Старинное село Красное - широко известный ювелирный центр России - расположено неподалеку от древней Костромы, на берегу Волги. Теперь это поселок городского типа, центр Красносельского района Костромской области.
Село Красное-на-Волге
Издавна живут здесь волшебники сканого дела. Скань - это ажурные или напаянные на металлический фон узоры, сделанные из тонкой проволоки, гладкой или свитой в веревочки из двух-трех нитей, часто сплющенные в ленточки. Проволока бывает золотой, серебряной или медной, позолоченной либо посеребренной.
Инструменты мастера и материал
Из глубины веков дошли до нас замечательные образцы древнерусской скани с чарующими глаз хрупкими завитками и микроскопической серебряной зернью. Особенным почитателем и ценителем такой красоты слыл боярский род Годуновых. Владея землями в костромских местах, они по-своему отметили важность и славу села Красного. На их деньги здесь была воздвигнута великолепная шатровая церковь, которой может позавидовать любой город. Благородно и стройно возносятся ее архитектурные формы, отражаясь в тихих водах, напоминая видение легендарного града Китежа.
P. А. МЕДВЕДЕВ Лоток „Зима“. 1970 | Художник P. А. Медведев
Вся окрестная природа - привольная Волга, деревья, поля, взгорки и лощины пробуждают в сердце поэтическое настроение, и оно, несомненно, воплощается в изделиях красносельских мастеров. Любят здесь изображать сказочных жар-птиц, удалые русские тройки, расписные волжские ладьи - все то, что располагает к радужным переливам золотистых и серебристых тонов, к ажурности и к изяществу.
П.И.ЧУЛКОВ Декоративное панно „Лев“. 1974 | П.И.ЧУЛКОВ. Олень. 1966
Изделия красносельских мастеров большей частью невелики по размерам: сантиметров пять-десять, но выглядят они значительными, как терема в легендарном Берендеевом царстве. Таковы узорчатые шкатулки, солонки, бокалы, браслеты, чарки, ювелирные изделия - броши, ожерелья, серьги. Изготовляются здесь также кулоны, броши, колье с использованием самоцветных камней и лаковой росписи в стиле палехских миниатюр. Вещи эти оживают на глазах, как персонажи народных поверий и преданий. В них воплощены светлая человеческая мечта о красоте, представление о земном счастье. Смела и жива фантазия художников, и поэтому очень естественно подходят к ювелирным украшениям названия „Озерцо", „Весна", „Рассвет".
Сборка изделия | П.И.ЧУЛКОВ. Олененок. 1968
Красносельские мастера создают произведения и более крупные, среди них декоративные вазы высотой до 30-40 сантиметров. Но художники не увлекаются величиной, стремясь в своем искусстве выразить изящество скани, раскрыть тонкость и своеобразие этой техники. Работы ведущих художников радуют посетителей многих отечественных и зарубежных выставок, украшают музейные коллекции.
Заслуженный художник РСФСР П.И. Чулков
Публикуемые репродукции знакомят нас с красносельской природой и делают свидетелями кропотливого и вдохновенного труда мастеров. Вот почему вновь и вновь с интересом всматриваешься в золотой лоток „Жар-птица", в чудесно преображенную фигуру оленя и в другие произведения, которые восхищают виртуозностью профессионального исполнения и воплощенной в них красотой.
Вид на Волгу | П.И. Чулков. Декоративная композиция "Волжская ладья". 1967
И. Д. ОРЛОВ. Пластина "Север". 1977
Художник Н. А. Соколова | Н.А.СОКОЛОВА. Царь-колокол. 1968
H. А. СОКОЛОВА. Декоративная композиция "Тройка". 1969
В.А.МАРЬИН. Подвеска "Осень". 1976 | Пруд в селе Красное
"Родина Жар-Птицы"