Кого мы сжигаем на Масленицу?

Кого мы сжигаем на Масленицу?

Из года в год мы наблюдаем одну и ту же картину: как на городских, так и на традиционных Масленицах при расправе с чучелом звучат одни и те же слова о «сжигании» Зимы. Такое объяснение вполне закономерно на цивильных мероприятиях, стремящихся сгладить «острые углы» языческого праздника, для родноверов же игнорирование сути обряда считаю недопустимым.

Бессмысленно сжигать Зиму или её символ, так как она неистребима. Её можно поторопить с уходом, прогнать, но она вернётся в своё время, нравиться вам это или нет. Вспоминать о погибающем и возрождающемся божестве в ситуации с Зимой нелепо, так как мифы такого типа относятся к Богам плодородия, к каковым Зима не принадлежит. В некоторых местах остатки сожжённого чучела разбрасывали на полях. Это выглядит очень странно, если стоять на позиции сожжении Зимы.

Современные родноверы называют чучело Зимы «Марой», «Мореной», и на этом основании декларируют его связь с Зимой. И действительно, к Маре относятся холод, темнота, смерть, белый цвет и т.д. Однако в славянских традициях чучела, сжигаемые на весенние равноденствие назывались по разному, мало того, они могли быть и мужского пола!

Как нам быть с белорусским масленичным Дедом, может быть, это - Мороз ? Тогда почему его изображали с ярко выраженными половыми признаками (морковь и бураки), такими же, как у Ярилы. Ясно, что к морозу и зиме персонаж с такими «причиндалами» отношения не имеет, он имеет отношение к плодородию. Этот Дед называется в Белоруссии по-разному. В одном из сёл – «Сидором». Собиратели фольклора догадались спросить у старожилов, почему именно Сидор? И получили ответ: «Жил в нашем селе очень уважаемый дед долгожитель, а когда он помер, его именем стали называть сжигаемое чучело» (Т. Кухаронок. «Гульни, забавы, игрища». Минск. На белорусском языке). Мы видим, что здесь сжигание чучела – символические похороны уважаемого земляка по древнему обряду кремации.

Возьмём другой пример. В западнославянской песне, сопровождающей сжигание купальского чучела, говориться:

Морена, Морена, за кого умрела?
…за старого дедка, чьи зубы редки.


Сжигание чучел в моменты Солнечных фаз – есть отправка «посланцев» к Богам с нашими пожеланиями, в частности, с просьбой о скорейшем завершении Зимы. Это не есть имитация человеческих жертвоприношений, но память о торжественной кремации наиболее уважаемых членов рода.

Спрашивается, откуда в древние времена бралось столько покойников именно в период солнечных фаз, ведь костры палили в каждом селе? Существует письменное свидетельство, что у племени пруссов знатные покойники что называется «ждали» своего часа, то есть не сжигались сразу после смерти, а хранились в специальных местах до ближайшей Солнечной фазы. То же мы можем предположить и у восточных славян. Напомню, что масленичные блины не только «символ Солнца», но и основная поминальная еда.

Зиму же на Масленицу прогоняли следующим способом. Делали большую Снежную Бабу и расстреливали её снежками. Так же большую магическую роль в этом деле играл обряд «гуканья Весны».

Разумеется, сведения о таких вещах в настоящее время по известным причинам не афишируется, хотя они и не закрыты для любопытствующих.

Кому как не нам, интересоваться такими вещами?


"Расстрел Зимы" в Кузьминках 2009 г.


Категория: Веды   Теги: Праздники

<
  • 274 комментария
  • 60 публикаций
31 января 2012 22:54 | #1
+2
  • Регистрация: 19.01.2012
 
Кому как не нам, интересоваться такими вещами?
Согласен. С этих тонкостей начинаешь вспоминать родову и мозаика начинается складываться в единую картину. Кстати зиму называли - Зимерзла.

--------------------

<
  • 113 комментариев
  • 0 публикаций
1 февраля 2012 01:16 | #2
0
  • Регистрация: 18.02.2011
 
Кстати зиму называли - Зимерзла.

Это у словен.
А сжигают зиму. Не помню как у коми называется, но они тоже сжигают зиму.

<
  • 6 комментариев
  • 0 публикаций
3 февраля 2012 14:46 | #3
0
  • Регистрация: 9.12.2011
 
сейчас "наиболее уважаемые члены рода" не у всех есть, многие про свой род почти ничего не знают. Может поэтому и сжигают зиму, и, может, это даже не смерть ее символизирует, а просто уход в другие края, например, вместе с дымом и т.д. Для каждого в таких обрядах есть свой смысл, и это хорошо, что он есть, было бы хуже, если бы его не было.

<
  • 912 комментариев
  • 213 публикаций
3 февраля 2012 15:56 | #4
-1
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Asterial
"наиболее уважаемые члены рода" не у всех есть
Безотносительно к Маслу: в вашем роду нет умерших которых бы вы уважали?

--------------------

<
  • 9 комментариев
  • 0 публикаций
4 февраля 2012 06:13 | #5
-1
  • Регистрация: 5.01.2012
 
Кроме пустых утверждений ничего. Единственная ссылка на книгу (очень любопытную, кстати) погоды не делает. Сжигают зиму, как смертное время. Земля в это время (зимой) мертва. "Посыпание" поля пеплом сожженной зимы и есть "сигнал" (а точнее выражение желания) к ее пробуждению. Что же касается предков, то сжигая "смерть" этим же и поминаются умершие. Пища для поминания изстари одна - каша (кутья) и кисель (из болотной ягоды). На масленицу пекли блины, но по другой причине, макли же их в мед, а много потом, став богаче - мазали маслом. На равноденствие весны сходятся два обряда. Не столько за давностью лет, сколько поповско-научными усилиями эти обряды свели в "масленицу" - веселое гулянье. Хотя обряд нового года - заклинательный, а поминание блинами - вообще горестный. Но поплясать на могилах наших предков попы всегда любили - этого не отнять.
Цитата: Asterial
наиболее уважаемые члены рода

Обряд ВСЕГДА относится ко ВСЕМ родным, а не только "избранным". Тот, кто вам пытается втюхать некую вторичность остальных - либо врун, либо жыд.

<
  • 912 комментариев
  • 213 публикаций
4 февраля 2012 16:02 | #6
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Sukhoy
Кроме пустых утверждений ничего.
Так же, как и в вашем комментарии.
Цитата: Sukhoy
Сжигают зиму, как смертное время.

Сжигайте что хотите и когда хотите. Могу подкинуть этнографический материал соответствующий: например, в той же Беларуси, хоронили Весну, Это действо входит в весенний обряд "Похороны стрелы" в некоторых сёлах Посожья. Желаете ссылок- пишите в личку, а я подумаю: уж слишком вы своеобразно трактуете народные обряды. Вообще изначальный смысл обряда менялся в течении времени, и представленная мной трактовка относиться примерно к рубежу эр (судя по древним описаниям аналогичных ритуалов). Какой она была до того можно только предполагать, что вы и делаете. Вообще я хорошо понимаю, что глубины народной культуры нужны не всем - они бывают слишком отличны от того, что от них ожидает сегодняшняя публика.

Цитата: Sukhoy
Обряд ВСЕГДА относится ко ВСЕМ родным, а не только "избранным"

Согласна целиком и полностью!

--------------------

<
  • 31 комментарий
  • 1 публикация
18 февраля 2012 22:44 | #7
0
  • Регистрация: 18.02.2012
 
Может быть это несколько и не в тему, но всё же, как можно узнать тайну своего РОДа? Кто ты, откуда и прочее, к РОДу отсносящееся...

<
  • 912 комментариев
  • 213 публикаций
18 февраля 2012 23:28 | #8
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Белимир
как можно узнать тайну своего РОДа?
Традиционным способом: спроси у предков. :)

--------------------

<
  • 31 комментарий
  • 1 публикация
19 февраля 2012 18:17 | #9
0
  • Регистрация: 18.02.2012
 
волхва Пятница,
в том смысле что спросить у родителей? они сами не знают многого....

<
  • 2 комментария
  • 0 публикаций
27 марта 2013 12:32 | #10
+1
  • Регистрация: 22.03.2013
 
Эх, романтики... Вас бы туда, во времена зарождения всех этих традиций, узнали бы жестокую реальность прошлого. Данная традиция произошла от необходимости избавления от трупов родных и соседей, умерших за время голодных зимних месяцев. Люди падали на улице замерзали и их тела заметало снегом, потому прибирать тела зимой было сложно. Да и умерших в доме по понятным техническим причинам сразу не хоронили, а выносили и складывали на морозе. По весне трупы показывались из снега и оттаивали, в связи с чем появлялась санитарная необходимость избавления от них. Собирались всем селением, хоронить еще в мерзлой земле было сложно, потому тела зжигались. Постепенно общественное мероприятие, проходившее организованно и сезонно в четко определенный период года, превратилось в традиционное действие как значимый день перехода от зимы к теплому сезону. Когда технологии усовершенствовались и жить стало легче, массовая смертность в каждую зиму исчезла, но сформировавшаяся веками традиция сжигания тел весной, естественно, требовала продолжения, которое и переродилось в сжигание чучела человека, без которого, по наивным верованиям древних людей, лето могло и не наступить.

<
  • 912 комментариев
  • 213 публикаций
27 марта 2013 23:05 | #11
0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Имярек
по наивным верованиям древних людей,

Не менее наивно считать древних наивными. Процентное соотношени е умных и глупых, наивных и мудрых и прочих о все времена было примерно одинаковое

--------------------

<
  • 2 комментария
  • 0 публикаций
29 марта 2013 18:55 | #12
0
  • Регистрация: 22.03.2013
 
Верить, что обряд сжигания тел умерших родичей может изменить реальность - очень наивно. Конечно, для своего времени это было достаточно естественно и логично, что характерное для раннего средневековья.
Как Вы измерили процентное соотношение умных и глупых в те далекие времена? Это даже и сейчас сложно сделать :) На самом же деле, с развитием цивилизации процент умных людей должен возрастать, являясь по сути, одновременно и двигателем и результатом прогресса: чем больше умных, тем больше прогрессирует общество, а чем больше прогрессирует общество, тем больше появляется умных людей - некий самовозбуждаемый контур с резонаторными характеристиками.

Еще более наивно, чем даже были наши предки, это современному человеку верить в старую обрядность, ища в ней какой то скрытый давно утерянный "истинный" смысл. На проверку все эти старинные сакральные действа оказываются довольно наивным проявлением жестокой действительности из прошлой жизни. Истинная достойная цель человечества находиться в будущем, а не в прошлом!


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Куй ... пока горячо"
Ответ:*