Сборник по художественному рассказыванию

Сборник по художественному рассказыванию

Эта книга не для детей, а для родителей. Книга для родителей, которые понимают. Понимают, что сегодняшний мир устроен так, что интересы ребенка сужаются в точку. Эта точка – сам ребенок вокруг которой крутится все остальное. Многим детям кроме них самих, кроме игр и развлечений неинтересно ничего. Многим детям совсем неинтересно, как устроен мир, им гораздо интересней как устроен кошелек родителей.

Бесполезно осуждать таких детей, гораздо полезнее помочь им. Взрослые сами виноваты, что создали такое окружение для ребенка, которое затягивает его, либо в болото виртуального мира, либо в сказочное королевство где он принц или принцесса и все вокруг ему должны.

Эта книга для родителей, которые готовы. Готовы к тому, чтобы начать говорить со своим ребенком. Готовить так, чтобы ребенку было интересней слушать маму и папу, а не пялиться в экран. Рассказывать так, чтобы у ребенка пробуждался интерес к познанию.

Рассказывать интересно – не так уж просто, но и не так уж трудно, хотя конечно без предварительной подготовки это не каждому дано. Поэтому придется потрудиться, чтобы впоследствии ребенку тоже захотелось потрудиться.

Эта книга как раз для тех родителей которые готовы расти. Интересно, что она издана в 1934 году, время очень непростое для СССР, но забота о будущем и в то время была одной из центральных задач. В начале книги даны методически рекомендации, как овладеть навыком «художественного рассказывания». Зачем идут рассказы. Скорей всего, тексты первой половины книги современным детям будут неинтересны, зато вторая половина книги, где собраны рассказы об Арктике, о горах, пустыне и стратосфере, при должном пересказы может запомниться детям на всю жизнь.

Потратьте немного времени и усилий на освоение навыка и на знакомство с текстами, а затем, помогите своим детям вернуть потерянное любопытство.




«Надо помочь ребёнку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать. Надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллентив расти вместе с другими и итти сообща к современной новой, полной, глубокой и значительных переживаний жизни»

Крупская


Предисловие


Художественное рассказывание — одна из форм искусства живого слова и в современных условиях оно занимает определенное место как метод:

1) Политического воспитания.
2) Научного образования.
3) Художественного воспитания.
4) Педагогического воздействия.

Художественное рассказывание—очень древний род искусства и в детской среде оно имеет очень большое значение, особенно для детей младшего возраста. Дети, не овладевшие мастерством и техникой чтения, не имеющие навыков в обращении с литературной речью, с относительной бедностью представлений, узостью и слабостью внимания — через живое слово, через непосредственное общение с рассказчиком могут быстрее и легче разобраться в огромном и разнообразном материале художественного произведения.

Художественное рассказывание поднимает и обогащает культуру речи и очень образно и убедительно передает силу и значение книги.

При рассказывании слушатель знакомится не только с содержанием произведения, но и с отношением к нему рассказчика. При передаче художественного произведения рассказчик и аудитория объединяются в одном коллективном переживании.

Рассказчик своими образами, интонацией, тембром голоса и ритмичностью, действуя на эмоции детей, заменяет всё недостающее в художественном произведении и делает его целиком понятным и доступным детям.

Живое слово в художественной форме занимает одно из самых видных мест среди других искусств.

Целый ряд методических совещаний и постоянные наблюдения указывают на то, что ни одно — как школьное, так и внешкольное — детское мероприятие не обходится без художественного рассказывания в том или ином виде.

Пионерские костры, утренники, литературные вечера, детские праздники — в программе имеют художественное рассказывание.

Рассказывают не только взрослые педагоги, вожатье, библиотекари, но и сами дети.

В Московский областной дом художественного воспитания детей поступает целый ряд заявок дать указания о том, что рассказывать, и как рассказывать художественные произведения. Идя навстречу этим просьбам, Московский областной дом художественного воспитания детей составил сборник рассказов с кратким методическим указанием «Как готовиться к рассказыванию».

Более обширное методическое пособие по художественному рассказыванию войдет в следующий сборник.

