Перуница

» » ЁЛКА - символ нового года, рождества или ....?

Свобода слова » 

ЁЛКА - символ нового года, рождества или ....?

ЁЛКА - символ нового года, рождества или ....?


1. ЁЛКА В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ

В образе ели люди Древней Руси не видели ничего поэтического.Произрастая по преимуществу в сырых и болотистых местах, это дерево с темно-зеленой колючей хвоей, неприятным на ощупь, шероховатым и часто сырым стволом, не пользовалось особой любовью. Без симпатии изображалась ель (как, впрочем, и другие хвойные деревья) и в русской поэзии, и в литературе, вплоть до конца XIX века.

В русской народной культуре ель оказалась наделенной сложным комплексом символических значений, которые во многом явились следствием эмоционального ее восприятия. Внешние свойства ели и места ее произрастания, видимо, обусловили связь этого дерева с образами низшей мифологии (чертями, лешими и прочей лесной нечистью). Слово «ёлс» стало одним из имен лешего, черта, нечистой силы.

Ель традиционно считалась у русских деревом смерти, о чем сохранилось множество свидетельств. Существовал обычай: самоубийц зарывать между двумя елками, кладя в могилу лицом вниз. В некоторых местах был распространен запрет на посадку ели около дома из опасения смерти члена семьи мужского пола.

Из ели запрещалось строить дома. Еловые ветви использовались и до сих пор широко используются во время похорон. Их кладут на пол в помещении, где лежит покойник и выстилают путь похоронной процессии. Веточки ели бросают в яму на гроб, а могилу прикрывают на зиму еловыми лапами.

Время возникновения обычая устилать дорогу, по которой несут на кладбище покойника, хвойными ветками, неизвестно, хотя упоминания о нем встречаются уже в памятниках древнерусской письменности. На православных кладбищах долгое время не принято было сажать елки возле могил. Однако в середине XIX века это уже случалось.

Смертная символика ели нашла отражение в пословицах, поговорках, фразеологизмах:
«смотреть под елку» — тяжело болеть;
«угодить под елку» — умереть;
«еловая деревня», «еловая домовина» — гроб;
«пойти или прогуляться по еловой дорожке» — умереть и др.

В настоящее время связь ели с темой самоубийства или насильственной смерти утратилась, и она превратилась в один из символов вечной памяти и вечной жизни: теперь елочки часто можно увидеть на многих русских кладбищах, в том числе и заграничных.

Считаясь «деревом смерти», ель, тем временем, в некоторых местах использовалась для изготовления оберегов, а в Ярославской губернии использовался на свадьбах , как символ вечной молодости.

Весь этот сложный и противоречивый смысловой комплекс, закрепленный за елью в русском сознании, не давал, казалось бы, оснований для возникновения ее культа — превращения ее в объект почитания. Но, тем не менее, это произошло.

Исследователи отмечают, начавшуюся с конца XIX века, возрастающую популярность ели, связанную, видимо, с тем, что ель в сознании русских крепко соединилась с положительным символом рождественского дерева.

2. ПЕТРОВСКИЙ УКАЗ 1699 ГОДА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

В России обычай новогодней елки ведет свое начало с петровской эпохи.
По возвращении домой после своего первого путешествия в Европу (1698-1699) Петр I «устраивает, — по словам историка А. М. Панченко, — экстралегальный переворот, вплоть до перемены календаря».

Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летоисчисление не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января. В этом указе давались также и рекомендации по организации новогоднего праздника, в том числе,…. украсить столицу (тогда еще — Москву) хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостиной Дворе». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить ... а стоять тому украшению января в первый день». Это стало началом обычая устанавливать елку на зимних праздниках.

Однако, к будущей рождественской елке указ Петра имел весьма косвенное отношение:
во-первых - город декорировался не только еловыми, но и другими хвойными деревьями;
во-вторых - в указе рекомендовалось использовать как целые деревья, так и ветви
в-третьих - украшения из хвои предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи — на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Тем самым елка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера помещений, чем она стала впоследствии.

После смерти Петра, его рекомендации в отношении елки были забыты, но в одном отношении они имели довольно забавные последствия, добавив к символике ели новые оттенки. Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим елкам (привязанным к колу, установленным на крышах или же воткнутыми у ворот) опознавались кабаки. Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение XVIII и XIX веков.

В результате кабаки в народе стали называть «елками» или же «Иванами-елкиными», а практически весь комплекс «алкогольных» понятий постепенно приобрел «елочные» дуплеты:
«елку поднять» — значит пьянствовать,
«идти под елку» или «елка упала, пойдем поднимать» — идти в кабак,
«быть под елкой» — находиться в кабаке;
«елкин» — состояние алкогольного опьянения и т.п.

Эта, возникшая связь елки с темой пьянства, органично вписалась в прежнюю семантику ели, соединяющую ее с «нижним миром» - нечистой силой.

На протяжении всего XVIII века нигде, кроме питейных заведений, ель в качестве элемента новогоднего или рождественского декора больше не фигурирует.

В рассказах о новогодних и рождественских празднествах, проводившихся в этот период русской истории, никогда не указывается на присутствие в помещении ели.

3. РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ДЕРЕВО В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

С елкой как с «ритуальным атрибутом рождественской обрядности» мы встречаемся в России в начале XIX столетия. На этот раз встреча с ней состоится уже не в Москве, а в северной столице. Приток немцев в Петербург, где их было много с самого его основания, продолжался и в начале XIX века. Вполне естественно, что выходцы из Германии привозили с собой усвоенные на родине привычки, обычаи, обряды и ритуалы, которые тщательно сохранялись и всячески поддерживались ими на новом местожительства. Поэтому неудивительно, что на территории России первые рождественские елки появились именно в домах петербургских немцев.

В русской печати первых десятилетий XIX столетия об этом обычае сообщалось с подробностями, характерными для описания особенностей чужой культуры. А. Бестужев-Марлинский в повести «Испытание» (1831), изображая святки в Петербурге 1820-х годов, пишет: «У немцев, составляющих едва ли не треть петербургского населения, канун Рождества есть детский праздник. На столе, в углу залы, возвышается деревцо ...Дети с любопытством заглядывают туда».

Судя по многочисленным описаниям святочных празднеств в журналах 1820-1830-х годов, в эту пору рождественское дерево в русских домах еще не ставилось. Вряд ли Пушкину или Лермонтову когда-либо пришлось видеть елку на Рождество или же присутствовать на посвященном ей празднике. Ни в одном из произведений этих авторов и их современников о новогодней (рождественской) елке не говорится ни слова….. Новогодние балы и маскарады есть, а елок на них – нет….

Елка не упоминается вплоть до рубежа 1830-1840-х годов. Однако, начиная с этого времени «елочная» тема буквально не сходит со страниц предпраздничных выпусков газеты: в поле зрения оказываются подробности, касающиеся устройства как самого праздника в честь рождественского дерева, так и коммерческой стороны дела. Первое упоминание о елке появилось в газете «Северная пчела» накануне 1840 года: газета сообщала о продающихся «прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами, венками» елках. Год спустя в том же издании появляется объяснение входящего в моду обычая.Мы переняли у добрых немцев детский праздник в канун праздника Рождества Христова: Weihnachtsbaum. Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфектами, плодами, игрушками, книгами составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение...По характеру сообщения заметно, что к началу 1840-х годов обычай устанавливать на Рождество елку знаком еще далеко не всем: «У нас входит в обыкновение праздновать канун Рождества Христова раздачею наград добрым детям, украшением заветной елки сластями и игрушками».

Понимая, что становящееся модным новшество нуждается в объяснении, «Северная пчела» сообщает своим читателям его происхождение.

После уничтожения постов и католических обрядов в Германии обычай собираться вместе в доме старшего из родных также изменился, но каждая семья сохранила обычай одаривать детей в вечер перед Рождеством: Weihnachtsabend (рождественское дерево) — сделан детским праздником в Германии.


На протяжении первых десяти лет петербургские жители все еще воспринимали елку как специфическое немецкое обыкновение.

Установить точное время, когда елка впервые была установлена в русском доме, пока не представляется возможным. Однако, в рассказе С. Ауслендера «Святки в старом Петербурге» (1912) рассказывается о том, что первая рождественская елка в России была устроена государем Николаем I в самом в конце 1830-х годов, после чего, по примеру царской семьи, ее стали устанавливать в знатных столичных домах.Пришедшая из Германии елка с начала 1840-х годов начинает усваиваться русскими семьями столицы. Первое время в русской среде елка по преимуществу устраивалась в домах петербургской знати. Остальное население столицы до поры до времени относилось к ней либо равнодушно, либо вообще не знало о существовании такого обычая. Однако мало-помалу рождественское дерево завоевывало и другие социальные слои Петербурга. И вдруг в середине 1840-х годов произошел взрыв — Петербург был буквально охвачен «елочным ажиотажем».Этот внезапный взрыв интереса к елке и страстного увлечения ею вызывает удивление. Что же произошло на протяжении 1840-х годов? Думается, что столь стремительный рост популярности немецкого обычая объясняется несколькими причинами.Первое:в основе лежало стремление подражать Западу.Второе: существенную роль в распространении и популяризации елки в России сыграла коммерция. С конца 1830-х годов известные кондитерские Петербурга, воспользовавшись новым увлечением своих покупателей, организовали продажу елок уже, так сказать, готовых к употреблению — с висящими на них фонариками, игрушками, конфетами, пряниками, пирожными и т.д. На первых порах «немецкое нововведение» было доступным лишь состоятельным семьям, в которых организация рождественского праздника с елкой с каждым годом становится все более и более привычным делом. О продаже елок на петербургских рынках в это время еще ничего не слышно. Это произошло позже. Концом 1840-х годов датируется и первое упоминание об искусственной елке, что считалось особым шиком.К середине XIX века немецкий обычай прочно вошел в жизнь российской столицы. Елка становится для жителя Петербурга вполне привычным явлением.Само дерево, использовавшееся в качестве непременной и главной принадлежности детского семейного праздника Рождества, первоначально известное лишь под немецким названием Weihnachtsbaum, первое время называлось «рождественским деревом» (что является калькой с немецкого). Вскоре оно получает имя «елки», которое закрепляется за ним навсегда. «Елкой» стал называться и праздник, устраиваемый по поводу нового года, в затем и Рождества.

По материалам статьи "Русская Ёлка".
автор: Душечкина Е.В. (проф., док.наук)

http://clubs.ya.ru/4611686018427398066/replies.xml?item_no=163744#1

http://www.perunica.ru/svoboda/5611-elka-simvol-novogo-goda-rozhdestva-ili-.html  





ЁЛКА - символ нового года, рождества или ....?

Категория: Свобода слова

<
  • 137 комментариев
  • 8 публикаций
30 декабря 2011 16:45 | #1

НОРАЯНА

0
  • Регистрация: 30.10.2011
 
Только зомбированным рабской религией можно было нести такую чушь о вечнозелёной красавице, воспевающей Жизнь, Силу Жизни в любое время, и приписывать ей символ смерти. А всех лесных жителей и лешего в том числе путать, мешать с чертями, кои не являются жителями леса, а есть жители мира тёмного, пекельного, нижнего. Это уж вовсе бред воспалённого мозга.
А поскольку у людей всё же сохранилось в памяти понимание перехода Души после смерти в другой Мир, но напрочь забылись Обряды отпускания Душ, то только символы вечной Жизни могли украсить последний Путь Души на этой Земле.
Но, а уж красочно разукрасить пакости, коими являются безжалостно вырубленные сосны (дерево Богини Макоши - Богини Судьбы), ели, и другие вечнозелёные - это любимое занятие всей церковной братии и историков.
Кстати сказать, на гробы употребляется дерево граб - дерево Богини Марёны, и эти деревья(сосна, ёлка...) брали для этих целей не случайно, и уж совсем не потому, что они в себе несут по каким-то мифологиям состояние смерти. Сколько измышлений и глупостей называть стали мифами, что в общем-то одно и то же.
Новолетие, которое отменили и подменили новым годом, праздновалось в день осеннего равноденствия, т.е. в 20тых числа сентября по-современному.
И никогда ели, сосны, пихты православные славяне (предки наши) не связывали с рождеством - всё подменили, навязали, наврали и выдали за истину. И только предатели и безмозглые беснуются в погоне за тем, что было живым, и Жизнь дарило, да слюни пускают в умилении изуверских праздников. Как будто им кто-то мешает проводить свои семейные Родовые праздники, украшать свой Дом и Жизнь, но не разрушая тот Мир, в котором им выпало счастье родиться и жить. Неужели все стали Иванами, РОДства не помнящими, и вспомнить не желающими?
"Ёлка" - это не сказка красивая о "древних" обычаях - это нагло и грязно состряпанная ложь (всего-то 300.. лет), которая постоянно приукрашивается, обрастает новыми мифами и учёными именами, которые свои учения состряпали на статьях и "открытиях" Этот так называемый праздник не Родовый, не народный, не Славянский - он чужеземный. Подумайте - с чем, а вернее с кем вы друг друга поздравляете, и знайте - что с 31.12 на 01.01 у Земли нашей День Великого Покоя. Хороший покой вы обеспечиваете ей своим беснованием.

--------------------

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
30 декабря 2011 17:09 | #2

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Ссылка на источник: 3-К-2008 написало. НАПИСАЛО!!!
"лешего, черта, нечистой силы" Лешего в ничистые зписало...
Норояна уже порычала. Квакать не хочется...

<
  • 320 комментариев
  • 3 публикации
30 декабря 2011 18:29 | #3

Urtica

0
  • Регистрация: 9.07.2011
 
Да, как-то объявлять дерево плохим душа не лежит. Природа же не для нас. А символы... Они все когда-то возникли. И их "перекодировали", сделали другими символами, своими... А для меня ёлка символ моего детства, когда всей семьёй готовились к празднику, придумывали друг другу подарки, ждали чего-то нового хорошего... И потом, дочери шила новогодние наряды - "снежинки"...Это давно уже другой праздник, он свой, наш.
А дерево жалко? Сейчас, для лесхозов ёлки это доход хороший, потому что их специально выращивают на продажу. Ну, как цветы. Цветы не жалко?
Меняются символы. На то они и символы, что они не сами-по-себе, а для нас, как мы их воспринимаем.

<
  • 137 комментариев
  • 8 публикаций
30 декабря 2011 20:54 | #4

НОРАЯНА

0
  • Регистрация: 30.10.2011
 
Urtica,
Нну вы, блин, даете. По вашему выходит- нет, они ни сами по себе, они для меня любимой, и вот я как хочу, так ими и верчу, ну как с "нашим законом", когда "закон как дышло - куда повернул туда и вышло".

--------------------

<
  • 320 комментариев
  • 3 публикации
30 декабря 2011 21:45 | #5

Urtica

0
  • Регистрация: 9.07.2011
 
Цитата: НОРАЯНА

Цитата: НОРАЯНА
ну вы, блин, даете. По вашему выходит- нет, они ни сами по себе, они для меня любимой, и вот я как хочу, так ими и верчу


Символы не существуют сами-по-себе, а только в контексте (социальном, индивидуальном). Да, и в нашем восприятии, в первую очередь. Карандаш может быть дорог не как карандаш, а как память о каком-то событии. Также сухой цветок в "Простой истории! Гончарова, совсем не гербарий и не важно, что символизировал у других народов, а важно что символизировал для неё.
Конечно, есть и общие символы они меняются, трансформируются, и для красноармейцев красная звезда была символом красной армии, а не сакральный сатанинский знак.
Да, общество изменяясь, меняет содержание своих символов, наполняя их другим смыслом. Актуальным. И специфической энергетикой.

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
30 декабря 2011 21:56 | #6

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: Urtica
Да, общество изменяясь, меняет содержание своих символов, наполняя их другим смыслом. Актуальным. И специфической энергетикой.

Тут не совсем согласен. Пойдя на компромисс мы постепенно забыли об изначальном смысле этого действа, а его никто не отменял. Мы тратим энергию на нейтрализацию того, что нам навязано, а не на более актуальные цели.

<
  • 320 комментариев
  • 3 публикации
30 декабря 2011 22:30 | #7

Urtica

0
  • Регистрация: 9.07.2011
 
Цитата: Квака
Мы постепенно забыли об изначальном смысле этого действа, а его никто не отменял.

Но мир-то изменился, стал другой и символы меняются.
Цитата: Квака
Мы тратим энергию на нейтрализацию того, что нам навязано,

Это да, в лучшем случае нейтралитет, а то и сопротивляться приходится. Да, такого полно, что не прижилось.
Но символы всегда менялись разными путями, зачастую, навязываемыми извне и постепенно внутренне.
Вот, старообрядцы Сибири очень консервативны и хранят архаичные символы и обряды, традиции. И многие просто не соответствуют современным условиям.
Да, символы есть коллективное. Но, важно, что бы и прижилось, обросло личным. О чём я и написала.

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
30 декабря 2011 23:09 | #8

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: Urtica
Да, символы есть коллективное.

Да. Дружку поняли. Некая коллективная осознанная договоренность о значении символа. А есди неосознанное следование навязанному... что пока преобладает...

<
  • 137 комментариев
  • 8 публикаций
30 декабря 2011 23:26 | #9

НОРАЯНА

0
  • Регистрация: 30.10.2011
 
Urtica,
Я писала о вечном, о том, что сотворено Богами, о том, что само себя родит. И тут не важно ни время, ни чей-то поменявшийся образ жизни; их изначальное предназначение и символизирует их бытие. А вы можете меняться. Вопрос - вы сами встречались со старообрядцами? Вот я как раз в Сибири встречалась со Староверами, общалась, и уверяю вас, что их уклад и образ жизни не показался мне не уместным в этом промежутке времени. К стати сказать они слыхом не слыхивали, ведать не ведают о таком неудобоваримом "названии" староверов, как- то "инглинги." И надо сказать,что у них всё соответствует, нигде ничто не резонирует. Может потому, что они СтароВеры и не молятся чуждым богам, и берегут не только Природу, но и символы древние, и менять их на современные не помышляют, хотя плоды современной технологии пользуют.

--------------------

<
  • 320 комментариев
  • 3 публикации
31 декабря 2011 01:04 | #10

Urtica

0
  • Регистрация: 9.07.2011
 
Цитата: НОРАЯНА
Вопрос - вы сами встречались со старообрядцами?

Жила.
Цитата: НОРАЯНА
Я писала о вечном, о том, что сотворено Богами,

Вопрос о том, что сотворено Богами, не затрагивала. Это вне моей компетенции.

Цитата: НОРАЯНА
К стати сказать они слыхом не слыхивали, ведать не ведают о таком неудобоваримом "названии" староверов, как- то "инглинги."


Тема инглингов на этом сайте запрещена.

Староверы (старообрядцы) - люди, они разные, так же, как и все.

Цитата: Квака
А есди неосознанное следование навязанному... что пока преобладает...

Дааа. Это опасно. Одним из инструментов управления может быть.
Но, тут критерий может быть, - обращение к интуиции. Ну, вроде как, моё-не моё.
А символ вначале внедряется, а потом, с его помощью манипулируют. Но, тут опять не просто. Русские всё на свой лад переделывают.

<
  • 137 комментариев
  • 8 публикаций
1 января 2012 12:51 | #11

НОРАЯНА

0
  • Регистрация: 30.10.2011
 
Urtica,
Из чего видно что тема "инглингов" поднялась? Это было написано в контексте, и обозначилась для того, чтоб "современные Славяне" не путали и не относили истинных староверов с (к) инглингами, не более того.
Староверы и старообрядцы - это не одно и то же, и не надо повторять внедряемую информацию, которая их упорно отождествляет.

--------------------

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
1 января 2012 20:13 | #12

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: НОРАЯНА
не относили истинных староверов

Опасно. Каждый себя истинным считает.
Цитата: Urtica
Староверы (старообрядцы) - люди, они разные, так же, как и все.

Не думаю, что Уртица путает (смешивает) тут эти понятия, но все мы разные. Я в этом трагедии не вижу.

<
  • 121 комментарий
  • 6 публикаций
1 января 2012 21:32 | #13

Весталка

0
  • Регистрация: 9.09.2011
 
Цитата: НОРАЯНА
Подумайте - с чем, а вернее с кем вы друг друга поздравляете, и знайте - что с 31.12 на 01.01 у Земли нашей День Великого Покоя. Хороший покой вы обеспечиваете ей своим беснованием.

Я всегда думала, что с 25 декабря, по 6 января Коляда. И в эти дни принято веселиться и колядовать.

<
  • 137 комментариев
  • 8 публикаций
2 января 2012 00:40 | #14

НОРАЯНА

0
  • Регистрация: 30.10.2011
 
.Квака,
Опасно. Каждый себя истинным считает.

Благодарю за подсказку. Слово Истинный в данном контексте употреблен был именно для того, чтоб не проводить аналогию с "ин - ми",так как они ничего общего с ними не имеют в действительности, и уж конечно не собиралась обидеть всех истинных

--------------------

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
2 января 2012 00:59 | #15

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: Весталка
Я всегда думала, что с 25 декабря, по 6 января Коляда. И в эти дни принято веселиться и колядовать.

Согласен. Один мой командир любил повторять " Не важно, какое оружие у тебя в руках. Важно, что в голове!"
Тут так же.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера