Перуница

» » Сидорова Н.Г. Традиционный костюм русского населения Среднего Урала (XIX- начало XX в.). Екатеринбург, 2006

Традиционная одежда » 

Сидорова Н.Г. Традиционный костюм русского населения Среднего Урала (XIX- начало XX в.). Екатеринбург, 2006

Сидорова Н.Г. Традиционный костюм русского населения Среднего Урала (XIX- начало XX в.). Екатеринбург, 2006

Издание посвящено исследованию русского традиционного костюма уральских жителей. Рассматриваются материалы изготовления одежды, предметы костюма, верхняя одежда, головные уборы и обувь. Книга адресована этнографам, фольклористам и всем интересующимся русской народной культурой.

Этнограф Д.К. Зеленин в 1904 г. писал в путеводителе по Прикамскому краю о пользе путешествия. «Жизнь разнообразна до бесконечности; и человек, уставший, изнемогший в жизненной борьбе за существование, или просто от одного созерцания этой борьбы в каком-нибудь центре, - с громадным облегчением и с тихою радостию будет созерцать спокойное, патриархальное "прозябание" захолустного городка или деревни. В нем вдруг откуда то возьмутся свежие силы, новая энергия...» (Зеленин, 1904, с.2). Эти слова, сказанные сто лет тому назад, кажутся сегодня особенно своевременными. Сегодня, в век информации и скорости, человеку необходимо прикоснуться к чему-то неспешному, устойчивому, что многие годы оставалось постоянным.

Традиционный костюм является наиболее устойчивым компонентом материальной культуры народа. Он складывался на протяжении длительного периода истории народа и передавался последующим поколениям в качестве культурного наследства. Динамика развития костюма отражает воздействие на традиционную культуру социальных, экономических, этнических факторов. Изменяясь под действием исторических условий, традиционный костюм продолжает сохранять архаичные черты до сегодняшнего времени. Изучение костюма обогащает нас знаниями о материальной и духовной культуре русского народа.

Интерес к этнографическим исследованиям возник достаточно рано. Первые этнографические сведения о русском населении Урала мы встречаем у путешественников, членов академических экспедиций по Уралу. Эти экспедиции предпринимались в XVIII в. с целью описания и изучения естественных ресурсов России, необходимых для её хозяйственного развития, поэтому сведения о быте населения в этих работах фрагментарны. Так, П.С. Паллас в дневниках делает интересные замечания об особом способе окрашивания кож, применяемом на кожевенном заводе в Быньгах, а также об использовании на Черноисточинском заводе лесного бальзамина для окрашивания шерсти (Паллас, 1786, с. 243,246).

Вообще, в наблюдениях исследователей XVIII в, быт и культура «инородческого» и аборигенного населения рассматриваемых территорий представлены гораздо в большей степени по сравнению с русской культурой.

В XIX в. изучение этнографии русского населения Среднего Урала приобретает целенаправленный характер. В 1804 г. выходит в свет труд члена Вольного Экономического общества Н.С. Попова «Хозяйственное описание Пермской губернии по гражданскому и естественному ее состоянию», в котором приводятся интересные сведения о костюме разных групп населения — о «русском платье», которое носят купцы и мещане, «жители частных заводов» и сельские крестьяне. Автор описывает процессы изготовления и окрашивания тканей, указывает на приемы украшения предметов одежды, а также обращает внимание на разницу состояния одежды крестьян южных и северных уездов Пермской губернии, отмечает распространение моды на костюм раскольников по частным заводам. Работа Н.С. Попова внесла значительный вклад в дело исследования костюма русского населения Пермского края и как источник не потеряла значения сегодня.

Большая работа по сбору сведений о русской этнографии проделана отделением этнографии Русского географического общества (РГО). В 1848 г. им была разработана и разослана на места программа изучения народного быта. Корреспонденты - учителя, врачи, волостные писари, служащие статистических комитетов, священники - сообщали сведения о быте и костюме своих современников. Сообщения корреспондентов содержат информацию о материалах, из которых изготавливалась одежда, о праздничной и будничной одежде крестьянского и заводского населения. Некоторые материалы, в том числе по Пермской губернии, были изданы Д.К. Зелениным (Зеленин Д.К., Описание рукописей Ученого архива Русского Географического общества. Т.1. Вып.З. Петроград, 1916).

Сведения добровольных корреспондентов использованы также профессором В.Ф. Миллером, хранителем Дашковского этнографического музея, в очерке о крестьянской одежде жителей Пермской губернии (Миллер В.Ф., Систематическое описание коллекции Дашковского этнографического музея. Вып. 3. М., 1893).

Сведения об одежде заводского и крестьянского населения содержит комплексный труд по географии, промышленности и состоянию населения Пермской губернии, изданный Генеральным штабом (Мозель X. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Пермская губерния. 4.2. СПб., 1864). Упомянутые издания содержат сведения, обладающие несомненной исторической ценностью, служат важными источниками XIX в.

Во второй половине XIX - начале XX в. этнографическим изучением крестьян занимались краеведы-любители. Результатом их наблюдений становятся публикации фольклорных записей и описаний быта русского народа в периодических (газеты «Пермские губернские ведомости», «Пермские епархиальные ведомости») и специальных («Пермский край», «Пермский сборник») изданиях. В статьях, заметках, очерках, посвященных быту и культуре народа, встречаются и описания костюма уральских жителей. Исследователи И.В. Вологдин, Н.Е. Ончуков, И. Шерстобитов, Я. Предтеченский с разной степенью полноты освещали вопросы бытования традиционной одежды.

Материалы по этнографии издавались также местными научными обществами: Уральским обществом любителей естествознания, Пермской ученой архивной комиссией, Кружком по изучению Северного края при Пермском университете (издававшим «Пермский краеведческий сборник»). В указанный период краеведы фиксировали материал об изготовлении и употреблении одежды, авторы не ставили задачу выявить исторические корни культуры, изучить процессы развития костюма. Исследователи-краеведы, этнографы внесли значительный вклад в изучение быта уральских жителей: в научный оборот было введено большое количество фактического материала. Большинство работ по этнографии русского населения Урала, в которых уделялось внимание костюму, носили описательный характер.

Первой исследовательской работой по изучению костюма можно назвать статью А.Ф. Теплоухова «Женские головные уборы пермяков и их отношение к старинным уборам местного русского населения», вышедшую в 1916 г. В ней приводится значительный иллюстративный и описательный материал. Автор указывает на заимствование коми-пермяками русских женских головных уборов в период с начала XVI по начало XVIII в., а также на сохране-ние в культурной традиции коми-пермяков русских головных уборов и сарафана (С. 128). Работа А.Ф. Теплоухова представляет собой важный вклад в исследование народного костюма.

Качественные изменения в изучении народного быта происходят, когда этнографией населения Урала начинают заниматься музеи и институты. Экспедиции Государственного исторического музея 1925-1927 и 1949-1950 гг. обследовали заводские поселения с целью освещения истории формирова-ния пролетариата (Труд и быт рабочего и крестьянского населения Урала конца XVIII и XIX вв. М., 1927; Историко-бытовые экспедиции 1949-1950. М., 1953). Экспедициями была собрана коллекция одежды рабочего и крестьян-ского населения Урала.

Начиная с 1950-х гг. экспедиции Института этнографии АН СССР активно изучали этнографию русского населения Приуралья, особенности быта заводского и крестьянского населения. В результате исследований появляются значительные работы по костюму уральского населения. В них наряду с полевыми использовались архивные материалы. Одежда рассматривалась в связи с процессом формирования населения Урала и влиянием социально-экономических, этнических факторов, вводилась систематизация одежды по типам.

Особенно следует отметить труд Г.С. Масловой. Т.В. Станюкович «Материальная культура русского сельского и заводского населения Приуралья (XIX-начало XX в.)». Авторы выявляют особенности быта крестьянского и заводского населения, приводят типологию женской и мужской одежды, головных уборов и верхней одежды. Исследователи указывают на общность культуры уральского населения с культурой населения русского Севера, а также присутствие в культуре черт, близких культуре населения Поволжья и центральных русских областей (С. 75). Г.С. Маслова и Т.В. Станюкович приходят к следующим выводам: быт населения уральских заводских поселков второй половины XIX в. отличался от крестьянского укладом; быт рабочих оказал значительное влияние на окрестное крестьянство (С. 76); процесс трансформации и исчезновения традиционной одежды, протекавший во второй половине XIX в., явился результатом проникновения товарно-денежных отношений в деревню (С. 104).

Значительная работа по изучению путей развития культурней быта рабочих проделана В.Ю. Крупянской и Н.С. Полищук (Крупянская В.Ю., Полищук Н.С. Культура и быт горнозаводского Урала: (конец XIX - начало XX в.), Крупянская В.Ю. Опыт этнографического изучения уральских рабочих). В.Ю. Крупянская приходит к выводам: культурно-бытовые формы, вырабатывавшиеся в среде старожильческого населения Н.Тагила, генетически связаны с культурой населения центральных губерний России; на территории Урала и Приуралья сложился местный вариант культуры (С. 86).

Архивный и полевой материал, собранный в экспедициях в Пермской области, лег в основу коллективного труда «На путях из Земли Пермской в Сибирь». В работе коллектив авторов рассмотрел вопросы заселения и формирования русского сельского населения Северного Приуралья, хозя-йственной деятельности, быта и семейных обрядов. Раздел «Одежда» написан Г.Н. Чагиным. Автор приходит к следующим выводам: в крестьянской одежде североуральского населения преобладал севернорусский комплекс одежды; в одежде жителей Кунгурского и Пермского уездов прослеживаются черты, характерные для одежды населения Среднего Поволжья (С. 173,174).

Т.А. Листова и И.В. Власова в работах по изучению традиционной культуры населения Северного Приуралья также обращаются к вопросам бытования традиционной одежды (Листова Т.А. Одежда русского населения Пермской области, Власова И.В. К изучению этнографических групп русских [юрлинцы]).

Большая работа по сбору и анализу материала по костюму уральского крестьянства была проделана руководителем этнографических исследований Пермского университета профессором Г.Н. Чагиным (Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVII - первой половине XIX в. Пермь, 1995). В исследованиях полевая работа сопровождалась изучением разнообразных архивных материалов. На материале одежды, поселений и жилища Г.Н. Чагин указывает на особое развитие на Среднем Урале севернорусских культурных форм (С. 353). Автор отмечает длительное сохранение архаичных форм в одежде старообрядческого населения (С. 283).

Экспедиционная работа Свердловского областного дома фольклора (СОДФ) по сбору полевого материала в различных районах Свердловской области, начатая в 1986 г., позволила накопить значительные материалы по этнографии русского населения Среднего Урала. Фонд СОДФ состоит из аудио- и видеоматериалов, фотоархива и коллекции одежды и предметов быта.

В вопросе изучения традиционной одежды уральских жителей исследователями достигнуты значительные результаты: накоплен фактографический материал и созданы специальные труды, охвачен круг вопросов, касающихся бытования форм одежды у различных категорий населения.

Опираясь на этнографические материалы и письменные источники, а также труды исследователей, можно реконструировать традиционный костюм русского населения Среднего Урала (XIX - начала XX в.). Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть материалы изготовления одежды; проанализировать комплексы мужской и женской одежды и отдельные предметы, их составляющие; на примере конкретных образцов выявить типологию предметов костюма.

Хронологические рамки позволяют проследить динамику эволюции костюма в XIX - начале XX в. Территориальные рамки работы ограничены современной территорией Свердловской и Пермской областей (в основном Свердловской области)—бывшими уездами Пермской губернии.

В работе использовались этнографические, письменные и изобразительные источники. Наиболее важными для исследования являются этнографические: полевые материалы, полученные в экспедициях СОДФ 1986 - 2005 гг., и вещественные источники - предметы народного костюма. Устные сообщения информантов об одежде начала XX в. характеризуются достоверностью: они получены от очевидцев. Этот источник обладает особенной ценностью, так как дает информацию о месте и времени бытования одежды, раскрывает особенности способов ее изготовления и ношения.

Важным источником являются предметы народного костюма конца XIX -начала XX в., хранящиеся в коллекциях музеев - Свердловского областного краеведческого музея, Нижнетагильского музея-заповедника горнозавод-ского дела, Каменск-Уральского краеведческого музея, Свердловского областного дома фольклора. Изучение предметов традиционной одежды дает наиболее полную информацию о виде, покрое, приемах и материалах изготовления образцов одежды. Однако зачастую отсутствует информация о полном костюме, частью которого является рассматриваемый предмет, времени употребления предмета одежды. При недостатке информации в актовых записях на музейные предметы информация обесценивается.

Письменные источники, содержащие этнографическую информацию, разнообразны: публикации ответов корреспондентов на анкету РГО, рукописи очевидцев (ГАСО, фонд 101 УОЛЕ), различные публикации описаний костюма исследователями народного быта XIX-XX вв. в газетах («Пермские губернские ведомости», «Пермские епархиальные ведомости»), специальных и популярных периодических изданиях («Живая старина», Труды Пермской ученой архивной комиссии).

Важный источник — материалы Диалектного этноидеографического словаря (CD, раздел «Быт», составитель Липина В.В.). Словарь содержит материалы, собранные в диалектологических экспедициях Уральского государственного университета в 1949-1994 гг. и фольклорных экспедиций СОДФ 1985-1999 гг.

Большую сложность для исследования народного костюма по письменным материалам представляют различия в использовании терминов, а также то обстоятельство, что источник зачастую не содержит описания кроя одежды, являющегося главным основанием ее классификации.

Автор привлекает также изобразительные материалы: картины XIX в. из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника горнозаводского дела, фотографии начала XX в. из коллекций музеев и частных коллекций, зарисовки.




Женский костюм: рубаха на кокетке, юбка, фартук, пояс
Каменск-Уральский краеведческий музей



Праздничный костюм заводской жительницы:
Косоклинный сарафан, рубаха, пояс, девичья повязка.
Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала



Рубаха поликовая
Каменск-Уральский краеведческий музей



Молодая женщина в файшонке
Каменск-Уральский краеведческий музей



Мужской костюм начала ХХ в.
Фото из частной коллекции В.Ю. Рыжковой. Д. Нижний Катарач Талицкого района Свердловской области

https://vk.com/wall-4367359_14321

http://www.perunica.ru/tradicii/9259-sidorova-ng-tradicionnyy-kostyum-russkogo-naseleniya-srednego-urala-xix-nachalo-xx-v-ekaterinburg-2006.html  



+4


Сидорова Н.Г. Традиционный костюм русского населения Среднего Урала (XIX- начало XX в.). Екатеринбург, 2006

Категория: Традиционная одежда

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера