Перуница

» » Илья-Перун-Парджанья

Всякое разное » 

Илья-Перун-Парджанья

«…Позволю себе рассказать о некоторых личных наблюдениях, сделанных мною во время странствований по не слишком удаленным от Петербурга местностям.Летом 1907 мне пришлось побывать в Олонецкой губернии, в маленькой деревеньке Косальма, по дороге к знаменитому Кивачу, где я прогостил месяц в усадьбе языковеда и академика Фортунатова, труды которого пользуются почетною известностью как в русской, так и в немецкой науке. Названная деревенька лежит на узком перешейке, извивающемся между двумя громадными озерами – Кончозером с востока и Укшозером с запада. Таким образом, местоположение благоприятствовало частым поездкам водою в соседние карельские и русские деревни.

22 июля мы отправились в расположенную на западном берегу Укшозера деревню Намоево. Было первое после Ильина дня воскресение, называемое в той местности «бараньим», т.к. в этот день приносятся пророку Илии в жертву барашки. Немецкие историки церкви с удивлением отметили факт, что в 1520 г., т.е. в век реформации, в Литве найделотом (жрецом) было совершено торжественное заклание в жертву быка. Что бы сказали они, если бы знали, что еще в ныне, в век железных дорог, в расстоянии немногих часов езды от губернского города Петрозаводска, происходят подобные же жертвоприношения, по всем правилам языческой обрядности, слегка обвеянной христианским духом?

3 или 4 барашка, пожертвованные по обету богатыми мужиками, были приведены в это воскресение под вечер в Намоеве. Там их притащили к деревенской часовне, зарезали и освежевали. Мясо снесли вниз, к озеру и сварили в 12 поставленных у воды котлах. Варили мужчины; женщины только смотрели. Когда мы спросили, почему они уклоняются от обычной женской работы, одна ответила, что «пророк Илья не любит баб»; другая коротко и ясно сказала: «нам не полагается». Когда мясо сварилось, его в котлах принесли в часовню и поставили под образа. Здесь его окадили ладаном, зажженным на угольях, принесенных из горевших под котлами костров. Пока кадили, пел детский хор . Потом мясо было здесь же в часовне распродано желающим; деньги пошли в пользу церкви, а мясо съедено дома. Странное впечатление производило полу-шутливое, полу-торжественное настроение варивших мясо мужиков, нарушавшееся только обычным в России крепким словом.

Позже я узнал, что в других местах Олонецкой губ. в Ильин день приносят пророку в жертву даже целого быка. Затем, по освящении мяса духовенством, здесь же на лугу устраивается жертвенный пир с попойкой.

Кто же такой этот пророк Илья, которому оказываются столь великие почести? Как в Библии он является повелителем огня и воды и возносится на небо в огненной колеснице, так и для всей крестьянской России Илья-пророк – настоящий бог грома, молнии и потоков дождя. В Олонецкой губернии уже детям внушается величайшее почтение к пророку. Илью называют «милостивым», взывают к нему об укрощении бури и просят о теплых росах. Его же считают покровителем стад, и на Егория хозяин поручает его охране скот, молит об отвращении падежей и обещает на Ильин день быка или барана.

В земледелии он также играет не последнюю роль, т.к. в глазах простого народа Ильин день приходится на рубеж лета и осени, перед страдной порою.

Не подлежит ни малейшему сомнению, что пророк Илья заменил одного из языческих древних богов – бога Перуна, особенно почитавшегося в древнем Киеве, тождественного с литовским Перкуном, богом грома и молнии. И теперь еще у белорусов «перун» обозначает удар грома (молнии [то же в польском: piorun - молния. (перев.)]), от церковно-славянского «пер(ен [юс]), пьрати» - бить, громить» [ср.: пернач]. Крестьяне олицетворяют перуны (молнию) в образе высокого, широкоплечего, большеголового парня с густой черной гривой, черными же глазами и золотою бородой. В правой руке у него лук, в левой колчан и стрелы. Именно в таком виде был изображен пророк Илья в лубочной картине, висевшей в Намоевской часовне.

Славянскому Илье-Перуну черта в черту соответствует древне-индийский бог грозы и дождя Парджанья (Parjanya) – и не только лексическими и фонетическими, как недавно вновь старались доказать, но и по существу. Парджанья, так же, как Илья-Перун, разъезжает по небу в колеснице, а в Ригведе он воспевается такими словами:

«Приветствуй всемогущего песнью,
Восхвали Парджанью, низведи его с благословением!
Ветры бушуют, удары молнии частят,
Травы встают, небо исполняется и надувается
Каждое существо получает свою долю влаги,
Когда благотворное семя Парджаньи струится на землю!
Рычи же, греми и рассыпай своё семя,
Катись (по небесам) в полной воды колеснице,
Разверни мехи (с водой) и наклони их к низу,
Преисполни (водою) долины и холмы.
Вот ты дал дождь, теперь довольно!
Ты покрыл наши поля водою,
Ты вырастил нам в пищу травы,

Ты исполнил всё, о чем просили тебя люди!»» [Отто Шрадер «Индогерманцы», Лейпциг, 1911, рус.пер.: «Индоевропейцы», СПб., 1913, с.с. 181-183].

http://www.perunica.ru/vsako/6342-ilya-perun-pardzhanya.html  





Категория: Всякое разное

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера