Предвоенная эпоха пахнет солнцем...

Предвоенная эпоха пахнет солнцем...

«Пахло водой, смолой, порохом и цветами...».
Аркадий Гайдар.

Предвоенная эпоха пахнет солнцем и разогретым асфальтом, непостижимая летняя жизнь, когда мир наполнен движением. Ощущение дорожной пыли из-под колёс и запахов нового метро. Для меня дух летних тридцатых - это станции московского метрополитена Сокол и Аэропорт. Ощущение неба, ветра и - лета. Время движения, спорта и солнца. Мода на белозубых блондинов, на крепкие тела и на целомудренную обнажённость порождена предчувствием очередной войны - тело перестаёт быть не только «запретным плодом» - оно становится чем-то, вроде орудия «пролетариата». Цвет времени - белый, цвет спортивный, яркий и бесконечный. Белый цвет иной раз кажется неподвижным и даже ледяным, мёртвым, однако же, на деле он динамичен - когда на него попадает солнечный луч. Спортивный стиль любит белое - от теннисных юбочек до футбольных трусов. Его видно с трибуны, белый цвет начинает своё движение от соприкосновения с солнцем и с человеком. На белом - красное, тревожный цвет, воспламеняющий жизнь. Красно-белое на глубоком и - высоком синем фоне. Предвоенные годы - ощущение грядущего пожара. Люди в белом - ожившие статуи богов. Учёный классицист, это порождение новых столетий, не знал, что боги имели золотые пеплосы и карминные улыбки. Полагаю, что если бы подражатели знали тогда чуть больше, классицизма могло бы не состояться...


Ф. Антонов «Теннисистка». О художнике - тут.

...Белое - это то, что осталось и оно-то и оказалось эталонным. И люди решили, что античные Боги могут носить только белые одежды. Как изысканно писали об этом в эпоху ампира: «…Костюмы, коих память одно ваяние сохранило». Новые Аполлоны, живущие в коммуналках с лепниной и кариатидами, тоже предпочитали белое: «Среднего роста, плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке». Кандинский назвал этот цвет «...великим безмолвием, которое для нас абсолютно».. Однако именно в белом заключено вечное сопротивление, как потенциальная возможность движения, рождения, жизни. Спорт - это жизнь. Посмотрите фильмы предвоенной эпохи - да, они пока, по счастью, не все раскрашены, так что спешите видеть! Мы не умеем различить розовое и жёлтое на старинной плёнке, но мы умеем узнавать чёрное и - белое. Чёрного тут мало - это печаль, ночь, декадентское кружево и буржуйские фраки. Белое - в переизбытке. Чистота, спорт, античные - якобы античные - линии. Любование совершенным телом, как в фильме «Строгий юноша», который запретили за формализм, то есть за пустое любование формой. А что делать, если это носилось в воздухе? Теперь этот фильм считается едва ли не большим документом времени, чем «Волга-Волга».


Плакат В.Говоркова.
А.Дейнека «Стахановцы». Фрагмент.

Античная обнажённость или - полуобнажённость, не источающая пошловатого сладострастия. Афродита Каллипига обнажена иначе, нежели пухлые и похабные брюнетки на открытках Серебряного Века. Девушки Дейнеки и Самохвалова раздеты - в беге, в прыжке или даже в душе. Голые ноги, а иной раз даже - груди. Купание Артемиды. Рождение Венеры. Девушка без одежды. От неё веет ветром и здоровьем, а не затхлым будуаром и пыльными шторами. Обнажённость, которая демонстрируется как социальный эталон и как мощная созидательная сила. Открытые ноги перестают будоражить слабогрудых хиляков-эротоманов, пускающих похабные слюни и становятся предметом общественного любования. Ноги - это пассаж в теннисе, это динамика бега и красивая линия в прыжке. Ноги - для педалей велосипеда, а не для пошлого любовника, поэтизирующего извращения. Впрочем, именно любви - настоящей, приносящей плоды, тоже много - она буквально разлита в воздухе, как аромат майской сирени в парке, где Венера опирается на весло, а молодые красавцы прыгают с парашютной вышки - заслужить любовь можно только сильному. Известная на весь мир модельер Эльза Скьяпарелли отмечала, что русские поголовно увлечены парашютным спортом.


Э.Евзерихин. «Теннисисты в ЦПКиО».

Русские, советские носят значки ГТО и «Ворошиловских Стрелков», как знаки качества: «Знак "ГТО" на груди у него. Больше не знают о нём ничего». Зачем знать что-то ещё, ведь именно это - главное. Это - показатель готовности и к годности. Люди спешат на пляжи, на корты и на кроссы. Это не просто нужно Партиии и лично товарищу Сталину, это - модно. Считаться спортивным, носить белое, быть блондином с сильными руками - это востребовано именно «толпой». На Западе тоже актуален спортивный стиль - не только дамские пляжные брюки, белые туфли на низком каблуке и прочие платья с намёком на занятия теннисом. В моде загорелые белокурые леди, шикарно позирующие на пляже для журналов 'Vogue' и 'Le Petit Echo de la Mode'. Но это другое, это иной раз просто мода, модность, веяние времени, Zeistgest. Как там у Дживса и Вустера? «Конечно, хорошa, глaз от нее не оторвёшь, но есть серьезный недостaток: онa из тех обожaющих спорт девушек, которые непременно хотят, чтобы вы проплыли с ними милю-другую перед зaвтрaком, a после обедa, когдa у вaс слaдко слипaются глaзa, тaщaт вaс поигрaть в теннис, сетов эдaк пять-шесть для рaзминки. Прозрев, я понял, что нa роль миссис Бертрaм Вустер мне нужно что-то потише и поспокойнее, в духе Джaнет Гейнор...».


Девушки из западных журналов.

В моде - морская полоска, беретики, короткие беленькие жакеты. Даже подчёркнуто деловой стиль становится чуть спортивнее и динамичнее. Даже античные вечерние платья от Мадлен Вионне и мадам Грэ подаются в движении - богини Олимпа сбежали поиграть в теннис. Тридцатые ощущаются, как лето, гайдаровское жаркое лето - через дачный воздух и шум вечерней электрички в «Тимуре...», через полуденный зной «Голубой чашки», через пыльные дворы и версальские маскарады «Судьбы барабанщика». Через горячую Москву из первых «тактов» почти недетской «Военной тайны»: «Но все это нравилось Натке - и людской поток, и пыльные жёлтые автобусы, и звенящие трамваи, которые то сходились, то разбегались своими путаными дорогами к каким-то далёким и неизвестным ей окраинам: к Дангауэровке, к Дорогомиловке, к Сокольникам...». Предвоенная эпоха пахнет солнцем, жарой, песком... и - кровью. Скоро война, а пока жизнерадостные русские мальчики со значками ГТО предпочитают парашютный спорт, а их заводные подруги - белые маечки и сатиновые трусы, крепко схватывающие сильные бёдра. Солнце светило жарко, погода благоприятствовала любви, «...а жизнь, товарищи… была совсем хорошая!».


Категория: СССР   Автор: zina-korzina

<
  • 1 051 комментарий
  • 21 публикация
14 июня 2013 02:18 | #1
-1
  • Регистрация: 18.11.2011
 
Зина-корзина в своём стиле: много эстетики, эмоций ретроспективного характера... манекенов...

Жалко что в этот раз она не удосужилась опуститься до сравнения с главным гостем выставки - национал социализмом. Ведь одна только Лени Рифеншталь могла бы составить недурную конкуренцию всему коллективу советской агитки? А , Свати Аста? Не так ли?

Как-то это уж слишком односторонне-предвзято и блекло. Ведь ключевая фраза Зиночки (весьма недурная) о запахе предвоенной эпохи - .....
Вы же хотите ощутить все ароматы эпохи? По крайней мере ваш мозг и обонятельные органы так устроены!

Или вам нужен только аромат палёной хаты?

Так много модельеров, словно ищейки, почуяли ароматы пост тоталитарных веяний в моде... и бросились к боевым станкам...
Чем Зина лучше???

<
  • 912 комментариев
  • 213 публикаций
14 июня 2013 22:08 | #2
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Залезла в источник, увидела коменты:
"babayasin
May. 8th, 2013 10:04 am (UTC)
У пролетария белый цвет - символ успеха/достатка. Маркий, яркий на фоне серо-коричневых, не требующих частой стирки, нарядов окружающих. Не везде/не всегда, но белый и по сей день сохраняет эту смысловую нагрузку. А уж тогда, в эпоху хозяйственного мыла, он явно олицетворял успех.
Link | Reply | Thread
zina_korzina
May. 8th, 2013 10:05 am (UTC)
И то верно, кстати".

И НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ, ТАК КАК ГОСПОДА ЭСТЕТЫ СИЛЬНО ОШИБАЮТСЯ НА СЧЁТ БЕЛОГО ЦВЕТА В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ (пролетарии о коих речь, тоже оттуда, из народа). Все славяне всегда активно носили белую одежду. Даже в те эпохи, когда мыла не было (У византийца - первое сообщение о чистоте и белизне рубахи нашего Князя). У балканских славян почти все традиционные мужские костюмы включают в себя белоснежные суконные верхние порты, не говоря уж о нижних-льняных подштаниках. Посмотрите старые фото - ни пятнышка, умели как-то в чистоте держать (видимо, назло эстетам). У тех же пролетариев, как и у солдат ВОВ под рабочей одеждой и формой ВСЕГДА были белоснежные кальсоны. Целый народ - белорусы- описывается этнографами вплоть до начала ХХ века, как нация, целиком одетая в белое (суконное и полотняное). У русских до середины ХХ века на весенние праздники вся молодёжь выходила в белом: " Участники гуляний надевали праздничную одежду. На девушках были специально для этого случая сшитые светлые платья (преимущественно белые), в косы вплетались яркие ленты...Парни выходили в подпоясанных белых рубашках..." (Традиционная культура Ульяновского Присурья. Том 2, М. 2012,С.564). Думаю, что и немцы встречали весну одеваясь аналогично. Так что городская мода предвоенных лет, описываемая Зиной, базировалась на народных традициях, истоки которых ошибочно видели в "белой" античности.

--------------------

<
  • 23 комментария
  • 1 публикация
8 июля 2013 04:02 | #3
0
  • Регистрация: 12.05.2013
 
Стиль Ампир, воспевание человеческого тела, подражание древнегреческой античной культуре. Ничего хорошего я в этом не вижу, потому-что сегодня это приняло извращённые формы, а мы видим это каждый день на улицах, женщины так стараются показать своё тело, что скоро станут голыми ходить, хотя уже стали выбегать на стадионах при большом скоплении народа. Нет тут никакого классицизма, просто мода. Посыл был изначально ошибочный и постоянно срабатывает у недоразвитых людей. Главное не внешняя оболочка, а душа и добрые дела, а красивым можно быть и в нормальной человечной одежде.

<
  • 1 051 комментарий
  • 21 публикация
8 июля 2013 13:09 | #4
0
  • Регистрация: 18.11.2011
 
Цитата: Сергей П
Стиль Ампир, воспевание человеческого тела, подражание древнегреческой античной культуре. Ничего хорошего я в этом не вижу, потому-что сегодня это приняло извращённые формы,

К тому что вы видите сегодня на улицах ни вышеобозначенные направления в искусстве ни культ здорового тела отношения не имеют НИКАКОГО.
Если вы думаете что обнажённая скульптура призывает избавиться от одежды или носить мини - то вы глубоко ошибаетесь.

<
  • 23 комментария
  • 1 публикация
8 июля 2013 18:33 | #5
0
  • Регистрация: 12.05.2013
 
Как это не имеют, это и есть вирусы сознания, причём самые прямые, весь культ масонской Америки на этом построен, а результат, в Америке здраво мыслить разучились. Оглянитесь по сторонам, каждый день нам пытаются перевернуть сознание, например, намалюет кто-то на бумаге невесть-что и говорят, что это выдающаяся картина великого мастера и многие верят, артисты матерятся на сцене, а им говорят, что это искусство, телевизор смотреть многие перестали и правильно делают. В принципе это и есть "цивилизация". Ци - целостный поток энергий, вили - разделение, в общем разделение, стандартизация и унификация. Сегодня не говорят, это хорошая музыка, а это плохая. Говорят это рок, это панк, это металл, это паган, это классика. А разделение властей, что это маразм что-ли? ВЛАСТЬ должна быть одна, как в семье, а если куча командует, то это анархия уже. Нам не надо подражать Западу, у нас своя богатейшая культура, которую никто и никогда на Земле не достигал, и в ней нет всевозможных вывертов, она построена на ЗДРАВОМЫСЛИИ. Я учился на факультете психологии и прекрасно понимаю, что любая ошибка власти и пропаганды приводит к непредсказумым последствиям. Во главе угла должна быть мудрость, а не подвешенный язык, а у нас всё шиворот-навыворот, у нас все стараются раздробить общество по меленьким интересам, ну очень меленьким, одних партий более 200, я уже не говорю про фанатов и прочие клубы. Ещё никогда Россия не видела столько алкоголя и наркотиков, столько кича по ТВ, а под этот шумок англосаксы навязывают своё понимание мира и многие понимают, что это примитив. Людей превращают в "гомо эректуса"-человек прямоходящий, до "гомо сапиенса" - человека разумного мало кто дотягивает. Я лишь обозначил ложность направления, а вовсе не критик-искусствовед, хотя и у них не всё в порядке с головой.

<
  • 265 комментариев
  • 5 публикаций
9 июля 2013 21:50 | #6
0
  • Регистрация: 4.11.2010
 
Цитата: VАRULV
Ведь одна только Лени Рифеншталь могла бы составить недурную конкуренцию всему коллективу советской агитки?

Не думаю, что Лени могла бы составить конкуренцию кому-либо. По крайней мере, сознательно. Лени, на мой взгляд, всегда была вне конкуренции. Она всегда была если не первой, то единственной, а если не единственной, то первой во всем, что бралась делать.
Жыдосталинское говноповидло про советских тениссисток - и Ленина бессмертная "Олимпия" - да тут просто точек, точек! соприкосновения нет!

<
  • 1 051 комментарий
  • 21 публикация
9 июля 2013 22:24 | #7
-1
  • Регистрация: 18.11.2011
 
Цитата: Сергей П
Я учился на факультете психологии

Зря учились, психология - это не наука.
Цитата: Сергей П
Я лишь обозначил ложность направления, а вовсе не критик-искусствовед, хотя и у них не всё в порядке с головой.

В чём ложность направления культа здорового красивого тела?
Цитата: Крепислав
Лени, на мой взгляд, всегда была вне конкуренции. Она всегда была если не первой, то единственной, а если не единственной, то первой во всем, что бралась делать.

Цитата: Крепислав
Жыдосталинское говноповидло про советских тениссисток - и Ленина бессмертная "Олимпия" - да тут просто точек, точек! соприкосновения нет!

Как ни хотелось бы поспорить, но это действительно так.
Зина-корзина просто ещё одна эстетка (таких всегда много), мастурбирующая на ретроспективное советское "прекрасное далёко". На острие моды, так сказать. Пусть она и делает это с претензией на изящество, закатывая манерно глаза...но ситуации это с салонностью её постов не меняет...

<
  • 23 комментария
  • 1 публикация
10 июля 2013 06:36 | #8
0
  • Регистрация: 12.05.2013
 
В чём ложность направления культа здорового красивого тела?////
Для непонятливых объясняю ещё раз. Культ здорового красивого тела привёл к тому, что мы сегодня видим на улицах, то есть извращённое продолжение этого самого культа. Если "человеку прямоходящему" нравится разглядывать чужое по определению и мысленно мастурбировать, то "человеку разумному" противно, когда уровень мышления стараются сбросить до животного, не прилагая даже элементарного ума. Сотни тысяч лет правило здравомыслие, люди не выпячивали своё "здоровое красивое тело", а тело-то у них наверное было покрасивее нынешних, а одевались они,как положено нормальному человеку, поэтому и были гораздо умнее, потому что "телесное" не путалось под ногами и ничто не отвлекало для решения настоящих задач.


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Под ... камень вода не течет"
Ответ:*