Перуница

» » Народная кукла в аспекте национальной безопасности

Дети и их воспитание » 

Народная кукла в аспекте национальной безопасности

Свадебные куклы казаков-некрасовцев
Свадебные куклы казаков-некрасовцев

Еще в XIX веке кукла не воспринималась исследователями серьезно и считалась просто временной детской забавой, а появление дорогих кукол лишь подчёркивало заботу взрослых о своих детях.

Сегодня мы знаем мало о куклах наших предков. Проработанность этой темы у историков, а также осведомленность этнографов и фольклористов довольно низкая. Изучение музейных коллекций - еще более слабое звено в этой теме. Можно сказать, что с куклой происходит та же ситуация, что нередко случается с народным костюмом, когда в нем по незнанию сочетают несовместимые элементы.

Причиной такой ситуации стало наше непростое наследие. В условиях глобализации целенаправленно разрушалось традиционное общество, оказывалось воздействие на национальное мировоззрение и формирование советского народа. Также немалое влияние оказал и постсоветский синдром. В те годы средства массовой информации не часто вспоминали о русском фольклоре и исконных традициях, а взамен этому прививали людям диаметрально иные ценности, которые повлияли на восприятие действительности. Во времена СССР в подаче информации существовали четкие табу – запрет на религиозную тематику, а во времена перестройки эфир заполняли трансляциями сеансов экстрасенсов и астрологическими прогнозами.

Народная кукла в аспекте национальной безопасности
Традиционные куклы из кукурузы индейцев Северной Америки. Обратите внимание, что орнамент вышивки очень похож на передники русских старожилов Сибири



Кукла из кукурузы традиционная для индейцев Северной Америки

Обращение к этнографическому материалу позволило предположить, что современная трактовка народных кукол появилась как последствие восприятия постсоветского синдрома. Отсюда же родился стереотип о том, что нельзя изображать лица и особенно глаза игровым, народным и особенно славянским куклам, потому что через них в игрушку может вселиться нечистая сила. И второй стереотип – трактовка значения куклы как берегини, оберега или домового. Не берем за основу истоки кукол травниц, кубышек и других, сделанных из природных материалов.

Участие в этнографических экспедициях и сбор народных кукол в Томской области показал, что лица у кукол все-таки были. Например, в Первомайском районе носительница традиции Екатерина Владимировна Шилько шьет кукол по образцу, сначала маму, а затем обязательно папу. У нее есть четкое представление о том, что можно и нельзя делать в процессе изготовления куклы и какую ткань необходимо для этого использовать. Как оказалось, конструкция технологии производства и завязывания пояса у куклы мужского пола, в отличие от женской, оказывается абсолютно другой.




Вся практика на основании более 40 собранных образцов за неполные 5 лет показывает, что за редким исключением, практически все куклы были с лицами. Лица в основном отсутствуют в тех случаях, если головы сделаны из слишком пестрого лоскутка, на котором его было бы не видно, а также на природном материале, на котором ничего не нарисуешь, либо если у куклы слишком маленькое лицо и она несет с символическое значение. Даже небольшая татарская кукла из ниток имеет обозначенное создательницей лицо. Черты лица обычно создавались бабушками - углем, химическим карандашом, ручкой или нитками.


Эта бабушка хорошо помнила дореволюционный городской уклад Томска. Редкий пример, когда носителем традиции для нас стала старожилка - горожанка по происхождению. На момент фиксации куклы, ей был уже 92 год

На основе приобретённого опыта, изделия без лица не считаются куклой. Для того, чтобы такое изделие стало настоящей куклой ее необходимо закончить изображением лица и наречением именем. В коллекции Музея археологии и этнографии Сибири представлены ритуальные куклы, куклы народов Сибири, которые не испытали на себе влияние времени перемен в политическом строе страны и все они имеют лица. В независимости от конструкции (скрутка, сшивная или набивная) и использованного материала (дерево, метал или ткань), куклы в музейных коллекциях как Томской области, так и у других народов Африки, Китая и Японии все созданы с лицами.


Зольная кукла, по высказыванию многих исследователей - наиболее архаичная конструкция.

Некое сомнение возникает в том, что лица – это признак поздней или игровой куклы. В противовес этому можно вспомнить ритуальные обрядовые куклы – кукушку, масленицу (созданную в пер. половине XX века, которая хранится в РЭМе) и русалку, которую мы знаем по фотографиям, тоже созданы с лицами.


Шелько Екатерина Владимировна. От нее мы записали несколько кукол различных по технологии изготовления (шитьевые, зольные, скрутки, глиняные) и все обязательно должны быть с лицом. На фото баба Катя рисует лицо кукле из семейной пары. Также от этого носителя традиций записали кукольный дом - окно, несколько песен, украшение из газет для дома, бытовые пляски...

Для бабушек - носительниц традиции лицо было обязательным элементом у кукол, потому что оно формирует ее характер. Даже в советском прошлом было принято спрашивать у ребенка как зовут ту или иную его игрушку.

По рассказам бабушек с куклами играли в гости, в домик, в праздник и в дочки-матери. Традиционная кукла учила ребенка общаться с личностью. С куклой, имевшей лицо и индивидуальный характер дети выстраивали социальные роли между разными игрушками и вырабатывали определенное отношение к ним.


Экспедиция в Верхнекетский район Томской области.

В последние 20 лет нам навязываются стереотипы – кукла без лица и кукла- оберег. Это приводит к трансформации в воспитательном процессе. Кукла выступает как модель и прообраз человека и отсутствие лица, делает ее безликой, человеком без социальных ролей в обществе. Если ребенок не проигрывает с куклами модели поведения родителей и детей, значит они не будут им корректно воспроизводиться в будущем.

Е.В. Шпилько показывала, как внутри кукольного домика лежит спиленная чурочка, которая должна быть обязательно накрыта тряпочкой. А столик – круглый спил должен тоже быть обязательно накрыт. Когда куклы ходят в гости, она делает угощение из глины – калачики четырех видов. Еще будучи ребенком носительница традиции воспроизводила форму выпечки, которую готовила ее мама и в игре воспроизводила родительские модели.

Ребенок не играющий с куклами, что бывает в современном обществе, в дальнейшем затрудняется в реализации своих материнских инстинктов, которые не пробуждаются и в итоге у него отсутствуют навыки общение с детьми.

В словаре Даля слово «оберег» отсутствует. Люди, участвующие в этнографических экспедициях еще на 20 лет раньше, не слышали от информантов слово «оберег». Очень часто так называемым «обереговым» куклам дают имя «Берегиня». Здесь звуковая похожесть вынуждает подразумевать некую символическую связь этих двух слов. А в словаре славянской мифологии Академии наук говорится, что «Берегиня» - это персонаж русалки в славянской мифологии. Этнографическая практика дает понять, что русалка – это злое существо, которое боялись и избегали с ним встречи. Такая модель существовала еще 50 лет назад.


Бабушки живут вокруг нас, деревни умирают и дети забирают своих родителей в город. Для того, чтобы открыть для себя куклу, не обязательно ехать в глухие дали. Светлана Липовка подтверждает это своим опытом и записью десятков кукол в Томске от носителей из разных мест

В современном мире все переворачивают с ног на голову, прививают, то нужно играть с безликими куклами, забывать, кто был хранителем, а кто опасным существом для дома. Таким образом полностью утрачивается причастность к корням и происходит разрушение моделей, которые воспроизводились из поколения в поколение на протяжении сотен или тысяч лет.

Материал подготовлен на основе информации, собранных во время этнографических экспедиций заведующим лабораторией социальной идентичности ТГУ, куратором форума «Русские сезоны», научным руководителем арт-проекта «Васильев вечер», кандидатом философских наук Даниилом Крапчуновым совместно со художником-педагогом, ремесленником, членом международного творческого объединения "Содружество", членом союза томских мастеров декоративно-прикладного искусства, членом Союза художников России, руководителем ремесленной студии "Мельница", участником арт-проекта "Васильев вечер" Светланой Липовкой (г. Томск).








Татарская кукла







Кукла Мастерица Г.П. Шрамченко Курская обл., Хомутовский р-н., с. Нижнее Чупахино. 1974 г.



Алэл - кукла покровитель тазовских селькупов



Куклы для игры «в свадьбу». Село Покшеньга Пинежского р-на Архангельской обл. Подарены жительницей села Анной Карповной Щербаковой (1903-1992) фольклорно-этнографической экспедиции творческого объединения «Дом русских традиций»



ЭМЕГЕНДЕР – изображения домашних покровителей телеутов в виде антропоморфных холщевых фигурок без обозначения конечностей, набитых куделью. Область лица ограничена лоскутом ткани, глаза – бисеринки



___________
Далее из книги В.Ф. Базарного
„Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса”:


Рукотворная мягкая кукла — прием народной педагогики раннего воспитания у девочек чувства нежности, любви и материнства


Как подвесная люлька и колыбельная песня, так и мягкая кукла для девочек присуща всем народным культурам. Значит, она так же сообразна природе девочек и несет основополагающее человековоссоздающее духовно-нравственное начало.

Кукла — это чувственно переживаемый девочкой символ ее будущего ребенка. Постоянное общение с ней, ее пеленание, одевание и раздевание, укладывание спать, укачивание и пение ей колыбельных песен — это раннее глубинное чувственное запечатление нежности и любви к ребенку (импритинг), а также активное вхождение девочки в образ любящей матери, в образ будущего материнства. Специально выполненным исследованием установлено, что девочка, не воспитанная на любимой мягкой рукотворной кукле, никогда не станет полноценной матерью.

А кто по-настоящему задумался, почему мир мягких, любимых рукотворных кукол оказался вдруг вытесненным миром зверят? Девочек мы все чаще укладываем спать то с собачкой, то с медвежонком, то еще с какой-либо «неведомой зверушкой». Но тогда все изначально присущее девочкам любвеобилие и нежность будут спроецированы и запечатлены не на ребенке, а на собачке, мишке, кошечке и т. д.

В итоге женщины уже не за ребенка, а за свою любимую собачку готовы жизнь отдать. И отдают. Вот оно таинство силы сотворения или, наоборот, разрушения материнства на экстрасенсорном периоде раннего детства.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. я работал в детских дошкольных учреждениях г. Стрижевого. Обходя некоторые учреждения, обратил внимание, что самой популярной куклой у детей вдруг стала кукла Барби. Тогда задал воспитателям вопрос: «Дорогие женщины! Неужели вы не понимаете, что этой «сексуальной теткой» вы уродуете детские души девочек?» Последовали возражения типа: «Она же красивая!» «Весь мир ее использует!» и т. д.

Я предложил им следующее: соберите мне 5 девочек, которые сами с мамами изготовят мягкие куклы, 5 девочек, играющих с готовыми жесткими куклами, и 5 девочек, которые играют с Барби. Спустя несколько дней в зал для конференций пришли 15 девочек с куклами на руках. Всех их я пригласил на сцену.

Ввожу их в образ будущих мам. Затем прошу прижать своих «деточек» к сердцу. Пять девочек, которые с мамами дома своими руками изготовили мягкие куклы, быстро прижали их к сердцу. Именно к сердцу! Те пять девочек, которым купили готовые жесткие куклы, стояли в растерянности.

Они как-то неохотно то прижмут их к телу, то отдернут их от себя. Но истинное «чудо» произошло с девочками, у которых в руках оказались куклы Барби. Их лица внезапно как-то окаменели. Куклы были отодвинуты ими на вытянутую руку. А две девочки разжали пальцы, и куклы полетели вниз.

На вопрос для чего дети рождаются девочками, та из них, которая играла с куклой Барби, ответила: «Чтобы быть красивой!» (читай, сексуально привлекательной. — В.Б). Та же, что играла с рукотворной мягкой куклой, ответила: «Чтобы всегда были дети!» Последующие наши исследования подтвердили: кукла Барби воспитывает у девочек эгоцентрическую сексуальную устремленность.

А мягкая рукотворная кукла воспитывает у девочек материнство. Кроме того, даже уровень функциональных возможностей ЦНС у девочек, воспитывавшихся с куклой Барби, был существенно и достоверно ниже по сравнению с девочками, которые чаще играли с рукотворными куклами (1,7 против 2,2у.е. р<0,01).

Час осознания, час выбора таких простых истин настал. И, как убеждает жизнь, многие взрослые уже не могут оставить привитых в детстве пагубных для детей сексуальных ценностей. Так чему же удивляться? Если «сильная» духом и мужественная часть половины человечества не может бросить курить, то почему мы ожидаем, чтобы подобные и другие укорененные с раннего детства привычки бросила «слабая» половина человечества.

http://www.perunica.ru/vospitanie/9342-narodnaya-kukla-v-aspekte-nacionalnoy-bezopasnosti.html  



+7


Народная кукла в аспекте национальной безопасности

Категория: Дети и их воспитание   Теги: Тряпичная кукла

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера