Перуница

» » Одёжка, по которой встречают. И живут.

Традиционная одежда » 

Одёжка, по которой встречают. И живут.

Одёжка, по которой встречают. И живут.

За любыми действиями и обычаями в народной традиции стоят истины, которые мы, сегодняшние, забыли и не понимаем. А ведь они позволяли нашим предкам делать жизнь правильной, упорядоченной, соответствующей некой изначальной гармонии. Особенно явно это следование изначальности проявлялось в русской традиционной одежде. Как именно, рассказывает Арида, психолог, автор женских тренингов, разработанных на основе методов народной психологии и прикладного народного творчества.

- Арида, какая роль отводилась одежде в народном укладе помимо тех ролей, которые одежда играет сейчас? Я имею в виду защиту от жары, холода, соблюдение приличий и демонстрацию собственного статуса.

- Наши предки видели и понимали обережное значение одежды. Сейчас этому такое внимание не уделяется. То, что одежда в жизни народа была значимой, становится очевидным, если посмотреть, сколько труда в неё вкладывалось. Например, обильная вышивка на подоле. Зачем вкладывать в неё такой труд, если люди очень разумно относились к своему времени? Посмотрите, как богато расшивали головные уборы, платки! Зачем?

- Для красоты!

- Сидеть неделями, месяцами, а порой и годами, и вышивать только для красоты? Мастерицы в это вкладывали столько труда и времени, потому что видели за каждым действием и символом определённый смысл. Причём, народная одежда всегда оставалась вне моды. Мода была только на мелкие детали, на пуговицы, например. Но принципиальные элементы, такие как крой, сборка сарафана, вышивка, детали одежды, веками оставались неизменными. Они несли в себе саму суть одежды, ее основу. Одежда хранила в себе некий изначальный истотный образ, который помогал, может быть, что-то вспомнить и не забывать. То, что потеряно в современной одежде.

- То есть, за модой наши предки не следили, следили за сохранением образа. В наше время больше следят за модой как за демонстрацией собственного статуса. Причём, как мне рассказывали очевидцы, в России больше, чем в других странах, а в провинции, по моим наблюдениям, еще более рьяно, чем в столице.

- Я думаю, в следовании моде осталось знание важности одежды, знание на уровне истины. Ведь мы вырастаем в русском культурном слое и наполняемся образами русской культуры. Хотим мы того или нет, эти образы есть в нашем сознании, и мы ими живём. Но понимание этих образов часто бывает искажено. Так и понятие, почему одежда важна, и чему именно нужно уделять много внимания, было потеряно, искажено.

- Так что именно было важным в традиционном костюме?

- Его строй. Сочетание цветов и расположение вышивки имеют определённое устройство, оно и соблюдалось в одежде, в порядке надевания, в расположении узоров, в сочетании элементов. Особенно это касалось женского костюма. Раньше женщина, одеваясь, выстраивала себя, своё состояние и, думаю, выстраивала свою жизнь. И тот первообраз, который она в себе несёт. Например, праздничная и бытовая женская одежда украшалась вышивкой очень обильно, в то время как мужские рубахи так украшались только на свадьбу. И вышивка эта отображала понимание мироустройства нашими предками. Можно сказать, что наряд был моделью вселенной.

Одёжка, по которой встречают. И живут.

- И как они видели мир, если судить по костюму?

- Прежде всего – через женщину, которая сама была вселенной, так как рожала и приводила в этот мир новые души. Считалось, что женщина связана с несколькими прародительницами, и связь с ними отражена в костюме. Женский головной убор был связан с небом, солнцем и небесными прародительницами-оленихами – так назывались на Руси созвездия Большой и Малой медведицы. Рогатые кички, головные уборы с помпонами, платки, завязанные «рожками» кверху – всё это символы олених. На головном уборе часто изображался путь солнца: цветы-розетки, полузакрытые по краям и раскрытые в центре убора, символизировали его восход, зенит и закат. Причём, уборы вышивались только золотым шитьём. Серебро в вышивке появлялось только тогда, когда женщина вступала в менопаузу. Лунная символика в костюмах отражалась разве что лунницами-подковками, которые носили украшением на груди. Считалось, что женщина должна светить, сиять, освещать. Женщина в детородном, плодоносящем возрасте носила солнечные символы: звёздочки, цветы розеткой, яргу-свастику. Причём носила их на головных уборах (а мужчина – на груди и немного на плечах) и часто не на показ – повойники, под которые убирались волосы, были расшиты по донцу, которое накрывал платок.

- По нынешним временам странно: достаточно посмотреть на девушек в открытой одежде, которая не оставляет простора для мужских фантазий!

- Нет, тогда красоту особо не показывали, вся красота была внутри. Например, на рубахах, чьей отделке уделялось очень большое внимание. И как пойдёт девка в танце, у неё сарафанчик завьётся, а под ним – ух, какая красота! Чтобы парень понял, что его ждёт с ней. И когда сватали девку, свахи смотрели, как подол расшит, как швы сшиты. Смотрели не на то, какой она себя предъявляет миру и людям, а на то, какой она будет в доме, в семье. Вся закрытая вышивка женскую суть проявляла. А внешняя – больше для обережья.

Свадебные и праздничные головные уборы очень дорого стоили. Так, лошадь стоила около двадцати рублей, а головной убор мог доходить до тысячи. Это было роскошью и передавалось в роду по наследству. Женский головной убор отличался от девичьего тем, что ни один волос не должен был выбиваться наружу. Вся сила сохранялась и направлялась мужу и семье, в дом. А у девок волосы были наружу, чтобы жениха привлечь. Волосы связаны с жизненной силой, и замужняя женщина распускала волосы, когда их мыла, когда была в постели с мужем и во время специальных женских обрядов.

Продолжим разговор о символах. Жемчужные сетки и подвески на кокошниках, доходящие до плеч – это символ небесного дождя, оплодотворяющего женщину, и обережье, закрывающее виски и шею. Сетка на лбу – символ Макоши, богини судьбы.

Также в женских вышивках постоянно прослеживается образ женщины-птицы и лягушки: женщина летает, как птица и плодовита, как лягушка-роженица. Если понимать символизм вышивки, то её можно читать, как текст. Вот свадебный платок, на котором вышито мировое древо. Видны корни и связь женщины с предками, видна лягушка с бусинкой в животе, от неё – ствол и ветви с цветами-детками. То есть, в этой вышивке показана связь женщины с предками, родом и потомством. Корни уходят в род, душа её открыта и сияет, силу рода она направляет детям.

Теперь о плечах и груди. Грудь женских рубах практически не расшивалась, так как закрывалась бусами, которые символизировали семена, плодородие. Одежда рассматривалась как дом для тела, а двери в доме надо закрывать на замок. В одежде «двери» – рукава, ворот, подол. Этим местам и уделялось особое внимание, их расшивали и оберегали. Вышивка по вороту женской рубахи была небогатой, а вот на плечах – обильной, защищающей верхние места-сквозники, через которые утекает жизненная сила. Нижние сквозняки, на бёдрах, защищала понёва или сарафан.

Рубах могло быть несколько – исподняя к телу и верхняя под сарафан. Чем севернее, тем больше надевали рубах. Иногда их шили из целого полотна, но чаще – из двух частей, верхней и станины. Верхняя – тонкая, нарядная, а нижняя, станина – из грубой домотканины, которая могла заменяться.

- Какие мотивы вышивки были самыми типичными для женского костюма?

- В костюме старались отобразить все четыре стихии: огонь-солнце, землю, воздух и воду. Солнечные знаки вышивали на головном уборе. На рукавах рубахи вышивали знаки земли – ромбы, квадраты, цветы как символ плодородия. Причём на девичьей рубахе – просто ромбы, символ невспаханной и незасеянной земли. На женской – ромбы с точками-семенами. На рукавах могли быть вышиты птицы как связь женщины со стихией воздуха. На подоле сарафана – знаки земли, воды и плодородия, например, женские фигурки-роженицы. Если руки у фигурки подняты вверх – она призывает силу, если опущены вниз – силу сохраняет. Так отображалась главная задача женщины: принять силу, сохранить, взрастить и передать. И силу, и семя, и знание, и мудрость, и традицию.

- А какие смыслы закладывались в мужскую и детскую одежду?

- Мужская одежда – порты, рубаха, пояс. Классические порты в полоску означали, что мужчина – пахарь, он упорядочивает и устраивает этот мир. Мужской пояс с помпонами символизировал плодородие. Пояс у мужчин повязывался на бёдрах, а у женщин – под грудью. Вариант носить пояс на талии более поздний и неправильный. Повязывали иногда несколько поясов – нательный, на рубаху, а женщины – ещё и на сарафан. Кстати, когда я перенимала сарафаны у вятской мастерицы Нины Васильевны, она сказала, что опущение пояса из-под груди на талию снизило плодовитость в несколько раз. У мужчин пропал активный интерес к женщинам.

Одёжка, по которой встречают. И живут.

Длина мужской рубахи – выше коленей на ладонь, чтобы закрывать разрез на портах. Расшивались они проще, чем женские: обережная вышивка шла по краю рубахи, защищая мужское сакральное пространство, по краю рукавов и по вороту. Богаче расшивались плечи рубах у парней и на свадебных рубахах, а потом мужчина как бы переходил под защиту жены-берегини. Потому и детская одежда не сильно расшивалась. К слову о детской одежде: когда ребёнок приходил в этот мир, ему никаких одёжек не шили. Его принимали в старую ношеную рубаху отца, чтобы, с одной стороны, он попал под его обережную силу, а с другой, узнал и запомнил образ отца, который впитала эта одежда. Так на тонких уровнях выстраивалась его связь с отцом, с родом отца. Пока ребёнок был в доме, никакой вышивки на его распашонках-пелёнках не делали. Оберегом для него была мать.

Когда же ребёнок подрастал и выходил на улицу, появлялась и обережная вышивка по подолу и рукавам его рубахи. Ворот оставался открытым – считалось, что первое время ребёнок ещё может уйти. И чтобы не держать его душу, ворот не вышивали. Также не вышивали ворот и у пожилых людей. Чем старше становился ребёнок, тем богаче становилась вышивка, но в ней не было красных цветов. Я видела этнографические детские рубашки: они все сине-голубые. У девочек красный цвет появлялся с приходом месячных. У мальчиков – после мужских посвящений, лет с двенадцати-четырнадцати.

- То есть, цвет в костюме тоже имел свои смыслы?

- Да, конечно же. Например, вышивка на детских рубахах была бледной – детей до половозрелого возраста скрывали. А голубой цвет подчёркивал связь ребёнка с небесным миром. В четырнадцать лет, когда девки созревали, а парни получали посвящение в воины, в их одежде появлялся красный цвет, а вышивка становилась богатой и обильной. Свадебная одежда и наряд молодухи – самые богатые на вышивку. Красный – цвет плодородия, жизненной силы, жёлтый означал солнце, тепло, зелёный – рост, растения, землю. Тёмные цвета – магические. Чем старше становилась женщина, тем темнее становились цвета сарафана, показывая, что она набирает силу. Тёмные цвета надевали с приходом менопаузы. Тёмные сарафаны, белые рубахи, серебряная вышивка сменяла золотую, красный цвет из одежды уходил, вновь возвращались сине-голубые тона или белым по белому. Женщина переставала быть плодовитой, но в ней появлялась другая сила, другая мудрость. И ко многим целительским и повитушечьим обязанностям женщина могла приступить только после того, как она входила в магическую силу после завершения детородного цикла. Белый цвет символизировал переход из мира в мир, он преобладал в похоронной и обрядовой одежде.

- То есть, любая деревенская мастерица знала, что хочет сообщить своим костюмом другая женщина.

- Конечно. Весь костюм шила и расшивала одна мастерица, и она творила собственный образ. Женщина раньше и представить не могла, чтобы её муж был одет в одежду, сделанную руками чужой женщины или, не дай бог, вообще мужчины. То есть, в сам процесс пошива закладывался очень большой смысл. И рукодельничать для женщины было так же естественно, как дышать. Обучение рукоделию начиналось лет с пяти-шести. Начинали с простого, с нарядов для кукол. Обучение длилось десять-двенадцать лет, и к замужеству девушка умела всё. За сутки мастерица могла соткать до шести метров ткани.

- На сарафан хватало?

- Конечно, хватало. Домотканые полотна были узкими, в среднем, шириной сорок сантиметров. Эта ширина называлась «точь», по ней и считали расход ткани. На повседневный сарафан шло пять-шесть точей. На праздничный – до пятнадцати. Шили, что называется, на глазок, прикладывая ткань к себе и отрывая в нужных местах. А потом сшивали «точь-в точь» обережным швом. Понятие о ровных линиях было весьма приблизительное, главное, чтобы образ передавался. Я видела этнографические рубахи с очень ровными стежками – швейная машинка отдыхает. Впрочем, уравновешенное состояние души даёт и ровные строчки.

Кстати, сарафан стали носить примерно с XIV века, рубахи гораздо древнее. Потом появилась юбка, а потом уже сарафан. Самые ранние модели сарафана – высокая юбка с бретелями, потом пошли прямые и косоклинные сарафаны с выходом на грудь. Основная красота находится сзади: «хвост» из складок ткани, обережные символы, вышивка. Деталь-«лягушка» на месте скрещивания лямок – тоже оберег. Кроме того, спину старались закрыть платком и вышивкой.

Сарафан девке надевали с момента, когда приходили месячные, как бы заявляя, что она стала девушкой. Также в деревнях шили специальные покосные нарядные рубахи, их надевали без юбок и сарафанов. О чём мы ещё не вспомнили?

- Об обуви!

- Обувь тоже считалась обережьем границы нижнего и среднего, то есть нашего, мира. Лапти на каждый день, сапожки и ботинки на каблучке, подбитые подковками – по праздникам. Женщина ходила и звенела, отгоняя злых духов нижнего мира. Когда девка входила в возраст невесты, её без обуви не отпускали. Девки на выданье вообще ходили нарядными. Парни сами себе зарабатывали на одежду, а девку одевали родители.

Женская одежда была многослойной, и чем севернее, тем больше слоёв. Чулки вязали в резинку и надевали не столько для тепла, сколько для того, чтобы ноги казались толще. Считалось, что женщины с тонкими ногами некрасивы и плохо приспособлены к деторождению. Вся одежда была объёмной. Сарафан, рубахи позволяли зрительно увеличить объём. Каждая деталь несла символическое послание.

Платок на голову, платок на плечи. Кисти – это дождь. Квадратная форма – земля, политая дождём. Напоминание женщине, что она – земля политая и напитанная, её задача – плодоносить. Причём, речь не только о детях – это гораздо более широкая задача. Это и творчество, и рукоделие.

Женщина была солнцем, плодоносящей землёй-цветком. И в своей одежде несла образы, которые напоминали, кто она на самом деле: душа, оберегающая этот мир и приводящая в него новую душу.

Наталья Никифорова

http://www.vashasvetlost.ru/odyozhka_po_kotoroj_vstrechayut._i_zhivut

http://www.perunica.ru/tradicii/3626-odyozhka-po-kotoroj-vstrechayut-i-zhivut.html  





Одёжка, по которой встречают. И живут.

Категория: Традиционная одежда

<
  • 118 комментариев
  • 0 публикаций
6 января 2011 21:01 | #1

Ksora

0
  • Регистрация: 22.03.2010
 
Читать интересно, но местами непонятно:
мужчин повязывался на бёдрах, а у женщин – под грудью. Вариант носить пояс на талии более поздний и неправильный. Повязывали иногда несколько поясов – нательный, на рубаху, а женщины – ещё и на сарафан.

Не представляю себе, чтобы мужчины завязывали пояс на бедрах - это бредово с точки зрения анатомии, а вот то, что женщины завязывали пояс под грудью, объяснимо - беременная женщина живот перетягивать не станет, а рожали тогда чаще.

<
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
7 января 2011 22:49 | #2

Гренада

0
  • Регистрация: --
 
Ksora, посмотрите старые фотографии... Мужчины с животиками - не редкость и в то время. Очевидно, что поверх живота пояс не повяжешь, вот и вязали под животом, то есть на бедрах.

Ksora, у мужчин были животики и в то время, посмотрите старые фотографии. На животе пояс не повяжешь, вот и вязали его под животом, то есть на бедрах.

глючило (

<
  • 15 комментариев
  • 0 публикаций
16 января 2011 16:41 | #3

ann_f

0
  • Регистрация: 16.01.2011
 
Статья ни о чем, о сферическом народном костюме в вакууме. Ни время не указанно, ни географическое положение. Костюм казаков некрасовцев отличался от костюма, скажем Ярославской губернии сильнее, чем в Европе различаются костюмы разных стран! Обычаи в разных регионах сильно разнились - где-то действительно девичья одежда была красной, где-то в разных оттенках красного ходили все, от девочек до старух, а где-то (в Оренбургской губернии, например) вообще шили сарафан любого цвета. И не вышивали вовсе. Кстати обычай вышивать одежду довольно поздний, и характерен для юга, а на севере, где старинные обычаи сохранились лучше, узоры до начала 20-го века были тканные. В общем - учите этнографию, а не плодите развесистую клюкву!

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера