Принципы дворянского воспитания, которые актуальны в ХХI веке

Принципы дворянского воспитания, которые актуальны в ХХI веке

Вокруг русских дворян сложился образ, что они все сплошь честные, благородные, тонко чувствующие и в тоже время мужественные.

Наверняка и среди них встречались люди с недостатками и слабостями, но все же подавляющее большинство действительно были почти мифическими созданиями, для которых честь и манеры являлись жизненно важными.

Княжны и графы. Их стиль жизни, манера поведения и даже внешний облик – результат особого воспитания, ориентированного на идеал. Но как бывает с идеалами, четких предписаний, как его достичь не существует.

И все-таки мы попытались охарактеризовать наиболее важные принципы дворянского воспитания. Если их применять в разумных мерах, можно вырастить современного Болконского.


Чувство собственного достоинства

Маленьким дворянам с самого детства внушали, что «кому многое дано, с того много и спросится». Следовательно, родился дворянином – изволь соответствовать – быть храбрым, честным, образованным и не для того, чтобы достичь славы и богатства, а потому что ты обязан быть именно таким.

Отсюда же вытекает и концепт «дворянской чести», согласно тогдашним представлениям «честь» не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие. Нарушить данное слово – значило раз и навсегда погубить свою репутацию.

Известны случаи, когда человек, признавая свою непоправимую вину, давал честное слово застрелиться – и выполнял обещание.


Храбрость

Трусость плохо сочетается с благородными порывами, потому у дворян особое внимание уделялось храбрости и считалось, что ее можно и необходимо тренировать путем волевых усилий и тренировок.

Причем касалось это не только юношей, которые служили в армии и на флоте, выполняя трудные задания и тем самым заслуживая уважение, но и барышень.

Княжна Екатерина Мещерская вспоминала, что будучи девочкой боялась грозы, а старший брат втащил ее на подоконник раскрытого окна и подставил под ливень. От страха Катя потеряла сознание, а когда пришла в себя, брат вытирал ее мокрое лицо и приговаривал: «Ну, отвечай: будешь еще трусить и бояться грозы?»

Потом он добавил: «А ты, если хочешь, чтобы я тебя любил и считал своей сестрой, будь смелой. Запомни: постыднее трусости порока нет». Пожалуй, до такого доходить не стоит, но отдать должное культу храбрости при воспитании детей все же необходимо, если вы, конечно, стремитесь вырастить княжну.


Физическая сила и ловкость

Быть храбрым и при этом тщедушным не получится, поэтому от дворян требовалась соответствующая физическая подготовка. Например, в Царскосельском лицее, где учился Пушкин, каждый день выделялось время для «гимнастических упражнений»: лицеисты обучались верховой езде, фехтованию, плаванью и гребле.

При этом нужно учитывать, что лицей был привилегированным учебным заведением, готовившим, по замыслу, государственных деятелей. В военных училищах требования к воспитанникам были несравненно более строгими.

Демонстрация физической выносливости была особым шиком, тем более, что хорошей физической подготовки требовали «модные» развлечения: охота и верховая езда. Добавим, что каждый мужчина должен был быть готов выйти на дуэль.


Самообладание

Воистину аристократическое качество, которое всегда выделяло это сословие. Там где простой мужик обложит всех «по матушке», настоящий дворянин и бровью не поведет и с одинаковой сдержанностью отреагирует как на хорошие, так и на плохие новости.

Его с детства тренировали принимать удары судьбы мужественно, с достоинством, ни в коем случае не падая духом. Жалобы, слезы, лишние сантименты – это за рамками этикета, настоящий дворянин не мог позволить себе малодушия.

Можно, конечно, обвинить аристократов в фальши и лицемерии, но по большому счету – они правы. Во-первых, никому нет дела до ваших бед и не стоит их навязывать окружающим. Во-вторых, сберегая истинные эмоции в секрете, вы защищаете свой внутренний мир от интриг.


Забота о внешнем виде

«Быть можно дельным человеком, И думать о красе ногтей…». Автора этих строчек вы знаете. Дворянские дети, обязаны были выглядеть хорошо, но не для того чтобы продемонстрировать свой достаток, а из уважения к окружающим!

«Истинно расположенный к людям человек не станет оскорблять чувства ближних ни чрезмерной небрежностью в одежде, ни излишней щеголеватостью», – писал граф Честерфилд.

Культ прекрасного, царивший среди дворян, требовал полированных ногтей, уложенных волос и изысканных, но простых на вид одежд.

Достаточно вспомнить туалеты Анны Карениной: «Анна переоделась в очень простое батистовое платье. Долли внимательно осмотрела это простое платье. Она знала, что значит и за какие деньги приобретается эта простота».


Умение «нравиться»

В отличие от современной тенденции: «любите меня таким, какой я есть», дворяне искренне старались понравиться всем и не из соображений подхалимства, а этикета.

Вести себя следовало так, чтобы делать свое общество как можно более приятным для окружающих. И в этом есть резон, в конце концов, быть приятным в обществе – хороший способ сделать пребывание в нем приятным для самого себя.

Умение нравиться было целой наукой и начиналось с простейших формулировок: «Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе».

До более сложных указаний: «Постарайся распознать в каждом его достоинства и его слабости и воздай должное первому, и даже больше – второму».

«Сколь бы пустой и легкомысленной ни была та или иная компания, коль скоро ты находишься в ней, не показывай людям своим невниманием к ним, что ты считаешь их пустыми».

Разве не полезный навык, который и репутацию укрепляет и нервы бережет?


Скромность

Под скромностью подразумевалась не зажатость или стеснительность (с ней как раз боролись, вежливый человек не должен быть скрывать свои манеры), а сдержанное отношение к своей персоне.

Считалось, что нельзя встревать в беседы со своими комментариями или советами. «Носи свою ученость, как носят часы, – во внутреннем кармане. Если тебя спросят «который час?» – ответь, но не возвещай время ежечасно и когда тебя никто не спрашивает, ты ведь не ночной сторож» («Письма к сыну» граф Честерфилд).

Или еще один прекрасный пример, который стоит взять на вооружение и в наши дни: «Говори часто, но никогда не говори долго – пусть даже сказанное тобою не понравится, ты по крайней мере не утомишь своих слушателей».


Уместная, вежливая речь

Все мы знаем, что французский язык в России был языком общения знати, но и русским они владели не хуже. Касательно речи было два негласных правила.

Первое – настоящий аристократ мог наговорить гадостей и оскорблений другому аристократу, но только если они обличены в безукоризненно вежливую форму. Это требовало особого искусства владения языком, знания всех принятых клише светской речи, обязательных вежливых формул.

Второе – речь дворянина должна быть уместной, и если он оказывался среди крестьян на базаре, то и там должен был быть «своим». Хотя это не означало, что ему позволено скатываться до хамства и вульгаризмов, но простодушные шутки вполне допускались.

«СОММЕ IL FAUT» OU «JE NE SAIS QUOI» («так как надо или я не знаю что» франц.)

Пытаясь определить, что есть истинная воспитанность, британский граф Честерфилд сравнивал ее с некой невидимой линией, переступая которую человек делается нестерпимо церемонным, а не достигая ее – развязным или неловким. Тонкость состоит в том, что воспитанный человек знает, когда следует пренебречь правилами этикета, чтобы соблюсти хороший тон.

Особенное неуловимое обаяние и притягательность дворян передавалось «из рук в руки» и во многом заключалось в благородной простоте и непринужденности поведения.

Обучить неуловимому comme il faut практически невозможно, но его можно «впитать», читая литературу. Например, книгу Ольги Муравьевой «Как воспитать дворянина», которая легла в основу этой статьи. В книге вы сможете почерпнуть больше примеров аристократического поведения, но и не забывайте о прекрасной русской классике.


«Дворяне все родня друг другу»

Оказывается, Александр Блок был племянником атамана Краснова. Родная сестра матери Блока была замужем за родным братом Краснова:

Екатерина Андреевна Бекетова (в замужестве Краснова, 1855-1892) была в своё время известной писательницей и переводчицей… Муж Екатерины Андреевны Бекетовой – переводчик и критик, знаток античности Платон Николаевич Краснов (1866-1924), брат ботаника и географа Андрея Николаевича Краснова (1862-1914)… Младший брат – генерал Русской Императорской армии, атаман Всевеликого Войска Донского, военный и политический деятель, известный писатель и публицист, человек трагической судьбы – Пётр Николаевич Краснов (1869-1947). Станислав Лесневский. Русская даль. Шахматово. Пролог. М., 2013. С. 43

Т.е. автор «Двенадцати» был племянником атамана Белого Дона и начальника Главного управления казачьих войск Третьего Рейха. Какие только кульбиты ни выписывала русская история в ХХ веке! Но ведь Краснов, сам будучи отнюдь не чуждым литературе, не мог быть равнодушен к такому родству. Неужели эта тема не отражена нигде в его сочинениях?

См. также:


Категория: Дети и их воспитание

<
  • 132 комментария
  • 5 публикаций
18 января 2017 18:34 | #1
0
  • Регистрация: 31.12.2014
 
Тема чрезвычайно важная!
Вообще, дворянское сословие возникло на определённом этапе, как воинское формирование: дворяне получали серьёзное содержание от царственного двора, и должны были по первому зову явиться для исполнения воинского долга – сражаться, при необходимости, и отстаивать Отечество, и, коли надобно, умирать, но не отступать!
Впоследствии, эта традиция несколько трансформировалась, и дворянство во многом стало просто привилегированной группой.
Но в Руси здравые традиции дворянства сохранялись наиболее длительное время, сравнительно с другими странами. В Руси очень долго дворянство было настоящей элитой! – в первую очередь, элитой духовной. Теперь никто не хочет вспоминать и рассказывать, что о-очень многие дворянские семьи – в основном, из числа проживавших в сельской местности – заставляли своих дворянских чад работать наравне с простыми крестьянами: пахать землю, ухаживать за скотом, и заниматься прочими делами схожего характера. Так воспитывался навык к постоянному труду, навык послушания (навык высшей власти: власти над собой!), навык к ответственности, чести, добропорядочности, и т. п.
То есть, родители-дворяне создавали из своих детей истинных господ: людей, думающих других, а не о себе. Было очевидно: как только индивид начинает думать не о других, а о себе, то он моментально превращается в холопа, раба.
И именно такой путь был избран И. В. Сталиным: он создавал высочайшую мораль в обществе! А в его дальних планах – исходя из высочайшей эффективности сталинской социалистической экономики – был плавный переход на 5-часовой рабочий день, дабы люди могли отдать свободное время для самосовершенствания. При этом, И. В. Сталин планировал 1-2 высших образования для каждого жителя СССР. Но и отказ от труда был невозможен: человек, который не трудится, моментально деградирует, становится обезьяной, подобной еврею, и превращается в то, что сейчас называется «медвепутами», то есть, становится скотом.

<
  • 30 комментариев
  • 0 публикаций
21 января 2017 17:16 | #2
0
  • Регистрация: 7.04.2013
 
Царь-Бояре-Дворяне. Генсек-Политбюро-КПСС. Президент-Семья(Друзья) - Партия власти. "Найдите 10 отличий"

Правила поведения правящих в статье описаны верно. Современное общество "постиснивается" сословности: волхвы-правители-воины-дельцы-мастера-бездельники. А зря! Наряду с упомянутым Автором "сводом правил" для правителей, существовали свои методы доброго созидательного воспитания и для иных сословий.

Вспоминаются слова при отречении Николая II: "Пусть, каждый остается на СВОЕМ месте".


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Куй ... пока горячо"
Ответ:*