Славянская мифология — боги и другие персонажи в картинках с пояснениями

Перуница

Перуница в славянской мифологии — это дочь громовержца Перуна, облачная дева — прекрасная, крылатая, воинственная, напоминающая скандинавских Валькирий. Сердце ее навеки отдано воинам, богатырям. На поле брани Перуница подбадривает сражающихся воинственными кликами, ее золотой шлем сверкает на солнце, вселяя радость и надежду в сердца. Ну а если воин пал от удара вражеского меча или пронзенный стрелою, Перуница осенит его своими крылами, коснется охладелых уст — и даст выпить воды из золотой чаши. Отведавший живой воды Перуницы отправится в Ирий, в райские чертоги, — для жизни вечной, где и средь неземного блаженства вечно помнит он последний поцелуй Магуры-Перуницы.

Перуница


Лебединые девы в народных славянских сказаниях это существа особой красоты, обольстительности и вещей силы. Они исполняют трудные, сверхъестественные задачи и заставляют подчиняться себе самую природу. Имя "лебедь", употребляемое в народной речи большею частью в женском роде, означает, собственно: белая (светлая, блестящая); такое коренное его значение впоследствии подновлено постоянным эпитетом: белая лебедь. Царевна-лебедь — наиболее прекрасный образ русских сказок.

Лебединые девы

В сказке о Морском царе и его премудрой дочери юный Иван-царевич отправляется в подводное царство, приходит к морю и прячется за кусты. На ту пору прилетели туда двенадцать голубок или уточек, сбросили свои крылышки (или перышки), обернулись красными девицами и стали купаться: это были водяные красавицы, дочери Морского царя. Иван-царевич подкрался потихоньку и взял крылышки Василисы Премудрой. Девицы испугались, похватали крылышки и улетели; осталась одна Василиса Премудрая. Начала она упрашивать доброго молодца возвратить ей крылья, и царевич отдает их с условием, чтобы она согласилась быть его женою.


Лель

Лель — маленький бог страсти у древних славян, до сих пор о нём напоминают слово "лелеять", то есть нежить, любить. Он сын богини красоты Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Изображался он в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть — это пламенная, жаркая любовь! Он то же, что греческий Эрос или древнеримский Амур, только те поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.


Леший

Леший — дух в восточнославянской мифологии, воплощение леса, хозяин леса и зверей. Его представляют одетым в звериную шкуру, иногда со звериными атрибутами — рогами, копытами. У него левая сторона одежды запахнута на правую, левый лапоть надет на правую ногу и т.п. Леший может пугать людей своим смехом, увести ребенка, сбить с пути. Для защиты от лешего уведенный им человек ничего не должен есть, потому что всякое угощение лешего заставляет терять память о доме, или должен носить с собой лутовку (очищенный от коры кусок липового дерева).


Мавки

Мавки — это злые духи (часто смертоносные) в восточнославянской мифологии, русалки. По украинским поверьям, в мавок превращаются умершие до крещения дети: имя мавки (навки) образовано от "навь" — образ посмертного бытия. Мавки спереди имеют человеческое тело, а спины у них нет, поэтому видны все внутренности.


Марена

Мара — злой дух, первоначально, как и Марена, воплощение смерти, мора в славянской мифологии. Позднее Мара отчасти утратила связь со смертью, но сохранила свой вредный для человека характер, способность к оборотничеству и т.п.

Марена в славянской мифологии — это богиня, связанная с воплощениями смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя. В весенних обрядах западных славян Мареной называлось соломенное чучело — воплощение смерти (мора) и зимы,которое топили, сжигали, что призвано было обеспечить урожай.

Морена (Мора) По представлениям древних славян, богиня бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее — смерти. Недаром слово "мор" обозначает поголовную и внезапную смерть целых народов и государств. В нем сохраняется память об этой жестокой, неумолимой богине, которой неугодны никакие жертвы, кроме увядших цветов, сгнивших плодов, опавших листьев и угасших человеческих жизней. На Украине сохранился обряд-оберег против этой злой силы. Накануне Иванова дня делают соломенного идола Купалы — иногда величиною с ребенка, а иногда в настоящий рост человека. На него надевают женскую сорочку, плаху, мониста м венки из цветов. Тогда же срубают дерево, обвешивают его лентами и венками и устанавливают на избранном для игрища месте. Дерево это называют Мореною; под ним ставят наряженную куклу, а подле нее стол с разными закусками и напитками. Затем зажигают большой костер и начинают прыгать через него попарно (молодцы с девицами), держа в руках купальскую куклу. Игры и песни продолжаются до рассвета. На другой день куклу и Морену приносят к реке, срывают с них украшения и бросают ту и другую в воду, чая избавить себя на ближайшую пору и от болезней, и от смерти, и, конечно, от меньших неприятностей.


Макошь

Макошь — единственное женское божество древнерусского пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других божеств. Мокошь представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, "а то Мокоша опрядет". Непосредственным продолжением образа Мокоши после принятия православия стала Параскева Пятница.


Перун

Перун — это грозный славянский бог. Перун почитался производителем всех воздушных явлений:рука его управляла громом и молниями. Кумир сего божества был сделан не из одного вещества: стан вырезан из дерева; голова вылита из серебра; уши и усы изваяны из золота; ноги же выкованы из железа; в руке идол держал нечто, похожее на молнию, которую представляли вместе составленные рубины и карбункулы. Перед ним горел неугасимый пламень, за небрежение коего жрец наказывался смертью, состоящею в сожжении его как врага божества. В 988 году, когда князь Владимир принял христианскую веру, он повелел истребить все кумиры, и Перун, как важнейший из богов, получил и большее наказание перед прочими богами. В Киеве привязали его к лошадям и таким образом тащили по городу до реки, а между тем двенадцать молодых людей били его палками, потом бросили в реку. Однако жрецы его долго бежали по берегу с криками: "Выдыбай (то есть выплывай), боже! Выдыбай!"


Сварог

Сварог — верховный владыка вселенной, родоначальник славянских богов. Сварог как олицетворение неба, то озаренного солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня. Во мраке туч он возжигал пламя молний и, таким образом, являлся творцом небесного огня; земной же огонь, по древнему преданию, был божественный дар, низведенный на землю в виде молнии. Все основные славянские боги — дети Сварога, оттого зовутся они Сварожичи.


Святогор

Святогор — богатырь, особо почитаемый русским народом. Былинный герой — старейший из всей дружины богатырской. Святогор — мученик своей собственной силы. "По моей по силе богатырской я бы всю землю поднял!" — изрек он однажды и отправился тягу земную искать: решил самой Матери-Сырой Земле показать свою мощь. Ехал Святогор, ехал да вдруг встретил прохожего человека, который бросил с плеч какую-то малую сумочку. Сначала Святогор ткнул ее перстом пренебрежительно, однако не смог сдвинуть с места. Обеими руками схватился за нее богатырь — напрасно. Натужился так, что кровь из глаз пошла — "а поднял сумку он всего-то на волос, сам же по колено в сырую землю угряз!" Прохожий был не простой человек, а богатырь-оратай (пахарь) Микула Селянинович, а в его сумке была таинственная тяга — сила земная.


Стрибог

Стрибог — это повелитель, верховный царь ветров в славянских мифах. "Слово о полку Игореве" называет ветры Стрибожьими внуками, которые веют с моря стрелами, то есть мечут молнии из дождевой тучи. Его почитали и как истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злоумышлений.


Чернобог

Чернобог — ужасное божество древних славян, олицетворение всех злоключений и бед. Чернобога изображали закованным в крепкую броню, да и сам истукан его был железный. Имея лицо, исполненное ярости, он держал в руке копье, готовое к нанесению всяких зол. Храм Чернобога был построен из черного камня, а перед статуей стоял жертвенник, всегда обагренный кровью, как и ступени храма, на которых приносили ему в жертву коней, пленников и рабов. Однако для умилостивления грозного чудища в лихую годину бросали жребий и среди жителей этих мест, чтобы новой кровью улестить Чернобога. Страшное божество услаждалось кровопролитием и неистовством, а потому хоть и мог он отвратить войны и всяческие бедствия, молились ему, не испытывая никакой благодарности и любви, а один только страх.


Ярило

Ярило — это бог солнца и весны. Состояние любви готовности произвести потомство.


Категория: Веды


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Куй ... пока горячо"
Ответ:*