
Начиная с XVII века русское косторезное искусство получило широкую известность благодаря искусству мастерам села Холмогоры (ныне село Ломоносово). Современные художники села Ломоносова в совершенстве владеют мастерством ажурной, или сквозной резьбы по кости («на проем»). Они применяют сочетание рельефной резьбы со сквозной, подкладки цветной фольги под ажурный фон, окраски пластинок в разные тона.

Осипов Г.Ф. Село Ломоносово, Архангельская обл. Коробка «Поездка». 1977


Буторин Н.Д. Ваза «Апрель». 1978
«Глазковый» орнамент, в основе которого лежит древний солярный знак — круг с точкой, — также используется современными мастерами и варьируется в различных сочетаниях в украшении ларцов, шкатулок, коробок.
Привольно расположилось на берегу полноводной Северной Двины старинное село Холмогоры, известное еще с XIV века. Окрест лежат коренные поморские земли, знаменитые своими отважными мореходами, рыбаками и зверобоями. Здесь, в Денисовке, родился великий русский ученый, просветитель, историк, поэт и художник Михаил Васильевич Ломоносов. Родное село стало называться его именем.

Материал и инструмент мастера
Издавна поморы занимались резьбой по кости. Долгой северной зимой трудились при свете лучины, украшая тончайшим ажурным орнаментом гребни, ларцы да кубки. Славилось их чувство меры и формы, переходившее от отца к сыну и чтившееся свято. Этот край дал миру Федота Шубина - выдающегося скульптора XVIII века.

Мастер резьбы по кости А. С. Гурьев
Приезжие торговые гости охотно приобретали дивные изделия поморов. Поступали заказы от сановных особ, от императорского двора.
Но еще в прошлом столетии промысел начал хиреть. Упадок империи проявился и во вкусах ее „хозяев", опошлившихся и измельчавших донельзя. Тогда же внутренний рынок страны наполнился различными фабричными поделками - штампованными, но пестрыми и дешевыми. В работе А. Бибикова „Архангельская губерния, ее богатства и нужды", опубликованной в 1912 году, с горечью говорилось: „В селе Ломоносове когда-то был развит кустарный промысел резьбы. Промысел пал от недостатка сбыта" .


Л. И. ЖУЧКОВА. Коробочка "Рябинка". 1952 | П.П.ЧЕРНИКОВИЧ. Рукоятки ножей для бумаги. 1950
Холмогорская резьба по кости возродилась в советское время. В 1932 году местные умельцы объединились в артель имени Ломоносова. В 1960 году здесь начала работу фабрика художественной резьбы по кости, также носящая имя великого земляка. Ее изделия известны в разных странах мира и украшают экспозиции крупнейших художественных выставок. Тут изготавливают рельефные и ажурные кубки, вазы, коробочки, декоративные экраны, рамки, кулоны, шкатулки, броши, ножи для бумаги с украшенными рукоятками, а также миниатюрные скульптурные композиции.


Мастер резьбы по кости А.Е. Гурьева | П. П. ЧЕРНИКОВИЧ. Брошь "Семья оленей". 1953
В творчестве ведущих мастеров традиционные художественные формы и приемы перевоплощены в современные, отмеченные непосредственностью чувства, виртуозностью и задушевностью исполнения. Возникла школа резьбы по кости, где под руководством опытных наставников вырастают и крепнут молодые таланты.


В. Я. Кузнецов. Олень. 1962 | Т. Г. Верёвкина. Белки. 1961
Продолжают жить и развиваться угасшие было прекрасные приемы ажурной и плоскорельефной резьбы, восхищает изумительно тонкое кружевное узорочье. В лучших произведениях холмогорских мастеров привлекает умение верно находить пропорции вещи, удачно соотносить орнамент с пластической формой изделия.
. . . Чудесные образы северной сказки рождаются под искусной рукой мастера, за каждым движением которой следишь, затаив дыхание. И вот перед нами - сотворенные прилежным трудом и щедрым сердцем узоры.


Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина художник Н. Д. Буторин | Н.Д.БУТОРИН Ловля оленя. 1968

Н.Д. БУТОРИН. Ваза "В лесу". Фрагмент. 1974

Н.Д. БУТОРИН. Коробочка "Исследователи севера". Фрагмент. 1968


Н.Д. БУТОРИН. Кубок "Гражданская война на Севере". 1967 | Н.Д. БУТОРИН. Кубок "Пётр I". 1975

Морозное утро


У. С. ШАРЫПИНА. Рамка "Животный мир". 1947 | Зима в Архангельской области