Перуница

» » ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 6,7)

Веды » 

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 6,7)

6. Наш ответ А. Комар и Н. Хамайко

«Ученые знают многое, но не понимают ничего»
Народная мудрость


В начале этой работы была дана высокая оценка кропотливому исследованию А. Комар и Н. Хамайко «Збручский идол: памятник эпохи романтизма?» Однако уважаемые авторы не удержались от необъективных выпадов в сторону приверженцев аутентичности находки: современному "исследователю представить славянское язычество без Збручской находки настолько трудно, что альтернативное объяснение не аутентичности изваяния кажется почти кощунственным".

Считаю своим долгом ответить: многие современные исследователи Збручской находкине считают альтернативное мнение кощунственным, но простым заблуждением. Мало того, лично я твердо уверена в том, что славянское язычество вполне обошлось бы без Збручского Идола, не стало бы не лучше и не хуже, но с Ним мир увидел более полную, яркую картину, оригинальность и специфику язычества славян, которая самим язычникам очевидна и без этого замечательного Изваяния.

В своем исследовании А. Комар и Н. Хамайко суммировали выводы, что позволяет нам кратко прокомментировать их (мнение Комар и Хамайко цитируется в кавычках):

«1) изваяние не имеет ни точных, ни надежно датированных отдаленных археологических аналогий, как среди каменной, так и деревянной скульптуры»;

Это верно, однако отсутствие «точных» аналогий не имеют и многие другие изваяния (например, этокский памятник, тмутараканский камень, шингирский Идол), что не является причиной считать их подделкой.Если же говорить «в целом», то изображения на Збручском Идоле в общем укладываются в средневековый стиль монументального искусства, распространенного на огромной территории от Франции до Средней Азии (та же непропорциональность фигур, неправильность поз, нестыковка деталей, общая схематичность).

Так что высказывания типа: «божество верхнего яруса стороны С — без ног и с «обрубленной», лишенной острия, саблей, дотянуться до которой просто не хватит длины рук» - просто бессмысленны. А умозаключение: «для сакрального искусства древности, глубоко символичного до мельчайших деталей, неправильное изображение божеств, неполноценность его атрибутов и т.п. было традиционно равнозначно потере «божественной силы», вплоть до навлечения гнева богов!» - верно только для канонов изображений божеств древних империй типа Вавилона и Египта, а не средневековой Европы- времени и места создания ЗИ.

«2) технологическая и композиционная сложность исполнения изваяния на несколько порядков превосходит потенциально «языческую» каменную скульптуру I тыс. н.э. из восточнославянского ареала»;

Это так, но что нам мешает считать временем изготовления Идола, более позднее, например, начало II тысячелетия н.э.? (о такой возможности- ниже). В целом же в истории есть масса примеров, когда авторы оригинальных произведений на много столетий, а иногда навсегда, опережали своих соотечественников и потомков, работавших в традиционном для данного времени стиле (например, работы испанского архитектораГауди или литературное произведение «Слово о полку Игореве…»).

«3) в ближайшей к месту находки округе нет археологических памятников IX–X вв., соответствовавших бы уникальному уровню исполнения скульптуры, хотя экспертиза материала говорит именно о местном её производстве»;

Тоже верно, но, во-первых, это говоритлишь о том, что Идола могли изваять ипосле Х века. Во- вторых, археологические памятники у Збруча близ которых по данным экспертизы был взят пильный камень для ваяния Идола, нельзя считать не соответствующими «уникальному уровню исполнения скульптуры», так как «примитивные» для сторонних наблюдателей сооружения, в том числе и капища вовсе не предполагают не развитых мифологических представлений и отсутствия на их «балансе» драгоценных высокохудожественных произведений. Отошлем Комар и Хамайко к «примитивным» религиозным сооружениям скифов, которые согласно письменным источникам, представляли собой, всего-то, кучи хвороста с воткнутыми в них мечами. Однако это не мешало великолепию скифского искусства вообще и ритуальных предметов в частности.

«4) в восточнославянском ареале пока неизвестны другие изображения четырехликих персонажей и многоярусные художественные композиции IX–X вв.»;

Мы не будем искать других «четырехликих персонажей», потому даже если они и есть, к Збручскому Идолу они не имеют никакого отношения, так как на Идоле из Збруча нет «четырехликих персонажей».Давайте будем точными: четырехликим можно назвать персону у которойна одной шее одна голова на которой имеются 4 лица, это выглядит так:

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 6,7)
Истинно четырёхликий идол – у него 4 лица на одной голове и шее

А на верхнем ярусеЗбручского Идола лицо каждой из 4 фигур принадлежит только одной голове и телу в полном соответствии с анатомией, это четыре отдельные особи, стоящие спиной друг к другу.Единственно, что их объединяет – это княжеский головной убор, один на четверых.Эта шапка выглядит так же, как одна корона на двуглавом орле в гербе Российской Империи, возможно, и символизирует, очевидно, примерно тоже- объединение единой властью сверху.

Единственно правильное и точное краткоеназвание изображений верхнего яруса – ЧЕТЫРЕХСУЩЕЕ ЕДИНСТВО, но это только о верхнем ярусе, всё Изваяние можно назвать четырехгранным, трехярусным, многофигурным, многозначным–не более того.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 6,7)
Изображения на гранях и ярусах ЗИ

Придерживаясь строгой логики, многоликость или многоголовостьможно допустить лишь у изображения нижнего яруса. Здесь мы видим антропоморфную фигуру с двумя ногами, согнутыми в коленях, одним телом, у которого шесть рук и одна голова с тремя лицами или, как вариант, фигуру с двумя ногами, тремя торсами с нормальным количеством рук у каждого тела и тремя головами, по одной на каждом теле с нормальным количеством лиц на каждой голове. Очевидно одно: антропоморфное существо с нижнего яруса представляет собой ТРЕХСУЩЕЕ ЕДИНСТВО. Это изображение тоже можно сопоставить с изображением герба Российской Империи, с орлом у которого две лапы, одно туловище и две головы, что означает общий корень того, что расположено выше.

О наличие «многоярусных художественных композиций» восточнославянском ареале мы расскажем ниже, в отдельной главе по причине обширности материала.

«5) сочетание сразу нескольких божеств в одном идолеп ротиворечит всему корпусу письменных известий о славянском язычестве, аполная антропоморфность персонажей- данным о восточнославянских идолах»;

Совершенно верное замечание, из которого авторы почему-то делают единственный вывод о создании Идола в 19 веке. Но есть и другие объяснения: противоречие снимается, если мы отвлечемся от общепринятой, но никем не доказанной версии о том, что на Изваянии из Збруча изображены Боги, а нам, для того, чтобы понять, что за антропоморфные персоны явлены миру на гранях и ярусах ЗИ, что они символизируют, необходимо знать не только весь «корпус» славянских божеств, но и символику того времени, его события и героев, «веяния времени» и «чаяния народа».

«6) естественно-научная экспертиза не подтвердила наличие каких-либо достоверны признаков длительного воздействия естественной среды на поверхность изваяния»;

Отсутствие следов атмосферных осадков на Изваянии можно объяснить его нахождением сначала под навесом или в помещении, а затем, после их разрушения, под кронами выросших на заброшенном святилище деревьев, примерно так, как на фото нижетрадиционно сберегается от осадков статуя Мадонны в Западной Украине и сохраняются под дубом старинные кресты:

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 6,7)
Западная Украина, оформление священного локуса


ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 6,7)
Старинные кресты под сенью дуба


ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 6,7)
Западная Европа, оформление священного локуса

Установка священных изваяний под сенью (естественной или искусственной) характерно для культуры многих народов, в их числе и славян.Обратим так же внимание и на то, что в оформлении мест установки изваянийприсутствуют вымостка камнем и цветы. Точно так же были вымощены и капища на реке Збруч и многие другие, а сам Идол, имеющий в верхнем ярусе изображения двух женщин, вероятно, был украшаемнатуральными цветами или узорами, вытканными на полотенцах по древнейиндоевропейской традиции, аналогично декору индийских изваяний богов и письменным свидетельствамукрашений древнегреческих статуй богов и храмов узорчатымитканями.

