Во всех ты, душенька, нарядах хороша

Пыляев писал, что «Екатерина ввела при дворе изящную простоту русского платья». Все должны были являться ко двору в платьях с элементами русского национального костюма. При Павле Петровиче эта традиция не соблюдалась. Александру Павловичу было всё равно кто во что одет. Все одевались по французской моде. Но однажды, во время Отечественной войны, Голицына, которая «пиковая дама», в знак протеста явилась на бал наряженной в русское народное платье. Говорят, это произвело фурор. К сожалению, никто точно не описал, во что конкретно была наряжена «усатая графиня». Сарафан, душегрея, шугай? Из парчи, штофа или шелка? На голове кокошник или, может быть, сорока?


Весной этого года в корпусе Бенуа проходила выставка русского народного костюма XVIII-XIX веков «Во всех ты, душенька, нарядах хороша». Представлено было около 400 предметов одежды и украшений, составляющих 50 костюмов зажиточных горожанок и купчих. Таким образом можно было увидеть костюмы, вдохновившие Наталью Петровну на создание её бального платья.


Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века.
Венец, поднизь, душегрея, сарафан


Во всех ты, душенька, нарядах хороша
Сарафан. Конец XVIII века



Сарафан – от персидского слова «сарапа», которое означает буквально, «одетый с ног до головы». Это название в России употреблялось с XIV до середины XVII века применительно к мужской одежде. В дальнейшем термин «сарафан» сохранился только в отношении женской одежды. Старинные сарафаны были с рукавами или просто с широкими проймами, распашные, с застежкой на пуговицах до самой шеи. Спинка старинного косоклинного сарафана кроилась вместе с лямками, этот «треугольник» в Нижегородской губернии называли «лягушкой».

Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века
Рубаха, сарафан, повязка, фата.



Крой сарафана: три прямых полотнища соединены на спине, на уровне лопаток, где и располагаются швы, в которые вставлены косые клинья – по шесть с каждой стороны. Подол сарафана образует почти полный круг.

Женский праздничный костюм. Конец XVIII – начало ХIХ века
Сарафан, рубаха, повойник, фата


Женский праздничный костюм. Конец XVIII – начало ХIХ века
Сарафан, рубаха, повойник, фата



Фата. XVIII век



Фата. XVIII век



Шугай – верхняя одежда с длинными рукавами, большим воротником или без него; с отрезной спинкой. Шугай являлся праздничной одеждой и шился из дорогих материй: штофа, бархата, парчи.

Канаватное покрывало или канаватная фата, по названию сирийского города .канават, где производился шелк, - большой платок прямоугольной формы. Канаватные покрывала стоили дорого, от семи до сорока пяти рублей. В поговорке «Голь перекатна, а фата канватна» звучит удивление тем, что бедные люди могли носить эту дорогую вещь.

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века
Сарафан, шугай, кокошник, фата-канавата



Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века
Сарафан, шугай, кокошник, покрывало, сумочка



Костюмы зажиточных горожанок и купчих обычно шили из роскошных тканей – шелковой и золотой парчи, бархата, штофа, шелковой ткани «каннеле». Даже подкладка сарафана могла быть шелковой.

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века
Сарафан, шугай, кокошник, покрывало, кошелек

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века
Сарафан, шугай, кокошник, покрывало, кошелек



Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века
Шугай, юбка, кокошник, платок

Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века
Шугай, юбка, кокошник, платок



У жительниц Торжка правый рукав шугая заметно длиннее левого:

Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века
Сарафан, шугай, платок

Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века
Сарафан, шугай, платок



Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Тверская губерния
Рубаха, сарафан, душегрея, головной убор «тверской укрут», платок.




















В Торжке в 1848 вышивкой туфель и сапог занималось до пятисот мастериц. Обувь, предназначаемая для горожан, шилась из тончайшего цветного сафьяна; её также украшали золотым шитьем.





Казанская губерния была крупным центром обувного производства. В Казани работали русские и татарские мастера, изделия которых продавались на крупнейших ярмарках России. Женские, детские и мужские сапоги, туфли шились из цветного сафьяна – мягкой, тонко выделанной кожи. Приемы шитья «в тачку», своего рода аппликации из кожи, получили широкое распространение по всей России, их переняли и мастера из Торжка.













Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния
Рубаха, сарафан, душегрея-сборы, кокшник



Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния
Повязка, рубаха, душегрея, ожерелье



Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния
Повязка, сарафан, душегрея



Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния
Шугай, сарафан, кокошник, очелье, платок





Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния



Женщины из старообрядческих семей носили большие квадратные платки, полностью покрытые вышитым орнаментом, особым образом – «в роспуск», «на распустиху». На лоб низко опущена полоса галуна, пришитая к середине одной из сторон. Такие дорогие золотошвейные платки были доступны не каждой женщине, даже из богатой семьи.

Женский старообрядческий костюм. Нижегородская губерния
Сарафан, платок, лестовка

Женский старообрядческий костюм. Нижегородская губерния
Сарафан, платок, лестовка


В старообрядческом селе Чернуха Аразамасского уезда Нижегородской губернии костюм отличался богатством м обилием золотной вышивки. Сарафаны и рубахи дополнялись парчовыми и атласными передниками. До 1928 года в селе Чернуха стоял монастырь, где и вышивались головные уборы, «сороки» и повойники, «мышки» - оплечья рубахи, сарафаны, нагрудники передников.

Замечу также, что все православные карелки тоже носили головной убор «сорока».

Женский старообрядческий праздничный костюм. Село Чернуха, Нижегородская губерния
Рубаха, сарафан,пояс, передник-запон, сорока, нагрудное украшение «борода», нагрудное украшение – «витейка».


«Борода» - нагрудное украшение, дополняющее женский праздничный костюм села Чернуха. Представляла собой длинную, от семи до тридцати метров, полосу металлизированной бахромы, уложенной вокруг шеи на груди ровными рядами так, что верхний ряд слегка перекрывал нижний. Бахрома дополнялась шнуром-«витейкой».




«Мышка» (оплечье рубахи)







Девичий старообрядческий праздничный костюм. Село Чернуха, Нижегородская губерния
Рубаха, сарафан, пердник-запон, пояс, «борода», головной убор – «ленка» (лента), вязаные сапоги.


Город Арзамас славился по всей России своими сапожниками и скорняками. В 1860-х в Арзамасе, Никольском монастыре и селе Выездная Слобода изготовлялось до десяти тысяч и более пар в год вязаной обуви. Обувная промышленность Арзамаса «производила и торговала на миллионы» . Более тысячи арзамасских мещан занимались вязанием на спицах обуви с войлоком внутри, причем занятие это было преимущественно мужское.

Бархатные, шитые золотом туфли и вязаные из цветной шерсти сапожки и полуботинки на кожаной или войлочной подошве носили на посиделки в коробках как «сменную обувь».






На масленичные гулянья в Чернухе поверх праздничного наряда носили «штофный» (или «штофный сарафан»), непременно бордовый или вишневый, украшенный галуном, бахромой, с косым рядом пуговичек и петлями из шнура.

Женский праздничный костюм «штофный». Вторая половина ХIХ века. Село Чернуха, Нижегородская губерния
«Штофный» - верхняя одежда, повойник, платок, пояс, полусапожки

Женский праздничный костюм «штофный». Вторая половина ХIХ века. Село Чернуха, Нижегородская губерния
«Штофный» - верхняя одежда, повойник, платок, пояс, полусапожки



Праздничная одежда жительниц Севера – шубки. В собрании Русского музея сохранилась шелковая шубка, подбитая ватой и отделанная мехом. На груди она завязывается лентами на три банта. В конце XVIII – первой половине XIX столетия шубка входила в состав венчального костюма девушки, была модной одеждой в городах Русского Севера.

Зимний праздничный костюм. Архангельская губерния
Шубка, сарафан, кичка, шаль

Зимний праздничный костюм. Архангельская губерния
Шубка, сарафан, кичка, шаль



В Сольвычегодском уезде костюм дополняли шелковые платки и шали. Причем девушки часто носили сложенные шали на руке, одновременно по несколько штук.

Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния
Рубаха, сарафан, нагрудник, повязка, полушалок

Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния
Рубаха, сарафан, нагрудник, повязка, полушалок



«На Пинежье в конце ХIХ века самые нарядные одежды и украшения можно было увидеть на «метище» - гуляньях, которые устраивались в престольные праздники. Они обычно длились два-три дня, и девушки меняли наряды по несколько раз в день. На «метище» выбирали невесту, приглядывали жениха… «Украшением этих праздников были девушки-«повязочницы» - так на Пинежье называли девушек, имеющих парчовую повязку. Они стояли на «метище», не смея шелохнуться, роскошно разряженные… на затылке к золотой повязке привязано множество ярких лент, на лбу и на висках «жемчужные переплеты». Шелковые ярко-красные платки, которые носили на плечах, продевая концы под лямки сарафана, назывались «аловицы».

Необходимыми атрибутами праздничного наряда были также ювелирные изделия: серебряные браслеты и кольца, несколько рядов крупных янтарных бус. Шея девицы была увешена множеством крестов. Вся их одежда могла весить около сорока килограммов.

Костюм «повязочницы». ХIХ век. Архангельская губерния
Рубаха, сарафан, аловицы – два шелковых платка, повязка, шаль



Один из торжественных моментов пинежской свадьбы – обряд «смотренья», когда невесту, «разубранную и сияющую, как жар птица», выводили к жениху и его родным. На девушке поверх золотой повязки появлялся еще низанный жемчугом большой плоский венец. Невеста кланялась каждому гостю, а одна из женщин – свадебниц – поддерживала это великолепное сооружение.

Свадебный костюм. ХIХ век. Архангельская губерния
Девичий головной убор – повязка, свадебный убор «венец», ширинка – платок невесты, рубаха, душегрея, сарафан



Свадебный костюм. Конец XVIII - начало ХIХ века. Архангельская губерния
Рукава, сарафан, венец, ленты к венцу, шейное украшение

Свадебный костюм. Конец XVIII - начало ХIХ века. Архангельская губерния
Рукава, сарафан, венец, ленты к венцу, шейное украшение



Женский праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния
Рубаха, сарафан, передник, косынка, пояс, головной убор – сборник

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния
Рубаха, сарафан, передник, косынка, пояс, головной убор – сборник



Подол рубахи называли стан, станушка, а сама рубаха с богато украшенным подолом – подольница. Ворот женской рубахи часто широко открывал шею и плечи. Иногда невысокая стойка туго охватывала шею, застегивалась на маленькую пуговицу.

Рубаха – «подольница». Начало ХХ века. Вологодская губерния



Рубахи, предназначенные для сельскохозяйственных или иных работ, называли по роду этих занятий – «покосница», «рыболовка». Жатвенные и покосные рубахи часто надевали без сарафана или же его подол поднимали и затыкали за пояс, так чтобы были видны узоры на рубахе.

Рубаха-покосница. ХIХ век. Ярославская губерния



На Пинеге ловить рыбу к столу было женским делом. Отправляясь удить рыбу, женщины одевались в длинные белые рубахи с прямым рукавом – «рыболовки». Сарафана в этом случае не полагалось.

Рубаха-рыболовка. ХIХ век. Ярославская губерния



Рубаха-подольница и юбка. 1880-е. Вологодская губерния


Категория: Традиционная одежда   Теги: Национальные костюмы фото, Музей

<
  • 103 комментария
  • 1 публикация
20 ноября 2016 15:56 | #1
+1
  • Регистрация: 16.08.2010
 
Получается, что у наших предков , для каждой работы были наряды, покосницы, рыболовницы .........
А нам втюхивали, что одни лапти были на всю семью и одевали их по очереди n1ha

Лаптей в нарядах вообще не видно ded

<
  • 132 комментария
  • 5 публикаций
20 ноября 2016 18:39 | #2
0
  • Регистрация: 31.12.2014
 
Класс!
Конечно, это праздничные одежды, но и повседневные были очень красивы - и за счёт кроя, и за счёт вышивки (которая была обязательной: обережной и космически смысловой!).
Это не вонючий и убогий запад, а высокое искусство, удобство и смысл.

марус,

Здравствуйте.

Лапти были, но их использовали по их назначению. Бытовых примеров можно привести немало, но приведу наиболее яркий. Воины древних русичей снабжались и одевались княжеством отменно, но в обозе всегда возили и лапти; воины переобувались в лапти, когда почва была очень сырой, чтобы ноги в процессе сражения не скользили (кожаные подошвы сапог скользят...). Это, примерно, так, как нынешние солдаты и офицеры переобуваются в кроссовки, например, в горной местности.

<
  • 13 комментариев
  • 0 публикаций
21 ноября 2016 17:07 | #3
0
  • Регистрация: 20.11.2016
 
Рассказ неполные ибо не упомянута Кика. Кика это головной убор наподобие сделанных из ткани то ли рогов то ли нарождающегося месяца. Те кто в курсе последний поветрий с Западной Европы знают что Виканне весьма большое значение придают Луне, которая связана с женской физиологией. Даже не будучи семи чубов во лбу понятно что подобный старинный головной убор как Кика изобретён был для повышения плодовитости ибо при фермерско-землевозделывательном образе жизни в старину, да и ныне рабочие руки в семействе важное дело.

<
  • 10 комментариев
  • 2 публикации
22 февраля 2017 21:02 | #4
0
  • Регистрация: 6.10.2016
 
От маковки и до носочка - ВОСТОРГ!!!!


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Кто про что, а вшивый про ..."
Ответ:*