Перуница

» » Жостовские подносы

Чистый источник » 

Жостовские подносы

Жостовские подносы

Если искать родину жар-птицы, то нужно непременно побывать в Мытищинском районе Московской области, в деревне Жостово. Издревле здесь жили люди, наделенные ярким и одухотворенным чувством красоты. Иначе не расцвел бы здесь в начале прошлого века замечательный русский народный промысел: декоративная живопись маслом на металлических подносах. На черном, а иногда цветном фоне волшебно распускаются цветы, возникают хороводы дивных роз, очаровательные плоды.

Подмосковная земля
Подмосковная земля

В 1928 году местные умельцы-художники организовали артель, а ныне здесь работает Жостовская фабрика декоративной росписи.

Палитра мастера
Палитра мастера

Искусство декоративной росписи на подносах в Жостове формировалось одновременно с федоскинской лаковой миниатюрой. Первые подносы делали из папье-маше. Затем стали применять металлическую основу, которая была перенята от уральского нижнетагильского промысла подносов. Одновременно от них были переняты и некоторые формы: «гитарный», круглый, прямоугольный (его жостовские мастера так и называли «сибирский»). Обработка кованых и прессованных металлических подносов (грунты, лаки, сушка, полировка) во многом сходна с технологией обработки папье-маше. Жостовские мастера пишут масляными красками, разбавленными льняным маслом, беличьими кистями, используя последовательны приемы многослойной живописи: «подмалевок», «тенежка», «прокладка», «бликовка», «чертежка». Наряду с черным фоном в Жостове пишут на разных цветных фонах: красном, синем, зеленом, белом.

Роспись подносаЖостовские подносы
Роспись подноса | Жостовские подносы

В настоящее время художники Жостова развивают два основных принципа декоративной росписи подноса: сложный, многоцветный «букет» и композицию орнаментального характера. При создании подноса с орнаментальным принципом росписи художники используют поталь, перламутр, сусальное золото, металлические порошки серебряного и золотого цвета.

Б.В.ГРАФОВ. Поднос «Весенний». 1979
Б.В.ГРАФОВ. Поднос «Весенний». 1979

Н.Н. ГОНЧАРОВА. Поднос «Красные розы». 1979
Н.Н. ГОНЧАРОВА. Поднос «Красные розы». 1979

О том, что изображено на подносах, говорят сами названия: «Букет с колосками», «Букет цветов в корзине», «Венок», «Травы», «Сад».

Заслуженный художник РСФСР Б. В. ГрафовЗаслуженный художник РСФСР Н. Н. Гончарова
Заслуженный художник РСФСР Б. В. Графов | Заслуженный художник РСФСР Н. Н. Гончарова

Для того чтобы насладиться жостовским искусством, надо всмотреться в росписи. Каждая из них жива и неповторима. Движения кисти, оставившей след на металле, передали материалу тепло сердца художника, ту песню, которая в этот миг звучала в его душе. И песня эта сложена самим мастером. Она на один раз, на одно-единственное чудо. Другой поднос - новое вдохновение, новый художественный образ.

Н.Н.МАЖАЕВ. Поднос «Солнечный». 1980
Н.Н.МАЖАЕВ. Поднос «Солнечный». 1980

М.П. САВЕЛЬЕВ. Поднос «Лунная ночь». 1975
М.П. САВЕЛЬЕВ. Поднос «Лунная ночь». 1975

Обычно о жостовских изделиях говорят как об искусстве ярком. Да, краски его звучны, но не терпят пестроты, назойливости. Бравурность мазков и крикливость цвета чужды жостовским подносам. Им к лицу плавное, мелодичное письмо, гармоничная композиция, нежные, тонко подобранные тона цвета. Тона эти чисты, светоносны, сияют сквозь лак, вот и кажутся яркими, веселыми.

Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина Н. Н. МажаевЛауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина В. И. Летков
Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина Н. Н. Мажаев | Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина В. И. Летков

Художественные образы, созданные жостовскими мастерами, часто праздничны, но им присущи и мечтательность, и порой элегичность. Декоративное искусство по-своему отображает многоплановость, богатство народной жизни. Вот и возникают «поэтические» подносы, которые несут в своем художественном строе сокровенные раздумья автора о течении земного бытия, о желанной радости. Тогда и названия изменяются, появляются «Лунная ночь», «Мерцание».

Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина В.В.Жмылев
Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина В.В.Жмылев

И все же в нашу память Жостово вошло с добрыми и красочными чаепитиями, когда румянятся на столе пирожки и баранки, серебрится сахар, сияет натертый медный самовар, переливаются светлыми искорками ложки и подстаканники, радуют глаз красно-вишневыми, янтарно-зелеными тонами всевозможные варенья.

В.В.ЖМЫЛЕВ. Поднос «Пламя». 1979
В.В.ЖМЫЛЕВ. Поднос «Пламя». 1979

Н.П. АНТИПОВ. Поднос «Букет на белом фоне». 1979
Н.П. АНТИПОВ. Поднос «Букет на белом фоне». 1979

Художественный образ народного искусства не исчерпывается утилитарным смыслом. Глядя на жостовский поднос, встречаешься с мастером, сотворившим чудо, ведешь задушевную беседу о самом дорогом и прекрасном с чутким и отзывчивым художником.

Жостовская роспись


Жостовская роспись

Мы видим, как рождаются росписи. В них много от красоты окружающей подмосковной природы. Но даже в самом чудесном саду не увидишь в натуре таких роз, как на жостовских подносах. Любя природу, человек украшает ее неповторимыми образами своей фантазии.

Подмосковное село Жостово
Подмосковное село Жостово

И. И. Купцов
"Родина Жар-Птицы"

https://www.perunica.ru/chistiy_ist/9634-zhostovskie-podnosy.html  





Категория: Чистый источник   Теги: Резьба и роспись   Автор: Купцов Иван Иванович

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коды нашей кнопки

Просто скопируйте код выше и вставьте в свою страничку

Перуница. Русский языческий сайт

Пример баннера