Перуница

» » Золотая хохлома — народный промысел

Народные промыслы » 

Золотая хохлома — народный промысел

Хохломская роспись

Хохломская роспись - древнее искусство. Этот русский народный промысел возник еще в XVII веке. Его традиции продолжают в советское время мастера-художники фабрики «Хохломской художник» в селе Семино Ковернинского района Горьковской области и фабрики «Хохломская роспись» в городе Семенове.

Лесное Заволжье
Лесное Заволжье

Декоративная роспись, которой украшается деревянная посуда и мебель, обращает на себя внимание и запоминается своим тонким растительным узором, выполненным красным и черным, а порой и зеленым тонами и золотом по золотистому фону.

Рождение хохломских изделий
Рождение хохломских изделий

В наследство от чудодеев-пращуров нам перешли старинные крестьянские узоры «травок» с ягодками и листочками, перистыми веточками и цветами, с гибким и живым движением художественных форм. «Травка» полюбилась людям. С помощью этого привлекательного декоративного приема создаются великолепные вещи, полные неповторимой свежести и красоты.

Старейший мастер-резчик М. А. Угланов
Старейший мастер-резчик М. А. Угланов


Так рождаются хохломские изделияТак рождаются хохломские изделия
Так рождаются хохломские изделия

Подмечено, что гибкие и плавные движения растительного узора Хохломы не поддаются механическому тиражированию, ведь они возникают всякий раз заново из таких же гибких и плавных движений кисти, и ей передается ритм сердца художника, его живые чувства и мысли, которые нельзя скалькировать без самых существенных утрат.

Хохломские изделия перед росписью
Хохломские изделия перед росписью

Для творчества сегодняшних хохломских художников характерно умение перевоплощать традиционные для XVIII века - хохломской классики - художественные формы и приемы в современные, которые отличаются неподдельностью, чистотой и свежестью чувств авторов.

Хохломская роспись - ковш
Е.Н. ДОСПАЛ OB А, Т. А. БЕЛЕНЦЕВА.
Ковш красный «Ладья». 1970
Е. Н. ДОСПАЛОВ А, Г. И. ВОЛКОВА
Ковш черный. 1970

Сегодняшние изделия проникнуты глубоким ощущением жизни, большой динамикой. Расширились виды и типы растительного «травчатого» орнамента Хохломы.

Заслуженный художник РСФСР О.П. ЛушинаХудожник Е.В. Мосина
Заслуженный художник РСФСР О.П. Лушина | Художник Е.В. Мосина

Еще в предвоенные годы на произведениях семеновцев появились сказочные золотые цветы с оттенявшей их фантастические формы традиционной «травкой». В свою очередь ковернинцы плодотворно обновляли орнаментальную плоскостную трактовку цветов, в особенности плодов - так называемую роспись «ягодка».

Е.В. Мосина. Декоративная тарелка «Листок» 1967
Е.В. Мосина. Декоративная тарелка «Листок» 1967

Хохломской росписью украшаются деревянные изделия, чаще всего из липы, подвергнутые токарной обработке. Поэтому у каждой вещи два автора - живописец и мастер-токарь, хорошо знающий материал и тонко чувствующий объемную пластическую форму. Ныне хохломской росписью украшаются многочисленные изделия, напоминающие о быте наших предков и входящие в наш повседневный обиход. Это декоративные ковши, деревянные ложки, сервизы для варенья, поставцы, миски, сахарницы. Создаются и декоративные панно.

Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина О. Н. Веселова
Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина О. Н. Веселова

Произведения хохломских художников известны по всей нашей стране и далеко за ее пределами. Они с успехом показываются на многочисленных выставках. Их авторы получили высокое государственное и общественное признание. Среди них - заслуженные художники РСФСР, лауреаты Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина.

O.H. ВЕСЕЛОВА. Столовый набор «Березка». 1967
O.H. ВЕСЕЛОВА. Столовый набор «Березка». 1967

Фото знакомят нас с производством, с той землей, где рождается хохломское чудо.

Старейший хохломской мастер С. П. Веселов
Старейший хохломской мастер С. П. Веселов


В мастерской С. П. Веселова
В мастерской С. П. Веселова


Н А. ИВАНОВ. Декоративное панно «Жар-птица». 1977Художник Н. А. Иванов
Н А. ИВАНОВ. Декоративное панно «Жар-птица». 1977 | Художник Н. А. Иванов


Н А. ИВАНОВ. Ковш «Утка». 1976
Н А. ИВАНОВ. Ковш «Утка». 1976


А.Т. БУСОВА. Панно «Жар-птица». 1975
А.Т. БУСОВА. Панно «Жар-птица». 1975


А. С. КАРПОВА. Ковш «Жар-птица». 1975
А. С. КАРПОВА. Ковш «Жар-птица». 1975


О. H. ВЕСЕЛОВА. Набор поставцов. 1974
О. H. ВЕСЕЛОВА. Набор поставцов. 1974


В.А.УДАЛОВА. Набор для компота «Крыжовник»
В.А.УДАЛОВА. Набор для компота «Крыжовник»


Заслуженный художник РСФСР Е.Н. ДоспаловаЗаслуженный художник РСФСР Н. П. Сальникова
Заслуженный художник РСФСР Е.Н. Доспалова | Заслуженный художник РСФСР Н. П. Сальникова


Н.И. ИВАНОВА. Столовый набор. 1968
Н.И. ИВАНОВА. Столовый набор. 1968


На улице г. Семенова
На улице г. Семенова


Мост через Узолу
Мост через Узолу

И. И. Купцов
"Родина Жар-Птицы"


Золото без золота. Как делают «хохлому»?


В магазинах кустарных изделий, в сувенирных киосках, в отделах подарков вы не раз, конечно, встречали различные деревянные изделия, украшенные яркой росписью в три цвета — золотой, черный, красный. Это знаменитая хохломская роспись, названная так по имени села Хохломы, в котором она зародилась.

У прилавков с «хохломой» всегда толпятся покупатели, и часто можно услышать вопрос: а как это делают? Или даже недоуменный возглас: сколько же на это тратят золота?

Действительно, на Руси для украшения дерева издавна использовали золото. Во многих старинных церквах сохранились резные по дереву позолоченные иконостасы; они действительно покрывались тонкими листиками золота. Но с «хохломой» этот способ не имеет ничего общего.

Скажем сразу — настоящего золота в «хохломе» нет и не бывало.

Так как же делают «хохлому»? Будущий расписной стаканчик, ложку, бочонок и т. д. вырезают вручную или вытачивают на токарном станке из липы или березы, тщательно (10—15 дней) сушат и затем начинают готовить под роспись. Для этого поверхность изделия грунтуют жидкой глиной, несколько раз покрывают олифой, сушат при 60—70° С и затем натирают алюминиевой пудрой. По этому серебристому фону вещь расписывают красной и черной масляными красками (иногда вводят и другие цвета). Затем вещь еще раз покрывают олифой и сушат при более высокой температуре. И вот тут-то происходит маленькое химическое чудо — «серебро» превращается в «золото».

Какие химические реакции идут здесь? Почему образуется золоченая поверхность? Оказывается, весь секрет в пленке олифы. При высокой температуре олифа «закаливается», приобретая золотистый цвет. Сочетание желтоватого цвета пленки с металлическим блеском порошка алюминия очень хорошо имитирует настоящую позолоту. Пленка не только превращает дешевый невзрачный металл в «благородное золото», но и надежно защищает роспись и поверхность дерева — пожалуйста, если хотите, наливайте в хохломскую миску горячие щи, берите хохломскую ложку и ешьте себе на здоровье... Ничего с посудой не сделается.

Олифами называются пленкообразующие вещества, получаемые специальной обработкой растительных масел. Но не любых, а лишь высыхающих, содержащих глицериды ненасыщенных жирных кислот, — например, льняного, конопляного. Чтобы получить олифу, масло нагревают до 120—150° С, иногда в присутствии катализаторов — так называемых сиккативов, ускоряющих высыхание масла. Слово «высыхание» можно было бы брать в кавычки, потому что, по сути дела, масло не высыхает, а твердеет в результате сложных процессов окисления и полимеризации. При этом образуется прочная, нерастворимая в воде пленка, хорошо прилипающая к поверхности.

