Перуница

» » Старые учебники лучше новых. ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ ОТКРЫТИЕ

Дети и их воспитание » 

Старые учебники лучше новых. ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ ОТКРЫТИЕ

Старые учебники лучше новых. ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ ОТКРЫТИЕ

Месяц назад моя дочка-старшеклассница сделала впечатляющее открытие. Она открыла … учебник. Антикварный, винтажный, бывший мой. Называется «Грамматика английского языка», авторы Качалова и Израилевич, Москва, Внешторгиздат, 1954г. Написан он был специально для работников внешней торговли, там и примеры на соответствующие темы.

Он уже в мою молодость был старым, держала я его как справочник.

Надобно было пройти десятилетиям, чтобы я поняла, как дивно прекрасен тот древний учебник. В нём простым языком, без наукообразной зауми, но и без развлекательных подмигиваний излагается ВСЯ, какая только существует, английская грамматика. Нет никакой филологической дребедени, вся грамматическая терминология – школьная. Но и никакого развлекалова тоже нет.

Выучил этот учебник – и порядок: грамматику ты знаешь. Ни один школьный учебник, а также все учебники за все классы, взятые вместе, таким свойством не обладают. Нигде не излагается материал от и до. При гигантском количестве уроков, отводимых на иностранный язык, при том, что у дочки есть отдельный предмет «деловой английский», школьники не усваивают даже английской грамматики, которая вообще-то крайне проста, там даже морфологии практически нет. Нужны особые педагогические усилия, чтобы запутать её до того, что многие ученики просто боятся грамматики, как чего-то уму не постижимого. И то сказать: нынешних школяров учат по принципу «а вот бывает ещё вот это», «а вот такая случается конструкция». Понятна растерянность ученика: а сколько их ещё-то – этих мудростей? Вдруг на ЕГЭ ещё что-то неслыханное выплывет?

Похоже, это общий принцип современной педагогики: не давать никакой системы – только разрозненные факты. Может быть, система считается нудной, а полагается, чтобы любые сведения были развлекательны и прикольны? Чтобы никого не утрудить и не огорчить? Может, так… Дочка говорит мечтательно: «Вот переиздали бы твою Качалову – все бы выучили грамматику на раз».

А может, так всё и задумано? Ну, чтобы учить-учить – и ничему не выучить? А хочешь выучиться – иди к репетитору или запишись на одни из тех мириад курсов по подготовке к тому и этому, что расплодились, как опята на трухлявом пне.

Знания – самые обычные, рядовые – становятся чем-то почти эзотерическим, тайным, словно в Средние века. И, разумеется, платным. А коли так, может, вообще не посылать детей в школу? Многие и не посылают: число детей, находящихся на так называемом домашнем обучении, прогрессивно возрастает. Логично было бы раздавать родителям таких детей наличными средства, которые отпущены казной на школьное обучение их отпрыска.


В школе меж тем никто без дела не сидит - напротив, буча царит безмерная: что ни день проводят какие-то «педагогические измерения», тесты, то, сё, а в итоге дети не знают элементарного. Я не про английский – я про всё. Сужу опять-таки по дочке – вовсе не двоечнице, а почти отличнице приличного московского лицея. При этом она любит читать и вообще стремится к знаниям. Да и учителя там вроде неплохие люди… Какая-то загадка. Гигантская суета – и мизерный результат. Гора снова и снова родит мышь.

Явление это многослойное, и причина у него – многослойная тоже. Самый поверхностный слой - учебники. Учебник – для школьника и для учителя – священное писание. Учебник должен быть стабильным, единым, долгоживущим. Естественно, «сквозным»: каждый следующий – продолжение предыдущего. Учитель не должен его выбирать: учительское творчество - в усовершенствовании методов разучивания учебника. Что касается учебника иностранного языка, то он должен быть составлен таким образом, чтобы учитель был просто своего звуковым приложением к нему. И это не плохо, а, напротив, замечательно хорошо: только так учительница может сосредоточиться на разучивании слов и грамматики. Она не должна отвлекаться на то, ЧТО учить, а только на то, как затолкать в ребячьи головы то, о чём уже позаботились составители учебника.

У нас же после «победы демократии» начались разговоры, что-де в Америке в каждой школе свои учебники – ну и у нас так надо. Ну и пошло. Каждый год – новые учебники, при переходе из школы в школу – ученик в полном недоумении: там другие учебники.


Единый стабильный учебник формирует единый стабильный народ.

Раньше учебники писали видные учёные. Люди старшего поколения могут вспомнить «Физику» Кикоиных, «Историю древнего мира», Кукушкина, «Русский язык» Бархударова и Крючкова. Потом за дело взялись безвестные проходимцы. Понимаю как бизнесмен: это очень доходное дело – писать и издавать учебники. Практически это принудительная продажа: хочешь-не хочешь, а учебник купишь. Так вот этому легко положить конец! Написанный и утверждённый учебник надо выложить в сети в общем доступе. Хочешь читай с экрана, хочешь - печатай любым способом. При этом надо запретить хотя бы десять лет даже ставить вопрос о смене учебника.

Устареть школьный учебник не может. Школьная наука – это «взрослая» наука прошлых веков. Математика – это максимум XVII век, русский язык - XVIII (Российская грамматика Ломоносова), химия-физика – XIX век. Чем устарел двухтомный «Русский язык» Бархударова и Крючкова? Ценность учебника определяется результатом обучения, а вовсе не приятностью и развлекательностью занятий и забавностью картинок. Сегодня моя служащая с дипломом учительницы пишет вместо «будто» - «бут-то», а тележурналисты уже стабильно говорят «предпринять меры» и «улучшить уровень».

Более глубокий слой проблемы – это единая картина мира, отражённая в учебнике. Это свойство Постмодерна - исчезновение единой картины мира. Но в учебнике она должна быть. Надо ясно обозначить, какие надо знать слова, события, персонажи, даты, теоремы, законы, стихотворения и литературных героев и – к ужасу прогрессистов – надо внятно выразить, что именно школьник должен думать по всем этим вопросам.

Если этого нет – народ превращается в социальную пыль, которой очень легко манипулировать. Да что превращается – превратился уже…

http://domestic-lynx.livejournal.com/169604.html

http://www.perunica.ru/vospitanie/8864-starye-uchebniki-luchshe-novyh-vpechatlyayuschee-otkrytie.html  





Старые учебники лучше новых. ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ ОТКРЫТИЕ

Категория: Дети и их воспитание   Теги: Образование   Автор:

<
  • 56 комментариев
  • 2 публикации
2 сентября 2016 10:53 | #1

Кир Ярец

0
  • Регистрация: 31.12.2014
 
Вероятно, вместо слов «сделала открытие», следовало бы написать «сделала для себя открытие».
В какой-то старой телепередаче 90-х годов, актёр Вадим Викторович Захарченко, на вопрос ведущего «В чём секрет такого сильного обаяния и притягательности советских кинофильмов?», ответил: «Их снимали профессионалы!». Это же касается и советских учебников: их создавали профессионалы.

<
  • 16 комментариев
  • 0 публикаций
2 сентября 2016 18:50 | #2

Размысл

0
  • Регистрация: 7.04.2013
 
Неурядицы образования - следствие. Причина - информационная избыточность. Как обучать при избытке сведений, пока неизвестно. Это мощное качественное изменение реальности даже во "взрослой" науке еще не все осознают.

<
  • 154 комментария
  • 1 публикация
4 сентября 2016 14:35 | #3

Якорень

0
  • Регистрация: 22.07.2012
 
Кир Ярец,

По всем темам разом, куда влез, однако:

Вероятно, вместо слов "сделала открытие", следует испросить, вопросить, вопрошать (???): откуда ж ты, такой добрый москвич и добрый молодец, взялся и куда денешься апосля выборов????

Решил, что получится как у НСДАП в Германии в известном году? А не "обсосешься"???? kolo

P.S. Забавное совпадение, однако: и тогда оралось про нечто жидо-массонское, и в Первую мировую (правда, токмо невнятно, но...), и нынче про Штаты - удивительное дело, те самые Штаты, которые всю эту говнотерь и оплачивают - и тогда, и сейчас. Что, "российскому правительству в изгнании" уже , прям, без печенек, ну, никак???? ai А ежели накормим? Скинемся всем миром, как бывало ни раз, и накормим - ДОСЫТА. Не обожретесь, случаем, ась??? kolo

--------------------

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера