Музей «Петровская игрушка» в Костроме

Музей «Петровская игрушка» в Костроме

Название музея говорит о том, что центральное место в его экспозиции занимает традиционный народный промысел Костромской области – Петровская глиняная игрушка.

В музее представлены работы знаменитого мастера Павла Иванова (д. Петровское), народного мастера Михаила Шмарова, Светланы Пимановой (г. Кострома), а так же авторские работы других мастеров из регионов России и мира. Всего около 1000 экспонатов.

В нашем музее любой желающий сможет увидеть как в течение 10 минут без каких-либо инструментов из обычного комочка глины получается настоящие произведение народного искусства – Окарина или как говорят в народе свистулька. При желании можно вылепить самому горшок на гончарном круге или вылепить свистульку, мастера вам в этом помогут, расскажут, покажут.



Адрес и режим работы музея


Музей ПЕТРОВСКАЯ ИГРУШКААдрес: 1 мая, д. 24

Тел: 8(4942)47-20-66 89536460395

Режим работы музея:
С 9-00 до 18-00 , без выходных.

Стоимость посещения:
Детский билет - 50 рублей
Взрослый билет - 100 рублей

Стоимость мастер классов:
Отминка магнита -150 рублей
Лепка свистульки - 350 рублей
Экскурсионное обслуживание -350 рублей
Мастер-шоу - 300 рублей

Светлана Пиманова
Музей ПЕТРОВСКАЯ ИГРУШКА



История петровской глиняной игрушки



Михаил Шмаров и Светлана Пиманова основали в Костроме музей петровской игрушки, которую сами же и делают. Сейчас они практически единственные, кто продолжает традиции многовекового промысла, о котором к концу XX века практически все забыли.

Игрушку лепили в небольшой глухой, окруженной лесами, деревеньке Петровское. Сами гончары не считали свои изделия чем-то особенным, а просто жили, работали, обжигали горшки, а из остатков глины делали игрушки и свистульки. Возили на ярмарку продавать. И не знали, что это искусство народное. Какое ж это искусство, когда любой мужик на селе ваяет такие фигурки? Кусок хлеба — максимум, что за нее могли дать. Слепил и все. Прошло 100 лет, от целой деревни осталось 4 человека, а зеленые свистульки и длинноносые бабы со вскинутыми руками валялись по углам заброшенных изб.

Павел Алексеевич Иванов 1908-1984 г. Именно он сохранил все образы петровской игрушки.
Павел Алексеевич Иванов 1908-1984 г. Именно он сохранил все образы петровской игрушки.

Во второй половине XX века этнографическая экспедиция из Петербурга проехала по здешним деревням. У одного из последних мастеров скупили партию петровской игрушки, и теперь в Эрмитаже есть большая коллекция, а в костромском краеведческом музее — крошечная.

Михаил Александрович родился в поселке Голыши Костромской области. Еще с детства начал лепить из пластилина, потом перешел на глину. С возрастом увлечение не прошло, лепил он и в институте, и в армии. В конце концов пришел к тому, что начал делать свою собственную авторскую игрушку наподобие дымковской. В конце 80-х Михаил был уже состоявшимся мастером со своим стилем. А однажды в музее ему сказали, что вот он подражает дымковской игрушке, а ведь в деревушке Петровское Костромской области делали свою, и очень красивую и оригинальную. Правда, сейчас почти и не найти образцов. И Михаил решил отыскать старых мастеров.

Первый раз я попал в Петровское на байдарке. Причаливаю к берегу, а ко мне тут же выходят почти все жители деревни — два мужика. Смотрят так настороженно. Начал расспрашивать их про гончарство. Ну лепили, говорят. Приезжай летом, говорят, все расскажем и покажем.

Шмаров Михаил Александрович Народный Мастер РФ
Шмаров Михаил Александрович Народный Мастер РФ

Михаил вернулся летом, как и обещал. Вообще, мастера всегда ревностно к своему делу относятся, секреты неохотно выбалтывают. Но в Петровском гончары-то уже бывшие, промысел давно умер. Так что рассказывали все охотно. Еще и разные истории вспоминали из крестьянско-гончарной жизни.

В Петровском некоторые избы продолжали топить по-черному до конца прошлого века. Надо было ведь почти до тысячи градусов разогреть, чтобы обжечь посуду. Труба могла не выдержать. Те мужики мне сказали, что за два года до моего появления сломали последний такой дом. Гончаров звали сажеедами, потому что сажа накапливалась на потолке до пяти сантиметров. Иногда было по две половины дома — одна черная, другая белая. Гончарство у нас ведь было сезонное, только зимой. Летом печь не топили. Торговля тоже зимой в основном шла: на санях возить посуду удобней. Гончарные деревни стояли друг от друга километрах в 80–100. То есть продавали в радиусе около 50 километров. Поэтому петровская игрушка по России не разошлась. Здесь делалась, здесь же и продавалась.

Все делали мужчины от начала до конца. Единственное, чем помогали женщины, — это укладкой горшков в печи, — говорит Светлана Пиманова. — Глину искали постоянно. Бывало, возили за 40 верст. В начале зимы заготавливали. Вырубали большими кирпичами — и на поверхность, а потом на санях возили. Занимались серьезно, ямы разрабатывали поколениями. До пяти метров копали. Иногда в них и людей заваливало. У каждой семьи была своя яма.

Петровская игрушка Олень

Каждая поездка в Петровское была для Михаила как путешествие в другой мир. И местные старики общались с ним охотно, видя его интерес к их, казалось бы, такому обычному непримечательному прошлому. Игрушка стала некой осью, вокруг которой складывалась история деревни.

Расспрашивали бабушек лет по 70. Одна вспоминала, как ее муж повез горшки да разбил все по дороге. Вот так, на всю жизнь запомнила. Много было препятствий на пути домой, не так легко деньги довезти до дома. И пропивали, и в деревнях по дороге ждали их мужики, предлагая в картишки перекинуться. Знали ведь, что с деньгами едут.


Гончарный промысел существовал в Петровском до середины прошлого века. Но в 60-е годы меняется экономика в России. У крестьян появляются деньги. До этого времени посуда менялась на продукты, а теперь стали покупать фабричные чугунки, сковородки, миски. Гончарам работать стало невыгодно.

У нас мужчины всегда рукастые были, — говорит Светлана. — Они могли все что хочешь: и семью прокормить, и жить в достатке. А тут стало понятно, что в деревне им больше делать нечего.

Петровское обезлюдело. Осталось несколько стариков, которые не хотели переезжать. Но и они уже не гончарили. Про красивые, длинноносые зелено-желтые игрушки тоже все позабыли.

К моменту знакомства с "петровскими" Михаил уже был мастером высокого уровня. Его не надо было учить, он изучал лишь особенности формы, узора и цвета.

Долго бился, чтобы она была зеленая. Даже спектральный анализ делал, почему она такая. Потом старый петровский гончар Миша Гаврилов научил делать зеленые поливы. Я думал, что дело в глазури, а на самом деле — в обжиге.

Особенность петровской игрушки не только в оригинальном зелено-золотом цвете. Самое главное, что она очень красивого орнамента, который состоит из древних языческих славянских знаков, которыми также украшены наличники старых домов Костромы. А одна из основных фигурок петровской игрушки — остроносая баба со вскинутыми руками — олицетворение славянской богини Макошь, в христианской традиции превратившейся в святую Параскеву Пятницу. Петровская игрушка — единственное в России "игрушечное" воплощение богини. Языческие традиции в этом лесном крае были так сильны, что их не удалось вытравить ни многовековым христианством, ни советским атеизмом. Славянская Макошь, украшенная древним орнаментом, как правило, ставилась крестьянами в "красный" угол, рядом с иконами.

Все фигурки имеют знак солнца, — расшифровывает узорный "код" Светлана Пиманова. — Состоит он из восьми лучей, окруженных точками. Обязательно восемь лучей: четыре части дня — малый солнечный круг, и четыре части года — большой солнечный круг. Такой своеобразный крестьянский календарь. Часто бывают "елочки" рядами. Это стоящие хлеба, колосья. Иногда в них вставлены ряды точек — символика дождя. Также все игрушки украшались цветами с шестью лепестками. Это символ Перуна Громовержца или знак плодородия. Еще часто встречается ромб — символ вспаханного поля. А если там точка — поле засеянное. Ну а сама Макошь — покровительница судьбы, плодородия и женщин. Она также вырезана в Костроме почти на всех наличниках.

Петровская игрушка Макошь

Любая русская народная игрушка вышла из язычества и древней обрядовости. Но петровская — просто концентрат славянских символов. В музее Михаила и Светланы чувствуешь себя словно в изумрудном городе, среди этих зеленых остроносых странных фигурок, пришедших в наш век из далекой волшебно-мифической страны — Древней Руси. Макоши, культовые образы оленей с трезубцами, утки с мировым деревом на груди, "розетки" Перуна. Во многих фигурках можно прочитать целый народный календарь, поучающий, "когда жениться, когда нежиться".

Народная игрушка — она простая, не очень яркая, но содержательная. И в каждом образе, если мы будем их правильно "читать", сможем найти и сказку, и глубокий смысл, и подоплеку.







Музейный экспонат. Автор Павел Иванов г. Кострома
Музейный экспонат. Автор Павел Иванов г. Кострома


Петровская игрушка


Автор Пиманова Светлана г. Кострома
Автор Пиманова Светлана г. Кострома


Автор Пиманова Светлана г. Кострома
Автор Пиманова Светлана г. Кострома


Автор Шмаров Михаил г. Кострома
Автор Шмаров Михаил г. Кострома


Автор Шмаров Михаил Пиманова Светлана г. Кострома
Автор Шмаров Михаил Пиманова Светлана г. Кострома


Автор Шмаров Михаил г. Кострома
Автор Шмаров Михаил г. Кострома








Петровский удивительный Петух. Шмаров М.А.
Петровский удивительный Петух. Шмаров М.А.


Все те же мифические существа. Единорог. Шмаров М.А.
Все те же мифические существа. Единорог. Шмаров М.А.


Генерал Топтыгин. Шмаров М.А.
Генерал Топтыгин. Шмаров М.А.


Весенние заклички. Пиманова С.А.
Весенние заклички. Пиманова С.А.


Самая востребованная работа. Кормилица. Шмаров М.А.
Самая востребованная работа. Кормилица. Шмаров М.А.








Совсем молодой Михаил Шмаров 2007 год.
Совсем молодой Михаил Шмаров 2007 год.





+4

Категория: Чистый источник   Теги: Глиняная игрушка, Музей

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.