ЛЕВ, как символ — что обозначает, и откуда он появился в крестьянской росписи


На моих фотографиях, сделанных во время поездок по Русскому Северу, этот образчик хищных млекопитающих, относящийся к подсемейству больших кошек, представитель рода пантер по имени «Panthera Leo» встречается частенько. Может создаться обманчивое впечатление, что львов рисовали во всех глухих углах Архангельской и Вологодской губернии, но это не так. Вернее не совсем так — львов русский крестьянин любил и в регионах, где существовала мода на домовые росписи, частенько изображал.

Но мода эта проявлялась на карте севера Руси пятнами — в одном районе рисунков днём с огнём не найти, в другом — через дом что-то да намалёвано на фронтоне. Найти льва, нарисованного более 100 лет назад безвестным маляром, огромная удача и потому именно поиском таких «экзотических» сюжетах в своих поездках и занимаюсь.

Но почему именно лев так полюбился русскому мужику?! Дать чёткий ответ сейчас невозможно, но пошевелив мозгами можно попытаться понять мышление крестьянина и выдать ответ — зверь этот был экзотическим (ни собак, ни волков, кошек, лосей и всяких кабанов ни разу никто не нарисовал), но при этом одновременно и « лютый» и преданный помощник различных библейских персонажей в одном лице. Рисуя или заказывая маляру льва, хозяин дома как бы помещал на нём стражей. Конечно, ни от грабителей ни от татей рисунки не защитят, но стоя перед выбором сюжета человек выбирал самое очевидное и приемлемое для данного случая.


Гораздо интереснее понять, откуда народные художники перенимали этот образ? Ответ не так уж и сложен — из геральдики; об этом говорит обязательно высунутый язык. Но под геральдическим львом нужно понимать большое количество источников — это и британский герб, и чугунные львы Санкт Петербурга и лубочные картинки.... Именно о символике льва я поведу сегодня речь. Материал будет скучным — кучи цитат, чужих фраз и ссылок.

Перед началом этого экскурса хотел бы обоснованно заявить — львы в обозримом прошлом на территории России не водились! Кому то это утверждение покажется очевидным и смешным, но мне регулярно пишут люди уверенные, что зверюшек этих рисовали с натуры, львы, мол, ещё совсем недавно повсеместно жили среди русского народа, так как климат был иной. Конечно, те, кто утверждает подобное, имеет психические отклонения, но ведь таковых на удивление много!

Поэтому, чтобы закрыть этот вопрос навсегда, совершу небольшой экскурс в историю декоративного оформления славянских домов: окна со стёклами на домах простолюдинов появились только на рубеже 18-19 веков — оконное стекло было очень дорогим, и даже в 18 веке практически только импортным. Первый стекольный завод в нашей стране открыл в 1635 году швед Елисей Койет «…пушечного и рудознатного дела мастера Елисея Койета пожаловали, в нашем Московском государстве скляничное дело делать велели». Выпускал этот завод исключительно пузырьки для Аптекарского приказа и посуду.

В середине 18 века в экономике России произошёл буквально промышленный взрыв — заводы и мануфактуры появлялись как грибы после дождя, строились, конечно, и стекольные заводы, так в 1804 году их было уже 114. Но оконное стекло делали единицы — технология была сложная и продукция дорогой. Крестьяне, кто побогаче, мог позволить себе сделать лишь одно небольшое косящатое окошко на дом и застеклить его, остальные окна были волоковыми.

Печи белые появились примерно в этот же период — начало 19 века, так что вероятность того, что кто то изображал львов или цветы в тёмных и закопчённых избах равна нулю. К тому же их можно рисовать только на ровной поверхности — доске, но пиленная доска тоже стала доступна в результате промышленной революции — середина 19 века. Именно тогда — в 1850х годах и зародилось такое прекрасное украшение русских домов как наличники с пропильной резьбой.

А вот резьба поволжья — «глухая» или «корабельная» постарше — самый старый известный образец датирован 1814 годом. Отсюда сам собой напрашивается верный вывод — домовая роспись крестьянских домов не могла зародиться ранее, чем в середине 19 века. То есть уже ходили пароходы и паровозы, издавались газеты, революционеры из «Земли и Воли» охмуряли простолюдинов..... Представить, что рядом бегали саблезубые тигры и пещерные львы сложно.


Русское общество до Революции было очень религиозным и поэтому свои знания о мире люди черпали исключительно из священных книг. Можно не лукавя заявить, что в течении столетий на Руси не читали ничего кроме Библии и посему вселенная русского крестьянина отлично вписалась в парадигму христианства — все погодные явления, голод и эпидемии, львы и левиафаны, лешие и домовые, нравственные догмы и грехи, классовое расслоение и сифилис — всё это составляющие привычного мира христианина. Отсюда мы и будем плясать.


«ЛЕВ — дикое и хищное животное, хорошо всем известное, и потому не требующее особенного подробного описания. Наружность льва величественна, его развевающаяся грива, щетинистые брови, блестящие зубы, отважный вид, действительно представляют поразительный вид. Длина льва иногда превышает 8 (англ.) футов, а высота бывает свыше 4 футов. Цвет кожи львов бывает большею частью красно-бурый. Храбрость и неустрашимость их обратились в пословицу.

Эти хищные животные водились некогда на болотистых берегах Иордана, но вследствие ежегодного разлития реки оставили оные и сделались еще свирепее и отважнее (Иер.49:19). Аллегорических указаний на качество и свойства львов, этих, по истине, царей зверей, в Библии встречается очень много, и они так ясны, что не требуют особенных объяснений.

В свящ. Писании нередко, например, упоминается об его ужасном рычании, острых зубах, свирепом взгляде, отважных походах за добычею и быстрых прыжках, с которыми он бросается на оную. Евреи, которые были так хорошо знакомы с этим благородным животным, имели для него различные названия, смотря по его возрасту и полу, как например следующие: львенок молодой, престарелый лев, львица и т.п. (Втор.33:22, Иез.19:2, Пс.33:11, Ос.5:14, Чис.23:24 и др.). Со львами имели счастливую борьбу Самсон (Суд.14:5,6) и Давид (1Цар.17:34,37). Львом растерзан был пророк из Иудеи, когда возвращался домой из Вефиля (3Цар.13:24,26). пр. Даниил был спасен от львов, в ров которых был брошен (Дан. гл. 6).

Львы в свящ. Писании представляются символами людей, отличающихся особенною силою, властью и могуществом (Дан.7:4). Рыканию льва уподобляется слово Божие (Иов.4:10,11), всегда производящее потрясающее действие на сердца человеческие (Ам.3:4,8). Рыкающему льву, ищущему поглотить человека, уподобляется диавол, ищущий погибели человеческой (1Пет.5:8).

В книге Иова говорится о льве в следующих словах: «Рев льва и голос рыкающего умолкает, и зубы скимнов сокрушаются; могучий лев погибает без добычи, и дети львицы рассееваются».

А в кн. пр. Наума содержится другое рельефное, аллегорическое изображение возраста, наружности и свирепости львов, именно: «Где теперь логовище львов, говорит он, и то пастбище для львенков, по которому ходил лев, львица и львенок, и никто не пугал их, лев, похищающий для насыщения щенков своих, и задушающий для львиц своих, и наполняющий добычею пещеры свои и логовища свои похищенным?» (Наум.2:11).

Все поэты древности обилуют ссылками на благородную отважность и силу царя четвероногих, и не мало их встречается также в свящ. Писании. Изображения львов нередко встречаются на Ассирийских и Вавилонских изваяниях, и на памятниках Египтян, которые, как известно, боготворили львов. В настоящее время львы редко встречаются в Сирии, но зато их нередко можно встретить в Халдее. Их часто видали и видят также при рек Евфрате и Тигре. Старый лев западной Азии имеет черную гриву и отсюда вероятно его прозвание: Shachal, т.е. черный лев.» (Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. арх. Никифор. 1891).

ЛЕВ, как символ — что обозначает, и откуда он появился в крестьянской росписи

В древней русской литературе практически нет описаний этой крупной кошки, разве что Дамаскин Студит в своём труде «Собрание от древних философов о неких собствах естества животных» даёт достаточно подробное описание: «Лев — царь всех четвероногих, как орел — всех летающих. Имеет великую грудь, колени крепкие, ноги твердые, взгляд имеет царский и страшный. Шерсть его густая, уста его широкие, ребра его крепкие, бедра его толстые, ноги его великие, походка его гордая, шея его толстая. Кости его не имеют ни пустот, ни мозга, как у других животных... Когда бежит поймать животное, не преклоняет голову свою, но держит ее высоко, как непобедимый царь... Ест много, а пьет мало»

Образ мощного зверя подчёркивался некоторыми подробностями: «когда разъярен, ударяет по ребрам своим хвостом своим», «любит честь, падших пред ним зверей на землю не уязвляет». Отдельно много внимания уделялось мощному рыку хищника, настолько мощному, что с его помощью он может оглушать свою жертву: «Лев сильным и страшным гласом зверей обездвиживает, которых издалека настигнуть не может» и «Ибо говорят, что львы на горах в своих логовищах почивают, и прячутся, дабы скрытностью своей устрашать прочих животных, которыми они питаются. Когда же увидит лев какое (животное), подошедшее близко, быстро вскочив, громогласно рыкает, и нестерпимо его оглушив, нападает и хватает эту прилучившуюся (добычу), прежде страхом расслабив его жилы» (толкование Кирилла Александрийского). В старости же своей он делает попытку омоложения, съев другое животное: «Когда же занеможет, и придет к смерти, не имеет лекарства, как если только съесть обезьяну. Поэтому, когда болен, рыкает, и собираются все животные в его логове, тогда приходит и обезьяна, и тот никакого другого животного не желает, но только обезьяну хватает и съедает».


В разнообразных «физиологах», где каждый зверь воспринимался и с точки зрения религиозно-догматической, нередко лев как царь зверей подавался как прообраз Христа — Царя мира. В подтверждение этому приводились свойства уподоблявшие животное Христу.

Так первое свойство приписываемое льву — это оживление своих детёнышей: «Когда львица рождает львенка, рождает его мертвым и стережет три дня, до тех пор, пока не придет его отец, дунет в лицо ему, и тот оживет», стоит обратить внимание, что между рождением львёнка и его оживлением проходит три дня — ровно столько же сколько был мёртв Христос («Так и Бог Вседержитель, Отец всего, на третий день воскресил первородного Своего Сына и «рожденного прежде всякого творения»).

В Византийской версии львица рождает не только мёртвого, но и слепого котёнка и акцент в толковании делается именно на слепоту, где детёныш сравнивается с язычником ещё не освященным таинством Крещения («Также и о верных народах, ибо прежде крещения они мертвы, после же крещения получают зрение от Святого Духа»).

В более поздних вариантах тема воскрешения детёнышей исчезает, а львица рожает самого льва, который трое суток лежит бездыханный, дабы потом встать и «начать царствовать над всеми земными зверями». Параллели с Христом и Богородицей тут ещё более явные — «Львица – это пресвятая Богородица, а лев – Христос, умер плотью во гробе на три дня и три ночи, и не воздремал Божеством, сошел в преисподнюю часть земли, и сокрушил вереи вечные, и воскрес на третий день и стал царствовать над всеми святыми»


Второе свойство, приписываемое льву заключалось в том, что он, якобы, спит с открытыми глазами: «Когда спит лев в пещере своей, его очи бодрствуют, ибо его веки подняты, как и Соломон свидетельствует в Песни Песней, говоря: «Я сплю, а сердце Мое бодрствует». Ибо Господь мой плотью на кресте умер, а Божество Его одесную Отца бодрствовало».Попроще трактовался этот недремлющий сон в статье «О недреманном оке Спасителя» : «Лев спит одним глазом, а другим смотрит. Так и Христос, уснув во гробе плотью, все видел Божеством»

Третья особенность льва, связывающая его с Сыном Божиим заключается в уверенности, что Panthera leo заметает свои следы хвостом при попытке скрыться от преследования — «Когда идет в гору, хотя поймать добычу, и почувствует запах человека, хвостом своим скрывает следы свои, дабы идущие за ним не нашли его следа и не поймали его». Точно так же Иисус при человеческом воплощении скрывал свою Божественную природу. Но в бегстве от охотников, конечно, не было никакой трусости — «И заметает следы хвостом, чтобы не выследили его. Когда же они оставят его, он возвращается к ним без страха, и много борется с ними благодаря имеющейся силе».

Но параллельно с этим в древнерусской Православной традиции и иконографии образ льва тесно связан с образами Дьявола и умирания, поэтому нередко можно увидеть на иконе царя зверей в виде «ищущую кого поглотить» смерти.

Описывающая смерть «Повесть о споре жизни и смерти» сравнивает её как имеющую «страшный облик, подобно ревущему льву». Да и среди искушающих всевозможных святых обязательно есть лев ( как собственно сам хищник, так нередко и демон принявший его внешний вид).

Огромной популярностью в иконописи лев (вместе с орлом и тельцом) обрёл благодаря видению пророка Иезекииля. Пророк описывал в нём невероятное существо с четырьмя лицами — человека, орла, льва и тельца. Об этих же животных упоминал в Апокалипсисе Иоанн Богослов. Изначально видение Иезекииля трактовалось как сущность Христа, где каждая часть олицетворяла какую-то суть: человек — воплощение, телец — жертву, лев — победу над смертью, орёл — вознесение. Позднее стало привычным соотносить животных с евангелистами. Так лев стал обозначать Марка.


Не обошли, конечно, льва и другие религии, так в древнем Египте богиня войны и палящего солнца Сехмет изображалась в виде львицы, а собственно лев был проводником в загробный мир. В древней Греции львы так же считались стражами смерти, а победа над ними понималась как торжество жизни. В Индии наш герой является одним из воплощений Вишну, В Монголии, Китае и Японии лев это защитник добра.

Особое место лев, как и его разновидность-леопард, занимает в геральдике. Согласно Лакиеру, лев является символом силы, мужества и великодушия, а леопард — храбрости и отваги. Если кому интересно, то легко найти все разновидности геральдических львов, но вкратце можно сказать следующее:

  1. животное изображено в профиль стоящее на двух задних ногах — это собственно лев.

  2. шествующий, касающийся земли тремя лапами и лицом в профиль — леопардовый лев.

  3. Шествующий с одной поднятой лапой, но лицом в анфас — леопард.

  4. стоящий на двух задних лапах лицом в анфас — львиный леопард.

И обязательно должен присутствовать высунутый язык, ибо пасть без видного языка это символ униженного, побеждённого льва.

И под закуску — символика в алхимии: зелёный лев обозначал универсальный растворитель (смесь соляной и азотной кислоты). В некоторых алхимических трактатах так же обозначался оксид свинца или массикот. А в книге «Розарий философов» лев называется «нашей ртутью», то есть самой первоматерией, из которой собственно и состоят все известные металлы. Как лев в средневековых бестиариях — главный среди зверей, так и первоматерия — главная субстанция в мире металлов. По сюжету трактата золото пытается оспорить первенство ртути, которая отвечает: «Но ведь я тебя зачала, и ты родилось из меня».


Автор текста и фотографий Николай Телегин. (большая часть материала сдраена из статьи Н.В. Буцких «Символика льва в древнерусском искусстве»)


Категория: Этнография   Теги: Резьба и роспись, Русский Север   Автор: Телегин Николай

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.