Цвет пленки олифы зависит от толщины слоя и температуры нагрева. Поэтому соблюдение нужного режима закалки имеет очень большое значение. И качество олифы тоже очень важно. Раньше каждый кустарь готовил себе олифу сам, ревниво охраняя секреты производства. Для изготовления олифы брали самое чистое льняное масло и долго, иногда несколько недель, нагревали его: каждые сутки масло несколько часов стояло в топящейся печи, а остальное время в этой же печи томилось. И сейчас в производстве хохломских изделий, особенно посуды, применяется самая высококачественная олифа.

Золотая хохлома

Традиционная расцветка «хохломы» — красно-черная. Она обусловлена и художественным требованием гармонии цветов с золотом, и особенностями технологии: горячую закалку выдерживают очень немногие краски. Поэтому в качестве красной краски применяют киноварь, а черная краска — это всем известная сажа.

Технология производства «хохломы» с момента возникновения этого промысла конечно не оставалась неизменной. Очень важным новшеством конца XIX века было использование алюминиевого порошка — до этого изделия золотились металлическим оловом или даже серебром.

С давних времен изготовление хохломских изделий носило промысловый характер: одни деревни специализировались на изготовлении деревянных изделий, так называемого «белья», а другие деревни расписывали «белье», причем, хотя весь процесс росписи, от грунтовки до конечной закалки, осуществлялся в пределах одной семьи, внутри нее несомненно тоже существовало известное разделение труда.

В начале XX века хохломской промысел, подобно многим другим промыслам России, стал приходить в упадок. Сравнительная дешевизна и доступность фабричной посуды привела к тому, что в быту хохломская утварь была быстро вытеснена изделиями из металла и фаянса. Кроме того, сильно повредили попытки «облагородить» это народное искусство, навязать исполнителям рисунки и приемы росписи, идущие вразрез с традиционной манерой хохломского письма.

Новая история «хохломы» начинается после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже в 1918 году в селе (ныне городе) Семенове, одном из центров промысла, была организована артель «Экспорт», объединившая разрозненных до того кустарей; с конца 20-х годов начинается его быстрое возрождение. Этому немало способствовало и создание в 1932 году Научно-исследовательского института художественной промышленности, который наряду с работой по расширению ассортимента изделий и созданию новых рисунков, занимался и вопросами усовершенствования технологии.

Сделано уже немало. Обычная русская печь, где закаливали изделия, заменена электропечью с точной регулировкой температуры. Предложены новые составы для грунтовки и новые лаки для покрытия росписи. Нанесение грунта и лака вручную заменено распылением из механических пульверизаторов.

Современное производство хохломских изделий сочетает в себе высокую механизацию вспомогательных процессов с творческой ручной работой по росписи. Так, в Семенове имеются заготовительные (токарный и столярный), грунтовочный, шлифовальный лакировочный цехи и цех росписи.

Разделение труда и механизация позволяют, не ухудшая художественных качеств изделий, значительно увеличить их выпуск. А спрос на «хохлому» очень велик и в нашей стране и особенно за рубежом. Ведь нигде в мире нет ничего подобного нашей «хохломе»!

И сейчас химики не прекращают работу с «хохломой». Например, не так давно в ассортименте хохломских вещей появились и столярные изделия — журнальные столики, шкафчики, скамеечки. Вначале клееные изделия не выдерживали высокотемпературной закалки, и поэтому пришлось искать лаки, сохнущие при более низкой температуре, но дающие такую же золотую пленку. Сейчас химики ищут лаки, которые будут сохнуть при комнатной температуре. Это сильно удешевит и упростит производство некоторых видов изделий, для которых защитные свойства пленки не так существенны: ведь даже в электропечах закалка требует непрестанного наблюдения опытного мастера, так как иначе вся партия изделий может пойти в брак. Другое направление поисков — расширение ассортимента красок.

...Вот и окончен наш рассказ о «золотой хохломе». И если на вашем письменном столе стоит нарядный стаканчик для карандашей, то, любуясь узорной росписью, отдавайте должное не только искусству художника, но с уважением подумайте и о пытливых наблюдательных зачинателях промысла, сумевших получить «золото» без золота, и об их достойных продолжателях, ставящих на службу старинным народным ремеслам достижения современной химии.

Химия и жизнь 1968 №2

https://www.perunica.ru/chistiy_ist/9656-zolotaja-hohloma.html  



+6


Категория: Народные промыслы   Теги: Резьба и роспись   Автор: Купцов Иван Иванович

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.