Перуница

» » Кто построил Змиевы валы?

Всякое разное » 

Кто построил Змиевы валы?

Кто построил эти валы?

Отголоски извечной борьбы рус¬ского народа с кочевникам дошли до нас в песнях, былинах и сказ¬ках. Там черные силы пришельцев выступают в образе свирепого Змия. Змееборство — традицион¬ная тема русского эпоса. Добрыня Никитич сражался со Змеем Горынычем на реке Почайне вблизи Киева. Алеша Попович с Тугари¬ном Змиевичем; Егорий Храбрый, святой Георгий, разил Змея копьем. Видимо, не случайно со времен Ярослава Мудрого его изображение появляется на княжеских печатях и монетах, а при Дмитрии Донском Георгий становится покровителем Москвы, вокруг которой форми¬руется молодое Русское государ¬ство.
О единоборстве со страшным Змием рассказывают многочислен¬ные предания о братьях-кузнецах Кузьме и Демьяне, о Никите или Кирилле Кожемяке.

...Тяжкая. была до битва, но, победив,- сделал Никита плуг в триста пудов, запряг в него Змия и проорал им борозду через весь свет от восхода захода, обозначив границу земель русских, а Змия утопил в море. Сделав святое дело воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять. А. борозда Никитина и теперь кое-где по степи видна полоса. Протянулась она тысячу верст глубоким рвом и валом сажени на две высотою. Называют те валы Змиевыми. Кругом мужики пашут, а борозды не распахивают, оставляют их на памяти Никите Кожемяке…

Такова легенда о рождении Змиевых валов, что на тысячи километ¬ров протянулись по всей Украине от ее восточных до западных гра¬ниц. Но легенда легендой, а как было на самом деле?
Откроем девятый том последнего (третьего) издания Большой Совет¬ской Энциклопедии на страни¬це 547.
«Змиевые валы — народное на¬звание древних оборонительных земляных сооружений, проходив¬ших южнее Киева, по обоим бере¬гам Днепра, вдоль его притоков. Название связано с легендой о том, как русские богатыри, победив Змия, впрягли его в плуг и вспа¬хали огромные борозды. Остатки Змиевых валов сохранились по рекам Вить, Красная, Стугна, Трубеж, Сула, Рось и достигают места¬ми нескольких десятков км длины и до 10 м высоты. Подобные сооруже¬ния известны также на Подне¬стровье. Время сооружения Змие¬вых валов не установлено. Некото¬рые исследователи считают, что они были возведены земледельческими племенами в I тысячелетии до н. э. для защиты от скифов. Существует также предположение, что Змиевые валы сооружены в X—XI веках в Киевском государстве при князе Владимире Святославиче и его преемниках для обороны от пече¬негов и половцев».
Итак, кто построил гигантские валы, объем которых только на территории Украины соизмерим с объемом всех египетских пирамид. Киевские князья или их далекие предки?
Энциклопедическая справка не дает ответа на эти вопросы. Но попробуем разобраться.
К сведениям о Змиевых валах, приведенных в энциклопедии, мож¬но добавить, что в древности такие оборонительные сооружения, как рвы и валы, служили довольно распространенным средством защиты у самых различных народов.
Еще в середине первого тысяче¬летия до новой эры Геродот писал, что для защиты от скифов местное население выкопало широкий ров и построило огромный вал от Таврийских гор до самой широкой части Меотийского моря (древние назва¬ния Крымских гор и Азовского моря). Вал получил название Киммерийского.
Великая китайская стена начала строиться в третьем веке до новой эры. Ее длина — более 4 тыс. км. Причем не везде она сохраняет вид двойной зубчатой стены с башнями через 100 шагов. На многих участ¬ках это либо глинобитный, либо вал, образованный бесформенной грудой камней.
В начале нашей эры оборонительные валы сооружали, в основ¬ном римляне. Для укрепления огромной пограничной линии в первом и втором веках нашей эры (строительство велось более ста лет) были построены Задунайские и Зарейнские валы, получившие назва¬ние «германской границы». Они пересекали всю Германию по диа¬гонали с юга-востока на северо-запад. Незначительные остатки этих валов сохранились и сегодня. В на¬родных легендах они носят назва¬ние «чертовых стен».
В начале второго века новой эры император Андриан для защиты Британии от воинственных шот¬ландцев повелел соорудить оборо¬нительную линию, пересекавшую всю Англию с запада на восток от берегов Ирландского моря до бере¬гов Северного моря, — ров и стену высотой в м с башнями через каж¬дые 1,6 км. 117-километровая ли¬ния получила название Адриановых валов.
Марк Аврелий, расширяя владе¬ния империи, основывает за Бри¬танией новую провинцию — Валенцию, на северной границе которой возникают «валы Антонина».
На территории современных Ру¬мынии, Венгрии, Болгарии и Юго¬славии в разные времена строились целые системы валов, часть кото¬рых впоследствии получила назва¬ние «римских». Однако даты их построек окончательно не установ¬лены. Попытки отдельных исследо¬вателей приписывать возведение сооружений в этом районе только римлянам встречают возражения, поскольку системы подобных валов расположены и за пределами Рим¬ской империи, в Восточной Европе.
В самых различных уголках Польши встречаются оборонитель¬ные валы и рвы. На юго-западе Польши их называют «валами Храброго», или «Шленскими», на севере — «старыми окопами».
Однако наиболее ярко выражен¬ные и протяженные системы валов расположены на территории совре¬менных Украины и Молдавии. Здесь они известны как Трояновы, или Траяновы, и Змиевые. Правда, на отдельных участках они носят другие, свойственные конкретной местности имена, а именно: Боль¬шой вал, Малый, Великий, Черный, Атаманский, Половецкий, Турец¬кий, Турецкая гребня, Окоп, Перейма...
Порой один и тот же вал на одном участке носит название Змиевого, а на другом — Троянова.
Почему они называются именно так?
Наибольшее распространение по¬лучила версия, что название «Трояновы валы» произошло от имени римского императора Траяна (63—117 гг.),- который вел мно¬гочисленные войны на восточных границах Римской империи, при¬соединяя новые и укрепляя грани¬цы старых провинций на террито¬рии современных Болгарии, Юго¬славии, Венгрии и Румынии.
За пределами СССР известней все¬го Трояновы валы у Черноморско¬го побережья Румынии. Укреплен¬ная линия длиной около 60 км пересекает перешеек между Дуна¬ем и Черным морем в районе го¬родов Чернавода и Констанцы и состоит из трех валов: двух зем¬ляных и одного каменного. Высота валов колеблется от 3 до 6 м.
На территории нашей страны мас¬сивная оборонительная линия Тро-яновых валов расположена в Мол¬давии и на юге Одесской области. Здесь различают Верхний и Ниж¬ний Трояновы валы. Верхний Тро¬яков начинается на правом берегу Днестра в 12 км южнее Бендер и тянется непрерывной стокилометро¬вой линией через низины и водо¬разделы на запад к городу Леово, расположенному на реке Прут. От¬сюда начинался другой вал, кото¬рый шел на юг по левому берегу Прута до селения Вадалуй-Исаки. Но это еще не Нижний Троянов. Нижний Троянов начинается у реки Прут и ломаной линией соединяет реку с северными оконечностями дунайско-черноморских озер-лима¬нов: Ялпуг, Катлабуг, Китай и Сасык.
Другая группа Трояковых валов сохранилась в Поднестровье в Винницкой, Хмельницкой, Терно-польской и Львовской областях. Их общая протяженность более 400 км.Трояновы валы, как и всё дру¬гие валы Украины, почти не изуче¬ны. И хотя некоторые исследовате¬ли приписывают их авторство Траяну, есть ряд фактов, не соответ¬ствующих этой гипотезе.
1.Стратегическая схема оборони¬тельных заград всегда предусматри¬вала размещение рва впереди вала так, чтобы нападающие сначала вынуждены были бы опускаться в ров и только затем преодолевать вал. В то же время в оборонитель¬ной линии у Констанцы, состоящей из трех параллельных валов, с юж¬ной стороны самого меньшего вала, который считается самым древним, видны остатки рва. Такая схема го¬ворит о том, что защищались не римляне, а от римлян, или этот вал был построен в другое время.
2.Ряд валов, носящих имя им¬ператора Траяна, расположен за пределами Римской империи.
3.Нет твердой уверенности в пра¬вильном названии валов: Трояновы или Траяновы валы. Большая Со¬ветская Энциклопедия называет их «Трояновы», тут же оговаривая, что правильнее называть их «Траяно¬вы».
4. Далеко за пределами Римской Империи по всей Украине (в Донецкой, Житомирской, Кировоград¬ской, Луцкой, Николаевской, Пол¬тавской, Ровенской. Хмельницкой и других областях) есть селения с на¬званиями: Троян, Трояны, Троянка, Трояновка, Трояново...
Только на Украине их около 15. Но и вне Украины есть селения с такими же названиями: например, в Курской области под Железногорском названия пишутся и произносятся с четким определением буквы «о» .Более того, в Болгарии, которая когда-то была римской провинцией и где бывал сам император Траян, есть город Троян и Троянский пере¬вал, названия которых тоже пишут¬ся с буквой «о», а не 4а».
5. Имя Трояна многократно упо¬минается в древнерусских литера¬турных памятниках. Так, в «Апосто¬ле», изданном крупнейшим истори¬ком русской литературы профессо¬ром Н. С. Тихонравовым по рукопи¬си XVI века, говорится: «...мняще боги многы Перуна и Хорса, Дыя и Трояна и инии многы...»; в анакрифе «Хождение Богородицы по му¬кам» (XII или XIII век): «...от камени ту у строя Трояна, Херса, Бе¬леса, Перуна...»; в памятнике XII века «Слово о полку Игореве» имя Трояна упоминается четыре ра¬за: «...рища в тропу Трояню...», «...были вечи Трояни...», «...на землю Трояню...» и «...на седьмом веце Трояни...» Во всех этих кни¬гах имя Трояна выступает как сим¬вол божества времен древнего язы¬чества. Действительно, в древнесла-вянской мифологии существовало божество, которое входило в ряд славянских божеств наряду с Беле¬сом, Хорсом, Перуном и Дыем и носило имя Триглава, Трояка или Трояна. Очевидно, поклонение ему существовало на самых ранних этапах славянского язычества, по¬скольку сведений о нем дошло к нам значительно меньше, чем о дру¬гих языческих богах, таких, как Святовит, Даждьбог, Дый, Яровит, Белбог, Хоре, Перун, Белес, Лада, и др. Известно только, что Тригла-ва-Трояна древние почитатели изо¬бражали в виде идола с тремя го¬ловами на одном туловище. Это был бог — воин, наездник, атрибу¬тами его святилища были меч и вороной конь, который, как и белый конь бога Святовита (кстати, Свято-вита изображали с четырьмя голо¬вами), считался вещим. Эти и ряд других дошедших к нам сведений о Трояне, дают основание предпо¬лагать, что Троян наряду с други¬ми его божественными функциями был «ратным» богом, представите¬лем доблести и силы, охранителем народа. Подобные и близкие по смыслу ратные божества существо¬вали и у других народов. В древ¬негреческой мифологии — Арес, в древнеримской — Марс... Вполне вероятно, что оборонительные ва¬лы носили имя ратного божества. Некоторую аналогию названию «Трояновы валы» можно увидеть в названии «Марсово поле». И в первом и во втором случаях речь идет о названиях местностей, име¬ющих непосредственное "отношение к армии. Позже о языческом боже¬стве Трояне забыли, а выдающая¬ся строительная, военная и полити¬ческая деятельность императора Траяна надолго осталась в народ¬ной памяти. Сооружения, построенные во вре¬мена Траяна, получили его имя. Созвучие названий «Троян» — «Тра¬ян» привело к тому, что через мно¬го лет все валы в юго-западной ча¬сти Украины, в Молдавии и на во¬стоке современной Румынии стали называть Траяновыми. Нечто подобное произошло и при поиске строителей Змиевых валов. Правда, в этом случае их строитель¬ство приписывается не одному ли¬цу, а целой династии Рюриковичей, начиная от Владимира Святослави¬ча. Основывая эту версию, авторы и сторонники гипотезы «киевских князей» исходят из следующих предпосылок:
1.Змиевые валы — огромные сооружения общей протяженностью более 1000 км. Для их строитель¬ства необходим был труд сотен ты¬сяч людей в течение нескольких десятилетий, а это, по мнению сто¬ронников версии, было под силу только такому мощному централи¬зованному государству, каким была Киевская Русь.
2.При археологических раскоп¬ках в теле отдельных валов найде¬ны предметы, датируемые при ана¬лизе X—XII веками новой эры.
3.Древние летописи рассказыва¬ют, что князь Владимир Святосла¬вич, боронясь от кочевников, по¬велел строить города вдоль границ своего государства. Кроме этого, упоминание об укреплении границ Киевской Руси сохранилось в письме католического миссионера Брунона к императору Генриху II (1008 г.), в котором Брунон описы¬вает сцену прощания с князем Вла¬димиром на границе Киевского кня¬жества. Прощались у ворот вала, которым, по заявлению Брунона, Владимир оградил свое княжество.
Предпосылки весомые. Однако каждой из них можно противопо¬ставить нечто иное. Например
1.Русские летописи при описа¬нии событий 980, 1093, 1095, 1146, 1149, 1151, 1169, 1223 годов во¬семь раз упоминают о рвах и валах. Но как?! Валы и рвы указаны толь¬ко как ориентиры местности, где происходили описываемые в летопи¬сях события. И ни слова не сказа¬но ни о времени их строительства, ни об использовании их как оборон¬ных сооружений.
2.Киевский исследователь А. С. Бугай многократно извлекал из основания валов угли, попавшие туда в период строительства. Ре¬зультаты анализов показали, что возраст находок весьма солиден и определяется (для различных образ¬цов, взятых из разных валов) от 2100 до 1200 лет! Другими сло¬вами, обследованные Л. С. Бугаем валы строились в период со II века до нашей эры до VII века нашей эры, то есть задолго до возникнове¬ния Киевской Руси...
3. Змиевые валы — огромные сооружения, общая протяженность которых в несколько раз больше Трояновых валов. Змиевые валы можно встретить в любом уголке лесостепной Украины от Львова до Харькова. Только на Киевщине их общая протяженность превышает 800 км. И если верно предположе¬ние, что часть валов на Киевщине была построена киевскими князья¬ми, то в других районов Украины древность Змиевых валов можно доказать документально.
Подтверждением этому послужат валы, расположенные в центре Харьковской области. Между вер¬ховьями реки Коломак, притока Ворсклы, и реки Мож, притока Се-верского Доица, лежат древние ва¬лы, пересекающие так называемый Муравский шлях — древнейший путь от Крыма в глубь русских зе¬мель, проходивших по гребню водо¬раздела бассейнов Днепра и Дона
Эти валы настолько стали осо¬бенностью данной местности, что при заселении земель Слободской Украины в середине XVII столетия населенные пункты, построенные в их непосредственной близости, по¬лучили названия: Валки, Старые Валки, Перекоп и хутор Валковый.
Сохранилась челобитная белго¬родского воеводы Афанасия Турге¬нева, который в 1636 году писал царю Михаилу Федоровичу, что на Муравском шляху есть татарский перелаз в урочище Валки: «...А те де Валки, учинены изстари, в креп¬ких местах веден насыпной лаз чрез Шлях от лесу до лесу, а леса де пришли ровни, большие, и меж-де тех лесов насыпной вал 3 вер¬сты, а ведены-де те Валки меж вершин польских рек Мжа и Коло-мака. А едучи-де от Белгорода Муравским шляхом по сакме к тем Валкам, по правую сторону верши¬на речки Коломак тянет в реку в Ворскол, а по реке Ворсколу и на той реке усть речки Коломака по¬ставлен литовской город Плотавой ниже Валок верст с 60, а по левую сторону речка Мож тянет в Север-ский Донец. Опричь-де того урочи¬ща мимо Валок татарского проходу Муравским шляхом иного места нет, и белгородские-де станичники ездят к урочищу мимо-де тех Ва¬лок, а иной-де дороги Муравским шляхом мимо тех Валок нет».
Приведенные строки убедительно доказывают, что строительство ва лов могло быть осуществлено только до монгольского нашествия. Ведь татаро-монголы в этих краях только грабили и разрушали, ничего не строя. Не могло быть такого строительства и во времена Киевской Руси. Святослав Игоревич (942—972 гг.) Владимир Святославич (950—1016 гг.) на рубеже первого тысячелетия нашей эры сражались с печенегами буквально на околицах Киева. Походы Влади-мира Мономаха (1053—1125 гг.) и его сына Ярополка (1082—1139 гг.), а затем Игоря Святославича (1151—1202 гг.) к Северскому Донцу были походами в глубь половецких земель. После смерти Владимира Мономаха междоусобии цыудельных князей углубились, и в столетний период накануне Батыева нашествия (1240 г.)на киевском престоле побывало более 40 князей! В те тяжелые для Киевской Руси времена Змиевые валы, расположённые вдали от основных княжеских центров (Переяслав-Русский, Киев, Чернигов, Новгород-Северский Путивль, Курск), не могли строиться, так как ослабленная бесконечными междоусобицами и половецкими набегами Русь не располагала до¬статочными ресурсами для такого огромного строительного размаха...Мы полагаем, что первостроителей Змиевых валов необходимо искать в самых глубоких пластах древнерусской истории. Само на¬звание — ЗМИЕВЫЕ ВАЛЫ —при¬зывает нас к этому. И хотя тема ЗМЕЕБОРСТВА — одна из древней¬ших и распространенных тем миро¬вого фольклора (вспомним индий¬ские Веды, египетский миф о борь¬бе Гора с Сэтом, Зигфрида в древнегерманском эпосе), на юге Рос¬сии эта тема обретает очертания конкретных событий, некогда здесь происходивших.
Многовековая борьба наших древ¬них предков с царскими скифами, кочевым ираноязычным народом, отпечаталась в полусказочном сю¬жете, приведенном Геродотом в четвертой книге его «Истории». Царские скифы, вернувшись из мно¬голетнего похода в Мидию, воюют со своими «рабами» (своими раба¬ми они считали все окружающие их племена и только делили их на уже завоеванных и еще не завое¬ванных), которые «оградили свою землю, выкопав широкий ров от Таврийских гор до самой широкой части Меотийского озера»
И неспроста для наших предков во все последующие времена образ страшного Змея олицетворял собой не менее страшного завоевателя. Изображение змеи отражало древнейший культ предков — родо¬начальников скифов. Змееногая бо¬гиня, «полуженщина-полузмея» — мать Скифа, родоначальника скиф¬ского племени, часто изображалась на щитах, колчанах и доспехах скифских воинов и их коней. Арриан, выдающийся греческий писа¬тель, историк и географ, живший в начале II века н. э., писал, что военные эмблемы скифов представ¬ляли собой чучела змей и драко¬нов, изготовленные из различных цветных лоскутов и насаженные на высокие шесты. При движении эти чучела надувались ветром и извивались как живые существа, издавая при этом резкий свист.
Для оседлых земледельческих племен народ со «звериным сти¬лем» украшений, драконами, гри¬фонами, змеями и змеевидными богинями был змеиным народом и образно изображался Змием, тре¬бующим дани и жертв. Для защи¬ты от агрессивных соседей этому народу пришлось сооружать огром¬ные многокилометровые валы, ко¬торые были не только оборонитель¬ными сооружениями, но и услов¬ной границей своих земель и зе¬мель народа-Змия, что, очевидно, и выразилось в названии. Помнил о тех временах и город Змиев, упоминавшийся в царском указе 1571 года, где намечался путь сторожевых разъездов от Путивля до Можа и вниз до Змиева кургана и городища.
Мы точно знаем, что в начале VIII века н. э. на месте Змиева была белокаменная крепость, вхо¬дившая в систему белокаменных крепостей верховьев Северского Донца (Салтовская крепость, Чу¬гуевская, Мохначская). Построены они были на месте древних горо¬дищ, огражденных валами и рва¬ми. С. А. Плетнева называет их «скифскими». Но... были ли эти го¬родища и валы скифскими или служили защитой от скифов, смо¬гут ответить только тщательные и последовательные всесторонние ис¬следования пока еще сохранив¬шихся валов.

Иван Саратов
ТМ 1981-08

http://www.perunica.ru/vsako/6258-kto-postroil-zmievy-valy.html  





Категория: Всякое разное

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера