Перуница
Рушник

Слово рушник происходит от корня "руш"/"руш"--ломать , рвать, то есть рушник оторванный кусок ткани, в нашем сегодняшнем понимании -отрез, ( полотнища на ткацких станах ткались очень длинные)

В славянских языках корень с етим значением мы находим в словах, означающих рубашку , рубище, одежду рухо, рухлядь. Возникает вопрос: почему рвали , а не резали? Дело в том , чтоткачество появилось задолго до изобретения металических ножей и ножниц .Кроили по надобности, сделав надрез чем=то острым и далее ткань рвали руками по долевой или поперечной нитке( что делают и сейчас продавцы в магазинах тканей)

Созвучие со словом рука дает повод для ошибочного толкования слова "рушник" как полотенце для для рук.Однако для вытирания пользуются утирками, полотенцами.Ето небольшой длины куски ткани.

Настоящий же рушник около 35=40см.( в зависимости от кросно) и имеет длину 3-5 метров и более, богато украшен вышивкой, бранным ткачеством, лентами, кружевом, тесьмой.Таким декоративным изделием не возможно вытирать руки.

Рыбаков в своей книге "Язычество древних славян" назвал русскую вышивку, в том числе и на рушниках "сокровищницей больших и малых мифологических сюжетов", "полотняным фольклором", драгоценным для нас сохранением глубинной архаики .

Можно добавить , что рушник - единственный ритуяльный предмет из языческого прошлого, который без перерыва традиции используется в народном быту по своему прямому назначению - защищать святые углы, божницы, дверные и оконные проомы, свадьбы, праздники, похороны своими магическими изображениями и оберегами от сглаза, урока - любой порчи и быть пристанищем душ умерших родичей

Замечательно описаны способы применения рушников в книге "Изобразительные мотивы в русской народной вышивке": "Не менее сорока полотенец необходимо было припасти к свадьбе. Самое большое и нарядное, "рукобитное"- жениху в знак согласия невесты и ео родителей на брак. А когда в день свадьбы он приезжал за невестой, изукрашенное полотенчико-ширинку клали жениху в шапку. Полотенцами одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими "намечены": жених и невеста держали полотенце в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди, поезжане - на свои головные уборы. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцами.

Рушник издавна служил незаменимой принадлежностью традиционных народных обычаев и обрядов. Особая роль принадлежала свадебному рушнику.Не менее сорока рушников необходимо было припасти к свадьбе. Самое большое и нарядное, "рукобитное"- жениху в знак согласия невесты и ео родителей на брак. Рушниками одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими "намечены": жених и невеста держали полотенце в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди. Вот откуда пошел обычай одевать ленты свидетелям.

Перед венчанием родители благословляли молодых иконами украшенными "благославянными" рушниками. Вышивались красными нитями, богато украшались. Были обязательной принадлежностью приданого.

На венчании молодые становятся у аналоя на "венчальный" белый рушник - как на облаке.

Во время венчания священник перевязывает руки венчающихся "союзным" рушником. Ета традиция несет символ духовных уз, знак союза любви и взаимной привязанности супругов, тесного духовного единения их. На рушнике вышивается растительный орнамент, имена жениха и невесты, совет да любовь.

По старинной русской традиции после венчания родители встречают молодоженов караваем на свадебном "хлебосольном" рушнике. На рушнике изображаются пары птичек (жаворонки, голуби) они символизируют жениха и невесту. рисунок олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви. Вышиваются и цветочные орнаменты, как пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей.



Свою особую роль играло оно в родильных и крестильных обрядах. А когда умирал человек, рушник повязывали ему на шею и вкладывали в правую руку, покрывали гроб и на полотенцах опускали его в могилу. В течение сорока дней после смерти рушник выкладывали на подоконник, веря, что в ном " отдыхает" душа умершего. А в дни поминовений вывешивали рушник за окно, чтобы " пришедшие" умершие родители по нему вошли в дом. Полотенца-рушник дарили в церковь, вешали в часовни, украшали ими праздничные берозки, обетные, придорожные и намогильные кресты". (М. "Советская Россия"1990.С. 7-8).

Рушник — изделие глубоко символичное, многозначное. Созданный по законах искусства, он не только украшает повседневный быт, но и является символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с Богом, его родом, предками. Можно смело говорить, что узоры вышитых рушников — ето зашифрованная повесть о жизни народа, природе, людях.

Еще в(70-е гг. XX в. в тверской деревне можно было видеть рушники на дверных проемах, развешенные к какому-то празднику. А вот, что свидетельствует академик Рыбаков: "Во время полуязыческих общественных празднеств девушки украшали полотенцами ветки деревьев. Етнографам известны священные рощи с часовенками, куда приносили вышитые полотенца" . Схожие приомы оформления торжеств в древней Греции и в современной России скорее всего не заимствование той или иной стороны, а свидетельство былой общности языческого мировоззрения.

"В начале XIX века создатели вышивок ещо помнили смысловое значение украс, жив был и обряд чтения узоров. Девушки собирались на него в своих лучших нарядах, парни выбирали в провожатые старых женщин, и те, показывая им вышитые девушками передники и подолы рубах, поясняли смысл узоров. Но во второй половине прошлого - начале нашего столетия содержание народного узорочья стало забываться" .


Рушник


Украинский рушник

О важности рушника в свадебной обрядовости свидетельствуют отдельные названия. Например, сватовство в некоторых регионах Украины называлось взятием рушников или отдачей рушников (Кировоградская область), рушниками (Харьковская область), подаванием рушников (Киевская область). Атрибутами сватовства и знаком согласия дивчины на замужество были рушники, повязанные сватам или хлеб, поднесенный сватам на рушниках. Принимая дар, они говорили: «Спасибо отцу и матери, что дитя свое рано будили и доброму делу учили. Спасибо и дивчине, что рано вставала, тонко пряла и хорошие рушники вышивала». В некоторых регионах Украины рушниками называлось не сватовство, а обручение – первый свадебный обряд, который имел юридическую силу при венчании. Обрядовое связывание рук жениха и невесты проводил старший староста. Он накрывал хлеб рушником, на него клал руки жениха, невесты и всех присутствующих родственников, связывал рушником, приговаривая: «Не вяжется узел, а вяжется слово». После етого староста развязывал символический узел, а невеста перевязывала сватов рушниками и одаряла всех присутствующих сорочками, полотном или платками
( В похоронном ритуяле использовались чистые белые рушники или платки, которые вывешивались на окнах.)


Свадебный рушник.

Я хочу рассказать, как вышивают рушники в юго-восточных и центральных областях Украины.

Сейчас практически вышивают один свадебный рушник, для росписи и венчания, и ни в коем случае не оставляют его в церкви.

В идеяле невеста должна готовится к свадьбе сама, поетому заранее должна вышить себе приданное, в том числе и полотенца, перед свадьбой дошивается сторона жениха.

Теперь немного о материяле. Сейчас удобно использовать ткань для вышивки с мелким крестиком ( типа АИДА 14). Размер ткани в длину – 2.5-3 метра, в ширину не менее 45-50 см. Ширина определяется повтором рисунка, длина - количеством вышивки (середины должно хватить для того чтобы поместились жених и невеста).

Шьют полотенце в ручную, подгиб должен быть не более 1 см в ширину, захватывая нить основания через крестик, так чтобы на лицо получался пунктир. Для меня ето самая нудная часть работы! Подшиваю я обе коротких стороны и одну длинную, вторую оставляю для подворота в зависимости от рисунка.
Теперь о самой вышивке. Полотенце вышивают с двух сторон разное, для жениха и для невесты. Общее только оформление и размер вышитой части. (Надо следить, чтобы по количеству вышивки были одинаковые.)

Вышивается полотенце в три етажа. Первый – дерево рода, и кнему обычно деревья с парой птиц, второй – пожелание для жениха и невесты, третий – берегини, и в заключение вышивается свадебный венок с инициялами жениха и невесты.

Вышивают следуя таким правилам: первой вышивают каемку. Она может быть разной,имитирующей кисточки, или кружево. Можно кружево действительно пришить(желатально связать в ручную).

Дияпазон использования украинских рушников был очень широким, хотя они крайне редко использовались по прямому назначению – в качестве полотенец. Служили они обереговыми знаками в украинской обрядовости, были важнейшим компонентом интерера хаты (ими украшали углы, окна, двери), одежды и обрядов. Нередко рушник служил праздничным или обрядовым поясом, что особенно было распространено в Среднем Поднепровье до самого XX столетия. При етом рушник использовался только богато и мастерски орнаментированный традиционными обереговыми знаками, что соответствовало его главному назначению.