В течение веков в Украине шла постепенная латинизация церкви. Однако при внешнем сходстве со сдержанными католическими костелами современных украинских храмов, у них есть яркая примета: «Наиболее стойким национальным признаком внутреннего декора современных греко-католических церквей остается присутствие большого количества вышитых украинских рушников» (Курочкин А.В. «Элементы греко-католического синкретизма в календарной обрядности украинцев», в сборнике Славянский и балканский фольклор 2011, М. 2011, с. 247).

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 6,7)
Интерьер украинской церкви в Музее рушников


Эта древняя индоевропейская традиция яркого украшательства святыньгирляндами цветов и тканями с узорами, как бы «имитацией» живых растений,перешла с идолов и капищ на христианские изображения и храмы, а в ХХ веке вернулась к многочисленным копиям Идола из Збруча (см. фото ниже).

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 6,7)
Копия Збручского Идола в киевском парке


«7) срок нахождения изваяния в реке непревышал нескольких десятилетий притом, что механизм его «естественного» (без помощи человека) попаданияв XIX в. в глубокую часть р. Збруч не ясен».

Никакого «естественного» попадания Идола «в глубокую часть р. Збруч» не было. На этот пункт мы уже ответили в предыдущей главе: во время одной из сильнейших засух начала 19 века, коих на Збруче было несколько, местные жители провели обряд вызывания дождя, «предписывающий» вырывание из заброшенной могилы постамента и перенос его в ближайшую реку с вертикальным утверждением в обмелевших водах.

Далее А. Комар и Н. Хамайко пишут: «Объяснение каждого из этих моментов вконтексте атрибуции изваяния как языческого идола IX–X вв. требует формулирования целого ряда сложных рискованных гипотез с очень многими допущениями, что полностью нарушает принцип «бритвы Оккама». Не слишком ли для подлинного артефакта?».

Напомним авторам, что «бритва Оккама»не аксиома, а презумпция, то есть она не запрещает более сложные объяснения в принципе, и надеюсь, что мои возражения не слишком «сложны и рискованны», но просты, внятны и достаточно обоснованы.


7. Многоярусные художественные композиции в культуре восточных славян

"Я візьму той рушник, простелю, наче долю…"
А. Малышко


Отдельно ответим на утверждение А. Комар и Н. Хамайко о том, что «…в восточнославянском ареале пока не известны…многоярусные художественные композиции IX–X вв.».

Да,для9-10 веков и для каменных изваянийне известны, однако, в традиционном народном искусстве, на которое ученые стали обращать внимание лишь с 18 века,в восточнославянском ареале многоярусные композиции откуда-то берутся в огромном количестве, причем с изображениями до христианского мифологического характера. Речь о деревянной резьбе(надгробия, ставни, прялки) и росписи(прялки, ставни), а также ткачестве и вышивке.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 6,7)
Многоярусные композиции деревянной резьбы крестов, русский Север, где археологами фиксируются южнорусские хатки-полуземлянки 12-14 веков- «след»мигрантов с юга, беженцев от монголо-татарского нашествия


ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 6,7)
ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 6,7)
Многоярусный декор прялок: резьба и роспись


Да, в отличие от Збручского Идола, это не каменные и не четырехгранные произведения. Но что нам мешает рассмотреть такие параллели если академическая наука допускает и приветствует сравнение знаков и композиций на неолитической керамике с узорами народного ткачества 19-20 веков, несмотря на огромный временной разрыв между бытованием этих артефактов?(см. Шолохов В.Г. «Археологическая керамика и традиционное ткачество» // Музейныя сшыткi. Веткаускi музей народнай творчасцi. Мiнск, 2001, с. 63-67).

А вот святилища на Збруче, с берегов которого был взят камень для изготовления Идола, функционировали одновременно с широким распространением рушников (убрусов). Первое письменное упоминание о нихотносится к1016 году, когда Ярослав Мудрый перед битвой приказал воинам: для отличия от врага «… повивайте головы убрусами…», что говорит о повсеместном распространении этих предметов народного быта, так как они оказались «под рукой» в походных условиях, причем в нужном количестве.

Сохранность некоторых народных традиций в течение нескольких веков имеет множество примеров. Логично предположить, что рушники в 12 веке использовались примерно так же, как и в 19-20 веках, например, в вариантах языческих обрядов«вызывания дождя», доживших в Беларуси и Украине до наших дней, когда все женщины села по очереди ткали специальное обыденное полотенцес которымобходили поселение, встав чередой друг за другом и подняв полотенце над собой; завершив обход, полотенце сжигали, или вешали на обыденный крест, который делали все мужчины села, или относили в церковь (см. Н.И. Толстой «Очерки славянского язычества», М. 2003, с. 54-55). То есть многие полотенца в интерьерах церквей и на христианских крестах были «участниками» языческих обрядов.

Очевидно, что до появления крестов и церквей полотенца относили на капища и увешивали ими идолов.А так же полотенцависели в Красных углах жилищ, возможно, в 12 веке ещё без икон, которые тогда были редкостями и имелись только в храмах.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 6,7)
Народный многоярусный «иконостас» с языческими символами. Икон не видно, сияют рушники.Это реально КРАСНЫЙ угол. Вспомним, что и на Збручском Идоле найдены следы красной краски.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 6,7)
Многоярусный церковный иконостас

Интересно, что в иконописи на Руси с14 века, вдруг, «не откуда», и только в восточнославянском ареале, появляется многоярусность, которой не было в Византийской школе живописи. И приблизительно в это же время святилища на Збруче (есть отдельные находки вещей начала 14 века), как и некоторые другие языческие капища восточных славян заметно пустеют.Так и просится допущение того, что мастера «многоярусных композиций»при уменьшении спроса на изделия языческой направленности «переключились» на церковное искусство.Но не будем фантазировать, а обратимся к мнениюисследователей икон.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 6,7)
Мезень, прялка. Изящные, длинноногие кони, характерные для этого севернорусского художественного стиля разводились исключительно на юге Руси


Они отмечают факты, противоречащие мнению А. Комар и Н. Хамайко о художественных способностях славян- язычников: «Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпосылки и, можно сказать, уже подготовленная почва. Последние исследования позволяют утверждать, что языческая Русь имела высокоразвитую художественную культуру (http://www.2fj.ru/istoriya/drevnerusskaya_ikonopis.php).

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 6,7)
Многоярусный рушник с пожеланием каждому пары и умножения Рода(при соединении двух концов рушника восстанавливается баланс мужских и женских фигур). Беларусь, 1910 г. (Фото из «Арнаменты Падняпроуя», Мiнск 2004, №61, с. 478)


ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 6,7)
Многоярусная икона всех святых

И эта художественная культура языческой Руси оставила свой след в ткачестве и вышивке. На полотенцах 19- 20 веков мы видим в многоярусных композициях смесь христианских и языческих изображений, вполне соответствующуюкартине археологических находок на славянских святилищах 9-13 веков, где крестики и иконки положены вместе со специально поломанным оружием, украшениями, растительными и животными жертвами. На остатках тканей того времени, встречающихся в археологических находках 9-13 веков, чью атрибуцию определить сложно (возможно это одежда, а возможно и рушники) имеются фигуры и знаки аналогичные фигурам и знакам на тканых и вышитых рушниках 19-20 веков.

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 6,7)
Белорусское Поднепровье
Рушник с христианскими изображениями и языческими символами моления о дожде (вертикальные зубчатые полосы по бокам центральной фигуры) Фото из «Арнаменты Падняпроуя», Мiнск 2004, № 172, с. 515; № 195, с.522


Так же следует отметить, что многоярусные композиции широко распространены и в устном народном творчестве всех восточнославянскх народов на всех их территориях, в том числе и в Галиции и Подолии. Это образ Мирового дерева с тремя «угодьями» которые расположены ярусами друг над другом. У корней дерева –бобры (с вариантами), в центрепчелы,а на вершине соколы(«Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я.Ф.Головацким. М. 1878. Ч. 3, с. 12 и Ч. 2. с. 51-52).Так же многоярусными в фольклоре описываются постройки: крестьянская усадьба- двор,крыльцо, окошки, матица, и дымник, связывающий избу и Небо (в причитаниях); и церкви в колядках Галицкой Руси: низ у них каменный, середина деревянная, верх золотой.

Характерно, что эти«многоярусные» образы встречаются в древнемобрядовом фольклоре:колядках,величаниях, свадебных песнях, причитаниях. То есть многоярусность присутствовала в мыслительных конструкциях восточного славянина с языческих времен в большом количестве и имела своё выражение как вербально, так и предметно. Так что трехярусная композиция Збручского Идола вполне традиционна для культуры восточных славян.

Обратим внимание на то, что все мифологические многоярусные композиции восточных славян стремятся ввысь, основываясь на Земле и никогда под землёй, то есть в них нет «ада», «пекельного царства». Этот факт подтверждается и лингвистическими данными, изучив которые, академик О.Н. Трубачёв делает следующие выводы: «…у большинства неславянских народов Европы ситуация с номенклатурой рая и ада принципиально противоположна славянской. На Западе Европы…народными, дохристианскими…оказываются …названия «ада» как «нижнего пещерного мира». Унаследованность светлого понятия «рай» от своей народной языческой, дохристианской древности...и культурную значимость этого феномена трудно переоценить», и призывает обратить внимание науки на «…светлость православия и оптимизм нашей церковной архитектуры как возможное проявление наследия нашего же (славянского) язычества, не знавшего посмертного возмездия» (Труды по этимологии. Слово-История-Культура, Том 2, М. 2004, С.478).

Так же хорошо известно, что весьма популярная ныне у традиционалистов триада Правь-Явь-Навь является искусственным построением современной «кабинетной науки», которое основывается на неверной, но красивойтеории Б.А. Рыбакова- великого русского ученого, уважаемого советского академика, страстного популяризатора древнерусской истории и славянского язычества, который, тем не менее, во многом ошибался. Эти факты говорят о том, что нижний ярус ЗИ, изваяниявряд ли являет собой «подземный мир мёртвых».

Для более глубокого пониманияважности наличия многоярусных композиций в славянской культуре следует отметить значимость многоярусных композиций в становлении человечества вообще, его выделения из мира животных. «Леви-Стросу и Якобсену принадлежит идея, согласно которой человека отличают многоуровневые («многоэтажные») структуры. Они надстроены над тем уровнем, который у него оказывается общим с приматами. Только человек использует орудия для изготовления орудий… Толькоу человека из элементарных сигналов, число которых приблизительно одинаково…у человека…и у других высших позвоночных, строятся знаки высших уровней, например слова из фонем» (Вяч.Вс. Иванов «Клод-Леви- Строс и структурная теория этнографии,» в «Избранные труды по семиотике… том 7, книга1», М. 2010, С. 383).

Помимо самого факта наличия многоярусных композиций в народном творчестве славян, в узорном ткачестве и вышивке рушников имеются конкретные изображения и композиции, аналогичные изображениям и композициям Збручского Идола. Об этом далее.

http://www.perunica.ru/vedi/7899-zbruchskiy-idol-vne-tumana-prodolzhenie-glavy-67.html  





ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ ВНЕ ТУМАНА (продолжение, главы 6,7)

Категория: Веды   Автор:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера