ИСТРЕБИТЕЛИ ТАНКОВ

ИСТРЕБИТЕЛИ ТАНКОВ

До августа 1943 года единственной средней самоходной артиллерийской установкой (САУ), состоявшей на вооружении советских войск, была СУ-122 со 122-мм дивизионной гаубицей М-30. Однако она вследствие небольшой начальной скорости гаубичного снаряда (515 м/с) и малой настильности траектории не могла эффективно бороться с немецкими танками. На повестку дня встал вопрос о специальной противотанковой САУ.


В апреле 1943 года Артиллерийский комитет Главного артиллерийского управления (ГАУ) Красной армии выслал Уралмашзаводу тактико-технические требования (ТТТ) на проектирование самоходки с 85-мм орудием. Основным назначением новой САУ должно было стать уничтожение тяжелых танков противника типа «Тигр» на дистанциях 500-1000 м. Для выполнения ТТТ предлагалось взять за основу модернизированную СУ-122М и вместо 122-мм гаубицы оснастить ее орудием с баллистикой 85-мм зенитной пушки. Во второй половине апреля конструкторский отдел Уралмашзавода, возглавляемый Л. И. Горлицким, приступил к проектированию машины.


ЧЕМ ВООРУЖИТЬ?


5 мая 1943 года ГКО определил сроки создания и разработчиков новых танков и самоходок. Изготовление САУ с 85-мм пушкой возлагалось на Уралмашзавод, причем Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ), возглавляемое В. Г. Грабиным, должно было спроектировать, а завод № 9 Наркомата вооружения (НКВ) — сделать орудие для установки.

Однако когда из ЦАКБ были получены чертежи 85-мм пушки С-31, выяснилось, что она занимает очень много места в боевом отделении машины и не позволяет удобно разместить оборудование и экипаж, а кроме того, значительно увеличивает массу самоходки.

На Уралмаше не только переконструировали люльку этого орудия, но и предложили заводу № 9 также разработать новую 85-мм пушку. В результате в КБ завода № 9, возглавляемом Ф. Ф. Петровым, было спроектировано орудие Д-5С-85, значительно лучше подходившее для будущей САУ. Однако в конце мая 1943 года из ЦАКБ поступил эскизный проект еще одной пушки — С-18. Она имела некоторые преимущества, так как в ней использовалась люлька от серийного 76-мм танкового орудия ЗИС-5. Однако и С-18 не очень удачно компоновалась в боевое отделение создаваемой самоходки.

Несмотря на явные недостатки САУ с пушкой С-18, ЦАКБ, используя авторитет своего руководителя, требовало, чтобы машина с его орудием была выполнена в металле. Этот конфликт разрешился только 7 июня 1943 года, когда специальная смешанная комиссия из представителей Наркомата танковой промышленности (НКТП), НКВ, ГАУ и Главного бронетанкового управления (ГБТУ) приняла решение изготовить для сравнительных испытаний три опытных образца самоходов с 85-мм орудиями: СУ-85-1 с пушкой С-18-1 ЦАКБ и измененной люлькой Уралмашзавода, СУ-85-И с пушкой Д-5С-85 завода № 9, СУ-85-IV с пушкой С-18 ЦАКБ.




ВЫБОР СДЕЛАН


Работа над опытными образцами продолжалась полтора месяца. 20 июля 1943 года начались их заводские испытания, включавшие пробег на 80 км и ведение огня. При этом пушка Д-5С отстрелялась в полном объеме — 129 выстрелов. Что же касается пушек С-18-1 и С-18, то они из-за поломок спусковых механизмов смогли произвести соответственно 39 и 62 выстрела. С 25 июля по 6 августа 1943 года на Гороховецком полигоне (АНИОП) проходили государственные испытания, в ходе которых выяснилось следующее:

«Наибольшие удобства в работе команды при стрельбе дает самоход с пушкой Д-5С-85 вследствие короткой длины отката орудия, удобной высоты линии заряжания, наибольшего рабочего объема для заряжающего. У этого самохода получились наибольшее время при стрельбе на прочность, наибольший средний темп огня, в четыре раза выше, чем у самохода с орудием С-18.

Доступ к противооткатным устройствам в орудиях системы ЦАКБ невозможен без снятия передней бронировки весом 300 кг, что крайне неудобно и на что требуется затратить 3-4 часа времени.

Орудие Д-5С-85 самоуравновешено в цапфах. Для уравновешивания орудий системы ЦАКБ применены большие грузы весом около 210 кг, что ограничивает свободное пространство, нерационально по конструкции и некультурно на вид. Маховики механизмов наведения у орудий системы ЦАКБ расположены неудобно.

Вес самохода с пушкой С-18 на 850 кг больше, чем самохода с пушкой Д-5С-85».

После того как машины совершили пробег на 500 км, государственная комиссия сделала заключение, что по ходовым качествам, надежности в работе механизмов, маневренности и проходимости САУ не отличаются от танка Т-34. По результатам испытаний члены комиссии рекомендовали принять на вооружение Красной армии самоходную установку СУ-85-Н с пушкой Д-5С, что и было оформлено постановлением ГКО № 3892 от 7 августа 1943 года. Этим же документом предусматривалось прекращение серийного выпуска на Уралмашзаводе СУ-122 и тридцатьчетверок. Предприятие полностью переключилось на изготовление самоходных артиллерийских установок СУ-85.

По компоновке узлов и агрегатов СУ-85 была аналогична СУ-122, на базе которой она создавалась. При этом 73% деталей заимствовались от танка Т-34, 7% — от СУ-122 и 20% проектировались заново. Размещенная в рамке в лобовом листе корпуса пушка Д-5С с длиной ствола 48,8 калибра имела начальную скорость бронебойного снаряда 792 м/с. По бронебойности это орудие на 57% превышало пушку Ф-34 танка Т-34 и на 45% — гаубицу М-30 самохода СУ-122, что увеличивало дальность эффективной стрельбы по немецким танкам в полтора раза. Боекомплект САУ состоял из 48 унитарных выстрелов с осколочными стальными гранатами 0-365, бронебойно-трассирующими снарядами БР-365 и БР-365К. Скорострельность пушки с закрытыми люками боевой рубки составляла 6-7 выстр/мин.

Уралмашзавод выпускал СУ-85 с августа 1943 по октябрь 1944 года. За это время предприятие отправило в войска 2644 самоходные установки.




ФРОНТОВАЯ ПРОВЕРКА


СУ-85 поступали на вооружение отдельных самоходно-артиллерийских полков (САП) РВГК и применялись для огневого сопровождения танков Т-34. Эти машины получали также самоходно-артиллерийские полки, вошедшие в состав некоторых истребительно-противотанковых бригад.

Новую самоходку на фронтах использовали достаточно эффективно. Вот отзыв командира 1440-го САП подполковника Шапшинского: «Машина отличная, оправдала себя как истребитель танков противника. Нужно только правильно применять ее. В первых боях за Днепром, когда полку пришлось применять самоходы как танки, полк потерял 5 машин. В дальнейших боевых операциях полк главным образом поддерживал атаки своих танков, следуя за их боевыми порядками на дистанции 200-300 м и отражая контратаки танков противника. Экипажи самоходов действуют, подставляя противнику наиболее трудно уязвимое место — лоб. Самоход СУ-85 пробивает лобовую броню танка «Тигр» с дистанции 600-800 м, а борт его — с 1200-1300 м».

Наряду с положительными отзывами завод получал из действующей армии и просьбы о необходимых улучшениях и усовершенствованиях САУ. Так, командир 7-го мехкорпуса полковник Катков, оценивая машину, писал: «Самоход СУ-85 в настоящее время является наиболее эффективным средством борьбы с тяжелыми танками противника. Обладая проходимостью и маневренностью, не уступающей танку Т-34, и вооруженный 85-мм пушкой, самоход показал себя в боевых действиях хорошо. Но используя огонь и броню своих танков «Тигр», «Пантера» и самохода «Фердинанд», противник навязывает современный бой на больших дистанциях — 1500-2000 м. В этих условиях мощь огня и лобовая защита СУ-85 уже недостаточны. Требуется усилить лобовую броню самохода и самое существенное — вооружить его пушкой с увеличенной бронебойной силой, способной поражать тяжелые танки типа «Тигр» с дистанции не менее 1500 м».




БИТВА КОНСТРУКТОРОВ


Поиск путей усиления огневой мощи СУ-85 велся с самого начала ее серийного выпуска. К осени 1943 года завод № 9 изготовил 85-мм орудие Д-5С-85БМ с начальной скоростью снаряда 900 м/с, что увеличивало пробиваемость брони на 20%. Размеры установочных частей новой пушки сохранились такие же, как у Д-5С, и никаких серьезных изменений в самоходе не требовали. Поскольку ствол Д-5С-85БМ был на 1068 мм длиннее, чем у Д-5С, для уравновешивания в цапфах его оттянули назад на 80 мм.

В начале января 1944 года опытный образец самохода прошел заводские испытания. Затем его отправили в Гороховец на государственные испытания, которые он выдержал, но на вооружение принят не был. Кроме того, осенью 1943-го проводились проектные работы по установке на самоход орудий большего калибра — 122-мм пушки А-19 и 152-мм гаубицы Д-15.

Вопрос усиления огневой мощи решили за счет применения на САУ орудия с баллистикой 100-мм морской пушки Б-34. Эскизный проект машины в декабре 1943 года передали Наркомату танковой промышленности и Управлению самоходной артиллерии. 27 декабря 1943-го ГКО принял постановление № 4851 об оснащении среднего самохода 100-мм орудием. Во исполнение этого постановления НКТП приказом № 765 от 28 декабря 1943 года обязал Уралмашзавод:

«1) к 15.01.44 г. спроектировать средний самоход на базе агрегатов танка Т-34 и вооружить его 100-мм пушкой С-34 конструкции ЦАКБ;

к 20.02.44 г. изготовить и провести заводские испытания самохода. Орудие должно быть подано с завода № 92 к 25.01.44 г.;

к 25.02.44 г. передать самоход на государственные испытания».

Как видим, сроки устанавливались очень жесткие. Осложняло ситуацию и то, что история с ЦАКБ повторилась с удивительной точностью. Получив чертежи орудия С-34, на Уралмаше убедились, что эта пушка для самохода не годится: она имела внушительные размеры по ширине, при наведении влево упиралась во вторую подвеску, не позволяла разместить люк водителя. Были необходимы большие изменения в серийном корпусе САУ, в том числе и в его геометрической схеме, что влекло за собой переделку стендов для сварки и сборки.

Пришлось бы перейти на торсионную подвеску, сместить рабочее место механика-водителя и все агрегаты управления машиной на 100 мм влево, расширить верхнюю часть корпуса до габаритов гусениц, что вызвало бы увеличение массы САУ на 3,5 тонны по сравнению с СУ-85. При этом ЦАКБ снова заняло непримиримую ведомственную позицию: давая свою танковую пушку С-34 для установки на САУ, бюро требовало использовать ее лишь в том виде, как она есть, и настаивало на приспособлении САУ к пушке. Уралмашзавод вновь обратился к заводу № 9, и там разработали 100-мм орудие Д-10С, которое было легче С-34 и размещалось в серийном корпусе без его существенных изменений и без излишнего увеличения массы машины.

В феврале 1944 года первый опытный образец САУ выдержал заводские испытания, состоявшие из 30 выстрелов и 150 км пробега. С 9 по 27 марта на АНИОПе в Гороховце проходили государственные испытания, где самоход произвел 1040 выстрелов и прошел 864 км. В своем заключении комиссия отметила, что машина может быть принята на вооружение Красной армии после некоторых доработок. 14 апреля по заводу отдали распоряжение о немедленной подготовке к серийному выпуску артсамохода СУ-100.

Однако ЦАКБ снова потребовало формального выполнения постановления ГКО, то есть изготовления опытной САУ с пушкой С-34. Вновь потянулись переговоры и переписка по этому вопросу. В итоге было принято решение о частичной переделке пушки С-34, спроектированной изначально для вооружения тяжелого танка ИС-2.

Переделка, заключавшаяся в уменьшении ширины люльки на 160 мм, изготовлении новых вставных цапф, новой рамки, поворотного механизма, походного крепления, удалении прилива под спаренный пулемет и установке прицела, выполнялась на заводе № 9. Самоход с орудием С-34 получил индекс СУ-100-2.

Одновременно с ним построили второй опытный образец самохода СУ-100, который стал головным для машин серийного производства и включал в себя все улучшения, рекомендованные госкомиссией. Его испытания проходили на АНИОПе с 24 по 28 июня 1944 года. После этого государственная комиссия признала, что «тактико-технические показатели СУ-100 обеспечивают успешное поражение современных бронетанковых средств противника на дистанциях 1500 м для танков «Тигр» и «Пантера» вне зависимости от точки попадания снаряда, а для артсамохода «Фердинанд» — только при попадании в бортовую броню, но с дистанции 2000 м».

Самоход СУ-100-2 с пушкой С-34 специальным поездом доставили на полигон в Гороховец в начале июля 1944 года. Он подвергся испытаниям в том же объеме, что и СУ-100, однако показал худшие результаты. СУ-100, напротив, постановлением ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года приняли на вооружение Красной армии.




ДАЛЬНЕЙШЕЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ


Новая боевая машина создавалась на базе танка Т-34-85 и самохода СУ-85. Все основные агрегаты тридцатьчетверки — двигатель, трансмиссия, ходовая часть остались без изменений. Лишь из-за некоторой перегрузки передних катков усилили их подвеску, увеличив диаметр проволоки пружин с 30 до 34 мм. Корпус, заимствованный у СУ-85, подвергся немногочисленным, но весьма важным переделкам: толщину лобовой брони увеличили с 45 до 75 мм, ввели командирскую башенку и смотровые приборы типа MK-4, установили два вентилятора для интенсивной очистки боевого отделения от пороховых газов. В целом же 72% деталей заимствовались от Т-34-85, 4% — от СУ-122, 7,5% — от СУ-85 и лишь 16,5% проектировались заново.

Начальная скорость бронебойного снаряда пушки Д-10С с длиной ствола 56 калибров равнялась 895 м/с. Боекомплект состоял из 33 унитарных выстрелов с бронебойно-трассирующими снарядами БР-412 и БР-412Б, осколочно-фугасными гранатами ОФ-412 и осколочно-морскими гранатами. Бронебойный тупоголовый снаряд с баллистическим наконечником БР-412Б на дистанции 1500 м при угле встречи 60° пробивал 110-мм броню.

Изготовление СУ-100 началось в сентябре 1944 года, но в течение трех месяцев оно велось параллельно с выпуском СУ-85. Причем по предложению Л. И. Горлицкого обе артсистемы — Д-10С и Д-5С монтировались в максимально унифицированные корпуса, годные для размещения любой из двух пушек и боеукладок. Походное крепление, поворотный механизм, прицелы и бронезащита орудий изменялись. От этой унификации особенно много выигрывала конструкция СУ-85. Достаточно сказать, что боекомплект увеличился до 60 выстрелов.

Первую унифицированную САУ выпустили в июле. В августе завод прекратил изготовление СУ-85 и перешел на производство «гибридов», имевших индекс СУ-85М.

Выпуск СУ-100 продолжался по март 1946 года, за это время было изготовлено 3037 самоходных установок. По некоторым данным, в 1947-м их производство возобновили и выпустили еще 198 САУ.

Летом и осенью 1944 года в опытном порядке были изготовлены САУ ЭСУ-100 с электротрансмиссией и СУ-122П со 122-мм пушкой Д-25Т.




БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ


С ноября 1944 года средние самоходно-артиллерийские полки Красной армии начали перевооружать новыми САУ. В каждом полку имелась 21 машина. В конце года приступили к формированию самоходно-артиллерийских бригад СУ-100 по 65 САУ в каждой. Полки и бригады СУ-100 сражались с врагом на заключительном этапе Великой Отечественной войны.

Так, например, с 6 по 16 марта 1945 года СУ-100 на 3-м Украинском фронте пришлось участвовать в отражении атак 6-й танковой армии СС в районе озера Балатон в Венгрии. Здесь активно действовали 207, 208 и 209-я самоходно-артиллерийские бригады, вооруженные СУ-100, а также несколько отдельных полков СУ-100 и СУ-85. Во многом благодаря им уже в первый день германское наступление начало давать сбои.

На направлении главного удара немцам не удалось выйти на шоссе Надьбайом — Капошвар. Важную роль на этом участке сыграл 1201-й самоходно-артиллерийский полк (12 СУ-85), который не только отразил огнем с места натиск противника, но и совместно с пехотой 113-й стрелковой дивизии провел успешную контратаку, отбросив вклинившиеся вражеские части на 1-1,5 км.

10 марта, перегруппировав силы и использовав последние резервы, немцы попытались прорвать советскую оборону на узком участке ее правого фланга. Однако к этому времени здесь были развернуты четыре резервных истребительно-противотанковых артполка, благодаря чему плотность советской артиллерии достигла 49 орудий на 1 км фронта. Прорвать такие боевые порядки оказалось невозможно.

Особенно отличились в этих боях 1951 и 1953-й самоходно-артиллерийские полки 209-й бригады, сумевшие организовать хорошее взаимодействие с пехотой, противотанковой и дивизионной артиллерией. В течение дня СУ-100 командира батареи старшего лейтенанта Кочерги, боевые машины младших лейтенантов Ворожбицкого и Самарина уничтожили по три танка и штурмовых орудия. Батарея СУ-100 под командованием капитана Васильева из 1952-го самоходно-артиллерийского полка подбила в ходе боя три «Королевских тигра».


ДОЛГОЖИТЕЛЬ


СУ-100, без сомнения, самая удачная и наиболее мощная советская противотанковая САУ периода Великой Отечественной войны. Будучи на 15 тонн легче, чем идентичная ей по компоновке и назначению немецкая САУ «Ягдпантера», СУ-100 имела аналогичную броневую защиту и лучшую подвижность.


Начальная скорость бронебойного снаряда 88-мм немецкой пушки Рак 43/3 с длиной ствола 71 калибр составляла 1000 м/с. Ее боекомплект (57 выстрелов) был больше, чем у Д-10С. Использование немцами бронебойного снаряда PzGr 39/43 с бронебойным и баллистическим наконечниками обеспечивало пушке «Ягдпантеры» лучшую бронепробиваемость на дальних дистанциях. У нас аналогичный снаряд — БР-412Д появился только после войны.

В отличие от немецкой САУ в боекомплекте 
СУ-100 отсутствовали подкалиберные и кумулятивные снаряды. Фугасное же действие 100-мм осколочно-фугасного снаряда было, естественно, выше, чем у 88-мм. В целом эти две лучшие средние самоходки Второй мировой войны не имели друг перед другом ощутимых преимуществ, однако спектр применения у СУ-100 был несколько шире.

На вооружении Советской армии СУ-100 состояли и в послевоенный период. В 1960 году самоходки прошли модернизацию. В таком виде СУ-100 еще долго находились в войсках, принимали участие в учениях, а по мере поступления новых самоходно-артиллерийских установок отправлялись на долговременное хранение в парки. Эти машины принимали участие в военных парадах 9 мая 1985 и 1990 годов. Вновь «тряхнуть стариной» им пришлось совсем недавно — СУ-100 стали участниками парада Победы 2010 года в Москве.

СУ-100 имелись в армиях ряда стран Варшавского договора, а также Албании, Алжира, Анголы, Вьетнама, Йемена, КНДР и Кубы. В Чехословакии с 1952 года СУ-100 выпускались по лицензии и поставлялись в Египет и Сирию. Они принимали участие в боевых действиях в ходе арабо-израильских войн 1956 и 1967 годов. В вооруженных силах некоторых государств эти САУ, судя по всему, есть и сейчас. Так, по некоторым данным, СУ-100 продолжают использовать части кубинской береговой обороны.

(Михаил БАРЯТИНСКИЙ)


Категория: История   Теги: Великая Отечественная Война

<
  • 1 051 комментарий
  • 21 публикация
14 апреля 2013 17:17 | #1
0
  • Регистрация: 18.11.2011
 
Hetzer всё равно круче! ;)

<
  • 69 комментариев
  • 0 публикаций
14 апреля 2013 19:03 | #2
-2
  • Регистрация: 5.02.2011
 
VАRULV, не патриотично!
Хотя, да - немецкая техника лучше. Наши на энтузиазме побеждали.

--------------------

<
  • 1 051 комментарий
  • 21 публикация
14 апреля 2013 22:40 | #3
+1
  • Регистрация: 18.11.2011
 
Цитата: козочка26
VАRULV, не патриотично!

Я не ура-патриот;)
Цитата: козочка26
Хотя, да - немецкая техника лучше.

По танкам - не могу согласиться. Красивее - да, лучше - нет.
По самоходам у нас "зверобой" вроде отличился... но Hetzer - это действительно очень изящное и умное решение.

<
  • 85 комментариев
  • 17 публикаций
15 апреля 2013 09:40 | #4
+2
  • Регистрация: 19.10.2011
 
Цитата: козочка26

Хотя, да - немецкая техника лучше. Наши на энтузиазме побеждали.

Немецкая техника скорее пропиареннее. Под конец войны качество у неё падало и падало, да и выучка экипажа тож. Наши побеждали и на энтузиазме, и на профессионализме. Это, кстати, под конец войны сами немцы и признавали. К примеру, тот же самый Отто Кариус.

--------------------

<
  • 1 051 комментарий
  • 21 публикация
15 апреля 2013 21:34 | #5
+1
  • Регистрация: 18.11.2011
 
Цитата: Дед Mustдай
Отто Кариус.

"Тигры в грязи", читал читал, знаю. Хороший дядька.


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "На ... надейся, а сам не плошай"
Ответ:*