Перуница

» » ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 14, 15)

Веды » 

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 14, 15)

14. Краткие выводы

Восставим гордость старой были…
В. Хлебников


ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 14, 15)
ЗИ, оригинал в Краковском музее

Уникальный, не имеющий каменных аналогов, четырехгранный Столп, ныне называемое Збручский Идол был создан в период 12-13 веков из камня, добытого в Подолии (входившей в Галицко-Волынское княжество, королевство Галицкая Русь),как символравноправного объединения западнорусских земель в единое государство со сменным правителем.Трехярусная композицияИдола в целом, и отдельные её части имеют многочисленные аналоги в народном изобразительном искусстве и в обрядовом фольклоре восточных славян. Это говорит о «включенности» автора или заказчика Изваяния в народную культуру славян и о том, что Изваяние было понятно народу.

На столпе изображены антропоморфные фигуры в характерных позах клятвы, присяги и роты, демонстрирующих их различия, которые целиком и полностью соответствуют средневековой социальной иерархии и лингвистическим данным, полученным вне всякой связи с темой исследования Збручского Идола.

С достаточной долей вероятности чётко определяется только одна фигура верхнего яруса, держащая в руке шиферное пряслице, это Волынь. Очевидно, что на других гранях должны быть Галиция, Подолье и другие земли, но места их расположенияна гранях ЗИ гадательны. Также, чётко не определяется триединая фигура коленопреклоненноговоина с крестообразной тамгой с нижнего яруса ЗИ. Однако подходящих «кандидатур» на это местонесколько, что говорит о типичности ситуации и повышает шансы её реальности.

В целом Изваяние из Збруча являет собой «каменную присягу» на верность Галицкой Руси - абсолютно нетипичное произведение, не имеющее скульптурных аналогов не только на восточнославянской территории, но и во всем мире. Збручский Идол выделяется на общем фоне каменных идолов так же как выделяется на фоне прочих литературных произведений того времени (и всех последующих времен) Галицко- Волынская летописьи«Слово о полку Игореве…». Это произведения одного ряда, одной эпохи.

Очевидно, после изготовления Идол стоял в стольном граде или другом значимом, центральном месте.

Общеизвестный факт того, что гениальное «Слово о полку…» описывает незначительный эпизод древнерусской истории- неудачный поход не самого знатного князя, говорит нам о том, что и Изваяние из Збруча могли создать по поводу, с нашей точки зрения незначительному, ведь в 12- 13 веках политическая ситуация менялась с калейдоскопической скоростью- князья и бояре дружили, роднились, присягали, организовывали коалиции и оставляли все старые затеи ради новых.

Возможно, Збручское Изваяние довольно быстро потеряло свою актуальность в политическом смысле, но сохранило приязнь народа, и потому было перенесено из центра на периферию, в глушь, на «родину», туда, откуда был взят материал для его изготовления - накручи вдоль Збруча, на земли Подолии, усеянные древними языческими истуканами, земли,жительницы которой вплоть до нашего времени слыли чаровницами.

Шло время, капища были оставлены, но не забыты. И вот, в одну из сильных засух начала 19 века, местные жители провели традиционный славянский обряд вызывания дождя –утвердили древнее Изваяние в реке, которая ненадолго скрыла его.

***

Научная экспертиза Идола, проведенная в Польше в 1948 году давно требует обновления, исследования с применением новейших методов и привлечением широкого круга специалистов различного профиля. Несомненно, новые данные внесут свои коррективы в наши представления об этом уникальном памятнике эпохи становления, расцвета и упадка Галицкой Руси, объекте и субъекте народной магии Подолян.


15. Имеет ли Изваяние из Збруча отношение к язычеству, идолам, Святовиту, Роду?

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 14, 15)
Воин на костяной пластине 11 века, Галицко-Волынское княжество

На фоне выявленной не религиозной семантики изображений Изваяния, возникает вопрос, имеет ли оно отношение к язычеству?Безо всяких колебаний отвечаем –да,несомненно. Дело в том, что в христианстве клятвы запрещены, согласно Евангелию от Матфея, Иисус сказал: «не клянись вовсе…Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого», а наше Изваяние являет собой сплошные, разнообразные клятвы, клятвы воина, народа и персон -символов земель, можно сказать, клятву «в девятой степени».Это пример проявления язычества без религиозной подоплёки, пример языческого мировоззрения.

Можно ли назвать Изваяние из Збруча Идолом? - да,несомненно. Слово «идол» означает «идеал», а Изваяние из Збруча являет собой идеал сплочения общества, его структуры, идеал верности, незыблемости клятв.В некотором смысле ЗИ являет собой иллюстрацию этического принципа взаимной верности, который длительное время приписывался европейской наукойисключительно германским народам раннего Средневековья в отношениях конунга и его воинов (теории Г. Бруннера, Г. Миттайса, В. Шлезингера).

Лингвист Г.Кун и чешский историк Ф. Граус показали, что идея верности была знакома и кельтам, и славянам, но «… полнокровное развитие получила только с христианизацией. Именно христианство, связывая верность с верой, наполняет эту идею высоким морально-религиозным содержанием…» (П.Стефанович «Бояре, отроки, дружины…», М. 2012, С.62). На примере ЗИ мы видим, что идея верности с её высоким моральным содержанием была знакома и восточным славянам, причём не в узком смысле личных отношений князя и дружины, но в более широком, общественно значимом и, самое главное, мирном, причем вне связи с религией вообще и с христианством в частности.

Можно ли назвать Изваяние из Збруча Сятовитом (варианты: Световидом, Свентовитом и т.п)? Да, но для этого необходимо отказаться от ошибочных аналогий с одноимённым западнославянским Божеством, чьё изображение, описанное Саксоном Грамматиком в «Деяниях данов» со Збручским Идолом не имеет ни малейшего сходства: у того было четыре головы на одном большом, но вполне «человеческом» теле, а Збручский Идол представляет собой четырёхгранный высокий и тонкий столп, на котором изображено множество человекообразных фигур, да ещё и ярусами.

Но у этих совершенно разных по внешнему виду сакральных славянских Изваяний, явленных миру примерно в один период времени (один вытесан в 12-13 веках, другой описан в 12 веке) есть общее: оба можно с полным правом назвать языческими святынями, для обозначения которых в более древний индоевропейский период применялосьслово *kṷen-to-cисходным значением «набухший, выросший, усилившийся» (откуда славянские «свет», «цвет» и «святость», а также «цветок», «квитка»).

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 14, 15)
П. Качалаба, «Световид» фото из П.Тулаев «Родные Боги в творчестве славянских художников», М. 2008, с. 108

«Терминологизированныйсакральный характер с оттенком внешнего «сияния»прибавился сюда позже. Мы согласны с Топоровым, что, например, *Svẹtoslavъ – «не тот, чья слава «сакральна», но тот, у кого она возрастает, ширится» [Топоров 1988: 40]. Но, может быть, ещё явственнее это в случае с именем *Svẹtopъlkъ = «тот, полк (дружина) которого множится». Широкоупотребительная по сей день русская пословица Свято место пусто не бывает (которую следует понимать в том смысле, что «изобильное место не бывает пустым») говорит сама за себя и дышит архаикой. Мы имеем здесь перед собой смысловую оппозицию, едва ли замеченную исследователями, святой – пустой (т.е. с чертами досакрального, дохристианского употребления и при полном отсутствии признаков блеска)» - писал О.Н. Трубачёв в своей замечательной работе «Мысли о дохристианской религии славян в свете славянского языкознания» (Труды по этимологии. Слово-История- Культура. Том 2, М. 2004, С. 428).

В той же работе Трубачев отмечает, что кроме слов свет, святость, к древней языческой, дохристианской религиозной лексике относятся славянские слова бог, рай, душа, дух, мана, навь, треба, кощуна, рожаницыи оппозиционный комплекссвященных языческих действий: пить воспевая и говеть (поститься) в молчании; автор соглашается с мнением Иванова с Топорова , что слово *Svẹtovitявляется эпитетом и дословно значит «содержащий в себе и умножающий вовне все блага (людей, богатство, силу, славу, свет, святость)», точно так же, как являются эпитетами русские слова ядовит, родовит, грановит, сановит, и, например, македонские (в этом славянском языке особенно много конструкций на -вит)громовит, даровит, дождевит, мразовит, снеговит, видовит (проницательный, пророческий, от «видеть»), ставит (статный), и пр.

Эти лингвистические данные позволяют нам более полно (чем они описаны у христианских писателей) понять функции западнославянского Бога Свентовита и дают право называть Изваяние из Збруча древним именем-эпитетом Святовит (с вариантами, которые произошли от общего *Svẹtovit), потому что этот Столп своими гранями являет«на все четыре стороны» свою наполненность торжественными обещаниями верности, защиты и ненападения, а это есть благо.

Потому что Збручский Идол представляет собой стройную систему, как бы «вертикаль власти» на нижнем ярусе которой пребывает крупный триединый противник, вынужденный подчиниться Силе Громовержца или его почитателей, на среднем – народ, «мелкий люд» с пожеланием «плодиться и множиться», а на верхнем- фигуры, символизирующие объединенные земли Галицкой Руси – и все они «в общем порыве», но каждый ярус по своему статусу, соблюдая иерархию, клянутся в верности «вертикале власти» Галицкой Руси - совершенно очевидно, что такая система взаимного договора очень разных субъектов соглашения создаёт условия оптимального баланса сторон, даёт им возможность в рамках договора возрастать, ширится и богатеть. То, к чему призывал автор «Слово о полку Игореве…» -единению русских земель, нашло символическое воплощение на гранях Идола из Збруча, замечательного памятника времен Галицкой Руси.

К стати, автором «Слова…» академик Б.А. Рыбаков считал Петра Брониславовича - боярина, который был на дипломатической службе и выполнял целый ряд поручений, в том числе был послом Киева в Галиче…не там ли автор «Слова…» «набрался» центростремительных идей?

Можно ли величать это славное произведение Родом? Да,но опять – таки только при условии понимания древней семантики этого слова, которая такова: «родъ, родитиозначало сначала «успех, процветание», «урожай, прибыль», «забота» (со ссылкой на А. Брюкнера О.Н. Трубачев термины кровного родства/ Труды по этимологии. Слово-История- Культура. Том 3, М. 2008, С. 207).Именно на такие социально значимые цели и было направлено объединение земель в Галицкую Русь, а его, объединения, символическое изображение на гранях и ярусах Збручского Идола, наглядно напоминало участникам и показывало зрителям, какими способами достигаются успех и процветание – крепкой сплоченностью иерархических структур (а не поклонением «фаллическим» символам).

http://www.perunica.ru/vedi/7894-zbruchskiy-idol-vne-tumana-prodolzhenie-glavy-14-15.html  





ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 14, 15)

Категория: Веды   Автор:

<
  • 876 комментариев
  • 195 публикаций
3 сентября 2014 08:34 | #1

волхва Пятница

0
  • Регистрация: 16.02.2011
 
Как известно, христианская Русь во всем равнялась на Византию. Так вот, в Византии язычество уживалось с христианством и сохраняло свои позиции по крайней мере до конца 11 века: после эдикта Юстиниана (529г.) были закрыты языческие философские школы, а их приверженцы эмигрировали в Персию, в которой тогда живо интересовались наследием греческой культуры. Но уже в 532 году персы заключают мирный договор, в котором обговаривается и философов на родину без преследования за их взгляды. Профессор философии, язычник Олимпиодор, преподавал в Александрии в 564 году не скрывая своих взглядов, а его слушателями были христиане. Высказывание о том, что язычники поклоняются не камням, но Силе, о которой напоминают камни и изображения, принадлежит его перу. Многие философы-язычники поселились в Харране (Карры). «Ориентированный на языческие верования Харран был в оппозиции к христианской Эдессе. Последний языческий храм в Харране был разрушен в 1081 году» (История философии: ЗАПАД-РОССИЯ-ВОСТОК, книга первая: Философия древности и средневековья, М. 1996, с. 178-179, 182).

--------------------

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера