Перуница

» » Рисунки произведений русского деревянного зодчества. Журнал "Мотивы русской архитектуры". Санкт-Петербург, Россия. 1874-1880 гг.

Свобода слова » 

Рисунки произведений русского деревянного зодчества. Журнал "Мотивы русской архитектуры". Санкт-Петербург, Россия. 1874-1880 гг.

Рисунки произведений русского деревянного зодчества. Журнал "Мотивы русской архитектуры". Санкт-Петербург, Россия. 1874-1880 гг.


Существующее с незапамятных времён русское деревянное зодчество, развивавшееся на протяжении многих веков и пришедшее в упадок в последнее время, на фоне достижений научно-технического прогресса представляется, на первый взгляд, явлением архаичным и неперспективным. Однако в отношении строительства индивидуальных загородных домов традиционное деревянное зодчество нисколько не устарело, а напротив, приобретает в наше время все большую привлекательность благодаря своим несомненным достоинствам. Это и экологичность, и красота, и связь с вековыми традициями, и ценные технические свойства (сборность-разборность и возможность перевозки, высокая ремонтопригодность, хорошая теплоизоляция и экономичность в обслуживании).

Рисунки произведений русского деревянного зодчества. Журнал "Мотивы русской архитектуры". Санкт-Петербург, Россия. 1874-1880 гг.


Начиная разговор о русском деревянном зодчестве, надо, прежде всего, определиться с понятием об этом предмете. Ибо в наше время известно множество архитектурных стилей и производственных технологий, связанных со строительством из дерева. Ясно, что не всякую деревянную постройку в России можно отнести к произведениям русского деревянного зодчества.

Рисунки произведений русского деревянного зодчества. Журнал "Мотивы русской архитектуры". Санкт-Петербург, Россия. 1874-1880 гг.


Если мы признаём, что русское деревянное зодчество – это целостное культурно-историческое явление, воплотившее в себе вкусы и воззрения русского народа, то нам следует отличать его, и не путать с ним произведения, лишь по некоторым признакам схожие, но по сути относящиеся к иным культурным традициям и стилям. Например, многие особняки и дворцы 18-19 веков построены из дерева, но оно служит в них лишь строительным материалом, но не материалом искусства. Бревенчатые стены таких построек обычно обшиты или оштукатурены и выкрашены, а по своим формам и образному звучанию эти стилевые произведения архитектуры не имеют ничего общего с народным зодчеством. Не следует путать с ним и произведения русского модерна. И, конечно, никак нельзя относить к русскому деревянному зодчеству современные нелепые и эклектичные деревянные постройки, вовсе лишённые архитектурно-художественного образа. Хотя в наше время немало говорят о возрождении традиций, но на деле это встречается очень редко.

Рисунки произведений русского деревянного зодчества. Журнал "Мотивы русской архитектуры". Санкт-Петербург, Россия. 1874-1880 гг.


Что же такое русское деревянное зодчество? Каковы его основные признаки?


Отличительной чертой русского народного деревянного зодчества является, прежде всего, отношение к дереву не только как к строительному материалу, но и как к материалу искусства. Все естественные конструктивные и эстетические качества дерева здесь не скрываются, а напротив, выявляются и подчёркиваются. При этом, как правило, конструктивные элементы и приёмы являются в то же время и декоративными. Так, повал сруба делается для увеличения свесов крыши и защиты стен от осадков, подчёркивая в то же время красоту и выразительность завершения бревенчатых стен; консольные выпуски брёвен, несущие крыльца, гульбища и балконы, украшаются выразительными подрубками; мощные столбы делаются резными; массивные оконные и дверные косяки не закрываются наличниками, но сами являются украшением проемов; надёжные тесовые кровли с шеломами, потоками и курицами завораживают слитностью оригинального конструктивного решения с красотой и выразительностью форм. Всё конструктивно-функциональное делается одновременно архитектурно-художественным.

Рисунки произведений русского деревянного зодчества. Журнал "Мотивы русской архитектуры". Санкт-Петербург, Россия. 1874-1880 гг.


Многообразие форм складывается из разного сочетания одних и тех же, многократно повторяющихся в разных постройках, выработанных и отточенных на протяжении веков, традиционных архитектурно-конструктивных приёмов. Неповторимость целого при повторяемости деталей – один из принципов традиционного зодчества. Многие постройки очень похожи, но двух совершенно одинаковых не найти.

Рисунки произведений русского деревянного зодчества. Журнал "Мотивы русской архитектуры". Санкт-Петербург, Россия. 1874-1880 гг.


Важное свойство традиционных деревянных построек это их сборность-разборность и возможность перевозки.
В старину на Руси из дерева строили всё – храмы и часовни, крепости и дворцы, дома и хозпостройки, города и села, и всё вышесказанное определяло облик не только отдельных построек, но и целых поселений. Живописные силуэты зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные архитектурные ансамбли.

Рисунки произведений русского деревянного зодчества. Журнал "Мотивы русской архитектуры". Санкт-Петербург, Россия. 1874-1880 гг.


Русское деревянное зодчество – это народное искусство, достигшее высот, поражающих воображение, поистине сказочное, явившее немало шедевров мировой архитектуры. Построенный в 17 веке дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском современники называли восьмым чудом света, а удивительный архитектурный ансамбль Кижского погоста ежегодно привлекает тысячи туристов со всего мира

Рисунки произведений русского деревянного зодчества. Журнал "Мотивы русской архитектуры". Санкт-Петербург, Россия. 1874-1880 гг.


Подводя итог сказанному, можно попытаться сформулировать признаки и характеристики русского деревянного зодчества. Это народная, не стилевая архитектура, для которой характерно следование традиции, единство материала, отношение к строительному материалу – дереву – как к материалу искусства, целостность и выразительность форм, гармония с природой, слитность пользы и красоты, конструктивности и эстетики, надежность и долговечность, а также возможность разборки и транспортировки построек.

Рисунки произведений русского деревянного зодчества. Журнал "Мотивы русской архитектуры". Санкт-Петербург, Россия. 1874-1880 гг.



http://www.perunica.ru/svoboda/6965-risunki-proizvedeniy-russkogo-derevyannogo-zodchestva-zhurnal-motivy-russkoy-arhitektury-sankt-peterburg-rossiya-1874-1880-gg.html  





Рисунки произведений русского деревянного зодчества. Журнал

Категория: Свобода слова

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
15 февраля 2013 21:34 | #1

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Конечно, представленные на иллюстрациях образцы это "по мотивам" народного зодчества, то есть все они произведения городских архитекторов по моде конца 19-начала 20 веков. Но какая красота! Мне повезло пожить в подобном сооружении - на даче друзей в подмосковной Малаховке в 80-х годах ХХ века. Дома в таком стиле есть и в Кимрах Тверской области и везде они гибнут, рушаться. Почему их не берут под охрану государства - уму не постижимо.

--------------------

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера