Перуница

» » Edda: Myths from medieval Iceland

Свалка » 

Edda: Myths from medieval Iceland

Прежде всего, вслед за издателями диска отдадим дань памяти одной из создательниц и руководителей известного коллектива, ансамбля „Секвенция", певице Барбаре Торнтон, скончавшейся сразу по окончании работы, 8 ноября 1998 года, в студии звукозаписи над данным диском.
Когда речь идет об очень далеких от нас временах, ничего иного, кроме реконструкций, нам ожидать не приходится. И именно реконструкциями ранних эпосов, в том числе и эпосов северных народов, занимаются музыканты совсем маленького ансамбля „Секвенция", основанного в 1977 году и базирующегося в Кёльне. Как всегда, а может в наибольшей, чем обычно для него, степени, данный проект был реализован благодаря специальным научным исследованиям, с помощью которых восстановлена и музыка — вокальная и инструментальная, и само произношение древнеисландских текстов на языке легендарных викингов. Так что теперь у нас есть возможность не только читать эти древние легенды (они изданы, как известно, и в переводе на русский язык), но и слушать их звучание в сопровождении, насколько это возможно, оригинальной музыки.
Инструментальную составляющую музыки реконструировала участница ансамбля Элизабет Гэйвер (Elizabeth Gaver), играющая ее на фиделях. Для этого она предприняла специальные исследования дошедших до нас источников, а также обратилась к живой народной традиции исполнительства на скрипках (средневековый фидель — один из прародителей скрипки) в современной Норвегии. Реконструкцией вокала занимался один из руководителей коллектива — певец и исполнитель на лире Бенджамин Бегби (Bagby). В качестве певиц в данной записи выступают Барбара Торнтон и Лена Сюзанна Норин (Lena Susanne Norin), причем каждая совершенно свободно владеет сопрановым и меццо-сопрановым диапазонами.И вот древняя исландская Эдда зазвучала, причем как зазвучала! Очень впечетляет, прежде всего, чисто ин¬струментальная часть программы — виртуозно исполненные Э. Гейвер на трех разных фиделях три небольшие пьески (она назвала их „Песнь об Огне и Льде", „Памяти Балдра"— сына бога Одина, и „Гибель богов" („The End of the Gods") — да-да, отнюдь не случайно в памяти всплыло соответствующее название оперы Рихарда Вагнера). Они доставляют удовольствие безо всяких скидок на древность и экзотику. Думается, что эти инструментальные композиции должны понравиться и тем слушателям, которым чужда народная музыка (называемая сейчас зачастую „этникой"). Очень выразительно исполнены Б. Бегби в стиле драматической мелодекламации с собственным сопровождении на лире два фрагмента „Эдды" (автор – Снорри Стурлусон (1178/79 – 1241). Но наибольшее впечатление производят фрагменты, в исполнении которых принимают участие Б. Торнтон и Л. С. Норин. Это, прежде всего, три части из „Пророчества провидицы (прорицательницы Вёльвы)", а также „Легенда о Мельнице" с прекрасным сопровождением на фиделе. Певицы поют стилистически удивительно чисто и убедительно. Конечно, мы не можем сегодня судить о степени аутентичности предложенного нам проекта, пытающегося восстановить устную дохристианскую традицию. (Хотя, как это принято у таких серьезных музыкантов, сопровождающий текст в буклете дает полный отчет об их работе, во многом опирающейся на многолетние исследования нескольких научных институтов и возглавляющих их крупнейших специалистов.) Как бы там ни было, слушать диск в таком замечательном, просто великолепном исполнении очень интересно. Естественно, при этом надо обязательно понимать, о чем поется и говорится в каждой „песне", в каждой „истории", но для этого в буклете есть их переводы. Самое главное, что удалось сделать здесь ансамблю „Секвенция"— это действительно оживить музыку и текст. Предложенная музыкантами реконструкция (а это далеко не первая их работа по восстановлению памятников X - XIV веков) воспринимается не как музейная реликвия, из уважения к почтенному возрасту которой ее стараются более или менее внимательно выслушать,
Древние языческие легенды, деиствительно, одухотворены первоклассным музицированием четырех замечательных профессионалов, прекрасно знающих свое дело. Жаль, что в таком составе этот ансамбль уже больше никогда не будет звучать.

http://www.perunica.ru/svalka/1649-edda-myths-from-medieval-iceland.html  





Категория: Свалка

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера