Глиняные игрушки - столь многое в малом!

Глиняные игрушки - столь многое в малом!

Про небольшую коллекцию глиняных игрушек. Конечно коллекция слово громкое и обязывающее, когда они у меня собирались, так я их не именовала наверно, просто влекло и грело.

Началось с интереса к народному искусству, костюму, первых игрушек, а после целого цикла встреч которые проводила тогда библиотека ЦДХ, с мастерами промыслов. Приезжали, рассказывали, когда сами, когда искусствоведы, привозили игрушки (увы так и не найду карточки с этих встреч, с фамилиями мастеров (после всех переездов), что-то помню, что-то стерлось).

А было то в начале 90х годов, вот тем временем и датируется большинство живущих у меня игрушек.

А они не стоят, они именно живут, точнее мы живем вместе. Вот трудно это описать, почему, зачем, и откуда этот интерес во мне, просто та энергетика, тепло, волны просто, которые от них идут, реально ощущаются, греют и душевно и физически, приезжаю и окунаюсь..

Наивная простота с глубиной народной мудрости, символика и архаичность, грубость, условность формы, и то мощь, то улыбка, и величие в каждой малой форме, игрушке, все то, что свойственно народному искусству, вот в скольком огромном и многодельном этого нет, а тут есть, потому, что живое, и дух народный.


В далёком прошлом глиняная игрушка, по существу, маленькая скульптура, была образом-символом, оберегом, часто носила ритуальную функцию, то от злых сил защищая, то весной зиму прогоняя и солнышко закликая. Чуть ли не каждая российская губерния имела свой гончарный промысел. Посуда то в обиходе была в основном глиняная, целые сёла занимались гончарством. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие игрушки, фигурки-свистульки.

"Лепились игрушки быстро, споро, умелыми, отработанными движениями, чтобы не занимать много времени и усилий, поэтому в пластике игрушек нет ничего лишнего, мешающего при лепке и дальнейшем обжиге. Роспись также была лаконична и условна, подчеркивая главное в пластике и образном строе игрушки. В пластике старались избежать мелких налепных деталей, от чего зависела просто сохранность игрушки.

Самые архаичные игрушки имеют обтекаемую форму, их лепка сохранила следы рук мастера, для которого руки были и инструментом и мерилом. Их роспись сделана с мудрой простотой, которая не скрывает объем фигурки и подчеркивает ее наиболее заметные части".

А в росписи, что линия, то символ, состоит в основном из солярных знаков, знаки дождя, земля, зерна, невероятно близки они еще к языческой культуре, образы, смыслы.

«Язык знаков и символов присущ народной игрушке, как и всему народному искусству. В росписях, узорах, утвари всегда читаются зашифрованные послания с пожеланиями добра, света, благополучия. Прежде всего, это касается солярных знаков — солнечного символа. Его можно встретить на глиняных филимоновских игрушках в виде лучистого круга, солнечный полукруг мы встречаем на юбках женских фигур из Каргополя, циркульный орнамент является одним из основных декоративных мотивов. Зерновидные овалы и точечный орнамент напоминают о древнем культе зерна, злака. Часто они располагаются среди цветных полос или в ячейках квадратов, что символизирует распаханную землю, горизонтальные и вертикальные волнистые линии в орнаментах - знак воды небесной и земной.

В народной игрушке мы видим сплав реального и ирреального. Создавая ее, народный мастер черпает свои впечатления из окружающей реальной жизни, но не стремится к полному правдоподобию. Он создает выразительный образ животного, человека, птицы, отражая то главное, что присуще персонажу. Для этого он сознательно преувеличивает, поэтизирует, обобщает качества, которые образ характеризуют. При этом, он руководствуется собственным миропониманием, пришедшим к нему от его предков. В этом сказывается обрядовая, ритуальная предыстория игрушки, когда создание фигурки имело определенный магический смысл и силу, а образ, который воплощал эту силу, шел из глубины веков».



Я не буду описывать историю промыслов, ведь иллюстрирую немногими своми скромными обретениями, но самыми любимыми.


ПЛЕШКОВСКАЯ ИГРУШКА (Орловская)


«Многие сегодня пытаются найти истоки своей культуры, свои корни в надежде обрести будущее, сохранив при этом свое национальное достоинство. Духовное возрождение народного искусства поможет нам на этом нелегком пути». Это слова мастера плешковской игрушки Натальи Фроловой.


Плешковский промысел — родом из деревни Плешково (Ливенский район Орловской области), а известно оно говорят с 17 века. По преданию вокруг деревни стояли леса, а в одном месте из-за бедности земли образовалась “плешь” — плешина, отсюда и название — Плешково. Издавна лепили здесь из глины горшки да квасники. “Посуду” делали, что звон”,— вспоминают старожилы. А детям на потеху да себе на радость делали игрушки-свистульки. История сохранила имена игрушечниц О. Д. Малютиной, А. М. Иваниловой, продолжают традиции промысла мастера А.В.Фролов и Н.Н. Фролова.

ПЛЕШКОВСКАЯ ИГРУШКА

Узнать ее просто, по «проблескам», глина в этих местах розовая после обжига, с блестящими вкраплениями слюды. Роспись плешковских игрушек — свободные пятна, выполненные тертым кирпичом и соком лопуха (красный — зеленый, красный — синий).

Любимые сюжеты плешковских мастеров — домашние животные и птицы. Их образы хранят все знаки русского языческого пантеона (птица, конь, олень, птица-русалка, корова, коза, баба).

ПЛЕШКОВСКАЯ ИГРУШКА

Плешковской игрушке удалось сохранить архаичность, простую, но монументальную форму.
Живут у меня на полке корова (знак плодородия) и птица-русалка (дух растительности), автор А.В. Фролов.


САПОЖКОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА


Сапожковская игрушка из деревни Александра-Прасковьинка Сапожковского района Рязанской области. В народе деревню эту до сих пор называют Глинки - в прошлом она широко славилась своими гончарными изделиями, которые продавались на базарах и ярмарках. Лепка глиняной игрушки здесь сопутствовала производству гончарной посуды. Потомственные игрушечницы Марфа И. и Анна Н. Сычевы, Бородулина Ольга И., Анастасия И. Жутова, Анна А. Силкина, Тимофей А. Кондратов.

Сапожковская игрушка


Сапожковская игрушка

Создавали здесь небольшие компактные фигурки с традиционными характером лепки и набором сюжетов, древние архаичные образы:

  • маленькие свистульки в виде птичек с едва намеченными формами;
  • всадники с туловом-цилиндром, словно вырастающим из спины коня;
  • женские фигурки в юбках колоколом и кокошниках, с натуралистически выполненной грудью (баба-оберег),
  • фигура же солдата отличается от женского образа лишь наличием гармони на месте груди.

Формам игрушек придавалось больше значения, чем цвету. В росписи использовали помимо полосок и традиционную поливу зеленого цвета.

Вот барышня с гармошкой, как раз с поливой. Ну правда хороша?)

Сапожковская игрушка

Сапожковские игрушки древние, языческие, статичные, монументальные, с цельной нерасчлененной формой, приземистых пропорций. Местная глина не давала возможностей пластики и изящества.

Игрушка архаична абсолютно, монументальна, даже в малой форме, выразительна без лишних подробностей, баба с крестом – так это два младенца и две груди, кормилица, все же ясно, зачем детали? Все лишь намечено, условно, обобщенно.

Сапожковская игрушка

Часть игрушек моих Анны Силкиной, помню точно, может быть и все (надеюсь когда-то все-таки карточки найти).

Вот нашла ее работы у себя в книжке..

Сапожковская игрушка

Но энергетика от них идет невозможная! Пространство вокруг как заряженное, не объяснишь, я вот только в руках подержу, поглажу - чувствую, не осознанно, причем, просто тянет, когда рядом всегда взять, погладить, вот и затертые они такие).

Сапожковская игрушка


КОЖЛЯНСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА


Кожлянская игрушка из Курска, зародилась в деревне Кожля Курской области.

Ее отличие от других глиняных игрушек в том, что это, прежде всего, игрушка - свистулька.
Ещё отличительная черта – на ней нет “налепов”, то есть отдельно сделанных деталей, прилепленных на игрушку, все детали вытягиваются из единой формы.

Кожлянская игрушка

Традиционно кожлянскую игрушку расписывали просто по фону глины, фиолетовым, красным, жёлтым, зелёным цветами, весело и незамысловато. Фигурки игрушек - это, птички, собачки, белки и петушки, всадники и барашки с уткой, бараны с лукошком и медведи с гармошкой..

Мастерицы кожлянской игрушки - Валентина Ковкина, однофамилица ее - Ульяна Ковкина и Ольга Дериглазова.

Кожлянская игрушка

У меня есть два петушка и кошка, они одни из любимых, и они уже музейные, автор Ольга Дериглазова, что точно помню.

Вот есть ее похожие в книге по народной игрушке, мои конечно выцвели..

Кожлянская игрушка


Кожлянская игрушка


Кожлянская игрушка

Простая, наивная форма, петушок с леденцом сам как леденец на палочке, но сколько же в них обаяния, в этом повороте шеи петушка с желтым гребнем, а как вскинула лапки кошка, к своей выразительной мордочке.. какая то щемящая трогательность ..

Кожлянская игрушка


Кожлянская игрушка


ХЛУДНЕВСКАЯ ИГРУШКА


Хлудневсий промысел родом из деревни Хлуднево Думиничского района Калужской области. Где кроме гончарного промысла был и другой - "бабий" промысел - изготовление глиняной игрушки, что поддерживало, так как местные глинистые почвы были не урожайны. Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет, в свободное от сельских работ время.

Гончарный промысел в Хлудневе развивался до середины 1950-х гг. Мужчины возили свои изделия на рынки, и благодаря глиняным игрушкам торговля у них шла гораздо лучше, чем у других. Но хлудневские женщины продолжали лепить свистульки и грематухи, и нтерес к их творчеству родился в 1969—1971 гг., после публикаций в центральной прессе и участия в выставках. Одна из известных мастериц Татьяна Городничева. Сейчас игрушкой занимаются потомственные мастера и их дети, внуки.

ХЛУДНЕВСКАЯ ИГРУШКА

Хлудневские игрушки отличает наивная (в самом высоком смысле этого слова) простота, незатейливая росписи, некоторая грубоватость лепки. Яркая, жизнерадостная, просто источает тепло и радость. Глина хлудневской игрушки после обжига становятся белой, бело-розовой, фоновый цвет. Расписывают игрушки не целиком, а только отдельные детали, разноцветные полоски, натуральным фоном глины, в основном яркими цветами: красный, малиновый, зеленый.

ХЛУДНЕВСКАЯ ИГРУШКА

Есть у меня несколько свистулек (мастеров точно увы не помню), со временем анилиновые краски подвыцвели, выглядят бледновато.

Ка-ак же долго я жалела, что не купила тогда хлудневскую бабу, вот просто боль моя (300 руб. как помню, видно не хватало), они у них большие, огромные и сложносоставные, невероятно архаичные, потрясающие, до сих пор их везде смотрю..

На прошлогодней зимней Ладье они стояли лишь в выставочной витрине, стенда промысла не было, был лишь мастер-класс , мастер Александр Заборкий из Думичей, лепил игрушки, здесь же они и продавались, взяла одну, на фото она справа, еще со свежей краской.

Все такие разные, разные традиции, местность, глина и ее пластические возможности, и не скажешь, что тут цвет, или особая линия, и выцвели они у меня, затерлись со временем, но особо я дорожу этими не броскими «сокровищами» , за их нечто особо глубокое, первозданное, настоящее, ..изнутри..

ХЛУДНЕВСКАЯ ИГРУШКА


Петровская глиняная окарина


Петровская глиняная окарина (свистулька) потому что родом из деревни Петровской, Сусанинского района, Костромской области.

Главные особенности: все игрушки на трех или четырех опорах. Свистульки – обязательно. Изысканный, утонченный силуэт, гармоничность пропорций, однотонная зеленоватая или коричневая полива (глазурь - свинцовый сурик), декор гравировкой. Декоративные орнаменты: "ёлочки", вертикальные вмятины, точки. Для нанесения более сложных узоров петровские гончары использовали деревянные штампики. Вид рельефной декоративной отделки, выполненный вдавливанием (тиснением) археологи называют "ямочным", он существует тысячелетия и вот, в петровской игрушке, сохранился до наших дней. Сюжеты: конь, петух, олень, баран, медведь, мужики с гармонями, бабы с детьми, а еще собаки, лошади, свиньи. Изображения людей архаичны, среди них стоит отметить изображения бабы с поднятыми к солнцу руками, как в орнаментах северной вышивки.

Петровская глиняная окарина

Петровская игрушка редкая – была почти погибший промысел. Сейчас стараниями студии керамики "Весна" изучается и создается. Но игрушки старых мастеров - Павла Алексеевича Иванова и Александра Васильевича Зайчикова - давно стали музейной редкостью, ими созданы истинно прекрасные и удивительно гармоничные вещи.

Петровская глиняная окарина

Петровская игрушка у меня была одна, и автора не помнила (конечно не Иванов), но на весенней "Ладье" познакомились мы с мастером Михаилом Шмаровым и его женой, которые восстанавливают промысел, рассказывал он и об открывшимся музее игрушки в Костроме.
Купила я пару его игрушек к своей в компанию, и оказалось дома, что судя по инициалам мастер то у них один, и у моей двадцатилетней давности и этих. Если встречу Михаила на выставке, обязательно подойду, спрошу).

...В декабре подошла, пообщалась с женой мастера, выяснилось, что раньше технология изготовления была другой, в 1994 (год первой игрушки) покрывали игрушку свинцовым суриком по сырому черепку, в один обжиг, а сейчас - полива, в два обжига, отсюда и разный эффект поверхности (хоть тот что раньше мне ближе был..)

Петровская глиняная окарина

Конечно, для полного представлений об игрушечных промыслах нужно посмотреть работы их мастеров, почитать историю http://glina.teploruk.ru/.

Петровская глиняная окарина


Скопинская игрушка (рязанская)


Несколько скопинских игрушек мне дороги, прежде всего, тем, что были одними из первых, как эта птичка (все тех же начала 90-х годов).

«Скопинская керамика родом из города Скопина Рязанской области. Узнаваемы фантастические фигурные скопинские сосуды, покрытые коричневой или зеленой глазурью. В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками». Орнамент, цвет, сложный силуэт объединяют посудные части изделий со скульптурными, образуя целостные декоративные предметы.

Скопинская игрушка (рязанская)

Цитата: Поправка
Среди скопинских - лев - это не Скопин, даже не Россия )). Это Украина, Полтавская область, с. Опошня

«Фирменный стиль» скопинцев сразу угадывается: округлые очертания изделий, фестончатая отделка. Изделия лепили на гончарных кругах, оформляли с помощью процарапывания, штампиков, апликаций и налепов. После этого глазуровали, причем глазурью разных цветов. Кроме декоративных скульптурных сосудов, делали тут и просто скульптуру: драконов, львов, игрушки. Для игрушек характерна простота форм; к обычным персонажам русской игрушки здесь прибавили драконов и легендарную птицу «Скопу». Игрушки не расписывали, использовали цветные (зеленой, желтой) глазури или обварку из разных составов, чтобы варьировать цвет от светло-бежевого до красно-коричневого».

Льва и птичку я люблю, а дракона за «мятость» формы всегда недолюбливала).

Скопинская игрушка (рязанская)

А рыбка-свистулька на переднем плане относится к суджанской глиняной игрушке (г. Суджа, Курская обл. мастер Спесивцев ). Эта форма свистулек только для этого промысла характерна, свисток - вещь ритуальная (две птички-свистульки для влюблённых; барышня ждёт, когда оба одновременно свиснут)), так что жаль, что одна. . ..)

Скопинская игрушка (рязанская)

Конечно, есть и одиночные игрушки Жбаниково, Торжок, описывать которые можно лишь для того, что бы назвать, обозначить промысел.

Ведь уровень игрушек в принципе тоже отличается, бывают игрушки традиционные промысловые, бывают художественные авторские, музейные или сувенирные… (умолчу про кич).

Часто игрушки мне привозят, дарят друзья, интересно сравнивать, например две кошки.


Одна, та что слева куплена, по-моему, на сувенирной ярмарке в Подмосковье, но в ней все же есть движение, характер, апеллирующий к традиции декор, вторая, что справа, привезена в подарок из Архангельска, но, не смотря на традиционную технику обварной керамики, ее пропорции (почувствуйте их соотношение) и главное мордочка (!!), с боольшим трудом удерживают ее в ряду игрушек сувенирных, поскольку прикладное искусство никогда не может быть «мультяшным», это просто исключено..


Так же как разительно, к примеру, отличается настоящая мелкая пластика Гжели (слева), лаконичной выразительностью формы, задушевностью, от сувенирных фигурок «под гжель» продаваемых ежегодно под праздник, с избыточным декором на невнятных формах и пропорциях.


Каргопольская глиняная игрушка


«Каргопольские глиняные игрушки, родом с Русского Севера - хоровод нарядных, подбоченившихся барышень в кокошниках с черными бусинками глаз, им лихо играет на гармони косолапый, рядом - целый зоопарк: зайцы с морковками, козлы, олени, коровы, свистульки-утушки, веселые, задорные. Не менее любим здесь и другой фантастический персонаж - важно стоящий на четырех конских ногах бородатый крепыш в широкополой шляпе, сказочный получеловек-полуконь, таинственный русский кентавр, а по-местному - Полкан. И у всех этих симпатичнейших существ на груди, на боках, на широких сарафанах - странные, загадочные знаки - символы: овалы, кресты, ромбики с точками внутри, уходящие корнями глубоко в язычество».

Каргопольские глиняные игрушки


Каргопольские глиняные игрушки

Каргопольские всегда были одними из любимых.

Такие узнаваемые, радость в этой игрушке просто разлита, улыбка, задор, юмор, в сюжетах, в цвете, но роспись то еще от архаики осталась.

Каргопольские лепила когда-то и сама, сохранилось еще несколько).

Есть у меня семейка родом все с тех же лет, парочка, коза, конь, барышня, всадник..

Каргопольские глиняные игрушки

Очень люблю и эту каргопольскую парочку в технике обварной керамики.

Каргопольские глиняные игрушки

Цитата: Поправка
Среди каргопольских затесался скопинский как раз медведь. Автор Александр Попов

Добавились и новые, сверкают, радуют свежими красками, так с бирками и живут, что бы фамилии мастеров не потерять.

Каргопольские глиняные игрушки

У промысла есть и современная история. Сейчас игрушку лепят на архангельском предприятии «Беломорские узоры», вклад в возрождение промысла внес старый мастер Александр Петрович Шевелев, современные игрушки все так же хороши, хоть и одинаковы..

А имя самой самобытной каргопольской мастерицы - Ульяна Бабкина, баба Уля...

Я когда-то чуть не стала обладельницей ее игрушки, уже после института разговорившись с одним однокурстником, который не будучи увлеченным обладал и предлагал от всей души), что-то тогда не сложилось, а вспоминаю)) ..реликвия..

Каргопольские глиняные игрушки

Нужно сказать, что у меня никогда не было самых известных промыслов, Дымки, Филимоново, Абашево, ну почти.

НЕ было, до недавнего времени.

Многое изменила выставка «Ладья» и знакомство, сначала заочное, а после и дружеское, с Аней Кивой kivaanna и ее замечательной «Лавкой образов», которая отбирает, находит самые настоящие и образные произведения народного искусства.


ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА


Филимоновских у меня раньше не было.

Первая «Любота» (Елены Орловой) – появилась от «Лавки образов», спасибо Анне Киве, с «Ладьи» добавились конь и всадник (Владимира Першина).

Промысел настолько известен, и с прекрасной судьбой, что стоит почитать о нем отдельно, что от себя добавить.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА


ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Фантастична! Во всех смыслах, мистическая, тягучая пластика форм, ритм ярких красок, а цвет!!.. Притягивает взгляд, где бы ни стояла, выделяется даже среди моего яркого окружения, удивительно современна, вписывается везде. Первое время видела только ее), пройти мимо не могла, руки тянулись и хотелось тянуть-тянуть вверх эту линию, повторяя замысловатое движение танца..

А инопланетная пластика игрушек свойством местной глины прежде всего обусловлена, жирной, тягучей, тяжелого верха не выдерживающей, но белой после обжига, так, что и грунтовать не нужно.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА


Романовская игрушка


Романовская игрушка из Липецка, была для меня открытием на прошлогодней «Ладье».

Я ее не знала. Точнее не знала такой.

У меня была одна романовская игрушка, совсем иная.

Романовская игрушка


Романовская игрушка

Но в постах Ани Кивы о романской игрушке http://kivaanna.livejournal.com/152624.html есть птички похожие по форме, но если судить по этикетке – романовская, 1991 г., г.Тула, не Липецк?

Загадка.. может ошибка..

Романовская игрушка

На той "Ладье", хоть и была я в последний день, и выбора почти не было, игрушки меня впечатлили и запомнились очень. Позже благодаря опять же «Лавке образов» появились романовские игрушки и в моей компании, все они от мастера Виктора Васильевича Маркина восстанавливающего промысел (Аня Кива, то только лучшие всегда выбирает).

Непривычные (масштабом), очень крупные (возвышающиеся среди моих прочих), мистически серебристо поблескивающие. Пропорции удивительные, и загадочность в них какая-то есть, и радость..

И удивительное чувство, мы с ними на Вы, они все время сохраняют какую-то дистанцию..

Романовская игрушка


Абашевская игрушка


И конечно абашевские игрушки - моя невероятная последняя любовь.

Абашевская игрушка

«Абашевская глиняная игрушка свистулька, дудка изготавливалась гончарами села Абашево Наровчатского уезда пензенской губернии (ныне Беднодемьяновский район Пензенской области).

Промысел известен с середины XIX века. Первоначально игрушка изготавливалась гончарами попутно для детских игр. К началу XX века «дудки» стали основной продукцией отдельных мастеров. Их делали в 12 дворах 16 человек».

«Абашевцы» выделяются своей пластической выразительностью, лаконизмом скульптурного языка, образностью, отходом от натурализма... «Дудки» раскрашивались яркими масляными красками, «оживлялись» пятнами бронзы, «серебрянки». Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни-«дуры», почерк наиболее талантливых мастеров ( Л.Ф. Зоткин) отличал сатирический характер в части изображений животных: городовой со взятками, городовой на свинье и так далее.»

Абашевские игрушки

Почему их не было у меня раньше?

ТАКИХ не попадалось, настоящих! Сувенирных была парочка, но не трогала..

Чем разнятся? Лепкой. Формой, эмоцией!

Вот просто видишь, чувствуешь по форме как пальцы мастера выводили, лепили форму, где единым движением, где мощным мазком, а контур, завиток, силуэт, осанка..

Абашевская игрушка

Какая мощь в них, монументальность, скульптурность, сконцентрированная сила, собранность. И не зависимо от размера, и в малой игрушке все тоже.

Цвет локальный – энергия.

А энергетика! нереальная, простраство вокруг просто трещит..


Олень-утро, олень-древо, олень-огонь, оберег, защитник в доме.

Абашевские игрушки


Абашевская игрушка

Полюбились они мне так сильно, что сложно было остановиться).
Настолько они мои.

А в "Лавке образов" игрушки, которые находит, заказывает, привозит Аня Кива, самые, самые, лучшие, от настоящих мастеров, эти от Евгения Валентиновича Соловьева, что продолжает традиции Зоткина.

Абашевские игрушки

Что сказать, невероятные, нереальные, по силе, по пластике, ведь и в рамках одного промысла уровень довольно разный может быть.

Сравнивать можно и нужно, к сожалению, лицо современного абашевского промысла ныне совсем иное. Есть у меня один олень для сравнения, на одной из прошлых выставок долго беседовала на стенде игрушки с мастером, без игрушки уйти не смогла (но понимая в душе, нет, нет, не то, не мое), а поставила подальше, всегда она вызывала во мне дискомфорт.

Сравнить можно, две игрушки, двух мастеров, объяснить тут сложно, нужно почувствовать. Какая вялая (а в больших игрушках, я бы даже сказала манерная, на выставке их много, видно) линия и контур в одной, и какая сжатая энергия в другой, и даже если сравнить ее с простыми сувенирными абашевскими игрушками, как далеко это от истинно народной традиции, по смыслу, по эмоции, или просто эмоция это не моя...

Абашевская игрушка

Сувенирные (детские) справа и авторская слева..

Абашевские игрушки

И как хороши игрушки. … вот когда они так собираются вместе (Антоша любит их так вместо со своими расставлять)).

И сам силу в себе ощущаешь достоинство, энергию.

Абашевская игрушка

Вот такие они игрушки и разные, и веселые, и глубокие, сил придают, воспитывают , вдохновляют.

И счастлива, что снова к ними вернулась.

Абашевские игрушки



Категория: Чистый источник   Теги: Глиняная игрушка


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Напишите пропущенное слово: "Под ... камень вода не течет"
Ответ:*