Перуница
 
 
 

» » КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ - "МУЖ КРОВИ"


Форум Тема Ответов Последний
Христианство Не удержалось... 132 Templier
Политика Оглянись , быть может это ты? 1985 rasaigul
Русь языческая ВаРаГа 48 sb_
Политика 3-я мировая не за горами. 31 Фиксаж
Природа Вопрос тем, кто работал в лесу (тайге) 2 Фиксаж
Природа Садово-огородные и лесные премудрости (с) 5 Фиксаж

Князь Святослав » КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ - "МУЖ КРОВИ"

Опубликовал: svasti asta от 5 октября 2009, посмотрело: 29287 | Благодарностей: 14

11
КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ - "МУЖ КРОВИ"

СВЯТОСЛАВ!

"МУЖ КРОВИ"
(КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ)


Яркий след оставил в русской истории князь Святослав Игоревич. Всего 8 лет правил он Киевской землей, но эти несколько лет хорошо запомнились на долгие последующие века, а сам князь Святослав стал образцом ратной доблести и мужества для многих поколений русских людей. Первый раз имя его прогремело в русской летописи в 946 году. После гибели в древлянской земле отца князя Игоря он, тогда трехлетний мальчик, первым начал битву с восставшими древлянами, выехав перед киевскими полками и бросив в сторону врага боевое копье. И хотя, брошенное некрепкой детской рукой, оно упало на землю перед ногами его же коня, но уже тогда этот поступок Святослава означал очень многое . Не княжич, но князь! Не мальчик, но воин! И символично звучат, записанные летописцем, не нуждающиеся в переводе слова старых рубак-воевод :"Князь уже почал. Потягнем, дружино, по князи!".

Воспитателем, наставником Святослава был варяг Асмуд, учивший юного своего воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьей, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. По всему видно, что лучшего наставника чем дядька Асмуд, княгиня Ольга не могла найти своему сыну — он воспитал его настоящим воином. Полководческому искусству обучал Святослава главный киевский воевода Свенельд. Несомненно, что этот варяг, лишь огранил незаурядный талант князя, объяснив ему хитрости воинской науки. Святослав был ярким, самобытным полководцем, интуитивно чувствовавшим высокую симфонию сражения, умевшим решительным словом и личным примером вселить мужество в своих воинство, предугадывающим действия и поступки врагов.
И еще один урок извлек Святослав из наставлений своих воспитателей-воевод — быть всегда заодно со своей дружиной. По этой причине отверг он предложение матери — княгини Ольги, в 855 году принявшей христианство и захотевшей крестить и сына. Киевские дружинники, почитавшие Перуна, были настроены против новой веры, и Святослав остался со своими витязями.

"Когда Святослав вырос и возмужал, — записано в летописи, — начал он собирать множество воинов храбрых, и легко, как пардус (гепард), передвигаясь в походах, много воевал. В походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко изрезав конину, или зверину, или говядину жарил на углях и так ел. Шатров у него не было; ложась спать, клал под себя потник с коня, а под голову седло".

Святослав совершил два великих похода.
Первый — против огромной хищной Хазарии — темного царства, владевшего землями от Кавказских гор до заволжских степей; второй — против Дунайской Болгарии, а затем, в союзе с болгарами, против Византии.

Еще в 914 году в хазарских владениях на Волге погибла рать князя Игоря, отца Святослава, пытавшаяся обезопасить волжский торговый путь. Отомстить неприятелю и завершить дело, начатое отцом — возможно именно это и бросило в дальний поход молодого киевского князя. В 964 году дружина Святослава покинула Киев и, поднявшись по реке Десне, вступила в земли вятичей, одного из больших славянских племен, бывших в ту пору данниками хазар. Не тронув вятичей и не разоряя их земли, лишь повелев им платить дань не хазарам, а Киеву, Святослав вышел на Волгу и двинул свою рать против старинных врагов Русской земли: волжских болгар, буртасов, и самих хазар. В окрестностях Итиля, столицы Хазарского каганата произошла решающая битва, в которой киевские полки разбили и обратили в бегство хазар. Затем уже он двинул свои дружины против других данников северокавказских племен ясов и касогов, предков осетин и черкесов. Около 4 лет продолжался этот беспримерный поход. Побеждая во всех битвах, князь сокрушил всех своих врагов, захватил и разрушил столицу Хазарского каганата город Итиль, взял хорошо укрепленные крепости Саркел (на Дону), Семендер (на Северном Кавказе). На берегах Керченского пролива в захваченном хазарском селении Таматархе он основал форпост русского влияния в этом крае — город Тмутаракань, центр будущего Тмутараканского княжества.

