Жестикуляция у детей

Жестикуляция у детей

Как это происходит
Нет ничего удивительного в том, что дети достаточно легко овладевают языком жестов. Понимание языка и двигательные навыки у детей развиваются гораздо быстрее, чем способность говорить. К тому же они очень любят жестикулировать: большинство детей, например, могут помахать ручкой или указать пальцем на какой-либо предмет, и это умение приходит гораздо раньше, чем способность произнести слова «до свидания» или «посмотри сюда».

Идея обучать детей языку жестов принадлежит доктору Джозефу Гарсия (Joseph Garcia), американскому специалисту по детскому развитию. Увидев, с какой легкостью осваивают язык жестов дети глухих родителей, обладающие нормальным слухом, д-р Гарсия к тому же заметил, что такие дети более спокойно себя ведут, поскольку им легче выразить свои мысли и желания с помощью жестов. А раз так, почему бы слышащим родителям и слышащим детям не использовать преимущества языка жестов?

«В конце концов, – рассуждал доктор Гарсия, – если ребенок будет в состоянии выразить свои желания жестами, а не плачем, все от этого только выиграют – и мама, и папа, и сам ребенок».

Хотя жестикуляция не обязательно означает, что ребенок перестанет плакать или проявлять раздражение, малыша можно с успехом научить пользоваться языком жестов уже в шестимесячном возрасте. Обучение детей языку жестов в настоящее время очень популярно в некоторых странах. Существуют организации, реализующие такие обучающие программы в разных уголках страны.

Ребенок получает то, что ему нужно
Научить ребенка языку жестов не так уж сложно, хотя вам все же придется запастись терпением. По мнению специалистов, всего несколько даже таких элементарных жестов, как, например, «хочу пить» (большой палец подносится к губам, указывая вверх) уже способны многое изменить. Вот рассказ одной из мам, обучавшей своего ребенка языку жестов: «Первым жестом, который мы испробовали, когда нашей Изабелле было 11 месяцев, был знак «пить». Сначала мне показалось, что она не обратила на это никакого внимания. Но мы продолжали свои попытки, и примерно через неделю Изабелла, которая сидела и играла в свои игрушки, подняла голову и сделала мне знак. Я сначала подумала, что она просто машет мне ручкой, но мой муж понял, что это она подает нам сигнал «хочу пить». Это было такое же событие, как первые шаги – мы все были в полном восторге! А когда девочка выучила еще несколько слов, уровень ее фрустрации резко снизился».

Укрепляется связь между ребенком и его родителями

Одна из пользовательниц BabyCenter считает, что использование языка жестов позволило достичь нового уровня взаимопонимания между ней и ее сыном, которому сейчас 16 месяцев:

«Теперь его словарь состоит примерно из 30 слов, и он начинает строить целые цепочки из знаков. Он, например, приходит ко мне и сообщает, что наша собака спит (при этом большой и указательный пальцы обеих рук направлены вниз), или что он слышит звук пролетающего самолета (резко опуская руку вниз). Это удивительное ощущение, когда вы понимаете, что происходит у малыша в голове. Это так здорово, что мы можем с ним разговаривать, даже находясь в разных углах комнаты. Как-то раз на занятиях в детской группе я заметила, что вид у него несколько испуганный, и поскольку мне в тот момент было трудно до него добраться, я сделала ему знак – обняла себя руками, глядя на него, что означало: «Я тебя люблю».

Развитие речевых навыков
Некоторые родители опасаются, что, научив ребенка языку жестов, они тем самым замедлят процесс освоения им нормальных речевых навыков. На самом деле, как показали результаты недавних исследований, дело обстоит ровно наоборот: овладение языком жестов способствует ускорению развития речи и расширению словаря ребенка. По мнению доктора Гарсия, язык жестов не заменяет, а дополняет нормальную человеческую речь. Его следует использовать наряду с обычным языком, чтобы ребенок мог осознать связь между жестом и словом. В процессе обучения языку жестов ребенок должен смотреть на вас, тогда он с одинаковым вниманием будет следить за тем, что вы говорите, и за тем, что вы в это время делаете. Когда ребенок ответит вам жестом, это будет означать, что связь стала двусторонней. Если, например, ребенок сообщает вам, что он слышит звук самолета, вы можете ответить так: «Ты слышишь звук самолета? Да, действительно, вот я его вижу. Смотри, вон он летит. И правда, звук от него очень громкий». При этом вы, скорее всего, будете проводить больше времени в разговорах со своим ребенком, а это, как известно, наилучшим образом способствует развитию его речи.

Как это делается
• Важно, чтобы скорость обучения языку жестов, как и любого обучения вообще, соответствовала возможностям вашего ребенка, и чтобы ему это было интересно. Начинать лучше всего тогда, когда у ребенка появляется настоящая тяга к общению. Это обычно происходит где-то в возрасте девяти или десяти месяцев – вы заметите, что ваш ребенок стал более общительным, он что-то лепечет и пытается привлечь ваше внимание с помощью разных звуков и гримас.

• Начните с жеста, который бы указывал на что-то, интересующее вашего ребенка. Большинство детей быстро осваивают знак «еще» применительно к еде.

• Каждый раз, произнося какое-то слово, одновременно показывайте ребенку соответствующий жест. Используйте всегда один и тот же жест, повторяйте его чаще, и одновременно акцентировано произносите ключевое слово, чтобы ребенок ясно увидел связь между жестом и словом: «Хочешь еще? Тебе еще добавить? Хорошо, сейчас дам тебе еще!». Не забывайте, что произносить слово и показывать соответствующий жест нужно одновременно.

• Ваш ребенок может начать отвечать вам жестами уже через несколько дней, но иногда этот процесс может занять и несколько недель – имейте терпение! Старайтесь сделать обучение как можно более интересным для ребенка – дети учатся гораздо успешнее, когда процесс обучения доставляет им удовольствие.

Некоторые жесты, с которых можно начать
Доктор Гарсия в своем учебнике предлагает использовать жесты, основанные на американском и английском языке жестов, но ничто не мешает вам придумать свои собственные жесты. Годится любой жест, который с достаточной очевидностью иллюстрирует значение соответствующего слова, например:

• «еда» – приложите кончики пальцев к губам;
• «все ушли» – вы двигаете взад-вперед рукой с ладонью, обращенной вверх;
• «испуг» – вы несколько раз похлопываете себя ладонью по груди;
• «жарко» – вы вытягиваете вперед руку и быстро ее убираете;
• «где?» – вы пожимаете плечами, при этом ваши ладони вытянуты вперед;
• «кролик» – вы потягиваете носом или поднимаете два пальца вверх;
• «автомобиль» – вы крутите воображаемый руль;
• «книга» – вы раскрываете ладони вверх, как бы держа в руках книгу.


Категория: Дети и их воспитание

<
  • 128 комментариев
  • 8 публикаций
28 января 2014 14:26 | #1
0
  • Регистрация: 11.01.2014
 
Интересно, надо попробовать.

<
  • 42 комментария
  • 0 публикаций
29 января 2014 13:21 | #2
0
  • Регистрация: 16.11.2013
 
интересно, после такой практики дети во сколько начинают разговаривать?

<
  • 83 комментария
  • 81 публикация
29 января 2014 16:07 | #3
0
  • Регистрация: 28.11.2009
 
Цитата: Заряна
интересно, после такой практики дети во сколько начинают разговаривать?

Думаю так же по разному, так как развитие речи еще от много зависит.

--------------------

<
  • 128 комментариев
  • 8 публикаций
30 января 2014 02:45 | #4
0
  • Регистрация: 11.01.2014
 
Цитата: Заряна
интересно, после такой практики дети во сколько начинают разговаривать?

Мне кажется это даже способствует развитию речи, так как эти мозговые центры связаны - речь и моторика рук.

<
  • 42 комментария
  • 0 публикаций
30 января 2014 09:18 | #5
0
  • Регистрация: 16.11.2013
 
Маковка, в результате повреждения у моей дочери мозговых центров, отвечающих за речь, все врачи говорили, что не будет говорить. мы развивали речь, говорили постоянно, развивали руки-ум на кончиках пальцев, извините, не поддерживаю данную методику, моя дочь заговорила

<
  • 128 комментариев
  • 8 публикаций
30 января 2014 11:59 | #6
0
  • Регистрация: 11.01.2014
 
Заряна, ну так ваш опыт как раз и подтвердил данное утверждение. pardon

<
  • 42 комментария
  • 0 публикаций
30 января 2014 12:01 | #7
0
  • Регистрация: 16.11.2013
 
Маковка, здесь говорится о жестикуляции, а не лепке, например

<
  • 128 комментариев
  • 8 публикаций
30 января 2014 14:25 | #8
0
  • Регистрация: 11.01.2014
 
Жесты бывают разные, можно и мелкую моторику подключить. А можно вообще ногами изъясняться или мимикой, тогда какие-то другие мозговые центры будут активны.


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Не зная броду, не суйся в ..."
Ответ:*