Перуница

» » Казачьи песни - песни казаков

Свобода слова » 

Казачьи песни - песни казаков

Для казачества (речь идет о вольном казачестве - XVI-XVII вв.) символ родины - это вовсе не земля, как для "обычных людей". Символ родины и символ свободы слились для них в одном образе - это РЕКА или МОРЕ (Дон, Кубань, Терек, Черноморье). Река их кормила, защищала, была домом и дорогой. Даже когда вольность была утрачена, традиция названия казачьих войск по имени рек или озер сохранялась (Семиреченское, Забайкальское войска); сохранялась она и в изгнании у казаков-некрасовцев - "майносцы" на оз. Майнос. И еще один постоянный символ - КОРАБЛЬ, плывущий по реке. Корабль как родина. И свои права на эту реку и эту свободу казаки считали естественными, не подлежащими сомнению. Возникло даже фольклорное оправдание: предание о том, как Иван Грозный в обмен на помощь "дарует" казакам Дон (или Терек), и это предание воспринималось как истина.

В песнях казаков, более чем в чьих-либо песнях, отражается не реальный мир, а мир идеальный "казачий", "правильный", "справедливый": казачий круг, принимающий решения, выборные атаманы; эти черты переняли затем песни Разинщины и Пугачевщины - движений, перешагнувших пределы собственно казачьей общности. По историческим песням казаков почти бессмысленно востанавливать историю: реальная история там игнорируется: фольклорный Ермак никогда не идет в Сибирь, он может быть под Азовом, в турецком плену, у Ивана Грозного - там, где он "нужен" казакам, а не реальной истории. Некрасовцы довели этот принцип до абсолюта: никакой другой истории, кроме фольклорной некрасовской, для них не существовало; песни о всех не причастных к некрасовцам персонажах - Разине, Иване Грозном, и т. д. - считались "беседными" и всерьез не воспринимались. Но при всем этом казачьи утопии реальны, осуществимы "здесь и сейчас" - в разинской Астрахани или на некрасовской Кубани, - это не отвлеченный мистический "Град Китеж" или "Беловодье" раскольников. Это РЕАЛЬНО ВОЗМОЖНЫЙ ИДЕАЛЬНЫЙ МИР. Его можно создать своими руками.

И иногда это вроде бы давно забытое мировосприятие вдруг врывается в современность и предъявляет на нее свои права: в виде гайдамаков, махновских тачанок или пражских баррикад... Видимо потому, что оно просто естественно - а значит, "неустранимо по определению"...

http://www.perunica.ru/svoboda/5486-kazachi-pesni.html  





Категория: Свобода слова

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
26 ноября 2011 00:51 | #1

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Я бы на месте автора расцветила примерами...
"Как по Дону, в море Синее
Выходило, выплывало 33 корабля.
Что един кораб наперёд выбегал,
Наперёд выбегал, словно сокол вылетал!
Да и за Дунай!"
А за Дунаем то - Византия. А в песне ("Три окуня златопёрые", варианты "Здунай", "Сокол - кораб") говориться о том, что грабанули Чёрно море и вернулись к своим ладушкам с добычею.

--------------------

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера