Перуница

» » Гасюк Е.О., Степан М.Г. Художественное вышивание / Художнє вишивання.

Традиционная одежда » 

Гасюк Е.О., Степан М.Г. Художественное вышивание / Художнє вишивання.

Гасюк Е.О., Степан М.Г.  Художественное вышивание / Художнє вишивання.

Текст изложен на 2-х языках: русском и параллельно – на украинском. В альбоме содержатся сведения об исторических и этнографических основах вышивки народов СССР. Дан краткий исторический обзор развития искусства вышивания на Украине, раскрыты мотивы украинского народного орнамента. Приведены сведения об оборудовании вышивальной с мастерской, инструментах и приспособлениях для мастерской ручного и машинного вышивания, о стирке и глажении вышитых изделий, ассортименте тканей и ниток. Описаны различные виды мережки, швов, методы вышивания, показаны образцы вышивок для отделки различных изделий.
Альбом содержит цветные и черно-белые иллюстрации.


История искусства народной вышивки
Вышивка – распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображения выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блестками и др.

Исторические корни искусства вышивки уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые в истории догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так как из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V ст. н. э., а образцы украинской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего в музеях вышивок XIX ст.).

Данные археологических раскопок, свидетельства исторических летописцев и путешественников позволяют утверждать, что искусство вышивания на территории, которую занимает Украина, берет начало в глубокой древности и развитие его не прекращалось никогда – начиная с незапамятных времен и до наших дней. В истории Украины отмечено, что элементы символики современных орнаментов украинской народной вышивки перекликаются с орнаментами, которыми украшали посуду древние обитатели территории Украины – трипольские племена (эпоха позднего неолита и начало периода бронзы).

Исторический факт - вышивкой украшалась одежда у скифов – жителей причерноморских степей. Об этом свидетельствует древнегреческий историк Геродот.

В истории известно много археологических доказательств давности и распространенности народного обычая вышивать одежду. В с. Мартыновка Черкасской области был найден клад, датированный VI ст. н. э. Среди других вещей здесь обнаружены серебряные пластинки с фигурками мужчин, одетых в широкие рубахи с вышивкой на груди, – еще недавно так одевались украинские крестьяне. Пластинки, подобные найденным в с. Мартыновка, были обнаружены в Фессалии, на Балканах. Историки и ученные считают, что их занесли туда славяне со среднего Поднепровья. На фессалийских бляшках изображение воина настолько выразительно, что на рубахе видна вышитая вставка.

Еще один исторический факт - арабский путешественник Ибн-Фадлан (X ст. н. э.) в своем рассказе о руссах отмечает, что они носили вышитую одежду.

В историческую эпоху Киевской Руси искусство художественной вышивки очень высоко ценилось. Сестра Владимира Мономаха Анна-Янка организовала в Киеве, в Андреевском монастыре, школу, где молодые девушки учились вышивать золотом и серебром.
Археологические раскопки подтверждают широкое распространение вышивки в древнем Киеве: на фибулах и серебряных браслетах XIII в. изображены фигуры в сорочках с широкими вышитыми манишками.

В Ипатьевской летописи от 1252 г. рассказывается история про князя Даниила Галицкого, который во время встречи с королем был одет в кожух, обшитый золотыми плоскими мережками.

Творческое общение с другими народами имело определенное влияние на технику художественной вышивки мастеров Киевской Руси, но в своей основе она оставалась самобытной. Народ творил, находил и утверждал собственный оригинальный стиль. Неизвестные умельцы кропотливой работой выработали разнообразные установившиеся техники вышивания, которые благодаря стойкости традиции дошли через столетия до наших дней. Конечно, со временем мастерство вышивания совершенствовалось. Народный опыт сохранил наиболее типичные, наиболее целесообразные, отмеченные высоким художественным вкусом образцы орнамента, их красочность, вышивальные техники.

Итальянский путешественник Жильбер де Лануа, который пребывал в 1412 и 1421 гг. на территории Украины, вспоминал, что рукавицы и шапки русичей были украшены вышивкой. На рисунках и иконах того исторического периода мы видим изображения людей в вышитой одежде, своими узорами мало чем отличающейся от современных, характерных для определенной местности орнаментов. Следует лишь отметить, что старинные образцы более напоминают тканный орнамент, более геометризованы, чем вышивки позднейших времен.

На рубеже XVI-XVII вв. начинается могучая волна возрождения украинской культуры, развития различных видов искусства, в том числе и вышивки. Арабский путешественник и писатель Павел Алеппский, который в 1654 и 1656 гг. проезжал через Украину по дороге в Москву и обратно, описывая быт украинцев, описывал историю, где у дочерей уманских мещан и киевских вельмож головные уборы расшиты золотой ниткой.

В условиях патриархального уклада сельской жизни с натуральными формами хозяйствования большинство вещей домашнего обихода изготовлялось преимущественно хозяином и его семьей. Почти в каждой хате ткали полотно и шили из него одежду, украшая ее вышивкой.

Белая вышитая сорочка – неотъемлемая составная часть женской и мужской украинской народной одежды. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности; сравнительно легко отличить полтавскую от подольской, гуцульскую от полесской. Они отличаются друг от друга орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.

История гласит, что вышивкой на Украине занимались почти исключительно женщины. Для этой работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которые девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ – весной и зимой.

Одежда была своеобразной характеристикой уменья девушки, ее трудолюбия. В одной из народных песен сестра советует брату выбирать лучшую невесту, которая имеет то преимущество, что она …вміе шити-вишивати і гарних пісень співати.

Именно поэтому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Цветистая плахта, вышитая тщательно подобранными нежными тонами, яркая корсетка, яркий шелковый передник, красочно вышитая сорочка – в такой одежде девушка выглядела живописно, напоминая букет живых цветов. Конечно, не все девушки в то время имели возможность приобретать одежду из тонкого полотна; бедные одевались в сорочки из грубого полотна, но по украшению их одежда уступала одежде более богатых.

Русский ученый И. И. Георги – этнограф, естествоиспытатель и путешественник, который в 1768-1769 гг. побывал как участник академической экспедиции на левобережной Украине, описывал истории, в которых одежда малороссийских дворянок состоит из кунтуша суконного, выложенного по краям полок, внизу и на перехвате золотыми сетками, позументами или снурками, и юбки из шелковой ткани, также выложенной внизу золотой или серебряной тесьмой.

В XVIII-XIX вв. почти во всех помещичьих хозяйствах и при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которых не только использовались для собственных нужд, но частично шли и на продажу.

Со второй половины XIX в. история искусства вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. Возникают артели и первые кооперативные объединения вышивальщиц. В некоторых местах целые села живут этим промыслом.

Художественной вышивкой начинают интересоваться собиратели-коллекционеры и ученые-этнографы, усилиями которых устраиваются первые выставки прикладного искусства и кустарных промыслов. На своеобразие украинской вышивки обращают внимание прогрессивные круги общественности, ею начинает увлекаться широкая публика. На этом интересе спекулируют различного сорта ловкие дельцы, которые быстро начинают организовывать производство и продажу народных вышивок на больших ярмарках и за границей. При этом предпринимателей меньше всего интересует художественное совершенствование вышивок, что не могло не отразиться на качестве изделий: появляются различные подделки, соответствующие мещанским запросам, и др.

Значительным событием в истории культурной жизни Украины стала «Выставка современного крестьянского искусства», открытие которой было приурочено к празднованию 1 Мая 1919 г. Во время работы выставки Всеукраинский комитет изобразительных искусств постановил приобрести лучшие экспонаты для музеев страны и издать альбом народного искусства. Эта выставка продемонстрировала творчество народных мастеров и утвердила его почетное место в искусстве страны.

В напряженные августовские дни 1919 г., когда страницы газет были заполнены лозунгами «Все для Красной Армии!», была найдена возможность выделить средства на открытие музея народного творчества. Такое начинание было широко поддержано. Выставка искусств народов СССР в Москве в 1927 г. показала, что на Украине возрождены кустарные центры и что они начинают работать по-новому, приспособляя свою продукцию к требованиям нового быта. Расширялся ассортимент изделий и вместе с тем изменялись их художественные качества, обогащалась палитра. Образцы украинского советского народного искусства успешно экспонировались на зарубежных выставках.

В истории 30-х годов после открытия экспериментальных мастерских при Киевском государственном музее украинского искусства коллективный труд народных мастеров и художников-профессионалов достиг новой ступени развития.

Выставка народного искусства 1936 г., экспонированная в Киеве, Москве, Ленинграде, стала выдающимся событием в истории культурной жизни страны. Представленные на выставке работы, изготовленные в артелях и мастерских,– образцы современной одежды, украшенной народным орнаментом, и другие вышитые изделия – открыли широкие перспективы применения народной вышивки в городском быту. Экспериментальная мастерская при Киевском музее украинского искусства начала использовать народный орнамент для вышивания мужских сорочек, женских платьев и блузок городского типа.

В вышивке были распространены тематические изображения: панно, ковры и др. В 1938 г. на выставке в Москве экспонировался рушник, выполненный вышивальщицами Киева.

Нападение фашистской Германии прервало мирный творческий труд людей. В книгах по истории отмечено, что отступая с захваченных территорий нашей страны, они оставляли после себя разрушенные города, села, промышленные объекты, вывозили с собой культурные ценности.

После Великой Отечественной войны возродилось народное хозяйство. Начался новый период в истории украинского декоративно-прикладного искусства. Идейное направление этого развития определили постановления властей 1946-1948 и 1958 гг. Эти постановления мобилизовали художников на освоение лучших традиций отечественной художественной культуры и основ народного творчества.

Продолжается процесс сближения профессионального и народного искусства, начавшийся еще в довоенные годы. В 1947 г. во Львове открылся первый на Украине Государственный институт прикладного и декоративного искусства для подготовки высококвалифицированных кадров художников прикладного искусства. Укрепляется творческое содружество художников и народных мастеров, в результате которого появляются совместные разработки проектов декоративной вышивки.

В истории 40-50-х годов отмечено, что инициатива в художественной вышивке переходит к художникам. Широкое распространение приобретает вышитый портрет известных поэтов, героев гражданской и Великой Отечественной войн и др. Начинают вышивать панно, посвященные знаменательным событиям, мемориальным датам.

История декоративно-прикладное искусство 60-х годов еще более, чем раньше, использует традиции народного творчества. Художники, изучая народное творчество, пытаются понять его суть и закономерность развития, освоить эстетические принципы. Создаются наилучшие условия для развития художественной промышленности и народного искусства.

Сегодня, как и сотни лет назад, не стареет древнее искусство тканых и вышитых рушников, которые являются традиционным украшением народного жилища. Развешанные в горнице по стенам и над картинами, они придают ей праздничность и уют.
Орнаментированный рушник – неотъемлемый атрибут многих народных обрядов и обычаев. Он используется на свадьбах, при встречах дорогих гостей хлебом-солью и т. д.

Украшение рушников – неисчерпаемая сокровищница народной фантазии. В фондах только Черниговского краеведческого музея сохраняется более 7 тыс. орнаментированных рушников. Это лишь небольшая частичка творческого наследия нашего народа.
Основная работа по развитию и популяризации украинских вышивок сосредоточивается в последнее время в художественно-производственных мастерских, где украшаются предметы быта и одежды.

Теперь на Украине имеется много художественно-производственных мастерских, которые объединяют работу мастеров, направляют ее, организовывают обучение молодежи. Истоорически сложилось так, что наиболее известными являются мастерские в селах: Решетиловка Полтавской области, Дегтяри Черниговской области, Глинки и Куты на Ивано-Франковщине, а также в городах: Киеве, Львове, Виннице, Чернигове, Нежине, Богуславе, Косове, Вижнице. Центры народной вышивки – это средоточие высокого мастерства и художественного вкуса.

Талантливые мастера вышивания в Киеве, Львове, Одессе, Тернополе, Симферополе, Косове, в Клембовке (Винницкая обл.), Виженке (Черновицкая обл.) и других городах и селах создают изделия, насыщенные радостным колоритом и выполненные на высоком художественном и техническом уровне. Изделия народных умельцев известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

По мере повышения благосостояния людей растут и их культурные потребности. Наряду с использованием стандартизированной массовой продукции текстильной промышленности люди обращаются к услугам мастеров индпошива и народных умельцев.

В истории находим постановление от 29 января 1975 г. «О народных художественных промыслах», где подчеркивалась необходимость всемерно поощрять творчество самобытных народных художников и содействовать повышению заинтересованности коллективов предприятий и отдельных творческих работников в выпуске высокохудожественных оригинальных изделий.

На протяжении всей истории нашей страны власти постоянно заботились о развитии народного искусства и придавали большое значение более полному и глубокому освоению богатств духовной и материальной культуры, активному приобщению их к художественному творчеству…

Главная линия в истории развитии литературы и искусства – укрепление связи с жизнью народа, вдохновенное и яркое раскрытие нового, передового и страстное обличение всего, что мешает движению общества вперед».

Художественная вышивка – один из наиболее распространенных видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа, – приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей.

Гасюк Е. О., Степан М. Г. “Художественное вышивание”, Киев, 1986 г.

http://www.perunica.ru/tradicii/1476-gasyuk-eo-stepan-mg-xudozhestvennoe-vyshivanie.html  





Гасюк Е.О., Степан М.Г.  Художественное вышивание / Художнє вишивання.

Категория: Традиционная одежда   Теги: Украина

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера