Почему люди смеялись и улыбались в послевоенном СССР?

Почему люди смеялись и улыбались в послевоенном СССР?

На днях по ТВ опять мелькнул сюжет про Эдуарда Хиля (он же «Mr.Trololo»). Для тех, кто не в курсе, расскажу. Несколько месяцев назад некие американцы обнаружили выложенный в Сети ролик, где певец исполняет вокализ. При этом у него невероятно довольное лицо, как будто с каждым новым «тро-ло-ло» он получает невидимую миру положительную энергию. (Кое-кто даже шутил по поводу особых грибочков, «колёс» и травки). Это самое трололо так поразило людей, что скоро сделалось популярным на Западе.


Я бы им для политкорректного равновесия предложила бы ещё Кола Бельды - тоже был радостный человек. Но я поведу речь вовсе не об этом, а о том, что в 1960-е годы улыбка, смех без особых причин были нормальным, естественным состоянием человека, причём никаких грибочков у 99,99% советских людей не было и в помине. Помните культовую песенку эпохи:

«Бывает всё на свете хорошо,-
В чём дело, сразу не поймешь,
А просто летний дождь прошёл,
Нормальный летний дождь».


Понимаете, всё на свете хорошо, хотя, вроде бы всё буднично. Автор текста, Геннадий Шпаликов, сочинил этот стихотворение на раз-два, лишь бы отвязаться. Но именно поэтому у него получилось самое точное выражение эпохи. Он просто записал то, что видел. Смех 1960-х - это не сатира (хотя, и её тоже хватало) и не усмешка циника, а именно - здоровая реакция на ощущение полновесного счастья. Тогда люди шутили потому, что они сама энергетика эпохи располагала к шуткам. Сама формулировка - «физики шутят» была по сути констатацией факта. Травка - зеленеет, солнышко - блестит, а физики - шутят.


фотка из журнала «Кругозор»-1966.



Почему люди радовались? В их жизни было удивительное сочетание солнечного Настоящего, которое проживалось в ожидании ещё более счастливого Будущего. Это не было предвкушение праздника, как, скажем, в конце 1980-х, это был самый настоящий праздник, который преподносился как Первая Часть Мерлезонского Балета. А вторая обещала быть вдвое, втрое красочнее первой.


Культовая фигура XX века - Юрий Гагарин почти на всех фотографиях широко улыбается. Первый космонавт не мог быть хмурым, он не имел права на меланхолию и флегматичность. 1960-е - это время сангвиников и холериков, потому что надо было постоянно гореть, придумывать, рваться и отстаивать. И - хохотать. Остроумие шестидесятников - это умение сыпать шутками и цитатами, вставляемыми в нужное время, в нужном месте, но никак не насмешка над кем-то или над чем-то. Для остроумца той эпохи было бы немыслимо высмеивать товарища или даже недруга, чтобы заслужить аплодисменты. Подлость и цинизм (а насмешка над... - это подлость и цинизм!) не котировались, даже если они и приносили кое-какие дивиденды.


Остроумная или хотя бы - весёлая девушка считалась круче красивой и уж тем более - гораздо круче модно одетой. В 1960-е годы бытовала полемика физики VS лирики. С точки зрения шестидесятника, «упакованный в фирму» - это вообще не конкурент. Он вне игры, потому что бились настоящие титаны - покорители атома с «ловцами душ». У поэтессы Юлии Друниной есть такая строчка: «Весёлое презрение к тряпью». Тряпьё тут - одежда, причём модная. В 1960-е годы культивировалось именно весёлое презрение к материальным ценностям. Было ли это правильно? Спорный момент. Но в контексте 1960-х потребленческая модель поведения рассматривалась, как антипод творческой, созидательной модели.

Ахмед Ибадуллович Китаев. Мы идём в новую жизнь. 1953
Ахмед Ибадуллович Китаев.
Мы идём в новую жизнь. 1953

Сейчас работа, карьера видятся только в приложении к будущим материальным благам. Я читаю «глянец» и в том же 'Cosmo' иной раз встречаются такие житейские истории - бизнес-леди (юрист, экономист, маркетолог) в детстве мечтала быть художницей (балериной, фигуристкой, поэтессой) и вот сейчас, зарабатывая свой энный миллион, умница-красавица (красавица - непреложно!) по вечерам рисует пейзажи (занимается танцами, катанием, поэзией). Жизнь её обеспечена и полноценна. Утром - деньги, вечером - танцы. В 1960-е, конечно, тоже существовал такой шаблон - рабочий Сидоров с утра даёт стране угля, а по выходным играет на кларнете. Но он именно - давал стране, причём угля, а не консалтинга. Он именно - созидал с утра до вечера. А умница-красавица делает карьеру лично для себя, для того, чтобы купить новое авто. В 1960-е работа считалась самоценной, то есть - целью, сейчас работа - это средство. Это не хорошо и не плохо, просто факты.


Почему я заострила своё внимание на потреблении? Не затем, чтобы его ругать: потребление - это прекрасно. Тут дело не в моральных оценках, а в...источниках получения радости (эндорфинов). Что считается самым главным из существующих человеческих удовольствий? Всё-таки созидание. Удовольствие от создания стихотворения, картины, новой компьютерной игры, дома, куклы (нужное - вставить) не сравнится ни с чем. Все остальные удовольствия - спорт, еда, танец, скорость и, наконец, потребление по силе воздействия уступают созиданию, творчеству. Причём, потреблять можно не только 'Дольче&Габбану' с яхтами и мобилами за 20.000 евро. Потреблять можно Бетховена, вагантов и прерафаэлитов. Удовольствие - присутствует, но оно не настолько сильно, как если бы человек сам что-то такое создавал. Я не призываю никого браться за кисть и идти рисовать цветочки на обоях. Я говорю о принципе. Потому что созидать можно даже болты на заводе, смотря как к этому относиться. Так вот, в 1960-е творчество в широком понимании этого слова ставилось во главу угла. Люди ощущали себя именно созидателями. От осознания этого они беспрерывно радовались, ибо получали энергию из самой своей деятельности.


Новая вещь, если вернуться к теме потребления, тоже имеет радостную энергию - те, кто любит шопинг, это знают. Однако у любой вещи энергия конечна, и человеку нужно снова идти в бутик или в супермаркет. Энергия созидания - бесконечна, поэтому бесконечно и ощущение радости. Что же произошло потом, в 1970-е? Творчество превратилось в материал для диссера, а диссер стал ступенькой к материальным благам. И всем сразу стало не то, чтобы скучно, но как-то напряжно. Идеи измельчали рядом с вещами. Открытый смех выродился в усмешку, остроумие тоже никуда не делось - просто оно стало другим. Руки, которые когда-то радостно хлопали в ладоши, сложились в ироничные фиги и спрятались по карманам...


Эдита Пьеха - Это здорово!


zina-korzina


Категория: СССР   Автор: zina-korzina

<
  • 102 комментария
  • 0 публикаций
28 апреля 2012 00:12 | #1
-1
  • Регистрация: 23.04.2012
 
Дык, ведь было тогда чему радоваться - радость Великой Победы, радость великих свершений, достижений и успехов, то была вдохновляющая эпоха с надеждой и уверенностью в будущем. Светлое будущее по обещанию было не за горами, наступить должно было уже в 80-х и многие в то верили.
Оптимистический настрой у наРОДа был не случаен.
Вера всегда приносит радость!
Для того чтобы по-настоящему радоваться нужно во что-то верить.

--------------------

<
  • 223 комментария
  • 10 публикаций
28 апреля 2012 09:31 | #2
-1
  • Регистрация: 8.06.2011
 
Цитата: ВЕЛЕМИР
Светлое будущее по обещанию было не за горами

Жаль только, что всё это оказалось химерой, и что наши ожидания обманули. Получили "светлое" будущее. Такое светлое, что аж глаза слепит.
Цитата: ВЕЛЕМИР
Для того чтобы по-настоящему радоваться нужно во что-то верить

Даже если это химера?

<
  • 53 комментария
  • 1 публикация
28 апреля 2012 10:39 | #3
-1
  • Регистрация: 26.09.2009
 
Чтобы вера в будущее не стала верой в химеру - надо быть соучастником процесса. В конце 70-х основная масса населения потихоньку отстранилась от участия, все более уходя в потребление, за что и получили. Виноваты все! Вот сейчас - жители Москвы, находясь в материальных интересах ограничиваются только разговорами о том, что происходит в Москве не так, но суть до дела - некогда им, заняты зарабатванием и карьерой, потреблением... Что получат? Столицу исламского союза МОСКВАБАД получат!
Марксизм изначально был провальным и вел в тупик. Скйчас нужна качественная теоретическая платформа для реализации будущего. Ее нет. Путин ведет неизвестно куда. По крайней мере он даже не объявляет вектор движения! И всем по фиг, лишь бы жратва была и у телека оттянуться с пивом...
Так что творчество в жизни+уверенность в завтрашнем дне в настоящее время недоступны гражданам России. Потому как сами граждане к этому нравственно не готовы...
Они готовы, в лучшем случае - к протесту... Но без соответствующей платформы (идеологии), без понимания людьми этой идеологии, без нравственности - это путь на эшафот. Народом будут манипулировать и подсовывать химеры до тех пор, пока сам народ в своей массе не найдет силы и желание измениться...

<
  • 102 комментария
  • 0 публикаций
28 апреля 2012 11:08 | #4
-1
  • Регистрация: 23.04.2012
 
Цитата: Внук Велеса
Жаль только, что всё это оказалось химерой

А это "светлое будущее" сбыться никак не могло ни в 80-е, не позже, не раньше, никогда, ибо оно и было изначально сладкой химерой, в том-то и беда что несбывшиеся утопии приносят разочарований ещё больше чем серая банальная реальность. Выходит, что сбычи мечт не состоялось по вполне объективным причинам.

Цитата: Внук Велеса
Даже если это химера?

По-моему - да! Даже если это химера, то вера в неё вдохновляет больше чем просто тупая размеренная сытая повседневность.
Цель - НИЧТО, движение - единственная ЦЕЛЬ!
Это не по бронштейнам, но по-настоящему проверено многими наРОДами.
Горы сворачивают только пассионарии ради великих, пусть даже иллюзорных целей, обыватель - всегда обывает.
Вы согласны?

Цитата: volemir
В конце 70-х основная масса населения потихоньку отстранилась от участия, все более уходя в потребление, за что и получили. Виноваты все!

Думаю, что виновна прежде всего верхушка КПСС, которая в послевоенный, точнее в послесталинский период как-то невзначай из передовой и руководящей силы, так сказать из "ума, чести и совести нашей эпохи" потихоньку превратилась в стайку шкурников, желающих личного обогащения и втайне завидующих западным капиталюгам. Типичные пример - михуил меченый, который ещё будучи секретарем крайкома сапоги лично мыл хрущевым-брежневым, но мечтал в итоге спарашутировать где-нить в сан-франциске или маями, чего в итоге и добился дорогой ценой для страны и наРОда. Но, не один же он был такой перевертыш, таких образовалась сначала стайка, а потом и вся партейка загнила с головы.

--------------------

<
  • 912 комментариев
  • 213 публикаций
28 апреля 2012 12:36 | #5
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
А америкосы в 30 годах ХХ века ввели в моду улыбку как средство от мирового кризиса, и до сих пор везде и всюду улыбаются. Вот и у нас эта мода была, но прошла. Вообще в культуре славян "скалить" зубы - признак агресии. Одним из многих характерных жестов славян является прикрытие ладонью рта при громком смехе. Это не значит что славяне мрачнее других народов, просто у нас не принято так выражать соё настроение. Скорее сиянием глаз, чем демонстрацией зубов.

По поводу песенки Хиля "Тро ло ло" могу предположить, что она стала популярной потому что похожа на бренд баварцев: "горловое альпийское пение" типа: "эло- ри- лори- и". так вот этот вокализ баварцы переняли у альпийских славян словенцев. Это народное словенское пение реально подпитывает, прочищает лёгкие, помогает при астме и прочих заболеваниях.

--------------------

<
  • 102 комментария
  • 0 публикаций
28 апреля 2012 12:52 | #6
-1
  • Регистрация: 23.04.2012
 
Цитата: волхва Пятница
мерикосы в 30 годах ХХ века ввели в моду улыбку как средство от мирового кризиса, и до сих пор везде и всюду улыбаются. Вот и у нас эта мода была, но прошла

Разве ж Вы не улавливаете разницу? Вглядитесь, пожалуйста, повнимательней хотя бы только в первую фотку данной статьи. Раз веж там Вы увидели америкосовскую фальш-лыбу на пружинках? Нет, эти советские люди радуются по-настоящему, эмоции их не рисованные и не поддельные.
Америкосов нагло-саксы приучили даже ненавидеть улыбаясь и корча при этом фальшивое добродушие. Славяне на такие фальшивые лыбы просто от рождения НЕ СПОСОБНЫ. Так что, если 60-тые в СССР были эпохой надежды и вдохновения, то и людские эмоции тогда поддельными не были.
Мериканец лежит разобранный по частям на хайвейе после "караксидента", но его отдельно катающаяся голова всё ещё продолжает нести на себе печать лыбы - так приучили в школе. К этой отдельно лежащей голове подойдет коп и непременно учтиво и вежливо спросит (у головы): "Are You OK?"
Таковы законы их жанра - сплошной театр натужных улыбок от рождения до погребения.
Разве ж так у славян?

--------------------

<
  • 13 комментариев
  • 0 публикаций
28 апреля 2012 15:34 | #7
-1
  • Регистрация: 15.02.2012
 
да потаму что щас одна радость БАБОСЫ. А тогда люди радовались всем более или менее значимым успехам, даже если они и не отображались материально. Капитал выполнил свою задачу, деградация налицо.
Марксизм изначально был провальным и вел в тупик. Скйчас нужна качественная теоретическая платформа для реализации будущего. Ее нет. Путин ведет неизвестно куда. По крайней мере он даже не объявляет вектор движения! И всем по фиг, лишь бы жратва была и у телека оттянуться с пивом...

а ЭТО И ЕСТЬ план пУТИНА , пей пиво сиди у телика и невякай, всё идет по плану у мирового правительства.

<
  • 223 комментария
  • 10 публикаций
28 апреля 2012 16:31 | #8
-1
  • Регистрация: 8.06.2011
 
Цитата: ВЕЛЕМИР
движение - единственная ЦЕЛЬ!

Это уже не химера! Это реальная цель. Движение - это жизнь, движение ради жизни! А химера - это призрачная мечта, разрекламированная, которая ведёт не к ожидаемому результату, а в пропасть! Надо во что-то верить? А разве сейчас не во что верить? Вот, пожалуйста: верить в демократию, толерастию, либерастию и общечеловеческие ценности. Именно эту идею нам и навязывают. Я-то знаю, что это химера. И не хочется горы сворачивать ради неё. В советское время была другая химера - компартия! А кто она такая? Просто пентаграмма на груди, парт-билет, портрет Ленина... Что это такое есть? И почему ради этого нужно горы сворачивать?
Цитата: ВЕЛЕМИР
Горы сворачивают только пассионарии ради великих, пусть даже иллюзорных целей,

Манипуляторам проще всего создать иллюзорную цель, и народ ради этой иллюзии будут делать то, что нужно Им. Они будут в шоколаде, а народ утонет в болоте... Я не согласен, что надо трудиться ради химеры! Но надо двигаться вперёд. Развиваться. А развитие - это тяжёлый труд. Вот ради чего надо трудиться! Ради развития, ради продвижения вперёд! А не ради компартии или демократии! Провались они пропадом!
Цитата: волхва Пятница
А америкосы в 30 годах ХХ века ввели в моду улыбку как средство от мирового кризиса, и до сих пор везде и всюду улыбаются.

Вот она эта улыбочка во всей красе

голливудская лыба

Так что по поводу улыбок Велемир прав. Когда улыбаешься искренне, это видно по глазам, по мельчайшим движениям мимических мышц. А когда в душе лёд, глаза каменные, то как бы ты широко не растягивал рот, сколько бы зубов ни обнажил - это не улыбка, а лыба

<
  • 23 комментария
  • 0 публикаций
28 апреля 2012 20:53 | #9
0
  • Регистрация: 15.08.2011
 
Это же тот самый аццкий Сотона, о котором все пишут!

<
  • 128 комментариев
  • 12 публикаций
28 апреля 2012 23:56 | #10
-1
  • Регистрация: 26.10.2011
 
Цитата: ВЕЛЕМИР
Америкосов нагло-саксы приучили даже ненавидеть улыбаясь и корча при этом фальшивое добродушие. Славяне на такие фальшивые лыбы просто от рождения НЕ СПОСОБНЫ.

Согласен, у меня бывший шеф говорил что по моей морде меня можно читать как книгу, по его словам у меня на лице полуулыбка (хотя я этого и не замечаю) постоянно , но только я вижу человека который мне не приятен от она исчезает, а если вижу врага то превращается в оскал. А еще говорил что по глазам все четко видно ai

Цитата: Внук Велеса
Вот она эта улыбочка во всей красе

видать она тож врага увидала, вот и оскалилась bm bq

а статья интересная автора благодарю

<
  • 1 051 комментарий
  • 21 публикация
29 апреля 2012 16:08 | #11
-1
  • Регистрация: 18.11.2011
 
В Северной Европе общество превращено в сумму индивидуалистов. Люди не строят вместе БАМ или не лежат в одном окопе, даже не бухают и не куролесят вместе. Поэтому улыбка - это средство снятия напряжения при встрече двух индивидуалистов. "Я улыбаюсь и обманываю природу, в которой по выражению лица и глазам происходит чтение ситуации." Отдаляясь друг от друга люди становятся априори более враждебными. А это напряг. А напрягов европеец не любит. Выход - улыбка. Вначале это дико бесит и русского не покидает чувство фальши. Но когда в русской кассе метрополитена на вас орёт даром (немотивированно) престарелое существо с гнилыми зубами - начинаешь скучать по фальшивым улыбкам.

<
  • 9 комментариев
  • 0 публикаций
29 апреля 2012 22:30 | #12
0
  • Регистрация: 9.12.2011
 
Цитата: Cimeriec
Согласен, у меня бывший шеф говорил что по моей морде меня можно читать как книгу, по его словам у меня на лице полуулыбка (хотя я этого и не замечаю) постоянно , но только я вижу человека который мне не приятен от она исчезает, а если вижу врага то превращается в оскал. А еще говорил что по глазам все четко видно

Во-во, в точку сказал))). Аналогично. Мне тоже все говорят, что у меня по лицу все можно прочитать. А если улыбаюсь, то все прям счастливы. Жаль, улыбка редко появляется. Но больше глазами)))))

<
  • 80 комментариев
  • 0 публикаций
29 апреля 2012 23:16 | #13
0
  • Регистрация: 9.04.2011
 
Про евреопейцев(и иже с ними) ещё Гурджиев говорил- в основном- люди -футляры! Т.е.- оболочка есть,но внутри нет ничего живого (видимо душу имел ввиду),выдрессированные люди-машины,которые реагируют запрограммировано на внешние раздражители... У славян этого (было )не много,потому ОНИ никогда не могли понять ход наших мыслей,и способ нашего мышления,в чём была наша непревзойдённая сила(наша русская "сметка"). Но времена изменились,и если мин.образования готовит детей стать не инженерами-созидателями,а ПОТРЕБИТЕЛЯМИ!!!...то лет через10-15 РУССКИЕ повторят судьбу евреопы,где люди-футляры носят оскал на лице,выдавая его за улыбку,а ДОБРОжелательность будет подразумевать корысть... br

<
  • 1 051 комментарий
  • 21 публикация
29 апреля 2012 23:30 | #14
-1
  • Регистрация: 18.11.2011
 
Цитата: дубина
У славян этого (было )не много,потому ОНИ никогда не могли понять ход наших мыслей,и способ нашего мышления,в чём была наша непревзойдённая сила(наша русская "сметка").

Дело далеко не в уникальности некого мифического славянского образа мышления.

Бросьте европейца на несколько поколений в дерьмо - и он начнёт чудеса творить (если не сгинет). У него появится знаменитое русское критическое мышление. Я наблюдал как даже сформированные европейцы. долго прибывая в РФ - менялись в сторону развития мышления буквально на глазах. Вся уникальность русских как раз в том, что нереально развито критическое мышление веками войн и трудностей.

<
  • 128 комментариев
  • 12 публикаций
30 апреля 2012 13:18 | #15
0
  • Регистрация: 26.10.2011
 
Цитата: VАRULV
Я наблюдал как даже сформированные европейцы. долго прибывая в РФ - менялись в сторону развития мышления буквально на глазах.

Просто футляры пустые внутри прожив долгое время у НАС наполняются НАШЕЙ энергией.

Цитата: VАRULV
Вся уникальность русских как раз в том, что нереально развито критическое мышление веками войн и трудностей.


Беды делают НАШИХ людей крепче, дружней, закаленней.
как там у классика??
" делать бы гвозди из этих людей,
не было б в МИРЕ прочнее гвоздей!"

потому сейчас и разобщены так, нет явной угрозы перед которой сплотиться надо, а скрытую очень четко маскируют.
опять же не помню как было сказано:
"Мы заменим правду на лож, поменяем ценности, и т.д. ... и лишь не многие будут понимать в чем дело" Вроде как то так.

<
  • 477 комментариев
  • 0 публикаций
30 апреля 2012 18:06 | #16
0
  • Регистрация: 25.08.2009
 
Вот она эта улыбочка во всей красе


Автор, ты с ума сошел такое выкладывать? А если ЭТО кому то приснится, ты об этом подумал?

<
  • 1 051 комментарий
  • 21 публикация
1 мая 2012 15:07 | #17
0
  • Регистрация: 18.11.2011
 
Цитата: Cimeriec
наполняются НАШЕЙ энергией.

Ага, манной небесной и мёдом космическим....

<
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
1 мая 2012 22:38 | #18
0
  • Регистрация: 2.05.2012
 
Добрые светлые лица!

<
  • 128 комментариев
  • 12 публикаций
3 мая 2012 14:48 | #19
0
  • Регистрация: 26.10.2011
 
Цитата: VАRULV
Ага, манной небесной и мёдом космическим....

зря язвишь и иронизируешь

<
  • 43 комментария
  • 0 публикаций
8 мая 2012 12:31 | #20
0
  • Регистрация: 19.03.2012
 
Посмотрите эти фотографии в работе Тихомирова М.В. "МЫ и ОНИ" и задайтесь вопросом, почему на всех фотографиях только иудеи и нет Славяно-Ариев: http://konzeptual.ru/downloadable/252/Mi_i_oni.pdf

<
  • 26 комментариев
  • 0 публикаций
22 июля 2016 11:09 | #21
0
  • Регистрация: 6.05.2012
 
Интересно читать комменты через какое то время...Всего то 4 года прошло... ссучиться ссучились, а улыбаться так и не научились. 60е время оттепели и надежд... засняли бы улыбки в гулагах... подозреваю что охрана при виде улыбки все зубы бы выбила.... так что отучайтесь улыбаться чтоб вас не заметили... а то следующий пакет будет содержать законопроекты сажающие за улыбку (а над чем вам улыбаться то? Уж не над госдумой ли ? Глаза впол и присесть в поклоне! никто не может безнаказанно смотреть на отименибогаизбранных... а если нацгвардия решит, что над ними? тут уж не суд, а без предупреждения...). Вот сын в метро улыбался, так сразу мент подошел , типа: "Что весело? Обкуренный?"... А вы в метро хоть одного мента славянской наружности видели?
Советского человека разучили улыбаться и радоваться, улыбка вас в толпе выделяет, а значит есть повод придраться. Так что дело не в традиции, дело в инстинкте самосохранения: слиться с асфальтом чтоб не заметили .

--------------------


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Под ... камень вода не течет"
Ответ:*