Терем в Асташово

терем в асташово

История обнаружения и спасения прекрасного памятника деревянного зодчества, затерянного в лесах Костромской области.

Терем в Асташово
Дом в деревне Осташево Петровского сельского поселения Чухломского района Костромской области


Дом с привидениями


В глухих лесах Костромской области, в исчезнувшей деревне Асташово Чухломского района стоит высокий терем разбогатевшего крестьянина Мартьяна Сазоновича Сазонова. Это именно терем – с башней, балконом, петушками-гребешками – всё как полагается. Ещё одна ожившая русская сказка.


Историческая справка к проекту реставрации (в сокращении)
ООО "РЦ АПО"

Деревянный двухэтажный дом в деревне Осташево Чухломского района Костромской области был выстроен на рубеже XIX-XX веков. В его структуру входит ризалит-выступ на главном западном фасаде, светёлка с выходом на балкон в третьем этаже, эркер на южном фасаде, двухъярусная терраса на северном фасаде, башенка-бельведер над юго-западным углом. Архитектурные особенности, глубокая продуманность пластического образа, обилие резного декора, выполненного с большим мастерством, сохранившиеся элементы внутреннего убранства, всё позволяет отнести этот дом к числу незаурядных сооружений.


Дом – терем и его владельцы


Усадьба в деревне Осташево бывшего Чухломского уезда Костромской губернии принадлежала крестьянину-отходнику Мартьяну Созонтовичу Сазонову. Он был уроженцем деревни Осташево, происходил из семьи государственных крестьян Созонта Маркова и его жены - Екатерины Андреевны. Благодаря метрическим книгам церквей Чухломского уезда, известны как точная дата его рождения - 1842 год, так и дата смерти – 9 сентября 1914 года .

Известны отдельные подробности биографии Мартьяна Созонтовича. Предположительно, задолго до женитьбы, юноша, выправив паспорт, уехал в Санкт-Петербург, вслед за прочими костромскими крестьянами, традиционно уходившими из деревень края «в отход». Мартьян получил профессию столяра-краснодеревщика и продолжил работать в Санкт – Петербурге.

В 1862 году Сазонов женился, взяв в супруги девицу Анну Андреевну из соседней с Осташево деревни Фалилеево .

В народной среде считалось, что Мартьян разбогател на строительных подрядах, имел собственные фабрики. О состоятельности Сазонова можно составить представление хотя бы по тому, как много и охотно денег он жертвовал на общественные нужды. Существующее и поныне деревянное здание школы в селе Ильинском считается построенным на его капиталы. На средства Сазонова построены два дома в городе Чухломе. В одном из них жил его сын, Иван Мартьянович. Дом сохранился, он находится по адрес ул. Ленина, 30.

В феврале 1894 году в возрасте 52 лет умерла от сыпного тифа первая жена Марьяна. В ноябре того же года его супругой стала Елизавета Алексеевна, в девичестве Добровольская, которой шёл двадцать первый год . Её отличали ум, красота. Елизавета была дочерью дьячка церкви Ильи Пророка села Ильинское. Местное предание связывает обустройство усадьбы в деревне Осташево, центром которой был великолепный дом-терем, с появлением второй жены Сазонова.

Мартьян Сазонов, с молодой женой, тестем (дьячок за ним и женой), дочками от первого брака, внуками, домочадцами и просто соседями. Около 1900 года.

Последние годы жизни Сазонов болел, жил в Чухломе, в доме сына. В 1914 году, возрасте 72-х лет Мартьян Созонтович скончался, будучи полностью слепым. Его похоронили на городском Казанском кладбище рядом с сыном Иваном, умершим годом ранее.

О судьбе Елизаветы Алексеевны, последней хозяйки осташевского дома, сведения скудные. Общих детей у супругов не было, а дети Сазонова от первого брака жили своими семьями и были далеко не молоды. Предположительно, вдова Мартьяна Созонтовича покинула дом ещё до 1917 года.

В доме Сазонова разместили правление колхоза «Новая деревня», администрацию Ильинского сельского совета, избу-читальню, медицинский пункт, Ильинское почтовое отделение. Это произошло не позднее 1945 года, т.к. есть известие о размещении в Осташево Ильинского избирательного участка № 103. В деревне к этому времени было всего четыре крестьянских хозяйства, и достойное помещение могло быть только в доме Сазонова .

Из воспоминаний старожилов следует, что дом был абсолютно пуст. Зимние рамы, которые хранились в клети, Е.К. Порошкова администрации сельского совета не отдала. Так что рамы для всего здания делали новые. Конторскую мебель для размещённых в доме организаций так же делали новую. В 1974-1975 годах все вышеназванные организации выехали из дома. Он остался полностью безхозным.


История атрибуции Осташевского дома


В 1870-1890 - годы Россия испытала настоящий строительный бум. Архитектурная практика, следовавшая новым веяниям российской архитектурной мысли в 1870-1890 всё чаще обращалась к новым художественным решения. Чрезвычайно были востребованы архитектурные проекты представителей нового стиля и, прежде всего, В.А. Гартмана, И.П. Ропета, творивших новую русскую архитектуру на основе национальных традиций. Успехи финансированных государством таких проектов как Русский отдел на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, другие значимы выставочные архитектурные сооружения, выполненные в русском стиле, способствовали продвижению новых архитектурных решений, появлению заказов на разработку проектов с национальным колоритом.

Как известно, хозяин осташевского терема М. С. Сазонов по роду своей деятельности вплотную соприкасался с петербуржской строительной практикой 1860-1890-х годов, как говорят, «разбогател на строительных подрядах». Таким образом, предположение о том, что ему довелось осуществлять один, а возможно, и целый ряд проектов лучших представителей петербуржской архитектурной школы, к коим смело можно причислить В.А. Гартмана, И.П. Ропета, невыглядит невероятным. Как гипотезу, можно рассматривать вариант личного знакомства Ропета и Сазонова. Архитектор, заказчик, подрядчик, исполнитель работ, как следует из строительной практики, не разделены непроходимой каменной стеной. Общее дело могло привести к личному их знакомству в целях наилучшего исполнения строительного заказа.


В сазоновском доме-тереме, этом деревянном шедевре, который возник в пограничье новых художественных систем - русского стиля и модерна, есть одна доминантная величина, а именно – мощная функционально обусловленная, внятная пластика объёмов, идущая от лучших русских архитектурных традиций, достаточно традиционная планировочная структура, имеющая очень много общего с усадебной строительной культурой предшествующего времени. По сути, осташевский дом принадлежит одновременно двум художественным стилям: ушедшему классицизму, уходящему «русскому стилю».

Что касается пропильного орнамента, который мы видим в убранстве дома, то надо заметить, здесь отринуто всё, что вызывает чувство пресыщения декоративным излишеством в известных проектах Ропета, характерных назойливой измельчённостью деталей, явной перегруженностью различного рода декором, наигранной красивостью.

Итак, ответ на вопрос, каким образом проект И.П. Ропета, известного и востребованного архитектора, оказался в сильно переработанном виде воплощён в чухломских лесах, как представляется, лежит на поверхности, он очевиден. Мартьян Созонович Сазонов смог, в силу своих недюжинных способностей и большого опыта работы, приспособить знаковые для Ропета конструктивные элементы, декор для задуманного и воплощённого в материале детища, тем более, что известен факт его личного руководства строительством своего дома-дачи .


Обретение и спасение


И вот однажды здесь побывал любознательный турист , исследователь костромских памятников архитектуры Андрей Павличенков kopanga.

Благодаря его инициативе через некоторое время образовалась команда замечательных неравнодушных людей, успешно добивающихся восстановления уникального здания. Силами энтузиастов и при поддержке местных органов власти, ребята провели несколько субботников и очистили территорию терема от подлеска, произвели его обмеры для проекта реставрации и даже смогли снять аварийную башенку для реставрации.


Башенка на доме накренилась так, что могла в любой момент рухнуть и раздавить собою пока еще крепкий сруб здания. Ситуация осложнялась отсутствием дороги.

Героическими усилиями крановщиков Чухломского автодора операция по её демонтажу была осуществлена без потерь в живой силе и технике.

«Снятие башни – это кульминация.. Впервые, именно тогда, когда это было особенно нужно, произошел порыв местных. Именно они сняли башню. Всем миром, как мы хотели.

Расчистили крышу, временно заделали дыры в ней рубероидом и установили новый громоотвод. Заделали все окна щитами, укрепив оконные проемы, где это было необходимо».


В 2012 году Реставрационный Центр "Архитектура-Производство-Обучение" под руководством гендиректора Попова А. В.приступил к реставрационном работам на объекте "Дом Сазонова". Терем был разобан и перевезён на производственную базу в город Кириллов Вологодской области.

Разборка терема

Общее количество помененных брёвен в срубе составило порядка 60%. Плохое состояние дома напрямую связано с отсутствием ремонтов по устранению протечек кровли на протяжении всего 20-го века.

На фото видны более светлые новые брёвна

На данный момент ( весна 2014 года ) на тереме ведутся работы по обшивке вагонкой и украшению фасадов резьбой.


Более подробно о ходе реставрационных работ можно посмотреть в группе Асташово в facebook.


Категория: Деревянное зодчество

<
  • 1 051 комментарий
  • 21 публикация
14 апреля 2014 00:09 | #1
0
  • Регистрация: 18.11.2011
 
Русская "цветущая красота", как выразился один персонаж....

<
  • 1 комментарий
  • 0 публикаций
22 августа 2016 16:56 | #2
0
  • Регистрация: 1.09.2011
 
Про эти места и этот терем только что вышла книжка http://shop.triquadrata.ru/arkhitektura/54-u-brumfild-chuchloma-arkhitekturnoe-
nasledie-v-fotografiyakh.html


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Под ... камень вода не течет"
Ответ:*