Русский Север: история и традиции лоскутного шитья

Русский Север: история и традиции лоскутного шитья

Русский Север сравнивают с творческой лабораторией . Этот край не порабощала татаро-монгольская орда, здесь не было крепостного права, не было шведов и сюда не дошли немецкие фашисты. Здесь в глухих деревнях еще хранятся в бабушкиных сундуках домотканая одежда, лоскутные одеяла и вышитые полотенца. Здесь, как нигде в России, сохранились традиции и история…, хотя и сюда с огромной скоростью въезжает «локомотив цивилизации». Именно поэтому с таким интересом экспедиция нашей ассоциации поехала на русский Север – в Архангельскую область - изучать историю лоскутного шитья. Мы сделали много фотоснимков и с радостью поделимся тем, что увидели сами. Нельзя изучить историю русского лоскутного шитья , не побывав на Севере России.








Лоскутное шитье тесно переплетается со многими видами рукоделия – с вышивкой, с ткачеством, с тряпичными куклами. Обычно мастер увлечен и профессионален во всех этих сферах и в своих лоскутных работах использует разные приемы и виды рукоделия.

Еще в памяти из далекого детства - бабушкины вручную вышитые полотенца :










Этими полотенцами практически не пользовались в быту - они дарились на свадьбу, на рождение ребенка, на похороны. Ими украшали зеркала и иконы, и они несли обереговую функцию. Сохранились они и дошли до нас именно потому, что хранились в сундуках .

А вот что такое подзор Вы знаете ? Им украшали низ кровати :




К каждой детали убранства жилища или одежды всегда подходили творчески, с выдумкой, вкладывали душу, создавали красоту. Ткацкий станок был атрибутом каждого дома.




Для сарафанов и рубах ткали пестрядь - клетчатую ткань изо льна.








Невозможно объяснить, почему так завораживают и притягивают к себе старые вещи и предметы, какой магической силой обладают старинные вышивки и лоскутные одеяла, непонятна и неразгаданна до конца семантика узоров , созданных несколько веков назад.








Лягушки, птицы, кони - это изображения , которые часто использовали как символы семейного благополучия и богатства. Птица чаще всего - райская с хохолком и красивым большим хвостом . Нередко изображали и утицу, она присутствует на многих вышивках. А вот женщина с поднятыми руками еще более серьезный символ и оберег. У язычников она - мать сыра-земля, а у христиан этот образ перешел в образ богородицы Оранты , которая защищает от войн и оберегает от несчастий.




Крест или солярный знак во многих странах издревле означал символ солнца, на Руси он использовался повсеместно. Но из многих коллекций был изъят и позабыт после того, как фашистская Германия афишировала этот знак как свою свастику.

***

Долгий спор между странами – где же зародилось лоскутное шитье – не приведет кого-то к первоисточнику. Лоскутное шитье появилось там , где появились ткани. Каждая страна шла своим путем в лоскутном шитье. В России первые ситцы были завезены из Англии в середине 19 века. Первые промышленные ткани были дорогими, ценился каждый обрезок и остаток, ничего не выбрасывалось. Именно это время можно считать зарождением лоскутного творчества в России. К сожалению, большинство лоскутных одеял не сохранилось, потому что ткань изнашивалась в процессе использования. А вот вышитые полотенца хранились в сундуках, передавались по наследству, поэтому и сегодня многие из них имеют хорошую сохранность.

Первыми лоскутными работами - были геометрические узоры : сшивались полосочка к полосочке, квадратик к квадратику, треугольник к треугольнику. Аппликация, как вид лоскутного творчества, появилась значительно позже, потому что из-за дороговизны неуместным было накладывать ткань на ткань, что обязательно делается при аппликации.




В лоскутных работах главная составляющая - цветовое решение. Пестрое при первом приближении , оно оказывается очень гармоничным при более внимательном изучении.

В России нет пока музея лоскутного шитья. Старинные лоскутные работы хранятся в фондах и запасниках некоторых музеев. Фонды и запасники - это архив, чаще невыставленный в постоянную экспозицию и недоступный для всеобщего обозрения. Самые интересные и серьезные коллекции находятся в Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы" и в Краеведческом музее города Шенкурск (Архангельской области). Музею требуются немалые экспозиционные площади, потому что лоскутные панно и одеяла - не уместишь на нескольких стендах...и в общем, очень жаль , что нет такого профильного музея , он мог быть серьезным туристическим центром, так как интерес к лоскутному шитью во всем мире - совсем не временное увлечение....

Из коллекции Лены Чирковой (город Шенкурск Архангельской области):















Из частной коллекции Диковой Лены (город Каргополь):














Несколько работ из экспозиции Краведческого музея города Шенкурск Архангельской области :




Такая техника в лоскутном шитье называется - "русский квадрат"





Категория: Традиционная одежда   Теги: Русский Север

<
  • 25 комментариев
  • 0 публикаций
7 апреля 2010 15:49 | #1
+1
  • Регистрация: 30.03.2010
 
Очень интересно и познавательно. Спасибо

<
  • 95 комментариев
  • 0 публикаций
7 апреля 2010 21:11 | #2
0
  • Регистрация: 30.10.2009
 
Эх, красотища! Даавняя мечта - лоскутное одеяло и самовар с трубой...

<
  • 66 комментариев
  • 0 публикаций
12 апреля 2010 11:26 | #3
0
  • Регистрация: 27.01.2010
 
Побольше бы таких статей про родное рукоделие женское, да и мужское!!! Благодарю!
Как по родному бору походил, надышался вольного ветра!

<
12 апреля 2010 15:48 | #4
Ведаслав
-3
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
Что на тряпки смотреть? народ вымирает. Лучшеб показали лица молодещи этих Архангельских сел, и их многодетные семьи.. Боюсь нет такого а спившиеся скурившиеся рожи а бабы что покрасивше как выше же писалось, подалась на заработки шлюшой в Израиль. или еще куда. Люди, вот за что надо боротся, это главная ценность а не тряпки и вышивки..

<
  • 33 комментария
  • 0 публикаций
12 апреля 2010 23:48 | #5
0
  • Регистрация: 20.10.2009
 
Как не прискорбно, но Ведаслав прав. :(

<
  • 919 комментариев
  • 3 597 публикаций
13 апреля 2010 00:11 | #6
+1
  • Регистрация: 3.07.2009
 
Цитата: Ведаслав
вот за что надо боротся

Дак боритесь, кто вам мешает? Или это за вас длжен кто-то делать? Зачем в коментах срать, если эта тема вам не интересна? Уже задолбал ваш израиль, хочешь изменить мир начни с себя shok

<
13 апреля 2010 14:14 | #7
vesnushkinsneg
0
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
спившиеся скурившиеся рожи а бабы что покрасивше как выше же писалось, подалась на заработки шлюшой в Израиль. или еще куда

это их выбор и за них, хоть удавись, ты не можешь решать. И, кстати, статья и сам сайт посвящён культуре, как я заметил. )

<
  • 92 комментария
  • 2 публикации
15 апреля 2010 20:51 | #8
+2
  • Регистрация: 21.02.2010
 
Цитата: Ведаслав
Что на тряпки смотреть? народ вымирает.


Неужели сердце не откликается на это великолепие? Ремесло и рукоделие - это душа народная! Если создается такая красота - жив и будет жить народ русский! Бороться за себя нужно тем, в ком нет Любви.

<
3 мая 2010 19:25 | #9
VARULV
0
  • Регистрация: не зарегистрирован
 
Цитата: матрешка
Что на тряпки смотреть? народ вымирает.

ЭЭЭ...Просто Ведаслав, видимо, хотел отвлечь внимание многоуважаемой аудитории от лубочного патриотизма к делам - более насущьным.
Не ругайте парня, любой в этом сраче может невыдержать...


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Кто про что, а вшивый про ..."
Ответ:*