Вернувшись в Киев, Святослав лишь около года пробыл в своем стольном граде и уже в 968 году отправился в новую военную экспедицию — против болгар на далекий голубой Дунай. Туда настойчиво звал его Калокир, посол византийского императора Никифора Фоки, надеявшегося столкнуть в истребительной войне два опасных для его империи народа. За помощь Византии Калокир передал Святославу 15 кентинариев (455 килограмм) золота, однако было бы не правильно считать поход русичей против болгар рейдом наемных дружин. Прийти на выручку союзной державе киевский князь был обязан по договору, заключенному с Византией в 944 году князем Игорем. Золото было лишь даром, сопровождавшим просьбу о военной помощи...

Всего 10 тысяч воинов взял с собой в поход русский князь, но не числом воюют великие полководцы. Спустившись по Днепру в Черное море, Святослав стремительно атаковал высланное против него тридцатитысячное болгарское войско. Разгромив его и загнав остатки болгар в крепость Доростол, князь взял город Малую Преславу (Сам Святослав называл этот город, ставший его новой столице Переяславцем) , заставив объединиться против него и врагов и вчерашних друзей. Болгарский царь Петр, лихорадочно в своей столице Великой Преславе собиравший войска, вступил в тайный союз с Никифором Фокой. Тот, в свою очередь, подкупил печенежских вождей, охотно согласившихся в отсутствие великого князя напасть на Киев. В отчаянной, кровавой сечи изнемогали киевляне, но печенежский натиск не ослабевал. Лишь ночная атака небольшой рати воеводы Претича, принятую печенегами за передовой отряд Святослава, вынудил их снять осаду и отойти от Киева. С этой историей связано первое в нашей летописи описание героического деяния, свершенного оставшимся безымянным киевским отроком. Когда "осадили печенеги город силой великой — было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. И изнемогли люди от голода и жажды. И собрались (ратные) люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из Киева к ним. И стали печалиться люди в городе, и сказали: "Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и передать им: если не подступите утром к городу — сдадимся печенегам". Исказал один отрок: " Я проберусь". И ответили ему: "Иди". Он же вышел из города, держа уздечку, и пробежал через стоянку печенегов, спрашивая их: "Не видел ли кто-нибудь коня?" Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ничего с ним сделать. На том берегу заметили это, подплыли к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли к дружине. И сказал им отрок: "Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам". Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: "Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав". И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную".
Далеко на Дунай полетел призыв киевлян, с трудом отбившихся от нападения врагов: "Ты, князь, чужую землю ищешь и бережешь ее, а свою покинул, чуть было не забрали нас печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас и снова нас возьмут, то неужели тебе не жаль ни матери старой своей, ни детей твоих".

Не мог не услышать этот призыв Святослав. Вернувшись с дружиной в Киев, он настиг и разгромил печенежское войско и далеко в степь прогнал его жалкие остатки. Тишина и покой воцарились тогда в Русской земле, но мало этого было ищущему битвы и ратного подвига князю. Не выдержал он мирной жизни и взмолился матери: "Не любо сидеть мне в Киеве. Хочу жить в Переяславце на Дунае. Там средина земли моей. Туда стекается все доброе: от греков — золото, ткани, вина, овощи разные; от чехов и венгров — серебро и кони, из Руси — меха, воск и мед."

Выслушала горячие, запальчивые слова сына княгиня Ольга и лишь одно промолвила ему в ответ: "Ты видишь, что я уже больна, куда же ты хочешь уйти от меня? Когда похоронишь меня, то иди куда захочешь..."

Через 3 дня она умерла. Похоронив мать, Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями: Ярополка посадил княжить в Киеве, Олега послал в Древлянскую землю, а Владимира — в Новгород. Сам же поспешил в свои силой оружия завоеванные владения на Дунае. Спешить его заставляли приходившие оттуда известия — новый болгарский царь Борис, вступивший на трон с помощью греков, напал на русский отряд, оставленный Святославом в Переяславце и овладел крепостью.

Подобно стремительному барсу бросился русский князь на врага, разгромил его, пленил царя Бориса и остатки его войска, овладел всей страной от Дуная и до Балканских гор. Вскоре он узнал о смерти Никифора Фоки, убитого своим приближенным Иоанном Цимисхием, выходцем из армянской фемной знати, объявившего себя новым императором. Весной 970 года Святослав объявил ему войну, угрожая врагу поставить свои шатры у стен Царьграда и называя себя и своих воинов "мужами крови". Затем он перешел через заснеженные горные кручи Балкан, штурмом взял Филипполь (Пловдив) и подошел к Аркадиополю (Люле-Бургаз). До Царьграда оставалось всего лишь 4 дня пути по равнине. Здесь произошла битва русичей и их союзников болгар, венгров и печенегов с наспех собранной армией византийцев. Победив и в этом сражении, Святослав, однако, не пошел далее, а, взяв с греков "дары многие" вернулся назад в Переяславец. Это была одна из немногих, но ставшая роковой ошибка прославленного русского воителя.

Иоанн Цимисхий оказался хорошим учеником и способным полководцем. Отозвав из Азии лучшие византийские войска, собрав отряды и из других частей своей империи, он всю зиму учил и муштровал их, сплотив в огромное обученное войско. Также повелел Цимисхий собрать новый флот, починив старые и построив новые боевые корабли: огненосные триеры, галеи и монерии. Число их превысило 300. Весной 971 года император Иоанн направил их к устью Дуная, а затем вверх по этой реке, чтобы отрезать дружину Святослава, помешать ей получит помощь из далекой Руси.

Со всех сторон двинулись византийские армии на Болгарию, многократно превосходя числом стоящие там Святославовы дружины. В битве у стен Преславы полегли почти все воины находившегося там 8-тысячного русского гарнизона. В числе немногих спасшихся и прорвавшихся к своим главным силам были воевода Сфенкел и патрикий Калокир, некогда призвавший Святослава в Болгарию. С тяжелыми боями, отбиваясь от наседающего врага, отходили русичи к Дунаю. Там, в Доростоле (современный город Силистрия), последней русской крепости в Болгарии, поднял Святослав свой стяг, готовясь к решительной битве. Город был хорошо укреплен — толщина его стен достигала 4,7 м.

Приблизившись к Доростолу 23 апреля 971 года в день Святого Георгия, византийцы увидели перед городом русское войско, выстроившееся для битвы. Сплошной стеной стояли русские витязи, "сомкнув щиты и копья" и не думали отступать. Раз за разом они отбили за день 12 атак врага. Лишь ночью отошли они в крепость. Наутро византийцы начали осаду, окружив свой лагерь валом и частоколом с закрепленными на нем щитами. Продолжалась она более двух месяцев (65 дней) до 22 июля 971 года. В этот день русские начали свой последний бой. Собрав перед ним своих воинов Святослав произнес свое знаменитое: "Мертвые сраму не имут". Упорный этот бой длился долго, отчаяние и мужество придавало небывалые силы воинам Святослава, но лишь только русские начали одолевать, как поднявшийся сильный ветер ударил им в лицо, запорошив глаза песком и пылью. Так природа вырвала из рук Святослава уже почти одержанную победу. Князь вынужден был отступить обратно в Доростол и начать переговоры о мире с Иоанном Цимисхием.

Историческая встреча их произошла на берегу Дуная и была подробно описана византийским хронистом, находившимся в свите императора. Цимисхий в окружении приближенных ожидал Святослава. Князь прибыл на ладье, сидя в которой греб наравне с простыми воинами. Отличить его греки могли лишь потому, что надетая на нем рубаха была чище чем у других дружинников и по серьге с двумя жемчужинами и рубином, вдетой в его ухо. Вот как описал очевидец Лев Диакон грозного русского воина: "Святослав был среднего роста, ни слишком высок, ни слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом и с густыми длинными, висящей на верхней губе усами. Голова у него была совсем голая, только на одной ее стороне висела прядь волос, означающий древность рода. Шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким".
В ходе переговоров стороны пошли на уступки. Святослав обещал оставить Болгарию и уйти на Русь, Цимисхий — пропустить русское войско и выделить на 22 тысячи оставшихся в живых воинов по 2 меры хлеба.

Заключив мир с византийцами, Святослав пошел к Киеву. Но по дороге, у Днепровских порогов, его поредевшее войско уже поджидали извещенные вероломными греками печенеги. Конному отряду Свенельда удалось незаметно для врага пройти на Русь степью, Святослав, шедший на ладьях, пришлось зимовать в устье Днепра в Белобережье, но весной 972 года он решил прорываться к Киеву через печенежские заслоны. Однако силы были слишком неравны. В тяжелом бою полегла и верная дружина Святослава, пал в этой жестокой сече и он сам. Из черепа Святослава половецкий князь Куря по старому степному обычаю приказал сделать окованную золотом чашу для пиров.

Волков В. А.

РУСЬ БЫЛИННАЯ

http://www.perunica.ru/sviatoslav/728-knyaz-svyatoslav-igorevich-muzh-krovi.html  





Категория: Князь Святослав

<
  • 90 комментариев
  • 10 публикаций
10 января 2010 20:48 | #1

Велета

  • Регистрация: 19.11.2009
 
а я вот читала в разных источниках, что не чашу для пиров, а чашу из которой отпивали самые знатные мужчины рода

--------------------

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
13 февраля 2010 00:35 | #2

Северин

  • Регистрация: --
 
ТИРТЕЙ (Спарта) ОЗАР ВОРОН

БОЕВОЙ МАРШ


В мире один устав,
Он никому не нов:
Если один прав,
Значит, другой - мёртв.

Волк, добычу загнав,
Кровь облизнёт с клыков.
Если один прав,
Значит, другой – мёртв.

Над многоцветьем трав -
Серая сталь полков,
Если один прав,
Значит, другой – мёртв.

Вой человечьих лав
Глушит грохот клинков.
Если один прав,
Значит, другой - мёртв.

Не надо безумных слав,
К чему столько лишних слов?!
Если один прав,
Значит, другой - мёртв.

И нет никаких прав
У наших с тобой врагов -
Ведь если один прав,
Значит, другой - мёртв.


<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
14 февраля 2010 04:34 | #3

Vovanuch

  • Регистрация: --
 
Отличная статья, благодарю.
Вечная слава воинам!

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
2 марта 2010 20:09 | #4

RUSrasRUS

  • Регистрация: --
 
Северин, отличный марш! Я переписал! Своих детей научу!

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
10 марта 2010 14:24 | #5

zalina7

  • Регистрация: --
 
Не хочу бросать тень неграмотности на Волкова, но " северокавказские племена ясов и касогов" никогда не были предками осетин, это мне известно точно, т.к. сама осетинка и историю своего народа знаю получше других. Предками осетин - и это доказано - были аланы, потомки слияния скифов, сарматов и амазонок. И мы сохранили свою историю, обычаи, язык, верования, кстати языческие, хотя нам тоже усиленно насаждали христианство. Помимо этого бесчисленные артефакты, хранящиеся как в музеях, так и в частных коллекциях - оружие, утварь, украшения, одежда, доспехи воинов и проч.

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
11 октября 2010 16:34 | #6

Огнеслав Волк

  • Регистрация: --
 
СВЯТОСЛАВУ

Ветер мне быль расскажет,
Будут в ней боль и грусть...
Что ж ты оставил, княже,
В тяжкое время Русь?

Стяг наш побило молью,
Аж леденеет взор.
Древние Боги с болью
Смотрят на наш позор.

Взор слезой затуманен,
Нам приговор суров:
Пришлый Галилеянин
Сделал из нас рабов.

Кровь лилась, как водица,
В той «крещеной» Руси.
Некому заступиться.
Княже, приди, спаси!

И запылали хаты,
Нету беде конца,
Брат шел войной на брата,
Сын шел войной на отца.

Древние жгли святыни,
Жгли на кострах волхвов.
Кто ж мы, славяне, ныне,
Стадо тупых рабов?

Или потомки воев,
Древних, бесстрашных, лихих,
Бравших свободу с бою,
Мир весь боялся их!

Не поспевала слава,
Только гремела вслед!
Армия Святослава,
Сотни в боях побед!

Славное то начало,
Время родных Богов!
Древняя Русь крепчала,
И не боялась врагов.

Строилась, славно жила.
Видимо, неспроста,
Черная зависть точила,
Тех, кто избрал Христа.

Ради чужого бога,
Ради чужой земли
Князю к Днепровским порогам
С помощью не пришли.


И далеко-далече
Смертию смерть поправ
В страшной, неравной сече
Сокол пал — Святослав.

Злая пришла година,
Быть нам или не быть?
Пала в бою дружина.
Некому защитить?

Сиротами мы стали,
Страшно и трудно жить.
Нам ведь столетья лгали,
Чтобы его забыть!

Не было де там славы,
Только исчадье зла...
Не было де Державы...
Ложь это все! Была!

Ваши все лгут «святые»!
Время торопит бег.
Подлая Византия
Свой прекратила век!

Сколько погибло достойных
За беспримерный обман.
В междоусобных войнах
Сколько легло славян!

Наши темны дороги,
Мечется человек?
Так неужели ж боги,
Прокляли нас навек?

Путаемся в законах,
Сводим едва концы...
А на славянских «тронах»
Пришлые подлецы!

Спились и отупели,
Люди забыли честь!
Что ж мы так просто «съели»
То, что «уродство есть»?

Нам навязали драму,
Чуждую, не свою.
Только «не имут сраму»
Те, кто погиб в бою.

Вываляли нас в саже,
И торжествует мрак.
Ты возвращайся, княже!
Нам без тебя — никак!

Кружится зло планета,
Кажет свой грозный нрав.
Только...родился где-то
Маленький Святослав.

Нервно «хазары» дышат,
Встали с колен волхвы.
Скоро весь мир услышит
Снова «Иду на Вы»!

<
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
23 июля 2011 21:33 | #7

Rodan_swa

  • Регистрация: 24.07.2011
 
Извините, но у вас немного устаревшие данные - Светослав не был "игоревичем"))))
Династия Рюриковичей насчитывает только двух представителей - самого Рюрика и его сына игоря.
Светослав был сыном убитого князя древлян - МАЛА))))

<
  • 1079 комментариев
  • 92 публикации
24 июля 2011 14:58 | #8

kirrush

  • Регистрация: 22.02.2011
 
Цитата: Rodan_swa
Светослав был сыном убитого князя древлян - МАЛА))))

Будьте добры, дайте ссылку на источник данной ИНТЕРЕСНОЙ версии.

<
  • 23 комментария
  • 0 публикаций
1 августа 2011 18:01 | #9

Ратислав

  • Регистрация: 2.08.2011
 
В книгах так называемых "историков", особенно последних столетий, можно найти много бреда о наших предках, так что не удивлюсь, если такая ссылка будет предоставлена. Но вот насколько она соответствует ПРАВДЕ. :)

--------------------

<
  • 24 комментария
  • 0 публикаций
17 октября 2011 10:49 | #10

urman

  • Регистрация: 16.10.2011
 
Тянула Святослава Византия ее богатсва, только печенегов сначала надо было перебить не думали тогда князья о народе только о славе да наживе, да сейчас не кто особо не печется,

--------------------

<
  • 99 комментариев
  • 3 публикации
29 ноября 2011 13:37 | #11

cjiaba

  • Регистрация: 20.09.2010
 
Rodan_swa, это не с проста у тебя после каждой фразы скобочки-смайлики, молодец - пошутил.
urman, ты откуда такого бреда набрался?, а как-же Святославово "мы павших друзей на золото не поменяем" и взял дань мечами(оружием), а не золотом.

...и куча других примеров, которые тебе видимо не известны.

--------------------

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.