Перуница

» » ОСОБЕННОСТЬ ГОРСКИХ КУЛЬТУР

Всякое разное » 

ОСОБЕННОСТЬ ГОРСКИХ КУЛЬТУР

Поводом к написанию этой статьи стала мимоходом услышанная фраза из недавней телепередачи. Названия её не знаю. Какой канал? – не обратил внимания. И время передачи не запомнил. Один из её участников произнёс: культура набегов.

Непривычное для меня словосочетание заставило задуматься. Я наслышан о земледельческих культурах, скотоводческих. Кажется, существовали ещё в прошлом культуры народов моря и больших рек, когда для прибрежных жителей исторически длительное время основной хозяйственной деятельностью было рыболовство и всё, что связано с водным промыслом. Ещё – локальные культуры охотников и собирателей. Другие не вспоминаются. Порылся в интернете, в справочниках. Именно «культуру набегов» нигде не обнаружил. Зато много рассказывается о набегах, как о главном и постоянном доходном производстве в недавнем прошлом, в основном, жителей гор. И далеко за примерами не пришлось ходить. Вот они – в историческом «вчера» близкие соседи, сегодня - сограждане.
ОСОБЕННОСТЬ ГОРСКИХ КУЛЬТУР


Сто лет тому назад разбой горцев Большого Кавказа в отношении землепашцев низин именовался «воровским» и «хищническим». Объяснялось такое поведение «свободолюбивых детей» заоблачных высот их врождёнными психическими особенностями. Ни понимания социальной почвы разбойника, никакой тебе политкорректности! Понимание и сдержанность в оценках пришли в советское время, когда «вольные общества гор» сделали скачок из предфеодализма сразу в высшую стадию развития человечества. Вспомнили, как искренне и честно объяснили горцы генералу Румянцеву особенности своего «отхожего промысла»: «Набеги и грабеж — наши занятия, как ваше хлебопашество и торговля». Генерал, предполагаю, прослезился, поняв, что его подопечных побуждает к грабежам необходимость пополнения скудного горского хозяйства. Кушать ведь хочется. Подтверждение тому - случай с русскими поселенцами в 1804 г. Перед нападением чеченцев крестьяне бежали из деревни. Их не преследовали. «Хищники» первым делом принялись пожирать борщ, который нашли в печах...

Те объеденные, затем разорённые гостями вчистую землепашцы не знали, что «этот «способ производства» ускорил формирование раннефеодальных отношений, поскольку «военная удача, большое количество захваченного скота и рабов — создавали мощь отдельных родов и власть их над другими», как откроет А. Скачко в 30-х гг ХХ в.

Обратите внимание в приведенной цитате на «большое количество… рабов»! Ведь в их числе – наши предки, читатель (и не только предки, об этом впереди). Военные походы вооружённых горцев с XVIII в. предпринимались в первую очередь ради захвата пленников для продажи их на рынках Востока или для получения выкупа. Имела место не прекращающаяся, организованная охота за людьми. Есть мнение («Хроники войн Джара в XVIII столетии», 1931, Баку), что ислам мобилизовал верующих в Аллаха на «насилие и грабежи». Но как же это мнение согласуется с набегами одних горских племён на другие, на единоверцев азербайджанских ханств?

Конечно земледельцы-христиане страдали гораздо больше от такого «постоянного доходного производства». До массового заселения Предкавказья русскими, невыносимую тяжесть набегов испытывали христиане-аланы (осетины), грузинских царств Картли и Кахетии. Царь последней с 1714 г. начал откупаться от «воров» ежегодной данью. Тем не менее, шесть лет спустя заплатил в 600 раз большую «контрибуцию», когда «сборщики дани» взяли приступом Тифлис. Прибавьте сюда сожжённые поселения, отъятое имущество, продовольствие, скот, уведённые люди. До вхождения Кавказа в состав империи «вольные общества» обзавелись сословием рабов; в горах их называли «хъазахъ». И рабство полностью здесь не исчезло с «замирением» горцев, лишь ушло в своеобразное подполье, надёжное порукой «кругового молчания». Существовало оно и в советское время (в 70-е гг. я был знаком с одним бежавшим невольником-украинцем); существует и в наши дни. Жители грузинских царств и княжеств были запуганы до того, что, обрекая себя на недоедание, не осмеливались обрабатывать землю вдали от селений. Политика Ирана и Турции в отношении христианских стран была провоцирующим фактором набегов, хотя и Надир-шах и османы, бывало, пытались умерить пыл своих конкурентов. Но ни они, ни объединённые силы Картли-Кахетии успеха не добились. Организованные, крупномасштабные набеги горцев продолжались до середины XIX в. Потом, обходя запретительные барьеры имперской администрации, дробясь на «воровские» группы, перешли в стадию дерзкого «внутреннего разбоя».

По свидетельству зарубежного ученого-этнопсихолога Э. Эриксона, в начале ХХ века «Кавказ по распространенности убийств и разбоев занимает из всех стран, входящих в состав Российской Империи, первое и выдающееся место, несмотря на весьма энергичную борьбу с этими преступлениями административных и судебных властей и немалым материальным средствам, издерживаемым на просвещение местного населения (выделено мной. – С.С.)…Ингуши, являясь самым разбойничьим племенем на Северном Кавказе, наводят страх на всю Терскую область (под этим именем Э.Э. объединяет ингушей и чеченцев. – С.С.)… они делают нападения среди белого дня не только на проезжих в поле, но даже на магазины в центральной части г. Владикавказа организованными бандами… В ночную пору в городе, не говоря уже об окрестностях, опасно даже ходить; уже в 8 часов вечера закрываются все лавки… Какая бы раса ни явилась господствующей над населением Кавказа через 300 лет - славянская ли, тевтонская ли или монгольская - всё равно: многие черты характера, свойственные испокон веков аборигенам страны, считаются неизменившимися, хотя, конечно, всеобщее просвещение не может не смягчить к тому времени, ныне не в меру жестокие, нравы людей».

Читатель, лишь шапочно знакомый с музой истории Клио, непременно спросит: «А на кой эти ингуши и чечены и прочие нищие и голодные горцы понадобились нашим царям? А если те не сразу рассмотрели, кого себе посадили на шею, то не пора ли нам избавиться от них?». Отвечаю: загодя рассмотрели и выводы сделали. Горские территории, населённые «вольными обществами», Россию, уже в то время соизмеримую с Южной Америкой, практически не «округляли», богатства ей не прибавляли, зато проблем создали – непомерно. И крови русской пришлось пролить немало на бесплодных скалах, выкуривая из ущелий имама Шамиля с его мюридами. Но обстановка на Кавказе в то время требовала надёжной связи с Закавказьем, уже ставшем частью империи. Христиане этих новых губерний, армяне и грузины, также мусульмане нынешнего Азербайджана, добровольно, в основном, перешедшие под надёжную руку царя, оказались (по отношению к Петербургу) за высокой, труднопреодолимой стеной Кавказа. Вторжения армий не смирившейся с потерями Турции и непредсказуемой Персии не исключались в любой день. А все тропы-дороги (и главная – Военногрузинская) с равнинного предгорья на юг проходили через территории, контролируемые «вольными обществами». Из литературы мы знаем, как ими пользовались: составлялся караван из путников и грузов на повозках, его сопровождало охранение – штыки, взведенные курки, зажжённый фитиль при полевом орудии, заряженном картечью. Не все путники добирались до конечного пункта путешествий, не всё удавалось довозить. Переговоры с «дикими горцами» (по старой терминологии) положительных результатов не давали: в каждом ауле сидел свой независимый владетель.

Ни один собственник двух участков, разделённых ничейной полосой, не допустит, чтобы на этой меже буйствовала компания, не признающая ни законов, ни правил поведения. Сказанное можно отнести к правительству государства и его анклава. Лучше, чем сказал И. Пыхалов в своей работе «За что Сталин выселял народы?», не скажешь, но уважаемый историк говорил о Чечне, я же переношу его мнение на все горские народы: «… ни одно дееспособное государство не потерпит существования у своих границ «маленького, но гордого народа», чьими основными промыслами являются разбой и работорговля. К чести царского правительства, у него и мысли не возникло последовать примеру «цивилизованных наций» - истребить чеченцев поголовно, как поступили в те же годы англичане с коренным населением Тасмании, или же загнать их в резервации, как это сделали американцы с индейцами… Россию нельзя рассматривать как колониальную державу, притеснявшую нерусских подданных… Вновь присоединённые народы нередко оказывались в преимущественном положении по сравнению с русскими. Николай I однажды заметил, что «все новые льготы дарованы были моим младшим сыновьям в ущерб старших сыновей». Между 1859 и 1864 гг., с падением последних оплотов имамата, длительное «замирение» горцев Северного Кавказа официально и согласно букве отечественной истории закончилось (любопытных отсылаю к определённым страницам «Истории России»). А практически?

Вернёмся к Э.Эриксону: вплоть до Гражданской войны в России «первое и выдающееся место» «по распространенности убийств и разбоев» занимал Северный Кавказ. И это, заметьте, при том, что центральная власть была сильна, а горцы уважают только реальную силу и в наибольшем приближении, насколько способны, подчиняются ей. Гарантом такого положения вещей было Терское казачье войско. Периоды безвластия в российскую Смуту 1917-1921 гг. возвращали «вольные общества» к состоянию, предшествующему имамату. «Жизнь русского населения всех станиц, кроме находящихся в Кабарде, стала невыносима и идёт к поголовному разорению и выживанию из пределов Горской республики: Полное экономическое разорение края несут постоянные и ежедневные грабежи и насилия над русским населением со стороны чеченцев, ингушей и даже осетин. Выезд на полевые работы даже за 2 - 3 версты от станиц сопряжён с опасностью лишиться лошадей с упряжью, фургонами и хозяйственным инвентарем, быть раздетым донага и ограбленным, а зачастую и убитым или угнанным в плен и обращения в рабов. Выпас скота невозможен на предгорьях, где пустуют лучшие пастбища, и скот должен топтаться на выгоне близ станиц, отнимая от земледелия плодородную землю...» (А.Пыхалов). Документы той поры, а пуще того – письма очевидцев событий свидетельствуют, что успехи «всеобщего просвещения» за более чем полвека после пленения имама Шамиля «не смягчили не в меру жестокие нравы людей». Их «смягчила» нагрянувшая с севера новая уважаемая горцами сила – Красная Армия и режим двух кавказских горцев, обживших Кремль. Правда, большевики на первых порах не гнушались заигрыванием с националистами. Например, Орджоникидзе в обмен на помощь в борьбе с белыми мятежниками передал ингушам земли четырёх казачьих станиц с общим населением 10 тыс. человек. «Выгода» сказалась скоро: овладев землей, новые хозяева, «склонные к бандитизму, ленивые», перестали их обрабатывать.
ОСОБЕННОСТЬ ГОРСКИХ КУЛЬТУР


Когда же Сталинско-Бериевский режим, показалось на Кавказе, опасно для себя накренился, вместе с моментальным переносом уважения на Гитлера вышла из тайников наиболее стойких горских душ (не всех, подчёркиваю!) жажда набегов, усиленная чувством безнаказанности и «священной мести». Теперь она получила чёткий вектор – на север. Чем это закончилось, известно.

Здесь не рассматривается законность переселения народов. У меня иная тема. Среди других переселенцев, северокавказцы бунтарством не выделялись. Властные лица на новых местах жительства изъяснялись по-русски. Этого было достаточно, чтобы копить и лелеять ненависть к русским. Но вели себя горцы как все, попавшие под репрессии, ибо власть вновь оказалась в сильных руках. Нет, всё-таки, заметил А.Солженицын, была у них отличительная черта: «Они принесли в мирный, честный, дремавший Казахстан понятие: "украли, обчистили ". Они могли угнать скот, обворовать дом, а иногда и просто отнять силою …». Несмотря на высокую смертность среди переселенцев, перепись 1959 года даёт большую цифру чеченцев и ингушей, чем было на момент выселения.

Когда же грянула перестройка и репрессированные, их дети и внуки вернулись под родное небо, обстоятельства вновь способствовали и возвращению в себя, к своим извечным ценностям. Притом, в масштабах, какие не снились ни современникам революционной смуты, ни гитлеровского нашествия. Вот тут-то, при Дудаеве и Басаеве, появилась возможность отвести душу во все стороны, до пределов всё ещё огромной страны! И опять здесь не место для воспоминаний о «чеченских войнах» новейшего времени. Это отдельная, большая тема. На этот раз набегам подверглась и Москва. И до сих пор столица великой державы(!) не уверена, что прекратились вылазки на её улицы с Кавказских гор. Бесследно исчезли то ли 200, то ли 300 тысяч русскоязычных граждан республик Северного Кавказа, большей частью в независимой (реально независимой) «Ичкерии». Сколько умерщвлено? Сколько разогнано бесследно? Сколько превратилось в подпольных рабов глухих, как горные замки, хозяйств? Сколько девушек стали наложницами?
ОСОБЕННОСТЬ ГОРСКИХ КУЛЬТУР


Помнится, среди голосов, ратовавших за отделение автономий Северного Кавказа от России, был слышен авторитетный голос режиссёра и актёра Говорухина: пусть пашут, сеют, убирают хлеб на своих суверенных территориях, добывают нефть, если смогут. Но за рядами пограничной колючки, за вспаханной полосой. Не смогут! Нынешним кавказским сепаратистам для выживания нужна Россия, как территория «экономических набегов», чем она и была, по сути, в период последних чеченских войн и кровавых же «перемирий». Остаться теоретически в составе России, а практически – обрести полную свободу – вот идеал нынешних апологетов набегов в совремённом понимании. Если же их лишить такой возможности силовым путём, то профессиональные абреки с мюридским сознанием обратятся за помощью к атлантическому сообществу во главе с янки. И те живо набегут создавать очередную «молодую демократию». А это будет означать, что на Кавказе появится реальный (не в пример ничтожной Грузии) плацдарм угрозы Государству Российскому (причём, угрозы не «классической», что возможна со стороны сильного недружественного соседа, а угрозы постоянных вооружённых провокаций, которые зачастую изнуряют сильнее, чем обычная война). Такая угроза вынудит правительство России держать в Предкавказье, по меньшей мере, полумиллионную армию в состоянии перманентного военного положения. Себе дороже.

Задумался над последней фразой – и вспомнился откуп, что платил кахетинский царь «вольным обществам» Дагестана, ингушским и чеченским. Погодите, погодите! А разве даже после удачной операции Русской армии в 1999 году мы не стали данниками «усмиренной Ичкерии»? Разве ошеломляющий размер дотаций ради удовлетворения аппетитов «детей набегов» не есть непосильная дань, которая несоизмерима с теми щадящим «выходом», что отсылали русские князья в Орду? Разве бесплатно обходится русским налогоплательщикам бессмысленное по результатам «просвещение местного населения» под «стеной Кавказа»? Вы скажете, в моих словах литературное преувеличение; мол, времена изменились, и какие могут быть набеги в ХХI веке. Да, времена изменились, но с ними приобрели новые формы, разнохарактерные и изощрённые, старые классические набеги соседей, для которых является традицией жизнь себе в удовольствие за чужой счёт.

Сокуровъ~ Сергей Анатольевич Сокуров
www.sokurow.narod.ru
sokurus@yandex.ru
(903)556-5280

http://www.perunica.ru/vsako/5275-osobennost-gorskih-kultur.html  





ОСОБЕННОСТЬ ГОРСКИХ КУЛЬТУР

Категория: Всякое разное

<
  • 67 комментариев
  • 0 публикаций
5 октября 2011 21:19 | #1

smolvlad

0
  • Регистрация: 3.01.2011
 
Ещё Демокрит однажды высказал следующую весьма глубокую мысль-"Всё течёт и все изменяется, кроме человеческой души!" От себя добавлю - или того, что эту душу заменяет у некоторых индивидуумов.

<
  • 300 комментариев
  • 1 публикация
3 ноября 2011 22:28 | #2

antiparaziten

0
  • Регистрация: 22.09.2011
 
Решение вопроса, на самом деле, довольно простое. И не мне первому оно приходит в голову, и не я тот, на ком оно закончится. Смотрим:
1. Убили гражданского? - Убить 10 горцев. Не важно - виновны, не виновны, мужчины, женщины... - 10 душ уничтожить.
2. Угнали в рабство 1 гражданского? - 20 горцев, любого возраста и пола, оказываются в трудовых лагерях, где трудятся на благо общества, содержание - что б не подохли, больше - нини.
3. Убили военного? - 20 горцев находят приют в братской могиле без имен. Родным - не сообщать где похоронены.
4. Угнали военного в рабство? - 40 горцев оказываются в трудовых лагерях, убирают снег в Сибири, строят дороги, живут очень и очень плохо, дохнут как мухи.
5. Убили военного при освобождении гражданского или военного? - Уничтожение 50 горцев любого пола и возраста. Всех встречных - без разницы.

Уверяю, через полгода-год, либо горцы будут саться при виде русского, обделываться по-большому при виде даже солдата; либо все эти гнойные 1.5млн будут уничтожены. Не думаю, что эти этносы как-то сильно влияют на цивилизацию. Пока ни один чеченец не сделал ничего стоящего, больше того - эти дикари не имеют даже собственной письменности, что какбэ намекает.

На вопрос "а кто это будет делать?", отвечу - я, и кроме меня еще очень много людей, вполне достаточно, чтобы поставить на место продукт скотоложства между шакалами и блядями.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера