
В слободе Дымково под Вяткой (ныне город Киров) издавна существует русский народный художественный промысел. Его мастерицы создают жизнерадостные, нарядные и веселые фигурки, вносящие с собой в дом потоки света, солнце, песни, говор и смех слободских гуляний.

Вятские просторы
Само происхождение промысла связывают с народным праздником «свистунья», когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которые специально готовили тысячами к этому празднику.

Глина и рабочий инструмент мастера
Скульптурные, нарядные фигурки изображают барынек, водоносок, коняшек, индюков, утиц, цирковых наездников и т.д.

Пенкина З.В. Барыньки. 1977
Дымковская игрушка отличается особым характером пластики и силуэта, выразительными деталями лепки, яркой орнаментальностью росписи. Гамма цветов — синего, зеленого, малиново-красного, желтого, коричневого, оранжевого, черного — контрастирует с яркой белизной поверхности.




Технология изготовления ДЫМКОВСКОЙ игрушки
Дымковскую игрушку лепят из глины, затем обжигают, грунтуют и по грунту ярко раскрашивают красками, украшают сусальным золотом. Изображаются всадники, дамы в кринолинах - так щеголяли модницы более ста лет назад и "остались в памяти" народного искусства.

О.И.КОНОВАЛОВА. Игрушки "Коровы" и свистулька. 1969
Лепят дымковские мастерицы и животных - фантастических и реальных, но поэтично претворенных художником.

У Дымковской слободы
Фигурки людей и животных удивительны выразительной простотой, орнаментальным декором.


Художник Л. И. Иванова | Художник Л.С.Фалалеева
Мастерицы весьма изобретательны в своих простосердечных узорах, имеющих бесконечное множество вариантов: это и легкие цветные линии, образующие ясные геометрические сочетания, родственные орнаментам, известным нам по керамике, обнаруженной при археологических раскопках, и цветовое выделение отдельных частей игрушки - рук, ног, головы - полосками, крупными кружками - горошками, сплошными заливками.

Л. И. ИВАНОВА. На гулянье. 1972
Живо, без предварительных эскизов наносятся узоры. Кони-свистульки, баранчики, златорогие олени - все это красочно, звонко, захватывает взгляд, бодрит душу. Краска кладется то более плотно, сочно, то жидким слоем, придающим колориту особую "светлоту", потому что снизу просвечивает белый грунт.

Л.С.ФАЛАЛЕЕВА. Хоровод "Березка". 1972
Дымка славится своими художниками - лауреатами Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина.

Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина художник 3. В. Пенкина
Одна из них - 3. В. Пенкина - любит сюжет "многодетная мать", который под ее рукой воплощается в добрый и торжественный гимн жизни. Много замечательных работ подарила она людям.

3.В.ПЕНКИНА. Многодетная мать. 1970
Дымка - искусство традиционное, но изделия мастеров не выглядят старомодными, потому что одной из главных традиций здесь является живое и свежее чувство художника, его фантазия.

Л. С. ФАЛАЛЕЕВА. На базар. 1972
И проходят перед нами сотни и тысячи дымковских игрушек, а глаз не устает радоваться и удивляться их красоте и разнообразию. Тут и "Пара с моряком", и "Крошечка- хаврошечка", и "Три подружки с гармонистом". Сменяют друг друга в бесконечном радужном хороводе игрушки "Олень с охотником", "Катание на лодках", "Полкан", "Птицы и собаки", "Барыня с муфтой", "Чаепитие" . . .

А.В.КУЗЬМИНЫХ. Иван-царевич и Жар-птица. 1973
На каждой крупной художественной выставке в разделе декоративно-прикладного искусства показывают дымковскую игрушку.


Кузьминых А.В. Индюк. 1979 | Лауреат премии им. Ленинкого комсомола художник А. Трефилова
От чистых уральских снегов, от пригожего солнышка, от сердца и удали народной ведет свою родословную дымковская игрушка.


А. И. ВОРОЖЦОВА. Емеля на санях. 1972 | Н.П.ДАВЫДОВА. Красная конница. 1969

Дымковская слобода. Вид с берега Вятки
"Родина Жар-Птицы"