Перуница » Чистый источник » Федоскинская миниатюра

Федоскинская миниатюра

Федоскинская миниатюра

Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.


Современная Федоскинская фабрика миниатюрной живописи — один из самых старинных художественных центров Подмосковья. Здесь, в Данилкове, в районе современного села Федоскина, в 1795 году П. И. Коробов открыл фабрику лакированных изделий из папье-маше.

«Тройка»
«Тройка»


«Красная площадь». Шкатулка. Федоскино. XIX век. Музей Федоскинской художественной школы
«Красная площадь». Шкатулка. Федоскино. XIX век. Музей Федоскинской художественной школы

Искусство миниатюрной живописи начинает интенсивно развиваться в первой четверти XIX века, когда фабрика перешла к П. В. Лукутину. Лукутинские лаки получили известность; это были модные тогда табакерки, коробочки, чайницы, портсигары и многие иные предметы, украшенные искусной миниатюрой и покрытые лаком. Сюжеты росписи были разнообразными; здесь и жанровые сцены, и пейзаж, и виды Москвы. Несколько позже распространились знаменитые «Тройки» и «Чаепития», которые очень полюбились народу. Трактовка сюжетных мотивов, характер декоративного украшения предметов, разнообразие их форм были результатом творчества местных мастеров. Их искусство, отражая вкусы времени, сохраняло черты национальной самобытности.

Заслуженный художник РСФСР М. Чижов
Заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина М. Чижов беседует с учениками в музее Федоскинской художественной школы


Г. Ларишев «1917 год». Шкатулка
Г. Ларишев «1917 год». Шкатулка


В. Липицкий «Лель». Шкатулка
В. Липицкий «Лель». Шкатулка


Заслуженный художник РСФСР В. Липицкий
Заслуженный художник РСФСР В. Липицкий

В конце XIX—начале XX века производство переживало заметный спад, искусство и мастерство упрощались. В 1904 году Лукутинская фабрика была закрыта. Однако в 1910 году мастера Федоскина организуют свою артель, правда просуществовавшую недолго.

М. Пашинин. «Песня» (фрагмент) Шкатулка
М. Пашинин. «Песня» (фрагмент) Шкатулка


Заслуженный художник РСФСР М. Пашинин
Заслуженный художник РСФСР М. Пашинин

Промысел начал новую жизнь после Великого Октября. Возрождение Федоскина связано с именами старейших мастеров В. Бородкина, И. Семенова, А. Кругликова, Н. Петрова, Н. Цыбина. В 30-е годы большую помощь промыслу в становлении его искусства оказывали видные советские искусствоведы Анатолий Васильевич Бакушинский и Виктор Михайлович Василенко.

Ю. Карапаев. «Северная песня». Шкатулка
Ю. Карапаев. «Северная песня». Шкатулка


Ю. Карапаев. «Сентябрь» (фрагмент). Ларец
Ю. Карапаев. «Сентябрь» (фрагмент). Ларец


Ю. Карапаев. «Продотряд». Шкатулка
Ю. Карапаев. «Продотряд». Шкатулка


Заслуженный художник РСФСР Ю. Карапаев
Заслуженный художник РСФСР Ю. Карапаев

Дальнейшее развитие федоскинской миниатюры связано с творчеством молодых поколений мастеров, обогативших ее новыми идеями, образами, сюжетами, отражающими новую эпоху в истории страны. В искусстве советского Федоскина формируется свой стиль исторических и жанровых сюжетов. Находит воплощение песенно-фольклорная тематика. Становится характерным пейзаж, воспроизводящий природу Подмосковья и в лиричных композициях, и в подчеркнуто современных. Все активнее обращаются мастера к темам общественного звучания, отражающим события наших дней. Немало произведений посвящено художниками Федоскина образу В. И. Ленина.

С. Монашев. «Жар-птица». Шкатулка
С. Монашев. «Жар-птица». Шкатулка

Сегодня на Федоскинской фабрике работают и мастера старшего поколения — заслуженные художники РСФСР В. Липицкий, М. Пашинин, заслуженные художники РСФСР М. Чижов, И. Страхов, Г. Ларишев, Ю. Карапаев и более молодые — В. Антонов, А. Толстов, С. Козлов и другие. Они учат молодежь, развивая лучшие традиции, накопленные опытом многих поколений федоскинцев. Эти традиции сохраняются, живут и в характере старинного производства самих изделий из папье-маше, и в их формах, и в живописной системе миниатюрного письма, и в применении перламутра и металла.

Заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина И. Страхов
Заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина И. Страхов

В отличие от Палеха, Мстёры и Холуя, где пишут темперой, федоскинская миниатюра исполняется масляными красками. Используется прием трех-четырехслойного письма, когда последовательно выполняются замалевок, пропись, лессировка, бликовка. Законченную миниатюру покрывают прозрачным лаком и полируют, что создает особый декоративный эффект и придает краскам звучанье, присущее именно лаковой миниатюре. Характерен для Федоскина и прием многослойного лессировочного (прозрачными красками) письма по сусальному золоту или металлизированному фону, а также и по перламутру. Такой фон и заставляет по-особому «загораться» краски.













































Категория: Чистый источник   Теги: Резьба и роспись

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.