Фото "Русское поле", автор Олег Виденин
В начальных летописях нет упоминаний о женщинах-жрицах, но только о мужчинах: волхвах, кудесниках, скоморохах. Зато средневековые анналы, переполнены описаниями судебных процессов над ведьмами, колдуньями, знахарками. Мужчины фигурируют там гораздо реже. Это говорит о том, что в большинстве своём, именно женщины сохраняли и донесли до сегодняшнего дня славянские сакральные знания, магические приёмы и т.п. Пусть каждая из деревенских узко специализирующихся колдуний и не обладала всей полнотой знаний верховного жреца, но мы можем по этим личным крупицам восстановить общее сакральное целое (хотя бы в общих чертах). Слава славянским женщинам!
Теперь рассмотрим проблему в более глобальном масштабе. Период патриархата, который на наших глазах постепенно сходит на нет, начинался приблизительно тогда, когда у человека появилось металлическое оружие и одомашненная лошадь, то есть периода бесконечных военных походов. (Обработка каменных орудий занимала слишком много времени, далеко таскать его на себе было тяжеловато).
Как известно холодное оружие оставляет чудовищные раны. Оставшиеся в живых после боёв, феодальных разборок и т.п. рано или поздно становились калеками. В сказке «Безрукий и безногий богатыри» (или «Калтома-дядька», в германской версии «Песнь о Нибелунгах») два инвалида скооперировались и продолжали военную деятельность так: безрукий бегал, запрягшись в тележку, а безногий сидел в ней и стрелял из лука. Большинство же возвращались домой, к матерям и жёнам частично или полностью не трудоспособными. Со всеми вытекающими для дам последствиями.
Легче ли было вдовам? Вряд ли. Ведь пенсий по потери кормильца им никто не выплачивал. В одной из былин Крюковой говориться, о старухе- вдове киевского богатыря, которая нищенствовала, но хранила, не продавала богатырский лук мужа. Она побиралась в городе, защищая который погиб её супруг, нищенствовала буквально на глазах у «Красного Солнышка» (города в те времена были маленькими). Лук она подарила Добрыне, чем сохранила родовую традицию преемственности поколений (от старших – к младшим опыт, знания, орудия, оружие). Все эти высоко моральные качества славянок сформировались именно в языческий период.
С моей точки зрения, бытование всех патриархальных, унижающих, с современной точки зрения, женщин обрядов и обычаев типа разувания супруга, права первым зачерпнуть щей из общей посуды, лишение права голоса на сходках и т.п. дамы допускали из жалости. Женщины не без оснований считали, что их жизнь стабильней, прочней, безопасней и радостней (например, кайф акта рождения), чем у мужчин и от души сочувствовали им. Это сочувствие выражалось в преувеличенно покорном поведении в отношениях с мужчинами дома и в обществе. А как ещё себя вести с контуженными, замученными «поставганским» синдромом (который существовал с момента появления войн, но только недавно обрёл название), или с теми, кто только готовиться отправиться на очередную резню? Фольклорные плачи, причитания и лирические песни о тяжёлой женской судьбе, в большинстве своём, кокетливо преувеличены с вполне, определённой целью – показать мужчинам, что их жизнь лучше женской доли. Такой женский стереотип поведения сформировался также в языческий период, христианство лишь официально закрепило его.
Но те времена прошли, теперь воюют не все мужчины поголовно, а только профессиональные военные, медицина и соцобеспечение помогают худо-бедно, но жить и после ранений. Вот уже несколько последних столетий неоправданные требования мужчин по отношению к женщинам являются пережитками. Женщины же, интуитивно чувствуют, эти перемены, и ведут себя соответственно новой расстановке сил.
Я не устаю повторять слегка переделанный лозунг: «язычество не догма, а руководство к действию». Обычаи и обряды не соответствующие нынешней обстановке необходимо отвергать и брать из опыта предков только то, что соответствует и полезно реалиям сегодняшнего дня.
Например, в данный исторический момент, будет весьма к стати обратить внимание на многочисленные фольклорные свидетельства о доминирующей роли женщин в Купальской обрядности.
Отправляясь наряжать купальское деревце, агрессивная толпа девок и баб валила по дороге с угрозами в адрес мужчин:
Иван, Ивашечка,
Не переходи стёжки- дорожки,
Ибо как перейдёшь, так виноват будешь,
Поймаем, зарубим,
Посечём на дробный мак,
Рассеем на три дороги…(Украина).
Это напоминает ритуальное женское опахивание села в моменты эпидемий, во время которых особей мужского пола (людей и животных) действительно жестоко избивали, а то и убивали.
Купальский костёр возжигала девушка или молодая женщина, после чего подходили мужики, а самая древняя старуха, изображающая ведьму, в конце праздника пыталась утащить из огня головешку, её прогоняли с побоями (Белоруссия)
Купала завершались игрищем, на котором мужчины, призывая женщин утихомириться, пели:
Нехай девки, так,
Нехай будет мир,
Пусть каждый из нас
Возьмёт любую из вас!
Женская половина милостливо соглашалась:
Нехай парни, так,
Нехай будет мир,
Пусть каждый из вас
Возьмёт любую из нас!
Народ, разбившись на пары, расходился по домам.
Разумеется, следует видеть здесь не конкретные примеры для подражания, а общую схему поведения типа: в начале Купалы, по инициативе женщин, мир раскалывается на два лагеря - антагониста; в середине праздника мужчины и женщины действуют вместе, но женщины доминируют, буянят; в конце порядок восстанавливается по инициативе мужчин, но с согласия женщин. Обычная схема поведения женщин на Купалу кардинально меняется. Если в будни женщины подчинялись мужчинам, то в эту ночь они ведущие, а мужчины – пристяжные.
Мы же с вами живём в мире, в котором уже сто лет как признаётся равенство полов. Как же нам вести себя на празднике Купалы, чтобы ситуация «перевернулась»? Вероятно подчёркивая неравенство мужчин и женщин. (Тех, кто понял идею, прошу высказать свои соображения).
Сегодня современная женщина в состоянии самостоятельно вести хозяйство и воспитывать детей, всё же она должна помнить (и помнит!), что потенциальными физическими защитниками государству, ей и её потомству остаются, по-прежнему, мужчины. Независимо от того, чья роль на данном историческом этапе доминирует, женщины и мужчины, для пользы дела (родноверия в том числе) должны образовывать взаимовыгодные союзы, основанные на любви, общих интересах, стремлении к единой цели.
Слава Богам!