Перуница

» » Скорость и динамика в русской культуре

СССР » 

Скорость и динамика в русской культуре

Скорость и динамика в русской культуре

«И быстрее, шибче воли 
Поезд мчится в чистом поле».

Нестор Кукольник «Попутная песня».


Страсть к движению, к динамике – следствие особого ощущения пространства. В своё время Гоголь задал риторический вопрос, не требовавший, как водится, ответа: «И какой же русский не любит быстрой езды?» Действительно, сложно не полюбить скорость, имея русские расстояния. Всё тот же Николай Васильевич констатировал, правда, уже в другом своём произведении: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». И в «Ревизоре», и в «Мёртвых душах» главное действующее лицо – пространство. А ещё – любовь к быстрой езде, тем пространством порождаемая. И – полетел господин Хлестаков «…по всей дороге с колокольчиком» куда кривая выведет. Это, как в народной сказке: скакал Иван - Царевич три дня и три ночи, а волшебный лес всё не кончается… Или, как в песне:  «Быстрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье…» Это не математика – тут скорость множится на расстояние и даёт в итоге ещё один красивый вопрос: «Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "чёрт побери всё!" - его ли душе не любить её?» Получается, что динамичность – это свойство русской натуры, особенность менталитета. Долго запрягает – быстро едет. Вдоль по Питерской – несётся. Ямщик, не гони лошадей! Но невозможно, ибо скорость – в крови. Или даже так: «Броня крепка и танки наши – быстры!», «Мчались танки, ветер подымая…» Русские танки быстры – они не ползут, а несутся. Как и русские сани в морозной пыли.



Скорость и динамика в русской культуре
Царскосельская дорога. Эпоха Николая I

Правление Николая I – это начало железных дорог. Об этом – много баек – недосуг оные пересказывать. Важно одно – Николай, как никто, ощущал великую громадность подвластной империи. Скорость сообщения – это мобильность управления. Он хотел всё контролировать. Но! Пока его указ дотащат на лошадях в уездный город Н., так три весны пройдёт… Тоска… А Николай ненавидел медлительность, почитая её за лень. Отсюда – страсть к поездам, к мостам, ко всем этим новейшим английским и немецким штукам, которые (по мнению авторов прожектов) могли не только мчаться по земле, но и плыть. Его величество регулярно выписывал западные технические журналы, дивясь премудростям – была бы его воля, он бы всю жизнь ими занимался. «Мы – инженеры!» - говорил он и всем красивым мундирам предпочитал форму инженерных войск. Поезд – символ железного века. Недаром граф-пахарь, стойкий дезурбанист Лев Толстой «швыряет» отчаявшуюся Анну именно под поезд – под бездушную машину, перемалывающую всё и вся. Ей без разницы. Но прогресс неумолим, а жажда скорости всё возрастает!



Скорость и динамика в русской культуре
Из газет 1910-х годов

А вот и начало XX столетия - ароматно-кружевная, барственная эра Ар Нуво,…Серебряный Век; и русский поэт-эстет, надменный денди Игорь Северянин пишет: «В ландо моторном, в ландо шикарном / Я проезжаю по Островам». Однако же ананасы в шампанском и прочие «лазоревые тальмы» - это лишь одна ипостась эпохи, ибо налицо - бурное развитие средств передвижения, повышенный интерес к автомобилям и – автомобилистам. У экзальтированных дамочек – влечение не только к печальным поэтам с глазами побитого Пьеро, но и к брутальным гонщикам в кожаных куртках и шлемах. Короткие встречи, стремительность, волнение. 1903 год – рождение Российского автомобильного общества. В 1915 году в популярном издании «Столица и усадьба» публикуется отчёт о деятельности Общества – за 12 лет работы оно успело себя прославить триумфами на международных выставках, ошеломляющими автопробегами и теперь уже – активным участием в войне. Будущее видится страшноватым и динамичным – на футуристических картинках Серебряного века мы видим гигантские подвесные пути с невероятными авто-ландо, ажурные станции скоростного трамвая и, разумеется, дорожные пробки.



Скорость и динамика в русской культуре
Футуристическая картинка начала 1910-х годов

Всё стало возможным после Революции.1920-е годы – время культа машин, механизмов. Любоваться их работой, подчиняться их слаженному ритму, ударять автопробегом. Они – эти железные существа с пламенными моторами - видятся идеальными воплощениями человеческого гения, куда как более великими, чем живописные полотна или, например, поэзия. Машина – эталон и потому на неё следует равняться…человеку. И – завидовать ей. «Я хочу быть машиной…Зависть взяла к машине – вот оно что! Чем я хуже её? Мы же её выдумали, создали, а она оказалась куда свирепее нас», - унылостенает персонаж Юрия Олеши.А что на экране?В фильме Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» - бесконечная смена образов, неодолимая быстрота, желание нестись, бежать, перепрыгивать. В кадре – трамваи, автомобили, заводские станки. Их ритм сопрягается с мельканием рук барышень-телефонисток и с беспрестанным бегом совслужащих по конторским коридорам. Человек может быть машиной – человек должен стать машиной. В этом нет ничего уничижительного, ибо машина – это бог нашей пламенеющей современности!


«Неужель он не знает, что живых коней победила стальная конница?» – наивно спрашивал поэт уходящей крестьянской Руси. «Железный конь идёт на смену крестьянской лошадке!», - весело и бойко отвечал ему великий комбинатор. Эпоха неслась на всех парах, сметая на своём пути отжившие смыслы, рифмы и прочую старорежимную ересь, вроде кружевных салфеточек, фаянсовых котиков и «стилей разных Луёв». Обретая скорость, обретаешь истину – прорыв в Грядущее. Автопробег – это не просто модное мероприятие, но веление времени. «Полотнища ослепительного света полоскались на дороге. Прах летел из-под колес. Протяжно завывали клаксоны. Ветер метался во все стороны. В минуту все исчезло, и только долго колебался и прыгал в темноте рубиновый фонарик последней машины. Настоящая жизнь пролетела мимо, радостно трубя и сверкая лаковыми крыльями. - Вам не завидно, Балаганов? Мне завидно». Зависть не только к людям-участникам, но и к самим машинам – именно они и воплощают ту самую «настоящую жизнь».


На символичной картине Петра Вильямса «Автопробег» изображена некая идеальная реальность (sic!) – роскошные авто несутся мимо белоснежных агрогородов - они должны вот-вот прийти на смену избам, овинам, амбарам… На стене одного из суперсовременных сооружений – громадный плакат «Автомобилю – дорога!» Посмотрите вдаль – никакого тёмного леса со старыми сказками - сплошные ЛЭПы да строящиеся шедевры конструктивизма. И только в углу изображён крестьянский мальчик, пытающийся сладить с норовистым жеребёнком – с тем самым, есенинским, который всё ещё не понимает, почему его заменили бездушной и холодной стальной лошадью.



Скорость и динамика в русской культуре
П.Вильямс, "Автопробег", 1929-31 гг

Что ж остаётся бедному Остапу? Он – тоже обломок, обмылок старой эпохи – он до сих пор мыслит категориями «батистовые портянки будем носить, крем Марго кушать». Только по-жульнически примазаться к автопробегу вместе с таким же древним рыдваном – с Антилопой-Гну, коя была «…такой старый автомобиль, что появление его на рынке можно было объяснить только ликвидацией автомобильного музея». Ильф и Петров подчёркивают, что престарелый Lorraine-Dietrich пана Козлевича создали ещё на заре эры автомобилизма, то есть всего лет двадцать пять-тридцать назад. Для современного человека конца 1920-х это была невероятная колымага, ничем не краше извощичьей пролётки. «Видите, Балаганов, что можно сделать из простой швейной машины Зингера?» Это теперь для нас и «антилоповый» Lorraine-Dietrich, и «…два Фиата, два Паккарда и один Студебеккер» выглядят, как благородно-винтажные ретро-автомобили – приблизительно из одной эпохи плюс-минус полвека… Множатся журналы с автомобильной тематикой – обзор зарубежных достижений, новинки советского автопрома, полезные советы, анекдоты в тему, карикатуры, курьёзы… «Муза дальних странствий манит человека».



Скорость и динамика в русской культуре
А. Яр-Кравченко, "Мотоциклетный пробег жен инженеров", 1937 г

Мотопробеги и велопробеги, солнечная пыль, звон в ушах, победные марши. Жизнь – это скорость. Посмотрите на картину Анатолия Яр-Кравченко – «Мотоциклетный пробег жен инженеров» - основой для сюжета послужил пробег Ижевск-Москва, устроенный прекрасными дамами в 1936 году. Мы покоряем пространство и время. Недавно – от сохи, а ныне – летим в открытом авто навстречу Счастью, подобно пименовской фемине, символу «Новой Москвы». В кинофильме «Светлый путь» Таня Морозова уже не просто едет, но - летит над Москвой в шикарной машине.


Вот и гайдаровские мальчики, живя на затерянном полустанке, грезят далёкими странами и блистающими мирами. Их же мир – стабилен и, как им представляется, скучен. Жизнь скорого поезда – это и есть та самая настоящая Жизнь. «Заревёт, разбрасывая искры. Сверкнет яркими огнями. Как тени, промелькнут в окнах чьи-то лица, цветы на  белых столиках большого вагона-ресторана. Блеснут золотом тяжелые желтые ручки, разноцветные стекла. Пронесется белый колпак повара. И никогда, ни разу не останавливался скорый на их маленьком разъезде. Всегда торопится, мчится в какую-то очень далёкую страну – Сибирь… Очень, очень неспокойная жизнь у этого скорого поезда…»ХудожникГеоргий Нисскийсын станционного врача – с детства привык провожать поезда, мечтать о них. Именно он сумел воссоздать ту самую «беспокойную жизнь» скорых поездов. Ветер, воздух, волнение и – желание перемен. Поезда Нисского – это примета динамичного времени. Скорость – это залог индустриальной мощи. Недаром один из знаковых производственных романов 1930-х так и называется - «Время – вперёд!» Главный смысл – надо спешить. «Задержать темпы - это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. Нет, не хотим! Вот почему нельзя нам больше отставать... Поезд летел…»



Скорость и динамика в русской культуре
Г. Нисский, "В пути"

Куда уж тут поспеть старенькой лошадке из песни Леонида Утёсова, которая всё ещё не сдаётся и пытается соревноваться не только с машинами, но и с… метрополитеном?


«Ну и как же это только получается
Что-то в жизни перепуталось хитро
Чтоб запрячь тебя я утром отправляюся
От Сокольников до Парка на метро».


Этот сюжет интересен, прежде всего, тем, что показывает колоссальный технический прорыв, произошедший слишком быстро, молниеносно, в пределах одной человеческой жизни – пожилой извозчик помнит, как он нёсся по булыжной мостовой и был повелителем пространства, лидером уличного движения. Его лошадь была молода и полна сил. А ныне? «Стань, Маруська, в стороне».



Скорость и динамика в русской культуре
С. Шор, "Мы учимся управлять автомобилем", 1937 г

Послевоенные годы - время реализации крупномасштабных государственных проектов, таких, как освоение Целины (1954 – 1960 гг.), строительство Братской ГЭС (началось в 1954 г.), возведение жилых новостроек во всех крупных городах. Если вспомнить знаменитые фильмы того времени – «Высота», «Разные судьбы», «Весна на Заречной улице», «Карьера Димы Горина», то становится ясно – в Советском Союзе происходили сложные миграционные процессы. Люди срывались с насиженных мест и мчались навстречу новым городам, свежим ветрам и открытиям. За туманом и за запахом Тайги. Поезд представляется символом молодёжной романтики, любви и расставания. У Евгения Евтушенко читаем: «Паровозный гудок, журавлиные трубы, / И зубов холодок сквозь раскрытые губы…» Или: «Я, как поезд, что мечется столько уж лет между городом Да и городом Нет».


Интересно, что машина теперь становится признаком мещанского быта - наравне с пухлым плюшевым диваном, мягким ковром и апельсинного цвета, шёлковым абажуром. «Берегись автомобиля» - предупреждают нас киношники, наделяя наивного вора Деточкина высшей добродетелью эпохи – тотальным бескорыстием. Ему-то совершенно не нужна машина, как другому культовому герою – физику Гусеву – не нужна квартира. Зачем всё это, когда скоро «…караваны ракет помчат нас вперёд от звезды до звезды…»? А пока – можно ехать в электричке, с рюкзаками и песнями, грезить о Марсианских каналах и спорить о новом рассказе Васи Аксёнова. А в личном авто путешествуют только гнусные мещане с жирными задами и такими же заплывшими извилинами.


Начало 1970-х выдалось оптимистичным и солнечным – на слуху была звенящая аббревиатура БАМ. Байкало-Амурская Магистраль – это звучало гордо, красиво, заманчиво и – романтично. Радиоточка выдавала радостную песню на стихи Роберта Рождественского:


«Слышишь, время гудит: БАМ! На просторах крутых БАМ!
И большая тайга покоряется нам.
…Этот колокол наших сердец молодых».


В апреле 1974 года БАМ был официально объявлен всесоюзной ударной стройкой – это означало, что сюда будут брошены лучшие силы общества. Молодёжь проявляла активность – всё ещё были актуальны красивые порывы и таёжные рассветы: «Лягут рельсы, будто струны наших песенных гитар». Потом, в 1990-х, правда, стало модно говорить, что это была дорога в никуда, ошибка, чуть ли не афера. Впрочем, БАМ ещё проявит себя, вот увидите! В целом же 1970-е годы оказались – действительно! – той самой эрой Застоя, когда вещи стали интереснее идей. Личный автомобиль – примета обеспеченной, правильно устроенной жизни. Лучше всего «Волга» или «Жигули», разумеется. У Владимира Солоухина есть характерный сюжет – «Съезжались на дачу гости». Аллюзии всем понятны: ну что, брат Пушкин?«В первом часу дня начали мало-помалу собираться гости на дачу в Мичуринце; некоторые по зеленой дачной улице с электрички, но большинство на машинах – "Жигулях" или "Волгах"». Тут уже не скорость важна, а – престиж. Дача плюс машина. Плюс трёхкомнатная квартира, ковры, паласы, чешский хрусталь и ГДР-овский сервиз «Мадонна».


У молодёжи – повальное увлечение мотоциклами. Каждый, уважающий себя, пацан должен уметь управиться с мото-конём. Мотоцикл, гитара, полузапретная рок-музыка. Модной становится профессия каскадёра – того, кто не боится головокружительной скорости.


«На крутых поворотах машину бросает в кювет
Снова дух замирает, но прекрасней профессии нет…


Снова съёмка, погоня и риск без конца
Мы работой своей обжигаем сердца…»


1980-е – расцвет многочисленных неформальных объединений. Александр Залдостанов по прозвищу Хирург – практикующий врач и - знаменитый байкер, легенда времени… а ныне – общественный деятель патриотического толка…


…В 1990-е началась истеричная любовь к иномаркам, что неудивительно – ныне престижно быть циничным западником. «Я буду плакать и смеяться, когда усядусь в Мерседес!» - горланила популярная девичья группа «Комбинация», воспевая цивилизованную жизнь и красивые любовные отношения с американ-боем. «Мерс» или даже -… «Мерин» – стал броской деталью новорусской крутизны. Впоследствии его сменил чёрный Бумер – BMW. В одноимённом фильме главным героем становится, по сути, автомашина – остальные фигуранты принципиально взаимозаменяемы – мечущиеся и стреляющие мальчики-однодневки, бандиты, чья жизнь – копейка. Нынче скорость нужна для погони и преследования… Да и куда мчаться-то? К какому Прекрасному Далёко? Разруха и – нахальная роскошь в одном флаконе: заброшенные гиганты советской индустрии высятся ржавыми обломками над светящимся в ночи зданием с вывеской «Казино».


А вот и наши дни. «Не важно, какая скорость у тебя – важно, какая скорость у твоего провайдера!» - зазывают рекламные плакаты фирм, торгующих… Интернет-временем, быстротой, динамикой общения и сообщения. Сейчас время виртуальных скоростей – уже не нужно везти письмо на край света или ехать за тысячу километров, чтобы увидеть родного человека. Достаточно набрать пароль электронной почты или включить Скайп. Вместе с тем, всё большую популярность приобретают гонки на ретро-велосипедах, парады старинных авто, Дни Рождения московского трамвая и прочие ностальгические мероприятия такого рода. Но это просто игра. Жизнь всё больше ускоряется… Мы даже не успеваем оглянуться. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстает и остается позади... и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства…»



http://www.perunica.ru/sssr/8068-skorost-i-dinamika-v-russkoy-kulture.html  





Скорость и динамика в русской культуре

Категория: СССР   Автор:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера