комментарий
  • 21 публикация
10 декабря 2011 21:25 | #7
0
  • Регистрация: 18.11.2011
 
Цитата: griel
Если представленные тексты и картины никаких ассоциаций не вызывают

Ну просто в советское время существовали более выдающиеся художники, чем представленные в статье. Но даже они не могут сравниться с дореволюционным искусством. Любовь здесь не причём.
Цитата: папа карло
Но на произведения искусства. на мой взгляд, слабовато.
Мне очень нравятся художники советского периода. Не те картины выставил автор.

Солидарен

Цитата: Stinger
эти картины точно передают дух той эпохи

этот дух можно было выразить более тонко, глубоко и ярко, что было сделано другими советскими художниками.

<
  • 225 комментариев
  • 275 публикаций
10 декабря 2011 22:35 | #8
0
  • Регистрация: 10.09.2011
 
Цитата: VАRULV
советские художники нифига не радуют, как в изобразительном искусстве так и в плане идеи

Цитата: папа карло
это какие-то студенческие работы

О вкусах, как известно, не спорят. Воля, характер, сверхыдея - этого здесь (в представленных картинах) не может быть по определению. Тема просто другая,- ага.

Кому тут нужна сверхъЯйдия в представленных репродукциях? Я отвечу. Правда, идея эта не мегавселенского масштаба: простота, искренность и любовь. Форма гармонична здесь содержанию. И чтобы суметь по достоинству оценить это незамысловатое искусство, - нужно чтобы сердце было полным и горячим.

--------------------

<
  • 30 комментариев
  • 0 публикаций
10 декабря 2011 22:49 | #9
-2
  • Регистрация: 4.03.2010
 
совок и сопли

<
  • 9 комментариев
  • 0 публикаций
12 декабря 2011 10:57 | #10
0
  • Регистрация: 17.05.2011
 
Трогательно и ностальгично!

<
  • 1 051 комментарий
  • 21 публикация
12 декабря 2011 11:36 | #11
0
  • Регистрация: 18.11.2011
 
Цитата: Yaga
Трогательно и ностальгично

Яга сейчас слезу пустит.

<
  • 1 051 комментарий
  • 21 публикация
12 декабря 2011 13:27 | #12
0
  • Регистрация: 18.11.2011
 
Цитата: BagirochkaL
кого этот Бирштейн так аморфно написал?!

"загорелый моряк и бледная швея"

<
  • 340 комментариев
  • 3 публикации
12 декабря 2011 14:45 | #13
0
  • Регистрация: 9.07.2011
 
Цитата: VАRULV
"загорелый моряк и бледная швея"

а чего они не в накомарниках? В Мурманске, да в тундре так вот, запросто...Никто от комаров не отмахивается. Или "герои" позировали на черном море али на родине художника?
Ну, да, комаров тогда не было. Ну, не должно было быть. В общем, опять, чужие модели...

<
  • 167 комментариев
  • 0 публикаций
13 декабря 2011 01:38 | #14
-1
  • Регистрация: 22.08.2011
 
Цитата: Urtica
а чего они не в накомарниках? В Мурманске, да в тундре так вот, запросто...Никто от комаров не отмахивается.

А там внизу что то красное, наверное кровь - комары уже сытые...

--------------------


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Кто про что, а вшивый про ..."
Ответ:*