Вышеуказанный нами сборник рассчитан на детей 2-х —6-х групп и составлен из материала, большей частью уже аппробированного в детской аудитории.

Он является первым из серии подготовляемых сборников по художественному рассказыванию.



Как готовиться к рассказыванию


  1. Выбери рассказ.

  2. Прочти его внимательно несколько раз (не менее трех).

  3. Выясни себе: кто действующие лица?

    Где происходит действие (у нас или за рубежом)?

    В каком месте нашего Союза?

  4. Когда? До революции или после?

    Если до революции, то в какую эпоху? В крепостническую или позже?

  5. Подумай, какая главная мысль в рассказе: показать борьбу за новую жизнь, или как люди строят эту новую жизнь?

    Или: Показать, как живут трудящиеся в этой новой жизни?

    Или: Какие новые люди уже появилирь в нашей стране?

    Как ударники трудятся для выполнения задуманного?

    Как дети-пионеры помогают в этой борьбе?

    Как живут трудящиеся за красной границей, и как они внимательно следят за успехами СССР?

    Как притесняют там пионеров, и как они тайно продолжают свою работу?

    Как зарубежные трудящиеся готовы помочь нашему Союзу от нападения врагов и т. д.?

    Продумать основательно, потому что все это повлияет на вашу передачу слушателям.


Приступить к сокращению: все, что затягивает действие или замедляет—выбросить.

Длинные описания природы, которые не имеют особого значения для рассказа—выбросить. Лишних действующих лиц, случайно введенных, лишние факты, рассуждения — выбросить.

Оставить все, что ярко изображает и действие, и обстановку, и характеры людей, отношения этих людей друг к другу, к труду, к строительству, к трудностям, к достижениям и проч.

После сокращения прочесть рассказ вслух и себе и еще кому-нибудь, чтобы проверить, всё ли ясно, и не пострадало ли произведение от сокращения. (Если рассказ четкий, и в нем нет ничего лишнего, всё связано одним действием,— то и сокращать его нет надобности).

Потом разделить произведение на части — куски так, чтобы в каждом куске (части) были или характеристика лица, или описание действия, или переход к другому положению, к встрече с другими лицами, или переход на другое место, или у действующего лица изменение настроения в работе или в подготовке к борьбе, или действующие лица испытывают радость от победы, от достижения...

Определи, каким тоном (интонация) будешь, передавать каждый кусок: выражать ли радость или возмущение, твердость намерения или колебание в каком-нибудь действии, смелость и решительность в каком-нибудь поступке или дряблость и слабость, удивление, страх и т. д.

Все это надо самому прочувствовать и, как свое, передавать с той окраской, какая требуется.

Если это — описание дома или местности или внешности другого лица, то надо это представить, как будто видишь все это сам.

Найди в произведении главные места и при рассказе их выдели.

Сообрази, какие места передавать медленнее, какие быстрее (темп).

Какие слова в фразе выделять (ударение); от этого получается разное значение этой фразы. (Попробуй выделять то одно, то другое, то третье слово в такой фразе: «Ты был там?» — и убедись, как меняется смысл этой речи).

Подумай, где будешь делать остановки (паузы): после точек, занятых, многоточий, а еще и посреди фраз. Эти последние остановки особенно надо продумать. Это —паузы ожидания. «Он хотел крикнуть, но (остановка) ничего не сказал...» «Вдруг (остановка) он подошел к негру, взял его за руку и сказал (пауза): «мы, мой друг...».

После этого разучи произведение так, чтобы передавать его без запинок, без заминок, как свой рассказ. Не надо размахивать руками, гримасничать, смеяться, а просто и спокойно передавать слушателям, придерживаясь тех пометок, какие ты сделал в произведении.

После каждого рассказывания подправляй то, что не вышло хорошо.

Если ты сам понял и оценил рассказ, то тебе удастся передать его с теми чувствами, какие переживал и сам: надо и других заразить теми же настроениями, какими насыщено произведение.

Если на лицах слушателей ты заметишь отражение твоих переживаний, то достиг цели.

Сектор Художественного чтения: Е. Соловьева.


Категория: Дети и их воспитание   Теги: Образование, Чтение


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Под ... камень вода не течет"
Ответ:*