В украинской одежде пояс считался не просто одним из его компонентов, он был показателем устойчивых етических норм. Считалось крайне предосудительным появиться на людях без пояса: ето мог позволить себе лишь человек, полностью утративший человеческое достоинство, так появилось слово «распоясаться». В то же время, пояс был своеобразным талисманом, магическая сила которого увеличивалась, если он был сделан из рушника, да еще и богато орнаментированного. Такие пояса особенно охотно использовали в обрядовой одежде, когда возникала насущная необходимость в обеспечении счастливой судьбы. Как обрядовый атрибут украинские рушники присутствовали во всех семейных обрядах и ритуялах (родинах, обручениях, свадьбах, похоронах).

Обряд родин (чествование матери с новорожденным) особо насыщен обереговыми атрибутами, поскольку они должны были обеспечить жизнь и здоровье незащищенным перед вражьими силами – младенцу и матери. Среди атрибутов огромное значение имели и рушники, которые применялись в соединении с другими атрибутами – кожухом, на который клали новорожденного, меховой шапкой – при обряде «бабьей каши», очищенной водой – при принятии родов, отрезании пуповины, обмывании, первой купели. Разнообразие рушников и обрядового хлеба составляло также етническую особенность украинской свадьбы. На всех ее етапах рушник выступал как один из главных етнических атрибутов: в обряде сватовства, обручения, коровайных обрядах, благославянии молодых, одарении.

Заказы на вышивку рушников.

http://www.perunica.ru/tradicii/182-rushnik.html  





Рушник

Категория: Традиционная одежда

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
4 января 2010 15:32 | #1

Ulrikke

0
  • Регистрация: --
 
Здравия!!!
а может есть где то схемы вышивок самого верхнего рушника?
лепота!

<
  • 15 комментариев
  • 0 публикаций
18 января 2010 08:28 | #2

Сияна

0
  • Регистрация: 15.01.2010
 
Да, очень кРасиво. Мне тоже хочется вышить da

--------------------

<
  • 25 комментариев
  • 0 публикаций
12 апреля 2010 14:40 | #3

милослава

0
  • Регистрация: 30.03.2010
 
сколько по сайтах ходила да и по базарам и выставках нигде схемы первого рушныка не видела. Второй где-то скачан.

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
7 ноября 2010 14:12 | #4

svet.s

0
  • Регистрация: --
 
Было бы не плохо все это возродить и привнесть в нашу привычную, повседневную жизнь. Но мы от рода отпавшие, корней своих век не знавшие, ни чего то и сделать не можем. Ни можем ни вышить, ни узор прочесть. Я то даже имена богов родных и то ни все знаю, но чтото вышить сейчас пытаюсь, ибо с рождения больна ДЦП, и оберег мне просто необходим. Я быть может бы и ни узнала ни когда о богах русских, если бы ни передачи М. Задорного. Он первым навел на мысль и задал правильный вопрос - к чему нас привело засилье христиан за порследнюю 1000 лет? И сам же ответил - ничего кроме крушения нравствинности и культуры, а также разобщености словян, ничего. Да и меня ни поп, ни христос ни оздоровили, ни чему ни научили, кроме смирения и термения. Но очень сомниваюсь, что от мея бог только смирения ждет.

<
  • 11 комментариев
  • 1 публикация
1 марта 2016 20:41 | #5

Гзак

0
  • Регистрация: 27.02.2014
 
А я чот не понял... в статье намеренно каверкается русский язык или автор имбецил? Если первое, то цитируя академика Рыбакова не нужно писать: "Етнографам известны", академик так не писал, он любил славянскую историю, культуру и язык.

"етических норм", "ритуялах" - это песец :(

<
  • 874 комментария
  • 194 публикации
9 марта 2016 16:55 | #6

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Потрясающе! Первые семь абзацев содраны слово в слово , но с ошибками, из моей работы "Рушники центральной России - наше языческое настоящее", причем безо всяких отсылов к источнику(((

--------------------

<
  • 277 комментариев
  • 0 публикаций
9 марта 2016 19:12 | #7

Лонгин

0
  • Регистрация: 19.04.2012
 
волхва Пятница,
Возможно затруднение проверки на плагиат и является причиной "ошибок".))

--------------------

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера