Славянская писанка: традиции и символика в росписи пасхальных яиц


Пасхальные, расписанные красками яйца так и назывались - писанками. Слово это имеет и второе значение. Писанка (на санскрите "писанга") означает "красивый, яркий". Представляете, из какой глубины веков идет этот обычай? Яйца красили по всей Руси. Наиболее красивые писанки делали в южных областях, на нынешней Украине. Сам процесс росписи писанки раньше считался магическим обрядовым действием.

Писанки на Руси никогда не делали для себя, а только для подарка. Если учесть, сколько родных было в те времена у человека и как тесно люди общались между собой, то росписью яиц иногда занималась вся семья, только бы никого не забыть, не обидеть. Даря писанку, человек как бы говорил: вот, я желаю тебе счастья и здоровья. Были и мастера росписи по яйцам, назывались они писанкарями и имели свои секреты. Ведь научиться расписывать яйца так, чтобы люди ахали, не так уж и просто. Так что секреты берегли.

Сегодня мы просто опускаем яйцо в краску или в лучшем случае делаем на нем красочные разводы, а раньше яйца расписывали символами, геометрическими фигурами - магическими знаками. Отбирали яйца для писанок очень строго. Не допускались не только некрасивые по форме или окрасу яйца, нельзя было даже брать яйца от старой птицы - только от молоденьких здоровых курочек, и яйца должны были быть оплодотворенными.

Сначала скорлупу обезжиривали и протравливали, для чего использовали уксус или квасцы, а потом яйца погружали в краску, в основном растительную. Расписывали яйца специальным писачком - приспособлением с полостью внутри. Использовали пчелиный воск, белые салфетки для полировки яиц. Каждая хозяйка готовила кисти самостоятельно: это могло быть полое перышко птицы, обрезанное сверху, соломина, трубчатая косточка петуха, прикрепленная к деревянному держателю.

Начинали красить яйцо с желтой краски, которую называли "яблонькой", потому что делали из корней молодой яблони, потом красили красной краской и завершали окрашивание черной краской. Между этапами крашения каждый новый слой записывался воском, чтобы сохранить задуманный рисунок. Последний слой требовал наиболее интенсивного окрашивания, и яйца держали в краске 14 часов. Потом, вынув из краски готовое яйцо, его бережно протирали, полировали белой полотняной салфеткой, стирая восковые слои.

Крашеные яйца хранили на самых заметных в доме местах: ставили их на полочки, клали под иконы, а то и гирляндой иконы обвешивали. На протяжении всей пасхальной недели соседи и родственники ходили друг к другу в гости и дарили свои писанки.

Писанки — не единственный вид магических яиц, распространенный на Украине. Есть еще одна разновидность, называемая «крашенки». Эти яйца варили вкрутую, красили в какой-либо цвет и торжественно съедали на рассвете пасхального воскресенья. Название «крашенки» происходит от слова «красить», а «писанки» — от слова «писать» (то есть расписывать, наносить узоры). Крашенки сварены вкрутую и предназначены для еды, в то время как писанки оставляют сырыми, чтобы сохранить их магию плодородия.

Крашенки

Крашенки красят в один-единственный цвет, обычно в красный, а писанки покрываются рисунками и окрашиваются в разные цвета.

Существуют разные виды таких яиц:

  • Крашенка - одноцветное.
  • Крапанка - с однотонным фоном, на который нанесены пятна, полоски, крапинки.
  • Дряпанка - яйцо, на котором после окрашивания был процарапан узор металлическим острием.
  • Малеванка - яйцо, расписанное своим придуманным узором.
  • Писанка - яйцо, раскрашенное орнаментальным или сюжетным узором в соответствии с традиционными образцами, которые передаются из поколения в поколение. На холодном яйце выводят узоры горячим воском, потом погружают его в разведенную краску. Затем делают новый узор воском и макают в другую краску, и так далее. Когда все узоры нанесены, воск удаляют.
  • Яйчата - яйца из дерева, фарфора, бисера, глины и т. д.

Писанки — это магические амулеты, дарующие защиту и плодовитость. Бездетной женщине дарили писанку с изображением курицы.

Чтобы получить обильный урожай, в первую и последнюю борозду поля закапывали яйца с изображением пшеничных колосьев и земледельческим орнаментом. Для защиты от пожара в дрме хранили писанки с голубым и зеленым орнаментом в виде меандра.

Если пожар все-таки разгорался, писанки обносились вокруг него, чтобы не дать огню распространиться.

Крашенки тоже имели магическое применение. Основной их задачей было исцеление путем переноса. Больной носил такое яйцо на шее подвешенным на нитке, и оно впитывало в себя хворь. Чтобы предотвратить заражение крови, нужно было коснуться человека освященным яйцом. Яйцо, положенное под улей, не давало пчелам покинуть его и увеличивало медоносность. Перед засевом поля в него закапывали яйцо, завернутое в зеленый овес, в качестве амулета плодородия. Когда строился новый дом, над дверными проемами вешали амулеты из красных крашенок, украшенных кисточками из пшеницы, чтобы умилостивить духов, которые могли быть потревожены, а фактически — попросить их о защите.

Славянская писанка: традиции и символика в росписи пасхальных яиц

По преданиям, писанки – это звезды, рожденные Богородицей-Пчелой. Один раз в году выпадала славянской женщине великая честь представлять Богородицу на земле. В Чистый Четверг, в час предрассветный выносила она на порог волшебное пряслице и пряла шерстяную нить, вращая веретено противусолонь: вязала «завязь» – золотой зародыш жизни. Днем купала детей, пекла хлеб, а затем в теплой печи томила краски для писанок. Воду для красок брала в среду вечером из семи родников или криниц, за течением – в честь семи звезд Плеяд созвездия Тельца, где, по преданиям, обитал сам Творец. Домой несла молча, в тайне. Этой непочатой живой водой заливала сушеные травы, лепестки цветов, кору молодой дикой яблони и ставила на пару часов в печь.

Пока готовилась краска, на сыром курином яйце горячим воском с помощью косточки-вилки, взятой из петушиной грудки, писалось письмо Богу. Яйца для писанок годились лишь те, что были снесены между двумя лунными месяцами. Настоящая великоденская писанка сохраняла жизненную силу до следующего Чистого Четверга: не протухала и не высыхала.

Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску, «яблоньку», и держалось в ней в течение «трех отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.

Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – то для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.

Основные цвета орнамента: черный, красный, желтый, зеленый. Черная (Ряба) Курочка снесла светоносное золотое яйцо, из которого родилась Вселенная. Черна земля, сбросившая белую фату зимы. Великдень красный, Егорий – зеленый, Купала – золотой (желтый).

Писанка отмыкала сердце для любви, придавала силу плодородия, защищала от сглазу и порчи, наговоров, болезней, стихийного бедствия, бедности, даровала красоту и богатство, надежду на счастливое замужество и урожай. Ее держали в доме, как икону. Дарением писанки скреплялось родство. Через писанку шла передача душевного тепла от человека к человеку, шла передача священных знаний от поколения к поколению. Продавать писанку – непростительный грех, даровать – значило честь оказывать.


Известный исследователь писанки действительный член российского императорского географического общества С.К. Кулжинский оставил нам сведения об оренбургской, самарской, уфимской, тульской, кубанской, воронежской писанке. В конце XIX века помещица Е. Скаржинская собрала для своего этнографического музея в Лубнах более 2000 писанок и среди них – курские, из великорусских деревень, красоты необычайной и очень тонкой работы. Славянина можно узнать по писанке, как по родимому пятнышку. Ее уже пишут в Сибири и на Урале, в Ярославле и Твери, в Москве и Санкт-Петербурге...


Как написать писанку


Роспись яиц - процесс творческий. Во-первых, удивительное ощущение возникает уже потому, что вы держите в руке начало жизни - яйцо, тяжелое, прохладное, словно дышащее изнутри. А когда вы его расписываете, постепенно делая все более и более темным, вы перестаете видеть уже нарисованные знаки. Перед вами только равномерное черное сияние. Но стоит нагреть темное яйцо - воск разойдется и сквозь него, как сквозь магическое стекло, начнут проступать яркие знаки.

Перед нанесением рисунка яйца обязательно вымойте, но делайте это очень осторожно, чтобы не повредить скорлупу. Проще всего расписывать вареные яйца. В этом случае отварите их в воде с добавлением 1 столовой ложки соли на 2 литра воды. Достаньте по одному и разложите на чистом полотенце для остывания. Можно расписывать и полые яйца, то есть выдутые, без содержимого. Такие яйца дольше хранятся, они своего рода "вечная писанка".

Для росписи желательно использовать природные краски. Желтая краска готовится из корней молодой яблони, побегов тополя, луковой шелухи, корня крапивы, цветков ромашки и других растений. Синюю и фиолетовую краску можно сделать из шелухи подсолнуховых семечек, цветков мальвы, а также ягод черники и бузины. Зеленую краску в чистом (то есть несмешанном) виде получают из листьев ландыша, крапивы, коры ясеня и крушины. Красную краску делают из ягод черемухи, цветков и семян зверобоя. Коричневую готовят из коры яблони, дуба, крушины. Черную изготавливают из корней ольхи.

Все растительные краски готовьте только в эмалированной посуде. Залейте сырье на 5- 6 часов холодной водой, после чего кипятите на медленном огне: листья - 40 минут, цветы - 30 минут, кору - 3 часа. Готовый отвар процедите и добавьте в него 1 чайную ложку алюмокалиевых квасцов. Срок окраски - от 10 минут до 14 часов. Готовые красители используются так, как указано на упаковке.

Красят яйца, погружая их в краску. Если вы используете анилиновые красители, то не держите в них яйца длительное время: краска глубоко проникает в слой яйца и разрушает структуру скорлупы. Максимальное время погружения - 5 минут для пищевого красителя, 3 минуты - для анилинового. Нельзя опускать покрытые воском яйца в горячую воду - только в теплую. Варить писанки вообще нельзя.

Традиционные цвета писанки - белый, желтый, красный и черный. Начинают окрашивание с белого и завершают черным. Допустимо использовать коричневый, зеленый, фиолетовый, лиловый цвета, но тогда яйцо уже называется малеванкой. В Процессе окрашивания слои краски смешиваются, поэтому нужно знать, как накладывается новая краска на существующий уже слой. Растопленный воск снимают с писанки при помощи полотняной салфетки. При постоянном использовании салфетка пропитывается воском и хорошо полирует скорлупу.

Лучше всего работать с пчелиным воском, но можно и с парафином. А выдутое яйцо укрепляют изнутри именно горячим парафином вводят его внутрь при помощи обычного шприца.


Белые яйца вымойте в кипяченой воде комнатной температуры и обсушите на полотенце.

Вымойте тщательно руки с мылом. Возьмите яйцо в левую руку, а карандаш – в правую. Мизинцем правой руки поддерживайте равновесие яйца и карандашом делите его поверхность на поля. Яйцо при этом вращайте к себе, а линию ведите от себя. Положение карандаша старайтесь не менять. В полях распределите орнамент писанки.Нанесите рисунок на яйцо: сначала простым мягким карандашом, а затем - воском. Воск по рисунку наносят разными способами - кистями, спичками, соломинами, перьями. Кисть для воска - писачок - можно сделать из металлической фольги, свернув ее в воронкообразную трубочку длиной 1-1,5 см. Трубочка крепится тонкой проволокой к деревянному держателю диаметром 8 мм и длиной 10- 12 см. Но лучше всего пользоваться латунными кистями с тонким и удобным наконечником. Вам потребуется несколько кистей разной толщины (если вы хотите получить рисунок с разной толщиной линий): их ставят в расплавленный воск и берут оттуда по мере надобности.

Работают писачком так: нагревают кисть на огне (свечка, горелка) и заполняют воском. Яйцо берут в левую руку, а писачок - в правую, локти прижаты к телу, чтобы была опора, мизинцем правой руки опираются на скорлупу, а пальцами левой вращают яйцо. Яйцо вращают на себя, а линии ведут от себя. Вполне вероятно, что сперва у вас ничего не получится, но постепенно вы освоите это искусство.

Запомните: сначала наносите рисунок на белую поверхность яйца горячим воском (по карандашным наметкам). После этого кладете яйцо в краску. Следите, чтобы температура воды не превышала 40° С (иначе воск растает), а цвет краски был самым светлым, то есть желтым. Затем яйцо вновь покрываете воском и опускаете в более темную краску (рыжую, красную). Играйте с цветами и узорами - роспись яйца зависит от вашей фантазии. После того как получили нужные цвета и узоры, снимите воск. Для этого поместите яйцо на несколько минут в печь или поднесите его к язычку свечи и снимите растаявший воск бумажной салфеткой. Готовую писанку можно протереть подсолнечным маслом, придав ей большую яркость и блеск.


Если вам сложно рисовать магические символы, можете сделать не писанку, а крашенку. Для изготовления крашенки писачок не нужен. Нужна свечка. Яйцо во время росписи просто покрывают капельками и потеками воска. Вращайте яйцо вокруг оси и капайте на него воск прямо со свечки. Начинайте с белого цвета: закапайте яйцо воском и погрузите в желтую краску, потом закапайте еще и покрасьте яйцо в зеленый цвет, снова закапайте и положите в темно-синюю краску. А когда после снятия воска все слои откроются, можете дорисовать каплям недостающие детали и получить магические символы - рыбу, птицу, цветок, дерево, бабочку.

Если вы начнете красить не с белого, а с желтого цвета, то получите магическую мученую крашенку. Капельки воска нужно спускать так, чтобы образовывались чешуйки: каждый раз закрашивается часть капли, и они как бы накладываются частично друг на друга. В конце яйцо погрузите не в темную краску, а в воду с уксусом (пропорция 1:1). Потом яйцо вымойте с мылом в холодной воде, растопите воск и снимите его салфеткой. Все яйцо будет покрыто разноцветными горошинками.

Можно расписывать яйца при помощи одной краски и "печаток" из воска, в результате получая крашенки с клинышками, запятыми, точками или линиями. Все это тоже магические знаки. Но если вы делаете обрядовую писанку, то придерживайтесь правил. Орнамент писанки строится на известном нам уже вращении креста вокруг центра, из-за чего образуются знакомые фигуры: круг, квадрат (или ромб) и центр, мировая ось, в виде креста, дерева, колеса с восемью спицами. Эти символы в яйце могут быть как основой росписи (то есть яйцо изображает один из символов, а остальные выстраиваются внутри этого символа), либо входить в состав орнамента. Вот несколько примеров символов, используемых при росписи писанок:


Готовые писанки натрите как следует несоленым салом. Лаком не покрывать! Хранить в тени, в хорошо проветриваемом помещении.

У каждой мастерицы был свой репертуар божественного письма писанки. Письмо передавалось от поколения к поколению, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие. Символы писанок имеют божественную силу. Так учили меня, так вам говорю, так скажете своим детям, когда будете их учить писать писанку.



1464 образца украинских народных писанок



Год выпуска: 2005
Автор: Віра Манько / Вера Манько
Жанр: сборник таблиц с фотографиями писанок
Формат: PDF (Для просмотра файла использовать Foxit Reader, если страницы будут на чёрном фоне-нажать кнопку Esc на клавиатуре)
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 45
Язык: украинский






38 таблиц, в каждой - 36-40 фотографий писанок. В таблицах названы регионы, в которых в разное время были собраны образцы, по ним мастера расписывали поданные здесь писанки.



Мир в писанках Тараса Городецького



Год выпуска: 2009
Автор: В.Манько
Жанр: альбом
Издательство: "Свічадо" Львів
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 130
Язык: украинский








Этот альбом посвящён творчеству уникального художника-писанкаря, которого знают коллекционеры не только в Европе, но и в США и Канаде, преждевременно ушедшего из жизни...

Как правило, он придумывал собственные композиции писанок, но любил и народные, а также экспериментировал с природными красителями. В Украине он первым стал делать писанки "белым по белому". Его наследуют, только вот повторить неповторимую филигранность Тараса, композиционно-колористическую гармонию почему-то не удаётся...

В альбоме представлены фотографии писанок и воспоминания нескольких людей, близко знавших художника.



Пасхальный сувенир. Украинская народная пысанка



Год выпуска: 2005
Автор: А.О.Малиніна, І.О.Малиніна, О.Ю.Гріднєва
Жанр: учебно-методическое пособие
Издательство: "Скорпіон" Харків
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 50
Язык: украинский




Представлений посібник буде корисним як для викладачів образотворчого мистецтва та студентів художніх навчальних закладів, так і всім схильним до творчості людям, не байдужим до краси навколишнього світу. Варто лише почати і казковий світ писанки захопить вас. І хоча в навчальному посібнику пропонуються тільки основні мотиви писанкарства, це не обмежує вашої власної ініціативи, а лише націлює читача на глибоке засвоєння величезного мистецького досвіду писанкарів України, збереження і творче використання їх художньої спадщини та художніх традицій.

Скачать одним архивом:
https://yadi.sk/d/hIdhWjKvqBM7B




Категория: Чистый источник   Теги: Резьба и роспись

<
11 декабря 2009 04:26 | #1
solstice
-1
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
БЛАГОДАРЮ ЗА МАТЕРИАЛ good yarilo

<
  • 245 комментариев
  • 4 публикации
11 декабря 2009 13:14 | #2
0
  • Регистрация: 11.12.2009
 
yarilo
Скачаю книги good

<
12 декабря 2009 08:06 | #3
Cels7495
0
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
Благо Дарю! Цены нет материалу! per

<
30 января 2010 16:11 | #4
rosa_linda
0
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
Спасибо большое за материал! Бесценный! Может когда-нибудь научусь писать писанки :)

<
25 марта 2010 10:59 | #5
maofen
+1
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
Благодарю! Очень мало информации о писанках, а это настоящее волшебство!

<
31 марта 2010 22:33 | #6
sapsan
0
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
Большое спасибо!!! Очень долго искал. Уже скачиваю

<
4 апреля 2010 19:52 | #7
Fedash
+1
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
Дуже Вам дякую. Знайшов для себе багато нового, особливо Лемківські писанки.

<
  • 8 комментариев
  • 1 публикация
13 марта 2011 06:18 | #8
0
  • Регистрация: 23.04.2010
 
От неожиданности даже опешила. Очень люблю Ваш сайт, частенько здесь бываю, но на писанки наткнулась случайно. Большое спасибо.

<
24 марта 2011 20:42 | #9
Лёлька
-1
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
Ребята!!!!! Огромная вам БЛАГОДАРНОСТЬ!!!! Вы не представляете, какая редкость - выложенный вами материал....БЛАГА вам и ВСЕГО лучшего..
yarilo

<
4 апреля 2011 16:42 | #10
cmayla
+1
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
Спасибо, большое. Уже не один год лажу по инету в поисках книг, а тут просто всё!!!!!

<
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
5 июля 2011 07:55 | #11
+1
  • Регистрация: 21.05.2011
 
Спасибо, огромное! Очень здорово, что можно все посмотреть, налюбоваться!

<
  • 3 комментария
  • 0 публикаций
5 марта 2012 21:40 | #12
0
  • Регистрация: 6.03.2012
 
Интересная статья. Спасибо. fuck

<
  • 3 комментария
  • 0 публикаций
11 марта 2012 13:05 | #13
+1
  • Регистрация: 11.03.2012
 
Очень интересно,
но у меня получается скачать книги. Что делать?

<
  • 358 комментариев
  • 6 публикаций
11 марта 2012 13:12 | #14
+2
  • Регистрация: 4.09.2011
 
Цитата: anaisnin
Очень интересно,
но у меня получается скачать книги. Что делать?

и в чем проблема?...

--------------------

<
  • 3 комментария
  • 0 публикаций
11 марта 2012 13:15 | #15
+2
  • Регистрация: 11.03.2012
 
Когда я нажимаю на uploadbox, гугл хром пишет что не может найти страницу.
а когда на narod - что страница не существует.
Это только у меня возникает такая проблема?

<
  • 358 комментариев
  • 6 публикаций
11 марта 2012 13:23 | #16
-1
  • Регистрация: 4.09.2011
 
а, НЕ получается? у вас написано - получается...
да, видимо - ссылки уже устарели.
Попробуйте через Яндекс илид Гугл найти их: название книги и авторов забейте в поисковую строку и поищите в ссылках.
Например:

А.О.Малиніна, І.О.Малиніна, О.Ю.Гріднєва Українська народна писанка
вот одна из ссылок:
http://book.tr200.net/v.php?id=8978

--------------------

<
  • 3 комментария
  • 0 публикаций
11 марта 2012 14:25 | #17
+1
  • Регистрация: 11.03.2012
 
спасибо))

<
  • 358 комментариев
  • 6 публикаций
11 марта 2012 15:35 | #18
0
  • Регистрация: 4.09.2011
 
не за что! будут еще проблемы - пишите. Не я, так другие помогут per

--------------------

<
  • 2 комментария
  • 0 публикаций
12 марта 2012 11:12 | #19
+4
  • Регистрация: 12.03.2012
 
У В.И.Даля в его знаменитом "Словаре..." само слово "писанка" определено как украинское (здесь - "южн.")
Писанка ж. южн. - расписанное разными красками в узор пасхальное яйцо: его пишут проволочным крючочком, который макают в воск; положенное в краску, оно окрашивается только на пробелах.

Да и, не странно ли, что в этой статье о "славянской писанке" указаны ее виды исключительно украинскими названиями - писанка, дряпанка, мальованка, крапанка, крашанка?..

Вот и статья эта должна бы называться "Украинская пысанка", - ведь вся она построена на украинской традиции.

Упоминаемый здесь Кульжинськый заведовал Лубенским музеем пысанки Скаржинской. Из 2123 экспонатов на 1898 год из преимущественно населенных русскими губерний в музее было: из Воронежской губернии (7 пысанок), Оренбургской (8), Уфимской (4), и только из Курской - более значительное количество (127 пысанок). Кстати, по данным официальной переписи населения 1898 года в Курской губернии проживало 528 тысяч 242 украинца, что составляло 20,4 % всего населения. Значительная часть современной Сумской области с украинским населением раньше входила в Курскую губернию.

Тот же Кульжинськый указывал, почему уже в его время стало так сложно собирать коллекцию пысанок, - «Особи, що нещодавно легко доставали писанки по селах, тепер рідко могли знайти бабу, яка вміла їх писати: одні кинули цю справу як украй неприбуткову [1], другі переселилися до Сибіру, третіх і зовсім не було у живих». Таким образом, пысанки украинских бабушек, переселившихся в Сибирь, или на Волгу, в коллекции уже указывались, как пысанки из, например, Уфимской губернии...
Кроме того, в коллекции Скаржинской вообще отсутствовали пысанки с Западной Украины, так как она в то время была "заграницей".

Как связано количество украинского населений на той, или иной территории, и распространенность бытования пысанок, можно проиллюстрировать на примере трех белорусских губерний - Могилевской, Минской, и Гродненской, в которые входили, фактически, все белорусские земли.
Могилевская губерния: по переписи 1897 года украинцы составляли менее 1% всего населения, в коллекции Скаржинской - ни одной пысанки;
Минская губерния: по переписи 1897 года - 100 тысяч 069 украинцев (4,7% всего населения), и - в коллекции Скаржинской - всего 1 пысанка из Минской губернии на 1898 год;
Гродненская губерния: по переписи 1897 года - 362 тысячи 526 украинцев (22,6% всего населения), и - в коллекции Скаржинской - уже 120 пысанок.

По-моему, картина предельно ясна, не так ли?

<
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
21 августа 2016 20:52 | #20
0
  • Регистрация: 21.08.2016
 
Спасибо огромное за статью! Славянская писанка - это не только древнее искусство, но и способ познать себя! Всех желающих жду у себя на занятиях в г. Москва, всем пришедшим печенки и чай;). Подробнее в моей группе Славянская писанка


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Век живи, век ..."
Ответ:*