Перуница

» » Славянский миф про псов и котов (о выпрошенном у бога хлебе)

Веды » 

Славянский миф про псов и котов (о выпрошенном у бога хлебе)

Славянский миф про псов и котов (о выпрошенном у бога хлебе)

От Имени Прошлого
Во Имя Будущего
Делаю Настоящее.

Давным-давно в наших краях, на бескрайних полях
рожь да пшеница росли ветвисты да кустисты –
на каждом стебле колос не один, а целая «семья»,
Называлось это чудо, право слово, «спорынья».
Урожаи, ясный день, соответствующие были, жили люди– не тужили!
Пушилось жито на нивах
словно «ёлочки- сосёночки зелёные, колючие»,
Ходили в жито девушки «весёлые, певучие»,
славу хлебу припевали, «Колосок» водили,
эх, добрые времена были!

Но нашлась одна молодуха недоученная,
Своим бабьим недосыпом замученная –
Принесла на ниву младенчика, позабыла дома полотенчико.
Обмарался сынок с головы до ног.
Ничего, дура, не придумала лучшего,
Как сорвать пучок жита ещё не колючего –
Подтирала малыша с чувством, с толком, не спеша -
Прогневила Бога!
У Перуна всё строго –
Он решил лишить людей жита до последних дней.

Питомцы домашние беду почуяли –
«уплывает» работа доходная,
а с нею жизнь сытая, хотя и беспокойная:
не нужно поля от потрав охранять,
не нужно мышей в амбарах ловить,
не за что людям псов да котов
кормить, привечать, да за ушками чесать!

И случилось чудо небывалое:
к Небу морды подняв,
разом псы завыли, залаяли, коты замяукали, заплакали,
прося у Бога выделить им заслуженные части,
такие разгорелись страсти,
что этот шум услышал Бог!
Прогремел над полем: - Оставляю вам вашу долю!
Прорёк страшным голосом:
- Но отныне быть на одном корню одному колосу!!!
Как сказано, так и сделано.

И с тех пор, урожай выращивая, люди помнят,
что этот дар – доля питомцев домашних,
и пока они живут в домах наших,
будет у нас хлеб на столах.
А хлеборобы, трудясь, приговаривают так:
«Дай, Боже,
урожай хороший,
на весь Белый Свет,
на долю кошек и собак!»

(Аутентичные тексты легенд «о выпрошенном у бога хлебе» и заговоров о «доле котовой и собачьей» можно прочесть в «Полесском этнолингвистическом сборнике» М. 1983, С. 112 -114, №№ 1-5)

Вся слава Предкам!
3 октября 2017 года.

http://www.perunica.ru/vedi/9334-slavyanskiy-mif-pro-psov-i-kotov-o-vyproshennom-u-boga-hlebe.html  



+26


Славянский миф про псов и котов (о выпрошенном у бога хлебе)

Категория: Веды

<
  • 368 комментариев
  • 564 публикации
12 октября 2017 18:16 | #1

beregreki

0
  • Регистрация: 1.05.2010
 
Давным-давно в наших краях, на бескрайних полях
рожь да пшеница росли ветвисты да кустисты –
на каждом стебле колос не один, а целая «семья»,
Называлось это чудо, право слово, «спорынья».




Вот "на каждом стебле колос не один, а целая «семья»" и воспринимались "рожки" на колосе.
От хлеба, поражённого спорыньёй, заболевают эрготизмом (хлебной болезнью).
Эрготизм существует в двух формах – судорожной и гангренозной. При обеих наступает тошнота, рвота, сильные головные боли, парестезии в виде ползания мурашек и чувства онемения, доходящего до анестезии. Судорожная форма проявляется болезненными судорогами сгибателей, возникают изменения со стороны интеллекта и психики.
Эрготизм в судорожной форме характерен массовым проявлением немотивированной агрессии. В средневековой Европе были часто эпидемии "хлебной болезни", которые приводили к войнам, инквизиции, бунтам и пр.
Гангренозный эрготизм (омертвение окончаний пальцев, ушей) убил 40 000 человек в Юго-западной Франции в 922 году и народ уже прозвал недуг «огневицей» или «злыми корчами», а священники «огненной чумой» (pestilentia ignearia) или «священным огнем» (ignis sacer).
Победив большую часть Европы, спорынья и рожь добрались и до России. Крестьяне считали, что эти крупные рожки — прибавка к хлебу, их назвали спорым хлебом, символом изобилия и «матерью ржи», «житной маткой», что было отражением традиционного образа спорыньи, олицетворявшего собой удачу в работе. У карелов, например, ведуны рассматривались, как средоточие «спорины», «спорыньи», «обилия», то есть магической силы, обеспечивающей прирост, увеличение урожая. У древних славян существовал культ животворящей силы плодородия и даже было божество Спорыш. В языках Урало-Поволжья спорынья также именовалась буквально «мать ржи». Однако это было большим заблуждением.
Позже при виде этих рожек крестьяне в страхе крестились. Считалось, что из колосьев лезут рогатые черти. А черт, как известно, не к добру. «Бесовские проделки» могли кончиться плохо: стоило рожкам даже в ничтожном количестве попасть в муку, как хлеб становился ядовитым».
В России заболевание эрготизмом впервые упоминается в Троицкой летописи в 1408 году. Тогда было ещё неизвестно, что виновница эпидемий эрготизма — спорынья. Поэтому, как и в Европе, во всем винили бесов.
В 1785 году во время эпидемии в селах Киевской и Черниговской губерний, где в сентябре разразилась болезнь, сопровождающаяся судорогами и омертвением конечностей. Губернский врач А.Ф. Масловский обнаружил, что болезни подверглись крестьяне, употреблявшие в пищу хлеб из муки, зараженной спорыньей. Врачу удалось убедить перепуганного киевского губернатора не оцеплять пострадавшую территорию воинскими караулами, как это делалось во время эпидемий чумы. Консилиум врачей принял решение поставить крестьянам хлеб из доброкачественной ржи. Не обошлось без ампутации рук или ног пострадавших. Самому Масловскому пришлось ампутировать конечности 21 больному. По результатам этой эпидемии он пишет диссертацию. Штаб-лекарь Остерского уезда Стефанович-Донцов тоже пишет доклад о «хлебе с рожками» в медицинскую коллегию уже в 1786 году, правильно определив этиологию заболевания.


Старинная гравюра на дереве «Feldtbuch der Wundtartzney» из руководства для военных хирургов Ханса фон Джерсдорффа (Страсбург, 1517) иллюстрирует ампутацию ноги, пораженной эрготизмом.

<
  • 372 комментария
  • 0 публикаций
12 октября 2017 20:19 | #2

Лонгин

0
  • Регистрация: 19.04.2012
 
beregreki,
Это все очень интересно и достаточно известно, в отличие от того факта, что "спорынья" "переводится" как "изобилие" и обозначение этим словом данного заболевания пшеницы является описательно-ироничным.
Так что тут Пятница в своем праве. Другое дело, что в своей весьма талантливой компиляции, она несколько исказила и приукрасила исходные тексты, чем, возможно, ввела в заблуждение будущие поколения, которые искать исходные Белорусские истории не будут.

--------------------

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера