Чудо-кони, чудо-птицы. Геннадий Блинов

Чудо-кони, чудо-птицы. Геннадий Блинов

Обобщенность, условность формы и раскраски, выразительность, непосредственность, яркость не определяют особенности народной игрушки России, в отличие от игрушки и декоративной скульптуры других народов. То же самое можно сказать об игрушке Таджикистана и Узбекистана, Украины и Литвы, Японии и Мексики.

В чем же проявляется национальный характер нашей игрушки? В чем ее неповторимость? Каждый, кто сравнит приведенные в этой книжке фотоснимки, на которых запечатлены русские игрушки, и снимки игрушек других народов, скажет, что русская народная скульптура совершенно своеобычна. Это сразу чувствуется. Но можно ли это передать в словах? Трудно. Однако попытаемся отметить хотя бы главное.

Самобытность игрушки нашего народа в какой-то степени связана с тем, что многие предметы детского мира в России представляют собой уменьшенную копию бытовых предметов мира взрослых. Костюмы кукол и мужичков выполнены по образцам народного костюма. Все это придает игрушке своеобразный национальный колорит, но не объясняет и не исчерпывает существа вопроса.

Оригинальность игрушки славян предопределена всей ее историей. В русской народной пластике и по сей день явственно еще звучит эхо языческих времен. В западноевропейской кустарной игрушке отголоски древности давным-давно смолкли.

Правда, многое из того, что было важным в представлении ваятеля далекого прошлого, было исполнено значимости, особого смысла, со временем отзвучало. Тем не менее древние сюжеты, приемы обработки материала, эстетические представления наших предков порой довольно явственно дают о себе знать в народной игрушке новейшего времени.

Изменение технических приемов, сюжетов, стилистики в процессе исторического развития народной игрушки обусловлено на Руси влиянием городской культуры, профессионального искусства, связано с неизбежными изменениями психологического строя людей под влиянием всей совокупности исторических перемен. Иначе «одевают» кукол мастера XIX века по сравнению с мастерами IX—XVIII веков. Меняется круг сюжетов, и появляются новые персонажи. Подражая городским скульптуркам из фарфора, некоторые народные скульпторы перед росписью глиняной фигурки стали грунтовать поверхность мелом, использовать более яркие краски. Вытесняются самодельные красители с появлением анилиновых, эмалевых, масляных красок. И все же, несмотря на то что давно отмерли на Руси языческие представления, а веяния моды и технические новшества значительно изменили облик народной игрушки, при сравнении древней и новейшей малой декоративной пластики России выявляется гораздо больше общего, чем различий.

Эта традиционность, преемственность в значительной мере и определили круг сюжетов нашей народной игрушки, ее содержание, тематику. Если для западноевропейской кустарной игрушки, например для французской, а в еще большей мере — для германской, довольно характерна военная тематика (оттуда, между прочим, пришли к нам в прошлом веке «оловянные солдатики»), то русской игрушке воинственность, жестокость совершенно чужды. Военная и даже охотничья тематика в отечественной игрушке осталась на заднем плане, она почти совсем не развита.

В русской народной игрушке практически полностью отсутствует церковная тема, в ней вряд ли можно найти евангельские сюжеты, которые в Западной Европе от Польши до Италии и Англии всегда играли одну из ведущих ролей.

Не свойственно национальной игрушке России и занимательное техническое оснащение. Если не принимать во внимание сравнительно позднюю и испытавшую немалое влияние западных образцов игрушку Троице-Сергиевой лавры, можно сказать, что в продукции русских народных промыслов редко встречаются сложное механическое решение, поделки «с движением», музыкальные игрушки, а также игрушки «с сюрпризом», когда, например, при открывании шкатулки из нее стремительно выскакивает чертик.

Не изготовляли наши игроделы и «кукольных домиков», столь характерных для немецкого кустарного производства, обслуживавшего запросы бюргерства. Эти домики с меблированными комнатками, с уютными кухоньками в высшей степени соответствовали идеалам мелкого буржуа.

Только как исключение и опять же как дань западной моде встречаются в России «наборы» — комплекты деталей, из которых можно построить дом или целый городок, игрушечные поезда, зоопарки, крестьянские дворики с сельскохозяйственным инвентарем и скотом.

В «классической» русской игрушке игровая функция предельно проста. Здесь не встретишь и сложного сюжета. Сюжет ясен, четок, лаконичен, но достаточно емок и глубок. И это соответствует простоте конструкции и художественного решения игрушки, ее скромности, лишенной и намека на замысловатость.

Приобщение к красоте, стремление пробудить фантазию в ребенке — вот главные задачи, которые ставит и успешно решает русский игродел, вкладывающий в свое творение всю душу, все тепло, свои представления о прекрасном.

Если же говорить о народной игрушке большинства народов Ближнего и Дальнего Востока, Африки и Америки, здесь бросается в глаза устрашающий характер многих образов. Видимо, это идет от древних фигурок, на которых возлагалась задача отпугивать свирепым видом злых духов. А в русской игрушке самый лютый хищник приветлив, обаятелен, добр. Медведь несет в лапах подарок человеку. Лев смирен, трогателен и немного даже забавен, как котенок. Крокодил наигрывает на балалайке.

Русская декоративная пластика часто сентиментальна, еще чаще овеяна добрым, незлобивым юмором. Едкая сатира, сарказм появляются в отечественной игрушке и настольной скульптуре только в конце XIX — начале XX века, когда недовольство народа самодержавием достигло высшей точки и уже назревала как неизбежность пролетарская революция. Именно в этот период появляются острые сатирические изображения попов и монахов, городовых и самого царя.

Абашевская игрушка - коронованный баран

Взгляните на этого коронованного и вооруженного до зубов барана — символ тупоголовой деспотии и произвола монархии, — копилку, выполненную из глины в селе Абашево Пензенской области. В этой игрушке-копилке мягкий юмор уступает место беспощадному сарказму. Вообще же русская игрушка создавалась как мечта о лучшем, как сказка о счастливой безоблачной жизни. В изделиях наших игроделов все легко, ясно и просто. Работа лапотника, решетника, пряхи спорится, идет играючи. Нарядный гусар гарцует на сказочном коне. А мужик с гармошкой в руках распевает разухабистые частушки.

Русская игрушка в высшей степени человечна, полна доброты. Г у м а н и з м — одна из главных ее отличительных черт.

Другая характерная черта — мягкость, лиричность русской игрушки. В ней что-то от тех колыбельных песенок, которые храним мы глубоко в душе от своего раннего детства.

Очень близко ко всему этому ощущение родства природе России, которое испытываем мы, внимательно присмотревшись к русской игрушке. Да, эта любовь к природе, чуждая, впрочем, праздной созерцательности, чуждая прямого восторженного любования пейзажами, любовь, благодаря которой человек будто сливается с ландшафтом своей Родины, растворяется в природе и растворяет ощущение природы в себе, — эта любовь к природе и является третьей характернейшей чертой образного строя русской игрушки.

И еще одна особенность, создающая национальный колорит, определяющая эмоциональный фон и образный строй народной декоративной скульптуры — близость ее к карнавальному веселью, масленичным тройкам, к шуму ярмарочной толпы, лубочному ярмарочному фольклору.

Таким образом, тональность русской народной игрушки определяется глубокой человечностью, тонким лиризмом, близостью к родной природе, жизнелюбием и праздничностью. Но все эти особенности общего содержания, общего строя малой народной пластики имеют, разумеется, довольно конкретные приемы и особенности воплощения в тот или иной материал.

Самобытная народная игрушка не однообразна. При общих чертах, позволяющих сразу и безошибочно определить русскую игрушку, в каждой местности сложились оригинальные стилистические оттенки. Каждый промысел имеет свои особенности.



Категория: Чистый источник   Теги: Глиняная игрушка   Автор: Блинов Геннадий


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
  • sickbadbmaibqbrda
    esmdametlafuckzvvjewlol
    metallsdaiuctancgirl_dancezigaadolfsh
    bashboksdrovafriendsgrablidetixoroshiy
    braveoppaext_tomatoscaremailevgun_2guns
    gun_riflemarksmanmiasomeetingbelarimppizdec
    kazakpardonsuperstitionext_dont_mentbe-e-ethank_youtender
    air_kissdedn1hasarcastic_handugargoodyarilo
    bayanshokicon_wallregulationkoloper
Вопрос:
Продолжите поговорку: "Кто про что, а вшивый про ..."
Ответ:*