Перуница

» » Мастера каргопольской глиняной игрушки

Чистый источник » 

Мастера каргопольской глиняной игрушки

На юге Архангельской области, недалеко от того места, где Онега вытекает из озера Лача, спрятался в хвойных лесах, тронутых березовой сединой, тихий маленький городок Каргополь. Вынянченный и укрытый от врагов дремучим бором, он долго сохранял традиции, восходящие к самой глубокой древности.

Как это ни странно на первый взгляд, но Каргополь приобрел особое значение для изучения культуры русского Севера не только благодаря периоду расцвета до XVI—XVII веков, но и в не меньшей степени по причине удаленности от больших городов.

Именно вследствие оторванности от основных культурных центров России (даже железная дорога, идущая из Вологды в Архангельск, обошла Каргополь на 89 километров) уклад жизни в Каргопольском уезде надолго законсервировался. Сюда почти не доходили влияния капризной моды. Привоз товаров из центра России был настолько незначителен, что местные крестьяне и ремесленики поневоле всё делали сами. И орудия труда. И одежду. И игрушки.

Игрушки в Каргополье мастерили из бересты, из дерева. Глиняные поливные и расписные игрушки дожили до наших дней. Эти игрушки изготовлялись гончарами — «горшечниками».

Одно из немногих упоминаний о каргопольской игрушке в дореволюционной печати — это несколько строк в книжке Ф. К. Докучаева-Баскова «Каргополь». Описывая каргопольские базары, собиравшиеся по понедельникам, автор рассказывает: «Из гончарных изделий местной работы можно видеть различную черную посуду, как-то: горшки различных величин, крышки к ним, латки (блюдцеобразные сосуды для сметаны), кринки, цветочники. Из той же черной глины лепятся различного рода игрушки, неизменно бывающие на базаре: лошадки на воле, в упряжи и с верховым; солдатики, куры, фигуры баб (эти последние фигуры скорее напоминают изделия людей каменного века), «утушки» для свистания и наигрывания (эта детская свистулька имеет за собой порядочную давность, черепки ее находятся даже при разработке давным-давно нетронутой почвы). В последнее время сбыт на эти игрушки пал, и производство их уменьшается».

Умирал промысел. Почти совсем прекратилось производство традиционной каргопольской игрушки. Но каргопольской народной керамике не дали умереть. В феврале 1967 года в Каргополе были созданы керамические мастерские, объединившие старых мастеров- надомников. Мастерские эти входят в фирму «Беломорские узоры», в которой работают народные умельцы всех районов щедрой на таланты Архангельской области.



Дружинин Иван Васильевич


Коллекция дружининских игрушек на витрине каргопольского музея сразу привлекает внимание. Их мало — десятка полтора глиняных расписных фигурок, прекрасных в своей цельности. Барышни в шляпах, в юбках колоколом стоят торжественно, немного напряженно, будто позируют. На руках — младенец или собачка, а то вдруг — две птицы, наверное гуси. Роспись нехитрая, но и неповторимая. Несколько прямых полосок, несколько коротких скрещивающихся штрихов, круг, пересеченный черными линиями. Каждый элемент орнамента в давние времена имел совершенно конкретное содержание, которое нам теперь уже трудно, а часто и невозможно уловить.

Мастера каргопольской глиняной игрушки
И. Дружинин. Мужик изгородь городит. 30-е годы XX в. Деревня Гринево, Архангельская область. Каргопольский краеведческий музей.

По-видимому, дружининские пестуньи (няньки) и барышни ведут свой род от изображений древнеславянской богини плодородия, богини земли. Но одеты глиняные куклы Дружинина по моде XIX века.

Кроме барышень и нянек, мастер лепил животных. Тут и баран, и конь, и озорной бычок. Фигуры животных решены обобщенно, взяты самые характерные черты. А в игрушке «Сани» степень обобщения доведена до предела: сани сливаются с лошадью в одно целое так, что получаются сани с головой коня.

«Мужик городит изгородь» — типичный пример темы крестьянского труда в каргопольской мелкой пластике. В отличие от народной игрушки любой другой области, каргопольская глиняная скульптура особенно часто изображает нехитрые сценки труда, охоты, развлечений.

О жизни Дружинина известно не много. И. В. Дружинин родился в деревне Гринево Каргопольского района в 1885 году. Был он мастером на все руки. Одно время делал телеги, плотничал. Но больше всего душа его лежала к игрушкам. Горшков, в отличие от своих односельчан, он никогда не лепил. Умер мастер осенью 1949 года.


Ульяна Ивановна Бабкина



До недавнего времени Ульяна Ивановна Бабкина жила одна в деревне Гринево, километрах в семнадцати от Каргополя. Все ее соседи давно переехали — кто в Каргополь, кто в село Печниково. Еще бы! Там сельсовет, клуб, магазин, столовая не хуже городской, электричество. Ульяна Ивановна со своей избенкой не хотела расставаться ни за что. Вот и хлопотала она целыми днями в немудреном хозяйстве. Но и она поддалась уговорам родственников, переехала в Каргополь.

А когда-то в Гриневе было дворов пятьдесят.

Многие жители этой деревни занимались гончарством. Делал отменные горшки и отец Ульяны Бабкиной — Иван Павлович. Лепил Иван Павлович и игрушки. «Горшки-то все у нас делали, — рассказывает Ульяна Ивановна, — а игрушки только батюшка да Дружинин Иван Васильевич».


У. Бабкина. Скоморох на олене. Глина. 1968 г. Деревня Гринево, Архангельская область.

В школе Ульяна Ивановна не училась. «Два дня всего и ходила в школу. Какое там ученье! Ни обутки, ни оболочки не было!» Всю жизнь она проработала в сельском хозяйстве. Жила бобылкой. Жених ее погиб в первую мировую войну. В мой последний приезд к Ульяне Ивановне осенью 1968 года мы отпраздновали ее восьмидесятилетие.

Обжигает свои изделия Ульяна Ивановна прямо в русской печке, как и все мастера Каргополья, пока варятся щи да каша. Расписывает глиняных зверей и человечков темперой, пользуясь фабричными кистями. Но это теперь, когда о Бабкиной узнали повсюду. Многие привозят и присылают ей краски и кисти.

А в прежние времена кисти она изготовляла сама, выстригая для этого шерсть у коровы или прядь конского волоса из гривы. И краски были самодельные. Молозиво или выпаренное молоко давали желтый цвет. Известка с молоком — белый. Сажа на молоке — черный. Красную краску получали из ржавого железа. Или же добавляли сурик для окрашивания железных крыш в прокипяченное льняное масло...

Любит Ульяна Ивановна жизнерадостные, веселые сюжеты. Если уж лепит мужика — то чаще всего с гармошкой! И медведю в лапы дает гармошку или «подарок» — блюдо с пирогами. А то вдруг посадит гармониста... на рога оленю! Многократно повторяющийся сюжет — люди в санях (фото на стр. 63). Только люди или с собакой, люди с медведем. Иногда это проводы рекрута в армию. Иногда — масленичное катание на санях, лихое и разудальное.


У. Бабкина. Гармонист на рогах у оленя. Глина. 1968 г. Деревня Гринево, Архангельская область.



У. Бабкина. Катание на санях. Глина. 1968 г. Деревня Гринево, Архангельская область.

У туристов, которые во что бы то ни стало хотят увезти с собой каргопольский сувенир, особой популярностью пользуется полкан.

Полкан
У. Бабкина. Полкан. Глина. 1968 г. Деревня Гринево, Архангельская область.

Большинство сюжетов взяты из жизни. Охотник, стреляющий в тетеревов. Охота на медведя (фото на стр. 64). В решении темы, в каждой детали ощущаются юмор и улыбка художницы, улыбка, с которой, невольно думается, лепила она и раскрашивала эту объемную картинку — будто иллюстрацию к хвастливому рассказу привирающего охотника. Медведь и корова — остро и с тонким чувством ритма решенная композиция. И в этой игрушке едва уловимая улыбка мастерицы скрадывает «кровожадность» сюжета. Игрушка смотрится сказкой, шуткой, веселой песенкой.


У. Бабкина. Медведь и корова. Глина. 1968 г. Деревня Гринево, Архангельская область.

Трудно определить в словах особенности почерка Бабкиной как в лепке, так и в орнаментировке и раскраске глиняных фигурок. В общем-то она идет от традиционных приемов: чуть рыхлая по поверхности, довольно близкая по образу к натуре пластика. Довольно характерное укорочение пропорций по вертикали, «приземление» фигурки. Сдержанная, скупая роспись с преобладанием черного и белого цветов сплошными локальными пятнами. Традиционные элементы орнамента — круги с точками в центре, крестики, «елочки», зигзаги, гнезда точек.


У. Бабкина. Барышни. Глина. 1968 г. Деревня Гринево, Архангельская область.



У. Бабкина. Барашек и коровушка. Глина. 1968 г. Деревня Гринево, Архангельская область.



У. Бабкина. Медведь с подарком. Глина. 1968 г. Деревня Гринево, Архангельская область.



У. Бабкина. Охота на медведя. Глина. 1968 г. Деревня Гринево, Архангельская область.

Но несмотря на традиционный характер лепки и росписи, несмотря на то, что игрушки эти чем-то похожи на изделия других каргопольских мастеров, нет никакого сомнения, что Ульяна Ивановна — художница с собственным творческим лицом, с выраженной индивидуальностью. При всей наивности, а точнее, именно благодаря наивности, возведенной в высокий чистый стиль, Бабкина вполне может быть поставлена рядом с самыми яркими и одаренными мастерами Каргополья.


Клавдия Петровна Шевелева


В Каргополе мы разыскали улицу Гагарина и почти в самом ее конце — дом Шевелевых. Шевелевы встретили нас радушно, как старых знакомых.

Гостеприимная хозяйка рассказала немного о себе. Клавдия Петровна Шевелева родилась в 1913 году в деревне Токарево, что в одиннадцати километрах от Каргополя. Родители ее, занимавшиеся главным образом сельскохозяйственными работами, в зимнее время лепили и обжигали горшки, поливные и расписные игрушки. Уже в детстве Клавдия Петровна делала латочки. Лепила она и игрушки, расписывая их мелом или синькой на молоке, отваром ольховой коры, настоем ржавого железа, раствором сажи. Кисточками служили кусочки льняной кудели, соломинки, вички (прутики), размозженные на конце зубами.

Впоследствии Клавдия Петровна работала в колхозе, затем в столовой и гончарство забросила за недостатком времени. Но, выйдя на пенсию, она снова вспомнила рукомесло своего детства и, видя большой интерес к традиционной каргопольской игрушке, решила взяться за глину. Она лепила игрушки с 1965 года. А как только в Каргополе были организованы керамические мастерские, Клавдия Петровна стала работать в фирме «Беломорские узоры».

Я видел игрушки мастерицы, выполненные несколько лет тому назад, у одного коллекционера в Москве. Разница с новыми работами большая. Стал чище цвет. Линия стала плавной, но строгой. Пластически последние игрушки Клавдии Петровны выглядят вполне законченной малой скульптурой. Да и сюжеты разнообразнее.


К. Шевелева. Пряха и барышня. Глина. 1968 г. Город Каргополь, Архангельская область.



К. Шевелева. Лиса с петухом и кошка. Глина. 1968 г. Город Каргополь, Архангельская область.

Только одно утешало меня, когда я в 1974 году получил из Каргополя печальное известие о смерти Клавдии Петровны: подлинный художник живет и после смерти в своих произведениях. А Клавдия Петоовна была настоящим художником.


Александр Петрович Шевелев


Брат Шевелевой, Александр Петрович Шевелев, тоже лепит игрушки. Узнав об этом, мы отправились к нему. Разговор сразу же зашел об игрушках.

— Уходим мы от старинной игрушки, — сетовал мастер. — Ведь раньше красок не было, расписывали мелом да сажей. Как говорится, голь на выдумку хитра. Редко применяли, кроме мела и сажи, синьку. А теперь стали игрушку расписывать во все цвета! Это началось в двадцатых годах, а может быть, и раньше. Стремились к базару приготовить игрушку поярче, чтобы легче было продать. Так возник вторичный каргопольский стиль. Тоже, конечно, красиво, но старые игрушки строже, лучше.

Александр Петрович пригласил нас в свою мастерскую, где по полкам стояли игрушки, расписанные специфическим каргопольским орнаментом — звездочками, крестиками, цветными кругами, «елочками». Работы Александра Петровича, может быть, уступают изделиям его сестры в мастерстве росписи, но зато они смотрятся более законченными в пластическом отношении. В его игрушках нет ничего лишнего. Все сделано с тончайшим чувством особенностей материала, его вязкости в работе и хрупкости после подсушки и обжига.


А. Шевелев. Пошел гриб за грибами. Глина. 1968 г. Город Каргополь, Архангельская область.



А. Шевелев. Конь-олень. Глина. 1968 г. Город Каргополь, Архангельская область.

Если Шевелев «тянет» из глины рог барана, то делает это лишь настолько, чтобы рог не отвалился при малейшем толчке. Но этот чисто технический прием одухотворен пластическим чутьем мастера. Получается и прочно, и красиво.


Сергей Егорович Дружинин


Из работавших в ту пору, когда мы были в Каргополе, мастеров-игрушечников самым младшим был Сергей Егорович Дружинин.

Отец Сергея Егоровича игрушек не лепил, но гончаром был отменным и с двенадцати лет приучил к этому ремеслу сына. Сережа горшечное дело недолюбливал. Частенько бегал к дальнему родственнику, Ивану Васильевичу Дружинину, смотрел, как в руках старого мастера глина превращалась в забавные фигурки. С легкостью Сережа перенял у Ивана Васильевича приемы работы и сам начал лепить игрушки. Когда организовались керамические мастерские, Сергей Егорович стал мастером-надомником.


С. Дружинин

У Дружинина-младшего своя манера. Почерк его не повторяет стиля других каргопольских мастеров, и игрушки Дружинина легко отличить от изделий Шевелевых и Бабкиной.

В пластическом решении Сергей Дружинин ближе стоит к Шевелевым. Как и скульпторы этого семейства, он «чистый пластик», в отличие от Бабкиной, которая дает рыхлую пластику. Если у Бабкиной поверхность игрушки словно несет на себе бесчисленные отпечатки пальцев мастерицы, изобилует складками, морщинками, наплывами, то дружининские игрушки решены в строгой пластической манере, поверхность их почти глянцевита, гладка и не дробится. Работы Дружинина-младшего смотрятся более монументальными, чем игрушки Шевелевых. У Дружинина нет присущего Шевелевым стремления к развлекательности, к внешним эффектам.


С. Дружинин. Птица сирин. Глина. 1968 г. Село Печниково, Архангельская обл.

В отличие от работ Ивана Васильевича Дружинина и Ульяны Ивановны Бабкиной, Дружинин-младший почти никогда не орнаментировал свои игрушки, а если и вводил в роспись орнамент — то очень скупо. Ни кругов, ни «елочек» или «гребешков», столь характерных для каргопольской игрушки, в работах Сергея Егоровича почти никогда не встретишь.

Сергей Егорович Дружинин — скульптор явно не достигший своего творческого потолка. Сейчас трудно говорить о его возможностях. Он много обещал в своих работах и, несомненно, многого достиг бы, если бы не ушел от нас слишком рано.

Геннадий Блинов
"Чудо-кони, чудо-птицы"

https://www.perunica.ru/chistiy_ist/9467-mastera-kargopolskoy-glinyanoy-igrushki.html  



+4


Мастера каргопольской глиняной игрушки

Категория: Чистый источник   Теги: Глиняная игрушка   Автор:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера