Перуница

» » Врождённая справедливость?

Свобода слова » 

Врождённая справедливость?

Врождённая справедливость?

Перевод статьи Майкла Шермера "Происхождение справедливости" из майского номера журнала Scientific American

Происхождение справедливости

Мозг ребёнка обладает чувством правильного и неправильного ещё до какого-либо обучения.

На станции метро в паре шагов от края платформы разговаривают женщина и двое мужчин. Один из мужчин неожиданно толкает женщину. Она отшатывается к краю платформы. Другой мужчина протягивает руку, чтобы поймать её, но не успевает, и женщина падает на рельсы. Он реагирует мгновенно: разворачивается и проводит отличный удар в голову виновника. Удовлетворённый актом мести, мужчина разворачивается, мгновение колеблется и бросается на помощь женщине. Он вытаскивает и успокаивает её, затем бежит за злоумышленником, который уже поспешно ретировался. Весь инцидент длится 20 секунд, вы сами можете его увидеть на YouTube http://www.youtube.com/watch?v=jM3mMCURbhs на отметке 1:62.

В этот момент, слишком короткий для рационального расчёта, происходит эмоциональный конфликт между 2 вариантами: спасение и месть, помощь и причинение боли. В мгновение ока в мозге спасителя начинают действовать две нейронные сети: помочь приятельнице, попавшей в беду, или наказать виновного. Что является главным руководством к действию с точки зрения морали? В данном случае, так как поезд ещё не подъезжал, он мог дать себе возможность выбрать оптимальный вариант, ведь помощь так же хороша, как и месть.

Данный ролик иллюстрирует нашу многогранную нравственную природу, что подразумевает одновременное решение нескольких задач в нашей жизни: быть хорошим к тем, кто помогает нам и нашим близким, и наказывать тех, кто вредит нам и нашим близким. Доказательства того, что эти нравственные переживания глубоко укоренились в человеческой природе, можно найти в описании серии экспериментов с маленькими детьми. Данные результаты были опубликованы в книге «Просто дети. Происхождение добра и зла» (Just Babies. – The Origins of Good and Evil (Crown, 2013)), написанной психологом Йельского университета Полом Блумом, Он проверил теорию, предложенную мыслителями эпохи Просвещения Адамом Смитом и Томасом Джефферсоном, о врождённом чувстве нравственности (умении дать правильную моральную оценку поступку), Блум получил экспериментальное подтверждение наличия «наших природных способностей», которые включают в себя и чувство нравственности (способность различать добрые и жестокие поступки), сочувствие и сострадание (страдание за тех, кто окружает нас, и желание прекратить это страдание); рудиментарное чувство честности (тенденция к равному распределению ресурсов), рудиментарное чувство справедливости (желание видеть, что хорошие поступки вознаграждаются, а за плохие происходит наказание).

В лаборатории Блума годовалый ребёнок смотрел, как куклы играли в игру с элементами нравственности. Одна кукла катила мяч к другой, а та возвращала её первой. Первая кукла затем катила мяч третьей кукле, которая убегала с мячом. Затем ребенку предлагалось сделать выбор, у какой из кукол забрать поощрение – у «хорошей» или «плохой». Как и прогнозировал Блум, ребёнок забирал поощрение у плохой куклы. Так делало большинство детей в этом эксперименте. Но для маленького моралиста забрать положительное подкрепление (поощрение) было недостаточно. «Мальчик наклонялся и бил куклу по голове», - описывает Блум. В ещё зачаточном состоянии его сознания появлялась потребность в наказании.

Есть большое количество комбинаций данной исследовательской парадигмы – таких, как например, когда одна кукла пытается закатить мяч на горку, а другая или помогает первой, или мешает. Снова и снова нравственное чувство правильного (предпочтение помочь куклам) и неправильного (отказ от мешающей куклы) возникает у детей в возрасте от 3 до 10 месяцев с момента рождения, поэтому слишком рано приписывать данные действия влиянию образования и культуры. Блум делает вывод, что нравственность влечёт за собой определённые чувства и мотивации, такие, как желание помочь нуждающимся, сострадание к тем, кто испытывает боль, гнев по отношению к жестокости, а также вина и гордость за свои постыдные и хорошие поступки. Эта мысль как раз подтверждает то, что я видел в видеоролике. Законы общества и традиции могут снижать или повышать шкалу нравственных ценностей, но природа изначально снабдила нас такой шкалой. Вот почему конституции наших стран должны основываться на законах нашей природы.

Сорокин Сергей

http://www.perunica.ru/svoboda/7879-vrozhdennaya-spravedlivost.html  





Врождённая справедливость?

Категория: Свобода слова

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
15 августа 2014 10:22 | #1

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Опять америкосы все переврали: в случае в метро не все так просто. На мой взгляд, мужчина, въехав обидчику поступил совершенно верно: это на "месть", но нейтрализация агрессора перед актом спасения. Ведь НЕ нейтрализованный негодяй мог спихнуть на рельсяы и самого спасителя. Не стоит забывать, что мозг "спасателя" за эти секунды мог проанализировать ситуацию и поняв, что успеет, преступить к спасению позже, а если бы понял, что не успевает, может быть и сразу стал спасать.
Работая длительное время воспитателем, в том числе и в группах с 2-3 летними детьми, подтверждаю, что моральные качества присутствуют у детей любого возраста, однако, дети в группе легко "ведуться" как на плохой, так и хороший пример, так что полагаться на врожденные качества не стоит, нужно воспитывать.

--------------------

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера