Перуница

» » ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (окончание, главы 16,17)

Веды » 

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (окончание, главы 16,17)

16. Немного культорологической мистики

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (окончание, главы 16,17)
ЗИ, оригинал. «Ты глядишь кругом, гордостью сокрушив лицо…»

На фоне тесных контактов в 12-13 веках Галицкой Руси с княжеством Литовским и Польшей возникает корреляция этих фактов со славянским именем Казими́р, чьё значение «показывающий мир», «примиритель», «изменяющий мир». Святой Казимир — покровитель Польши, Литвы и молодёжи. Я думаю, что такое имя вполне подходят и к Збручскому Идолу, так как на нем показан объединенный мир «молодого», нового государства – Галицкой Руси.

«Примеряя» имя Казимир к Збручскому Идолу, волшебным образом начинает играть новым смыслом стихотворение Д. Хармса «На смерть Казимира Малевича». Впрочем, многозначность, ёмкость, способность быть формулой, в которую можно подставлять разнообразные значения с получением удивительных результатов - явление обычное для гениальных произведений, коим являются и Збручский Идол и стихотворение Малевича, в которых смыслов больше, чем вложили в них авторы. Назовите эту оду «Збручскому Идолу» и вы увидите, как…

«Памяти разорвав струю,
Ты глядишь кругом, гордостью сокрушив лицо.
Имя тебе — Казимир.
Ты глядишь, как меркнет солнце спасения твоего.
От красоты якобы растерзаны горы земли твоей.
Нет площади поддержать фигуру твою.
Дай мне глаза твои! Растворю окно на своей башке!
Что ты, человек, гордостью сокрушил лицо?
Только муха — жизнь твоя, и желание твое — жирная снедь.
Не блестит солнце спасения твоего.
Гром положит к ногам шлем главы твоей.
Пе — чернильница слов твоих.
Трр — желание твое.
Агалтон — тощая память твоя.
Ей, Казимир! Где твой стол?
Якобы нет его, и желание твое — Трр.
Ей, Казимир! Где подруга твоя?
И той нет, и чернильница памяти твоей — Пе.
Восемь лет прощелкало в ушах у тебя,
Пятьдесят минут простучало в сердце твоем,
Десять раз протекла река пред тобой,
Прекратилась чернильница желания твоего Трр и Пе.
«Вот штука-то»,— говоришь ты, и память твоя — Агалтон.
Вот стоишь ты и якобы раздвигаешь руками дым.
Меркнет гордостью сокрушенное выражение лица твоего,
Исчезает память твоя и желание твое — Трр»

Даниил Хармс-Шардам. 17 мая 1935 (Культура сквозь призму идентичности, М. 2006, с. 331-332).

Заметим для неискушенных в «зауми» Хармса: загадочный Агалтон это скорее всего переиначенное имя «Галатон» - древнегреческий художник из Александрии, написавший сатирическую картину, изображавшую современных художнику поэтов, поедающих то, что изрыгает из своего желудка Гомер. Странные имена Пе и Трр складываются в «анаграммированное сверхимя» Петр, что означает «камень».

Я читаю, и дрожь пробирает меня: «Ты глядишь кругом» - Идол действительно смотрит на все четыре стороны. «Восемь лет прощелкало в ушах у тебя …Десять раз протекала река пред тобой…» -. Вспомним о восьми трансгрессий реки Збруч, оставивших, согласно экспертизе, свой след на Идоле. И вот Идол стоит в музее: «Ей, Казимир! Где твой стол?/ ЯКОБЫ нет его…» - это к спорам о первоначальном местонахождении изваяния. Стоит без почитания и жертвоприношений: «Только муха- жизнь твоя, и желание твое - жирная снедь». И нет надежды на другую жизнь, потому что время ещё не пришло: «Не блестит солнце спасения твоего…», «Нет площади поддержать фигуру твою…».

Ай да Збручский Идол! «Вот стоишь ты и якобы раздвигаешь руками дым», а я-то, наивная, ещё не зная этого стихотворения назвала свою работу «Збручский Идол вне тумана». Вот такая аллюзия, разбившая иллюзии. Остаётся только надеяться на то, что Идол дал мне глаза свои и я слегка приоткрыла окно…


17. Не риторический вопрос

«Таков мой род и мне не быть иным,
Я должен знать своё происхожденье…»
Софокл


ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (окончание, главы 16,17)
Гусятинский краеведческий музей, ул. Тернопольская, 5.

В Гусятине с 1979 года работает районный краеведческий музей с обычным набором экспонатов: кости ископаемых животных, каменные и бронзовые орудия труда, гончарные изделия, старинные вышивки, имеется и копия Збручского Идола (см. фото выше). У меня вопрос к музейщикам Гусятина: что ж так скупо? Нет, правда, без обид – это Изваяние ваш бренд, уникум, «луч света» в полумраке однотипных провинциальных музеев вообще и конкретно ваших городских достопримечательностей – старинных еврейских надгробий, синагог, костелов и церквей, так оформите хотя бы копию соответственно значению оригинала в мировой культуре.

Я вижу: большой зал, в центре голограммы Изваяния и местных жителей в костюмах 12-13 веков, реконструированных по археологическим находкам. Они стоят плотным полукругом за Изваянием, их спокойные лица как бы всматриваются в лица посетителей, их руки сложены в жесте, изображенном на верхнем ярусе Изваяния. Картина меняется, Идол покрывается патиной времени, люди исчезают и появляются другие, в других одеждах (последовательно 14, 15, 16, 17, 18 веков). Наконец, крестьяне 19 века поднимают Изваяние и несут его в появившиеся воды, начинается дождь, ливень, гроза, вода скрывает Изваяние. Снова солнечно, вода уходит, дети купаются и замечают «шапку» в водах, зовут взрослых, Изваяние извлекают из вод, оно оказывается в музее, звучит запись оды Хармса: «Памяти разорвав струю, / Ты глядишь кругом, гордостью сокрушив лицо…».

Да, понимаю, финансирование музеев скудно, тем более в такое трудное для Украины время. Но можно без особых затрат хотя бы копировать титульные листы всех работ, написанных о Збручском Идоле и представить их публике с краткими описаниями мнений их авторов – эта библиография будет весьма обширной и полезной, а экспозиция не скудной и познавательной.

Можно устраивать интерактивные экскурсии с практикой поз и жестов, изображенных на Изваянии, на прочном «трехэтажном» каркасе строить трехярусные «живые картины», имитирующие фигуры ярусов, организовать лекторий, приглашать различных исследователей проблем ЗИ для диспутов, семинаров, устраивать выставки картин или их копий с изображениями Збручского Идола. Собрать и создать фотоэкспозицию каменных копий Изваяния (они многочисленны и очень различны, по ним можно многое понять о настроении и мировоззрении их авторов).

Можно выбрать любой день начала августа, например, первое воскресенье, и отмечать его ежегодно как «День явления Изваяния из вод Збруча» или «День второго пришествия Збручского феномена», устраивать реконструкторский фестиваль, посвященный культуре Галицкой Руси.

Глядишь, и Оригинал в Краковском музее перестанет заморачивать исследователей и посетителей и, начнёт работать на благо своей многострадальной Родины.

Вся Слава Предкам!
Т. Блинова 2009 - август 2014

P.S. Я понимаю как выглядит моя работа – своеобразный гимн домонгольской Галицкой Руси- в свете последних политических событий в Украине. Но я писала её пять лет не смешивая историю, этнографию и лингвистику с политикой. Так совпало. Но раз совпало, хочу сказать потомкам галичан, волынян, подолян, создавших блистательную Красную Галикую Русь: неужели вы не чувствуете, не видите как диссонируют с вышиванками германские руны? Как странно смотрится в Галиции знак рюриковичей, пришедший в Киев из русского Новгорода?

Я вижу: парад вышиванок под стягами с изображением символа единства Западнолй Украины - Изваяния из Збруча, на груди участников из Волыни – розовые шиферные обереги-пряслица, колечки-колесики, как символ объединения, движения веред, красоты и богатства, а у галичан- рожкИ, наполненные освященной четверговой солью, потому что вы – соль ВАШЕЙ Земли, не более. Перефразируя слова замечательной украинской поэтессы Н. Май, «Повертайтеся, соколы, на Вкраїну».

О, Идол из Збруча, «кто любит более тебя, пусть пишет далее меня»!



http://www.perunica.ru/vedi/7893-zbruchskiy-idol-vne-tumana-okonchanie-glavy-1617.html  





ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (окончание, главы 16,17)

Категория: Веды   Автор:

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
27 августа 2014 01:14 | #1

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Не про ЗИ, но интересное добавление С. Жарниковой

<
  • 874 комментария
  • 194 публикации
27 августа 2014 09:54 | #2

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Спасибо, Квака, это в тему. Я вот писала и удивлялась: город Холм есть и в Западной Украине и в Псковской области, не говоря уж о повсеместных и многочисленных Галичах. Русь и есть, так они сами себя называли: Галицкая Русь. Только я думаю, что топонимы и гидронимы принесены на Русский север с юга, а не наоборот.
Мне не близка теория о том, что антропологические типы образовались под влиянием погодных условий. Почему, спрашивается, на Европейском Севере сложился тип длинноголовый, светловолосый, длинноносый, а на Азиатском Севере в ещё более холодных условиях якуты и прочие так и остались круглоголовыми, черноволосыми, с микроскопическими носами? Очевидно, тут не все так однозначно и длинные носы вытянулись не для "согревания холодного воздуха" ха ха)). Лично я, человек не религиозный, чувствую тут "руку Бога".

--------------------

<
  • 73 комментария
  • 1 публикация
27 августа 2014 22:06 | #3

Timkina

0
  • Регистрация: 26.02.2013
 
Волхва, вот что интересно... 22 февраля 2013 года в Киеве отпилили голову парковой скульптуре - копии ЗИ (http://ru.tsn.ua/kyiv/v-kieve-neizvestnye-otpilili-golovu-yazycheskomu-idolu-29
3985.html)
А через год случилось то, что случилось...

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
28 августа 2014 01:42 | #4

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: волхва Пятница
на Азиатском Севере в ещё более холодных условиях

На Азиатском Севере это сейчас холоднее.
Там например не было последнего Валдайского оледенения, граница которого проходила под Воронежем (Костенки). По разным оценкам оно закончилось 8-13 тысяч лет тому.
Это примерно вот так...

В Европе Тундра, а в Северном причерноморье очень даже неплохо - Степь, простирающаяся и в Сибирь.
Не будем трогать начало олединения, когда возможна была миграция с Севера на Юг по причине наступления льдов.
А вот движение за отсупающим ледником вполне обосновано.
Следующий катаклизм это Дарданельская катастрофа, приведшая к прорыыу Средиземноморских вод в Черное море. Это вызвало подъем уровня воды метров на 100 и затопление обширной территории. Опять таки по разным оценкам произошло это 4-7 тысяч лет тому.... Естественно население спасалось в том числе и на Севере. Ну а кто то и на Запад и Восток двинул, образовав Индо-Европейскую группу.

<
  • 874 комментария
  • 194 публикации
28 августа 2014 08:51 | #5

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Цитата: Timkina
отпилили голову
Да, придурки спилили символ объединения, и вот вам результат.
Квака, пусть там раньше было теплее, но сейчас то холодно, но процесса осветления и вытягивания голов и носов не наблюдается.

--------------------

<
  • 1 320 комментариев
  • 83 публикации
28 августа 2014 11:01 | #6

Квака

0
  • Регистрация: 23.07.2011
 
Цитата: волхва Пятница
но процесса осветления и вытягивания голов и носов не наблюдается.

Это да. Они там скорее красные, как Американские индейцы, чем белые...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера