Перуница

» » Высшее казачье

Свобода слова » 

Высшее казачье

Высшее казачье
Павел Шеремет нашел на Кубани вузы, где учат на казаков

Высшее казачье

Владеть холодным и огнестрельным оружием казачат начинают обучать с 5-го класса




Павел Шеремет, Краснодар

Оказывается, теперь казаком можно быть не только по сословию, но и по образованию. Корреспондент "Огонька" прошелся по краснодарским ВУЗам в поисках казачьих факультетов

"На молитву строиться!" — командует человек в казацкой военной форме группой студентов Кубанского университета физкультуры, спорта и туризма. Потные, в спортивных трусах и майках, они выглядят на фоне трех кубанских казаков как пленные большевики перед расстрелом. Только что они полтора часа нарезали круги по спортивному залу с флагами, палками и кнутом, отрабатывая традиционные казачьи физические упражнения. С молитвы начиналось их обычное занятие, молитвой должно и закончиться. Студенты робко крестятся, повторяя слова молитвы. "А если кто-то не хочет или не умеет молиться, как быть?" — интересуюсь у Александра Карпухина, преподавателя курса "Основы традиционного казачьего физвоспитания". "Никто у них об этом не спрашивает. Это многовековая традиция",— поясняет преподаватель.
Александр руководит в Краснодаре клубом "Традиции войска Кубанского", где регулярно проводит казацкие праздники и поминовения, и вот уже третий год работает с будущими преподавателями не просто физры, а "физкультуры казачьей направленности". Сейчас он защищает диссертацию по казачьей верховой борьбе и занимается восстановлением традиционной гимнастики "Крыжем лежать". Гимнастику, правда, придумал белорус Геннадий Адамович, преподаватель Белорусского пединститута, поэтому у нее и такое нерусское название. Крыж в переводе с белорусского языка — крест. В основе — повторение движений животных. Считается, что это чисто славянская техника, поэтому это любо казакам. Кубанские казаки признали гимнастику своей и творчески развивают. На занятия со студентами Александр и еще два преподавателя приходят в традиционной казачьей одежде: черкеске, украшенной газырями, в красной рубашке — бешметке, в папахе или кубанке.
— Как люди реагируют, когда вы по улице идете в черкеске? — спрашиваю у Руслана и понимаю, что вопрос не по адресу. Ну как могут реагировать люди на двухметрового парня, который отслужил в Почетном карауле? С ним даже здороваться надо аккуратно, поскольку "Здароваца" и "За грудки" — его любимые техники казачьего рукопашного боя.
Высшее казачье

Парады и праздники — не единственное теперь занятие для казака

— Раньше, конечно, смотрели высокомерно, типа мы — ряженые и алкаши все. Но сейчас казаки все ближе к государству, к службе стали, поэтому другое к нам отношение. А черкеску надо одевать только по важным поводам. Я считаю, что каждый день ее носить — это проявлять неуважение к исторической форме, одежде наших предков.— Руслан в звании вахмистра Кубанского казачьего войска служит заместителем атамана Краснодарского отделения по спорту. Тоже преподает в КубГУФКСиТ.
В Кубанском войске состоит 42 тысячи казаков. Вместе с семьями будет примерно 150 тысяч человек. Всего по краю эксперты насчитывают около полумиллиона казаков. Это около 10 процентов от общего населения, но в Краснодарском крае казакам повсюду зеленый свет. Штаб Кубанского казачьего войска и "казенное учреждение" казачества расположены в том же здании, что и приемная президента РФ в Краснодарском крае. Атаман войска — вице-губернатор края. В центре Краснодара на главной улице даже отлили в бронзе знаменитую картину Репина "Запорожскцы пишут письмо турецкому султану". В крае функционирует 5 казачьих кадетских корпусов, 14 школ для детей казаков, 2 профтехучилища для казаков. "Классы казачьей направленности" есть в 346 общеобразовательных школах. Уже открывают группы казачат в детских садах. Оперативный простор для казаков есть, а бросить в прорыв, по сути, некого. Для ликвидации кадрового голода решено открыть отделения и учебные группы для казаков сразу в четырех вузах края: в Кубанском государственном университете, Кубанском аграрном госуниверситете, Кубанском технологическом университете и Университете физкультуры, спорта и туризма.
Перемены не коснутся Университета культуры. Там и так с 1993 года открыт факультет традиционной культуры Кубани. Фактически 300 студентов изучают именно казацкую культуру. По крайней мере, 100 участников Кубанского казачьего хора — выпускники этого университета. До сих пор это был чуть ли не единственный поставщик квалифицированных казачьих кадров.
В Университете спорта набрали уже третий курс с казачьей направленностью. Примерно четверть факультета физвоспитания — это группы казаков. Все студенты учатся на бюджетных отделениях и пришли по целевому отбору от Кубанского казачьего войска. В университете разработана и программа физического воспитания для учащихся 5-9-х классов "на основе традиционных казачьих средств". Уже в 5-м классе есть предметы "казачий рукопашный бой и борьба", "основы владения традиционным холодным оружием: шашка, сабля, палка", "стрельба из пневматического оружия", "посты и традиционные казачьи представления о режиме дня". В 6-м классе молодых казаков научат владеть нагайкой, в 7-м — автоматом, затем они овладеют пикой и кинжалом.
Высшее казачье

Молитва — обязательный элемент любых занятий казаков

Третьекурсник Михаил приехал учиться из Белореченска. Он поет дома в хоре "Линейцы", это его главная казачья нагрузка. Хотя несколько раз уже выходил патрулировать лес, когда приезжал домой на каникулы. Его любимые занятия в университете — рубка шашкой. Еще он ждет, когда начнут обучать джигитовке. Надо ли ему уметь рубить и скакать галопом, ведь кавалерийских частей в российской армии не осталось? Служить вроде ему как казаку и негде.
—Я слышал, что под Буденновском есть казачья мотострелковая дивизия. Но мы не готовимся к войне, казак всегда должен быть готов к службе! Не важно, где он будет служить, главное, что он — казак,— Михаил смотрит на меня с явным вызовом.
От песен, плясок и традиционных казачьих военных забав пора переходить и к более серьезным делам. Отсюда и желание открыть казачьи факультеты во всех вузах Кубани. Предполагалось, что занятия начнутся уже в марте.
В главном университете Кубани "Огоньку" сообщили, что никаких специальных отделений они не создают, потому что не могут перекроить федеральные стандарты образования. Александр Иванов, проректор по учебной работе и качеству образования, заявил, что "классический университет, который находится в ведомстве Министерства образования и науки РФ, не может взять и перекроить все учебные планы и начать создавать какие-то особые специфические группы".
— Это не предусмотрено никаким федеральным образовательным стандартом. На данном этапе мы создаем только студенческий научный кружок по углубленному изучению истории и культуры казачества. Это было согласовано с атаманом Долудой. Но обязательств по созданию специальных групп мы на себя не брали с самого начала,— поясняет проректор, но тут же добавляет несколько слов об особом уважении к казачеству и пристальном внимании университета к вопросам его возрождения.
В кружок записалось уже человек 15, и занятия начнутся со дня на день. В конце концов, с аналогичного кружка в 1989 году на Кубани началось возрождение казачества. Тогда кружком руководил доцент университета Громов — будущий первый атаман Кубанского казачьего войска.
Возможно, кому-нибудь придет в голову открыть на филологическом факультете отделение балачки, казачьего наречия. Есть же трехтомник казачьих слов и выражений, почему бы не ввести отдельную дисциплину. Иначе могут возникнуть языковые барьеры, даже краснодарские казаки иногда не понимают своих товарищей из далеких станиц и не все знают, что сырныки на балачке — это спички, а не сырники или сорняки.
В Аграрном университете откроют отделение истории и культуры кубанского казачества на факультете общественных профессий. О подготовке агрономов с казачьим уклоном говорить рано. Казакам не хватает специалистов, которые подвели бы под формирование новых казачьих организаций идеологическую базу. Поэтому первой разработана учебная программа "История и культура Кубанского казачества". Разработана под эгидой Всекубанского казачьего войска. Курс рассчитан на семь семестров и содержит исключительно лекции по истории казачества. Заместитель атамана Кубанского казачьего войска Константин Перенешко курирует подготовку преподавателей для университетов и разработку учебных пособий. Он старается говорить о новой образовательной программе осторожно.
— Я не осторожничаю, но мы не хотим действовать нахрапом. Я против искусственного оказачивания. Это вызовет в обществе отторжение,— поясняет Константин. Он называет себя потомственным казаком. Впервые приобщился к традициям в 16 лет, окончил исторический факультет и теперь занимается преподаванием истории казачества. Правда, его сын в классы казачьей направленности не ходит, да и жену себе он выбрал не из казачьей среды. "Отец не очень это одобрял, мне еще в детстве присмотрели девочку в станице, но я женился в годы студенческой вольницы",— смущенно оправдывается заместитель атамана.
В штабе казачьего войска отрицают, что казаков готовят на случай обострения ситуации на Северном Кавказе. И военизированные игры казаков — это не учения, а дань традициям, общая физическая подготовка.
— В каждой станице дорого держать участкового милиционера. Но в каждой станице есть добровольные помощники из числа казаков. Они не ведут никакую оперативно-разыскную деятельность, но помогают участковому быстрее разобраться в ситуации. Они должны быть физически крепкими. - Константин Перенешко не скрывает, что в казачество сейчас приходит много людей со стороны, особенно офицеров. Их исторические корни едва ли переплетены с казачеством, но никого это не смущает, главное — возродить само движение.
Внешне в толпе студентов выделить казаков и казачек невозможно. Первокурсницы Алена и Лена приехали учиться в Краснодар из Анапы. Их рекомендовала местная община. Разговаривают по-русски, балачки даже не знают. Типичные русские девушки. Зачем им учиться в казачьих группах? "Восстанавливать традиции предков",— объясняют они чеканными формулировками. Просишь пояснить, начинают путаться в показаниях...
— У казака три отца и три матери. Отец небесный, отец родной и отец-атаман, наставник. Три матери: мать-земля, божья мать и родная мать. Духовность, семья, родна земля и дело на этой земле — вот основа казака,— сыпет фольклорными оборотами Александр Карпухин, пытаясь объяснить, чем казак отличается от обычного русского человека, и для убедительности добавляет пару пословиц.— Правда, до сих пор спорят, как отличить настоящего казака от обычного русского человека. Не разобравшись в наших традициях, трудно ответить на этот вопрос. В конце концов, эта одна из форм государственной службы.
— Я считаю верной формулировку закона о том, что казаки — это культурно-этническая общность. И для нас главное восстановить наши традиции. Но и это дело не одного поколения,— признается Константин, один из авторов новых учебников для казачества. Он считает, что появление казачьих отделений не вызовет протеста со стороны других национальностей Кубани.— У нас задача, чтобы мы были полезны государству как когда-то и этнически не растворились.
Он не видит угрозы в том, что по примеру казаков свои факультеты и группы начнут формировать и другие народности Кубани, те же адыги: "А мы с ними сотрудничаем хорошо. Я часто езжу в Адыгею и сам люблю танцевать лезгинку. У них много похожих с нами традиций, например уважение к старшим".
Казакам надоела роль ряженых, одних только песен и плясок с шашками им уже не достаточно. Они хотят самостоятельно служить государству и просят их этому научить. Это довольно сложный социальный эксперимент — возрождение если не исчезнувшего народа, то сильно потрепанной культурно-этнической общности.
Есть такая профессия
Документ
Недавно дополненный Федеральный закон "О государственной службе российского казачества" предусматривает несколько "казачьих" профессий

"Российское казачество в установленном порядке:
1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;
3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;
4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Источник: Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (с изменениями от 3 декабря 2008 г., 3 июня 2009 г.)


Источник информации: http://www.kommersant.ru/Doc/1600712

http://www.perunica.ru/svoboda/4195-vysshee-kazache.html  





Высшее казачье

Категория: Свобода слова

<
  • 67 комментариев
  • 1 публикация
2 апреля 2011 16:33 | #1

tarh79

0
  • Регистрация: 29.03.2011
 
О возрождении каких традиций идёт речь? Христианских? Но они себя показали во всей красе в 1917-18 годах, когда брат пошёл на брата. Ведь до тех событий на Руси христианство было государственной религией и прививало, соответственно, народу это учение. Учение добра, терпимости, духовного совершенства и т.д. Но на деле мы видим совершенно иную картину, полное духовно-моральное разложение народа.

<
  • 267 комментариев
  • 5 публикаций
3 апреля 2011 12:36 | #2

Крепислав

0
  • Регистрация: 4.11.2010
 
По-моему, автор этой статьи, журналист "Коммерсанта", описал казачьи факультеты с заметной долей иронии. Я очень сожалею, что не смог воспроизвести "родные" фотографии из журнала. Они интереснее тех, что я вставил. Одни только студенты, в труселях молящиеся на физкультуре под руководством очкастого препода в парадной черкеске чего стоят...
Впрочем, ссылка имеется, можно посмотреть и фотки.

<
  • 1 073 комментария
  • 91 публикация
3 апреля 2011 15:43 | #3

kirrush

0
  • Регистрация: 22.02.2011
 
Здравия, Крепислав! Мне тоже статья показалась написанной несколько в ироничном ключе!
У нас задача, чтобы мы были полезны государству как когда-то и этнически не растворились.
Полезны государству - это хорошо. Вопрос: в чем полезны? Кому полезны?
В главном университете Кубани "Огоньку" сообщили, что никаких специальных отделений они не создают, потому что не могут перекроить федеральные стандарты образования.
Вот и вся суть "современного казачьего образования".
Возможно, кому-нибудь придет в голову открыть на филологическом факультете отделение балачки, казачьего наречия. Есть же трехтомник казачьих слов и выражений, почему бы не ввести отдельную дисциплину. Иначе могут возникнуть языковые барьеры, даже краснодарские казаки иногда не понимают своих товарищей из далеких станиц и не все знают, что сырныки на балачке — это спички, а не сырники или сорняки.
Во-во, на УКРАЙНЕ "незалежной" тоже вот так начиналось Убить Русского в себе
А зачем создавать какие-то отделения "балачки"? Когда и русского-то языка, как и своей Родной истории, подчас, многие из молодых не знает?
"Отец не очень это одобрял, мне еще в детстве присмотрели девочку в станице, но я женился в годы студенческой вольницы",— смущенно оправдывается заместитель атамана.
Лишьнее доказательство "ряженности" "неоказаков". В ЧЕМ он оправдывается? Чего смущается? СВОЕГО выбора? И он, в таком случае, называет себя казаком?
Их исторические корни едва ли переплетены с казачеством, но никого это не смущает, главное — возродить само движение.
Какие "исторические корни"? Этого я совсем не понял. Имеется ввиду родовая принадлежность к казацким предкам? Или что? Читал, что в казаки ПРИНИМАЛИ всех кто был ГОТОВ СТАТЬ (был) воином (Это обобщенно).
У казака три отца и три матери. Отец небесный, отец родной и отец-атаман, наставник. Три матери: мать-земля, божья мать и родная мать.
Очередное "зомбирование"?
Пишу все это, при всем уважении к традициям казачества, их вкладу в создание и защиту Отечества! Сам знавал казаков с Дона! Хорошие мужики!

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера