Перуница

» » Капища, усеянные костями

Веды » 

Капища, усеянные костями

Капища, усеянные костями
Череп лошади близ кладбища

Эта статья является 4 главой большой работы "Збручский Идол вне тумана", которая скоро будет дописана и опубликована. Тема мне кажется весьма важной, поэтому публикую её отдельно.

*****
Былинный Поток казнил свою неверную жену - подолянку и её любовника в полном соответствии с обычаями средневековой воинской культуры:
«И оторвал у ей да руку правую,
И оторвал у ей да ногу левую;
У Ковшея отсек фсе ноне головы,
Розметал тут костьё по цисту полю
» (А.Д. Григорьев «Архангльские былины и исторические песни, том 2», СП.б, 2003, № 262, С. 287).

Точно таким же способом разделываются богатыри с наезжими врагами, видимо для того, что бы они не смогли возродиться в Ином Мире.

Останки уважаемых людей былинные и сказочные персонажи хоронят. В сказке «Василиса прекрасная» героиня получает от Яги череп который помогает избавиться от злой мачехи, затем девушка «…зарыла череп в землю» (Диво дивное, чудо чудное. М. 1988, с. 56). После победной сечи русские богатыри:

«… раздумались:
-Нам не честь будет богатырьская,
Вот не выслуга да молодецькая,…
Не захоронили силы мёртвою.
Тут ведь зачели они хоронить силу,
Хоронили они неделёчку…
» (Былины М.С. Крюковой, том 2, М. 1941, «Про Самсона Колыбаева про племянника», с. 98).

Однако, интенсивность военных действий в Средневековье была такова, что останков, брошенных в «чистом поле» оставалось предостаточно, о чем нам и сообщают былины:
«Во чистом поли да он убит лежит,
Срозь белы груди да трава выросла,
Скрозь ясны оци да цветы росцвели…
» (А.Д. Григорьев Архангельские былины и исторические песни, том 1, СПб, 2002, «Купанье Добрыни», № 19, с.113).

То есть в рассматриваемый нами период 9-13 веков, реалии которого частично отражены в былинах, поля и дороги были усеяны костями.

Капища, усеянные костями
Васнецов, Витязь на распутье

С другой стороны, из былины «Василий Буслаев» и словенской песни мы знаем, что небрежное отношение к человеческим останкам (и их частям), встреченными валяющимися на дороге, чревато наказанием человека Высшими Силами (см. об этом http://www.perunica.ru/etnos/7033-obschaya-tema-v-folklore-slovencev-i-novgorodskih-sloven.html ).

Эти факты позволяют в некоторой степени объяснить пугающую многих картину раскопанных археологами языческих святилищ с костями животных и людей.

Судите сами: по общей, древней славянской традиции, найденные разрозненные останки человека нельзя бросать, к ним следует относиться уважительно. По канонам христианства нельзя отпевать и хоронить одну руку или ногу. По языческим представлениям тело при погребении или сожжении так же должно быть целым для последующей полноценной жизни в мире Предков и Богов. Недаром в сказках рассечённый герой оживает не просто после обрызгивания живой водой, но складывания его останков «косточки к косточке».

То есть, если, например, человек нашел руку или ногу своего родича или товарища, их нельзя упокоить с должными почестями обычными способами в рамках как новой, так и старой религий.

Что остается делать порядочному человеку с найденными отдельными частями человеческих тел, так сказать «некомплектом»? Останки незнакомых людей - хотя бы просто закопать. А останки людей знакомых, родных, чье посмертное существование ему не безразлично – нести на капища, раскладывать их пред ликами Предков и Богов с мольбами и жертвами ценных вещей, пищи, растений и животных, в надежде, что Боги примут и пощадят «нецелокупных» покойных.

Капища, усеянные костями

Таким же образом, но с иной мотивацией поступали и христиане, например, отрубленная голова св. Пантелеймона хранится в Русском Пантелеймоновском монастыре на горе Афон. Вообще в католичестве и православии весьма развит культ мощей, человеческих останков хранящихся не погребенными в храмах, и это не всегда святые. Например, в Чехии интерьер одного из костелов сделан в конце 19 века резчиком по дереву Франтишеком Ринтом из множества скелетов местных жителей:

Капища, усеянные костями
Костница костёла Всех Святых, Чехия, Кутна Гора

А ведь уважаемому мастеру была поставлена задача всего лишь навести порядок в костехранилище храма. Так что художественное раскладывание человеческих останков в святом месте присуще не только древним язычникам, но и христианам нового времени, вероятнее всего это архетип человеческого поведения.

Но вернемся к капищам, усеянным костями: когда мы читаем археологические отсчеты типа: «…недалеко от Волина в Польше, открыта яма, в которой находились два человеческих черепа, кости животных, фрагменты сосудов. Рядом с ямой на кострище среди камней лежал также кусок черепа человека. Жертвенная яма с шестью человеческими черепами открыта в Праге…» (Русанова, Тимощук, «Языческие святилища древних славян», М. 1993, с. 16-17), не стоит верить выводам даже самых уважаемых авторов о том, что это следы ритуальных убийств человека, имеются и иные объяснения, разрушающие образ «язычника-дикаря».

Капища, усеянные костями
Зарисовка находок на жертвенной площадке в урочище Бабина долина на Збруче (черным цветом обозначены человеческие кости). Тимощук, Русанова "Языческие святилища древних славян", М. 1993, рис. 68, №4

Археологи отмечают что городища-святилища на реке Збруч, в водах которой был установлен Идол, более других славянских святилищ изобиловали разрозненными останками людей и частями туш животных, и это говорит не о «кровавых человеческих жертвоприношениях проклятых язычников», а о совестливости, порядочности и набожности местного как языческого, так и христианского населения.

Особенно трогателен череп младенца в обрамлении жертвы - ножек теленка, помещённый в хлебную печь для посмертного «выпекания» в мире Богов, находящуюся в урочище с выразительным названием «Бабина долина» у северного подножия горы Звенигород (там в 19 веке стоял идол, изображающий женщину, который разбили и использовали в фундаменте какой-то постройки – знакомая история) (Русанова, Тимощук «Языческие святилища древних славян», М. 1993, сс.49, 77, 95; об обряде «перепекания» младенцев в печи см. http://www.softmixer.com/2013/07/blog-post_2243.html ).

У читателей, знающих воинскую культуру тех времён, может возникнуть вопрос о том, как «на руках» родных мог оказаться череп младенца, ведь детям, например, татары, головы не секли, с ними вороги расправлялись другими способами, известными нам из летописей.

На этот вопрос находим ответ в песнях Полесья, украинско-белорусского пограничья, «Няньки у забытого в поле ребёнка», в которых свекровь нагружает невестку множеством работ и та забывает младенца в поле, бежит за ним, встречает сокола или волка, которых спрашивает о ребёнке, они отвечают, что видели у дитя трёх нянек:

«Перша нянька у очи заглядайе,
А друга нянька кiшечкi сотайе,
Третья нянька косточкi розноси…
» (Смирнов Ю.И. «Эпика Полесья», в сборнике Славянский и балканский фольклор, М. 1978, №6, С. 229).

Интересно, что в песне несчастная мать идёт отмаливать растерзанного ребенка не в церковь, а в священный языческий локус - на перекрёсток дорог, а факт гибели ребенка связывается с паханием нивы, то есть воспринимается как «невольная жертва» Матери Сырой Земле:
«- Ох ты, нiва мая, ты паораная,
Ты, дзецiна мая, ты разорванная,
На растонушках да й отмулёвана!
(Смирнов Ю.И. «Эпика Полесья (по записям 1975 г.)», в сборнике Славянский и балканский фольклор, М. 1981, №1, с. 230).

Некоторые из этих младенческих «косточек разнесенных» мать могла собрать и закопать под порогом или разложить на капище, а через столетия, археологи, найдя обглоданные останки неполного скелета на капище или под порогом жилища, поспешат объявить находку «человеческим жертвоприношением «духам дома» или «кровавым истуканам» с явными признаками каннибализма».

При этом я не являюсь сторонником мнения о том, что у славян вообще не было человеческих жертвоприношений. Они были, возможно, добровольными и уж точно не в таком количестве, в каком нам преподносят их некоторые историки, археологи и "паганофобы". Я полагаю, что в археологические экспедиции давно пора включать судмедэкспертов и аналитиков-криминалистов для более объективной оценки найденных «следов ритуальных убийств ».

Вся Слава Предкам!
апрель 2014, Т.Блинова

http://www.perunica.ru/vedi/7696-kapischa-useyannye-kostyami.html  





Капища, усеянные костями

Категория: Веды

<
  • 73 комментария
  • 1 публикация
11 апреля 2014 06:20 | #1

Timkina

0
  • Регистрация: 26.02.2013
 
Спасибо, Волхва! Очень нужная и полезная статья!

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
11 апреля 2014 08:52 | #2

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Благодарю за оценку!))) Может быть в будущем напишу более подробную работу на эту тему, расширю, так сказать, доказательную базу, материала много.

--------------------

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
12 апреля 2014 08:13 | #3

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
У меня есть предположение, что к Идолу посреди быстрой реки привязывали плот с человеком находящимся в коме или еще чего подобное между жизнью... Заберет Мара или нет, да и Очищение в Водном Потоке...

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
15 апреля 2014 22:54 | #4

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
О! вот ещё нашла "перл" о якобы первом археологическом свидетельстве "человеческих жертвоприношений" в 10 веке: в Польше, около Плоцка, на горе Тумской "На площадке (рядом с большим кострищем и камнем-алтарем) находились череп ребенка 12-ти лет, кости животных, в том числе коня, сосуд с железным шлаком, обломки посуды и в землю был воткнут меч. Площадка датируется Х в. и судя по находкам, здесь скорее всего совершались обряды, связанные с военным делом. В Плоцке обнаружено ранее свидетельство о человеческих жертвоприношениях. До Х в., до завершающей и наиболее развитой фазы язычества, данных о таких жертвах нет" (Русанова, Тимощук "Яз. др сл", М. 1993, с. 18).

ai Так прям и видится больным на всю голову: мерзкие перунисты отрубили голову ребенку и принесли её в жертву своему кровавому богу (а тело, по- видимому, съели miaso, а косточки закопаааали br )

Лично у меня при чтении этого текста, особенно при упоминании Польши, 12-ти лет "ребенка" , меча и коня пошли совсем другие ассоциации, фольклорные, былинные, удивительно точно "ложащиеся" на описанную археологами ситуацию:

"А от той как от бабы от Златыгорки (вариант: Латынгорки, то есть католички)
А родился тут Сокольницёк-наездницёк.
А ише от роду Сокольнику двенаццэть лет..." (Григорьев, "Архангельские былины...", том 3, Спб. 2003, с.327).
Далее Сокольник в 12 лет (всегда в 12, во всех многочисленных вариантах!) нападает на родного отца Илью Муромца в открытом бою, отец его щадит, но сын после "братания" вероломно нападает на батьку, и тот:
"Отрубил у Сокольника буйну голову,
...А воткнул где главу да на востро копьё..."
Или:
"Разрубил где старой да в мелки цереньё,
Разбросал где Сокольника по цисту полю.." (Там же, с. 332, 584).

Разумеется, родственники могли выкупить у победителя голову 12-ти летнего богатыря, его меч, коня и разложить все это на западноевропейском капище (несмотря на "латынскую веру"), а части тела остались в "чистом поле" Киевской Руси.

(Эх, скорее бы генетическая экспертиза стала бы подешевле, может быть мы бы нашли к этому польскому черепу полный комплект в степях незалежной!)

--------------------

<
  • 9 комментариев
  • 0 публикаций
18 апреля 2014 10:54 | #5

СветославЗмей

0
  • Регистрация: 30.08.2011
 
Прекрасный материал предоставила нам волхва Пятница!.. кроме фактического материала и отсылки к интересным источникам по такой непростой и интересной теме.... это еще и замечательный пример научного анализа и не предвзятого осмысления материала!материал не только освещает достаточно малоизвестные страницы традиции славян но и рождает много вопросов для пытливого ума...Хотелось бы рекомендовать уважаемому автору ознакомится с такими материалами как:1)Шилов Ю.А. «Прародина Ариев. История, обряды и мифы»2)"Каннибализм как часть европейской традиции " - http://ttolk.ru/?p=15107 3)Книги от редакции журнала Апокриф - http://vk.com/apokriflib 4) "Советы гражданину Рима"( особенно про такой препарат как -Ассиратум) http://uznaipravdu.org/viewtopic.php?f=23&t=1244( из книги Бориса Бессонова) 5) Джеймс Джордж Фрезер "ЗОЛОТАЯ ВЕТВЬ" - http://psylib.ukrweb.net/books/freze01/index.htm

--------------------

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
18 апреля 2014 11:10 | #6

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Святослав Змей! Гнусно "подозревать" меня в незнании Фрезера, и книгу Шилова лично у вас брала для ознакомления))) friends А вот за ссылку на "Канибализм как часть ев. к" - спасибо! Но, подозреваю, что там речь идет о КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХИАТРИИ, а не об языческих обрядах yarilo

--------------------

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера